Рабочая программа факультатива Литературное краеведение 11 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Широковская школа» Симферопольского района Республики Крым

ул.Ленина , д.11, с.Широкое, Симферопольский район, РК, 297510

тел: 0(652) 32-48-40 , е-mail : [email protected] , КОД ЄДРПОУ 24404357


РАССМОТРЕНО

на заседании МО

социально-гуманитарного цикла

Протокол № от ___________


Руководитель МО:

Соловьёва Т.И.__________

СОГЛАСОВАНО

Замдиректора поУВР:


Скорик М.В.___________


«___»__________ 2015г

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

Приказ от _______ № _____










Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

факультатива «Литературное краеведение» (часть 2)





Класс: 11

Уровень образования: среднее (полное) общее образование

Срок реализации программы: 2015 /2016 гг.

Количество часов по учебному плану:

всего - 34 ч/год; 1ч/неделю


Планирование составлено на основе: Программы спецкурса «Литературное краеведение» (утверждена коллегией Министерства образования и науки АРК 26.12.2007 года № 6/14)

Рабочую программу составила: Соловьёва Татьяна Ивановна







с. Широкое 2015 г.

Пояснительная записка

Задачи повышения роли литературы в образовании и воспитании молодого поколения настоятельно требуют использования всех направлений, видов и форм работы. Особую актуальность при этом приобретает изучение литературного краеведения в рамках курса по выбору (или факультатива).

Ценность курса литературного краеведения заключается в том, что он, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь

литературы с жизнью.

Знакомство с жизнью и творчеством писателей, посетивших Крым, дает возможность учащимся лучше понять художественную правду их произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств.

Параллельное изучение национальной и русской литературы в школах Республики Крым, многочисленные примеры взаимосвязи культур разных народов являются благодатной почвой для патриотического и интернационального воспитания.

Ознакомление с литературой, воспевающей природу Крыма, национальные традиции, куль- туру и быт его народов, исторические реалии, нравственные и духовные ценности, вызывает чувство гордости за свой родной край.

Программа спецкурса «Литературное краеведение» (утверждена коллегией Министерства образования и науки АРК 26.12.2007 года № 6/14), по которой составлен сборник, считана на учащихся 10-11 классов учреждений образования всех типов.

Реализуя цели программы:

образовательную, которая достигается путем ознакомления учащихся с творчеством писателей, чья судьба и творческий путь пересеклись с Крымом; воспитывающую, которая достигается путем повышения интереса к местному литературному материалу, стимулирования творческой, поисковой деятельности учащихся, педагоги города Симферополя составили учебно-методическое пособие для

обеспечения практическим и дидактическим материалом учащихся и педагогов, занимающихся по программе данного спецкурса.

Программа состоит из двух частей: «Литературное краеведение: часть 1 (10 класс)»;

«Литературное краеведение: часть 2 (11 класс)».

Данная программа представляет материал 2 части пособия и предназначена для учителей и учащихся, работающих по программе спецкурса в 11 классе.

В сборнике к данной программе предложены историко-литературоведческие материалы к литературе 20 века. В связи с ограниченным количеством часов факультатива (1 час в неделю) невозможно в полном объеме представить творчество писателей, соприкасавшихся с Крымом на таком длительном отрезке времени. Поэтому данные материалы могут служить одним из вариантов

знакомства с литературной картой полуострова.

Все занятия построены по единой схеме.

Список литературы, посвященной данной теме (учебная, художественная, методическая, и историческая).

Исторический (историко-биографический) комментарий к теме. Литературоведческий комментарий; литературный анализ. Интересные факты из

жизни и творчества писателя «Это интересно». Фоторяд к теме.

Приложения (тексты, фотографии, словари, пояснения).

Предлагаемые занятия построены в форме уроков или материалов к ним, экскурсий, конференций, литературно-поэтических гостиных.

Ценность сборника в том, что в нем впервые систематизирован литератур, методический материал по литературному краеведению в хронологическом порядке и

в доступном для учащихся изложении.

Программа предполагает параллельное и углубленное изучение отдельных тем в рамках курса «Литература», вместе с тем она дает возможность познакомиться с творчеством писателей, чьи произведения не вошли в обязательный круг чтения. Данный курс имеет и практическую направленность, так как позволяет учащимся углубить знания по теории литературы, по вопросам анализа художественного произведения.

В программе предусмотрена связь с другими учебными предметами и курсами: историей, географией, МХК и другими. Краеведческий подход с использованием межпредметных связей способствует формированию у школьников активной гражданской позиции и расширяет представление обучающихся о своем регионе.


Содержание курса

(34 ч; 1 час в неделю)


11класс

Введение (1час)

Основные тенденции развития литературы в Крыму на рубеже ХIХ и ХХ веков.

Литературно- художественные произведения, поэзия, публицистика. Обзор крымских литературно- художественных газет, журналов, альманахов.

Литература ХХ века. (30 часов)

И.А. Бунин (2 часа). Стихотворения «Кипарисы», «На поднебесном утесе», «Байдарская долина», «На морском берегу, на скале», «…Светает…Над морем, под пологом туч…», «Учан-Су», «К прибрежью моря длинная аллея…». Вечность красоты природы. Художественное совершенство стихов. Повесть «Лика», автобиографический характер повести.

А.И.Куприн (1 час). Своеобразие таланта писателя. Очерки «Листригоны» - вдохновенная поэма о море, мужественных людях, спокойно переносящих невзгоды и привыкших к опасностям.

С.Я.Надсон (1 час). Трагическая судьба поэта. «У моря», «На юг, говорили друзья мне, на юг». Разлад между поэтическими порывами и грубой действительностью. Скорбь, скепсис, растерянность лирического героя произведений С.Я.Надсона как отражение событий своей эпохи.

К.Бальмонт (1 час). Сведения о поэте. «Чары месяца». Нерасторжимая связь человека с природой. Сопоставление явлений природы и человеческой духовной жизни.

В.Брюсов (1час). Дневниковые записи, цикл стихов «Крым. Черное море» - пейзажные миниатюры. Лиризм, искренность чувств. Неразрывность человеческого бытия и природы.

М.Волошин (1час). Очерк жизни и творчества. Цикл «Киммерийская весна». Отражение творческой индивидуальности поэта в его стихах. Многоплановость и символичность образов. Стихотворение «Дом поэта». Тема Родины и революции, гуманизм поэта.

М.Цветаева (1час). Раннее творчество. Сборник «Юношеские стихи». «Встреча с Пушкиным». «Уж сколько их упало в эту землю». Романтическое мировосприятие, влюбленность в жизнь. Образ лирического героя, своеобразие поэтического стиля.

А.Ахматова (1час). Поэма «У самого моря». Романтические мотивы в ранней лирике Напряженность любовного чувства, соединение внешних примет времени с переживаниями героини

Д.Бедный ( 2 час). «Красная конница на южном фронте». Э.Багрицкий «Пятьдесят первая». Н.Тихонов «Перекоп». Романтизация подвига и борьбы за новую жизнь.

К.А.Тренев (1час). Сведения о писателе. Пьеса «Любовь Яровая» - правдивый рассказ о событиях гражданской войны. Борьба двух непримиримых идеологий. Цельность характера главной героини. Красочность и многообразие речевых характеристик.

И.С.Шмелев (2 часа). Очерк жизни и творчества. «Солнце мертвых»- трагический эпос о гражданской войне; взлеты и падения человеческого духа, гуманистическая патетика. Художественная роль документа и публицистического начала. Гражданская позиция писателя, пронзительный гуманизм повести.

М.Горький (1час). «Крымские эскизы». Отражение крымских встреч в рассказах. Поиски решения нравственных проблем. Очерк «Херсонес Таврический». Призыв писателя к бережному отношению к историческим памятникам. Актуальность темы для наших дней.

В.В.Маяковский (1час). Стихотворения «Последняя страничка гражданской войны», «Канцелярские привычки», «Земля наша обильна». Гражданская позиция поэта. Сатирическое изображение негативных явлений действительности.

Остап Вишня (1час). Юморески «Вишневі усмішки кримські». Наблюдательность, оптимизм, любовь к природе, человеку, мягкий юмор писателя.

С.Н. Сергеев-Ценский (1час). Сведения о писателе. Рассказы «Старый врач», «В снегах», «Хитрая девчонка» (на выбор). Реализм изображаемых событий. Восхищение мужеством простых людей.

И.Сельвинский (2часа). Очерк жизни и творчества. Стихотворения «Юность», «Осень», «Экспериментальное». Сборник стихов «О времени, о судьбах, о любви». Восторженная влюбленность в жизнь. Живописность, любование морской стихией. Особенности стихосложения, звукопись. Тема Великой Отечественной войны в стихотворениях «Крым», «Севастополь», «Аджимушкай». Психологическая проникновенность и напряженный драматизм в стихотворениях.

С.Васильев. «Крымский партизан», В. Тушнова «Слава», С. Алымов «Черное море». Восхищение мужеством павших героев, гуманизм произведений. (1час).

М.Бирюков (1час). «Чайка». Документальность произведений. Воспевание патриотизма и героизма в повести.

А.И.Домбровский (1час). «Птицы ничего не расскажут». Сведения о писателе. Своеобразие раскрытия темы Великой Отечественной войны.

Ю. Друнина (1час). Очерк жизни и творчества. Стихотворения «Не радуюсь я сорванным цветам», «Гимн дворнягам», «Пираньи», «Черный лес». Гражданская позиция поэта. Поэма «Аджимушкай», стихотворение «В бухте». Осмысление военной темы, глубина и яркость переживаний.

А.Вознесенский (1час). Сведения о поэте. Поэма «Ров». Документальная основа поэмы. Художественное своеобразие поэмы. Тема ответственности человека за настоящее и будущее.

К.Паустовский (1час). Сведения о писателе. «Я твердо верил в бессмертие мысли..» (Литературные портреты). Наблюдательность, психологизм, яркость и выразительность языка.

Е. Криштоф (2часа). «Сто рассказов о Крыме» или сборник рассказов «Крымские каникулы» (составитель Литвинова А.Л.) (по выбору учителя). Многообразие тем, сюжетов, образов. Гордость за свой народ, вера в него.

«Моя земля - земля моих отцов» (тема Родины в творчестве крымских поэтов, А. Милявский «Крымские этюды», А.Лесин «Рубежи»).( 1 час).

Тенденции развития современной художественной литературы Крыма (2 часа)

(обзор)

Итоговый урок (1час)









Календарно-тематическое планирование


Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Фактически

1

Введение

Основные тенденции развития литературы в Крыму на рубеже ХIХ и ХХ веков.

Литературно- художественные произведения, поэзия, публицистика. Обзор крымских литературно- художественных газет, журналов, альманахов.


1



2

И.А. Бунин. Стихотворения «Кипарисы», «На поднебесном утесе», «Байдарская долина», «На морском берегу, на скале», «…Светает…Над морем, под пологом туч…», «Учан-Су», «К прибрежью моря длинная аллея…». Вечность красоты природы. Художественное совершенство стихов.

1



3

И.А. Бунин. Повесть «Лика», автобиографический характер повести.


1





4

А.И.Куприн. Своеобразие таланта писателя. Очерки «Листригоны» - вдохновенная поэма о море, мужественных людях, спокойно переносящих невзгоды и привыкших к опасностям.


1



5

С.Я.Надсон. Трагическая судьба поэта. «У моря», «На юг, говорили друзья мне, на юг». Разлад между поэтическими порывами и грубой действительностью. Скорбь, скепсис, растерянность лирического героя произведений С.Я.Надсона как отражение событий своей эпохи.


1



6

К.Бальмонт. Сведения о поэте. «Чары месяца». Нерасторжимая связь человека с природой. Сопоставление явлений природы и человеческой духовной жизни.


1



7

В.Брюсов. Дневниковые записи, цикл стихов «Крым. Черное море» - пейзажные миниатюры. Лиризм, искренность чувств. Неразрывность человеческого бытия и природы.


1



8

М.Волошин. Очерк жизни и творчества. Цикл «Киммерийская весна». Отражение творческой индивидуальности поэта в его стихах. Многоплановость и символичность образов. Стихотворение «Дом поэта». Тема Родины и революции, гуманизм поэта.


1



9

М.Цветаева. Раннее творчество. Сборник «Юношеские стихи». «Встреча с Пушкиным». «Уж сколько их упало в эту землю». Романтическое мировосприятие, влюбленность в жизнь. Образ лирического героя, своеобразие поэтического стиля.


1



10

А.Ахматова. Поэма «У самого моря». Романтические мотивы в ранней лирике Напряженность любовного чувства, соединение внешних примет времени с переживаниями героини

1



11-12

Д.Бедный. «Красная конница на южном фронте». Э.Багрицкий «Пятьдесят первая». Н.Тихонов «Перекоп». Романтизация подвига и борьбы за новую жизнь.


2



13

К.А.Тренев. Сведения о писателе. Пьеса «Любовь Яровая» - правдивый рассказ о событиях гражданской войны. Борьба двух непримиримых идеологий. Цельность характера главной героини. Красочность и многообразие речевых характеристик.


1



14-15

И.С.Шмелев. Очерк жизни и творчества. «Солнце мертвых»- трагический эпос о гражданской войне; взлеты и падения человеческого духа, гуманистическая патетика. Художественная роль документа и публицистического начала. Гражданская позиция писателя, пронзительный гуманизм повести.


2



16

М.Горький. «Крымские эскизы». Отражение крымских встреч в рассказах. Поиски решения нравственных проблем. Очерк «Херсонес Таврический». Призыв писателя к бережному отношению к историческим памятникам. Актуальность темы для наших дней.


1



17

В.В.Маяковский. Стихотворения «Последняя страничка гражданской войны», «Канцелярские привычки», «Земля наша

обильна». Гражданская позиция поэта. Сатирическое изображение негативных явлений действительности


1




18

Остап Вишня. Юморески «Вишневі усмішки кримські». Наблюдательность, оптимизм, любовь к природе, человеку, мягкий юмор писателя.


1



19

С.Н. Сергеев-Ценский. Сведения о писателе. Рассказы «Старый врач», «В снегах», «Хитрая девчонка» (на выбор). Реализм изображаемых событий. Восхищение мужеством простых людей.


1



20-21

И.Сельвинский. Очерк жизни и творчества. Стихотворения «Юность», «Осень», «Экспериментальное». Сборник стихов «О времени, о судьбах, о любви». Восторженная влюбленность в жизнь. Живописность, любование морской стихией. Особенности стихосложения, звукопись. Тема Великой Отечественной войны в стихотворениях «Крым», «Севастополь», «Аджимушкай». Психологическая проникновенность и напряженный драматизм в стихотворениях.


2



22

С.Васильев. «Крымский партизан», В. Тушнова «Слава», С. Алымов «Черное море». Восхищение мужеством павших героев, гуманизм произведений.

1



23

М.Бирюков. «Чайка». Документальность произведений. Воспевание патриотизма и героизма в повести.


1



24

А.И.Домбровский. «Птицы ничего не расскажут». Сведения о писателе. Своеобразие раскрытия темы Великой Отечественной войны.


1



25

Ю. Друнина. Очерк жизни и творчества. Стихотворения «Не радуюсь я сорванным цветам», «Гимн дворнягам», «Пираньи», «Черный лес». Гражданская позиция поэта. Поэма «Аджимушкай», стихотворение «В бухте». Осмысление военной темы, глубина и яркость переживаний.


1



26

А.Вознесенский. Сведения о поэте. Поэма «Ров». Документальная основа поэмы. Художественное своеобразие поэмы. Тема ответственности человека за настоящее и будущее.


1



27

К.Паустовский. Сведения о писателе. «Я твердо верил в бессмертие мысли..» (Литературные портреты). Наблюдательность, психологизм, яркость и выразительность языка

1






28-29

Е. Криштоф. «Сто рассказов о Крыме» или сборник рассказов «Крымские каникулы» (составитель Литвинова А.Л.) (по выбору учителя). Многообразие тем, сюжетов, образов. Гордость за свой народ, вера в него.

2



30-31

«Моя земля - земля моих отцов» (тема Родины в творчестве крымских поэтов, А. Милявский «Крымские этюды», А.Лесин «Рубежи»)

2





32-33

Тенденции развития современной художественной литературы Крыма (обзор).


2



34

Итоговый урок.

1




ОБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭКСКУРСИИ

Заочные экскурсии:

И. А. Бунин(Литературно-мемориальный музей, г. Елец; Музей,г. Орёл);

А.И. Куприн(Музей, с. Наровчат Пензенской обл.);

М. Горький (Литературный музей, Москва; Мемориальный музей-квартира, Москва; Литературно-мемориальный музей, г. Казань; Литера-турный музей (филиал - «Домик Каширина»), г. Нижний Новгород);

А.А. Ахматова («Фонтанный дом» (усадьба Шереметевых),Санкт-Петербург);

В.В. Маяковский (Музей, Москва);

М. И. Цветаева(Музей-квартира, Москва; Цветаевский мемориальный комплекс, г. Елабуга, Республика Татарстан);

Очные экскурсии:

М.И. Цветаева (Дом-музей, Феодосия), М. Волошин ( Дом-музей, Коктебель), А. Ахматова ( Дом-музей, Севастополь), А. И. Куприн ( Музей, Балаклава), И.А.Бунин ( Памятные места на ЮБК),И. Сельвинский ( Дом-музей, Симферополь).


Литература

1. Гаврилов В.Н. Уроки по литературе родного края. Учебно-методическое пособие. - Симферополь, 2007.

2.Дегтярев П. А., Вуль Р. М. У литературной карты Крыма. Литературно-краеведческие очерки. Симферополь: Крым, 1965.

3. Криштоф Е.Г. Сто рассказов о Крыме. - Симферополь: Таврия, 1978.

4.Крым. Поэтический атлас: Справ, туриста и краеведа / Сост. А. Н. Рудяков, В. П. Казарин; авт. вступ. ст. и справ, материалов А. Н. Рудяков; худож. В. И. Жерибор, В. И. Верещак; ил. худож­ников и фотографов XVIII - XX вв. - Симферополь: Таврия, 1989

5.Крымский пейзаж в творчестве художников: Альбом /Авт.вступ.ст. и сост. Р. Д. Бащенко. - К.: Мистецтво, 1990.

6. Кунцевская Г.Н. Благословенная Таврида. Крым глазами великих русских писателей / Г.Н.Кунцевская. - Симферополь: Таврия, 2008.

7.Лавров В.В., Богоявленская И.М.Антология крымской поэзии XX века. В 2-х частях. - Симферополь: НАТА, 2007.

8. Легенды Крыма. - Симферополь, 1990.

9.Лихачев Д. С. Русская культура. - М.: Искусство, 2000.

10.Навеянные Крымом строки. Справочник - путеводитель //Симферополь, 1978.

11.Спутник краеведа / [Сост. С. К. Сосновский, А. А. Столбунов]. - Симферополь: Таврия, 1978. > Крым в русской литературе. Сб. в двух томах. - Симферополь: Крымиздат, 1948-1949.

12.Урсу Д.П. Деятели крымскотатарской культуры / Сост. Д.Урсу. - Симферополь, 1999.

13.Широков В.А. Симферополь. Улицы рассказывают. - Симферополь: Таврия, 1983.




© 2010-2022