Урок закрепления знаний по правописанию глаголов через связь с профессией (1 курс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор:

Сергеева Зинаида Порфирьевна

Место работы, должность:

Мариинско - Посадский технологический техникум Минобразования Чувашии, преподаватель русского языка и литературы

Регион:

Чувашская Республика

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Среднее профессиональное образование

Целевая аудитория:

Курс (ы):

1

Предмет(ы):

Русский язык

Цель урока:

Повторение и обобщение знаний учащихся о глаголе как о части речи.

Тип урока:

Урок моделирования и преобразования модели (урок обобщения и систематизации знаний)

Учащихся в классе (аудитории):

22

Используемые учебники и учебные пособия:

1. Власенков А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова.-13-е изд.-М.: Просвещение, 2007.-383с.

2.Антонова Е.С. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. Проф. Образования/ Е.С Антонова, Т.М. Воителева.- 4-е издание., - М.: Издательский центр «Академия», 2013.-384 с.

3. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб. Пособие для нач. и сред. Проф. Образования/Т.М. Воителева.-3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.-224с.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 23 изд., испр. - М.: Рус.яз., 1990. - 917 с.

Используемое оборудование:

Учебники русского языка, тексты с заданиями, лист оценивания, компьютер.

Используемые ЦОР:

Ресурсы сети Интернет для выполнения домашнего задания.

Краткое описание:

Урок закрепления знаний по правописанию глаголов через связь с профессией.

Открытый урок по теме: «Значение, грамматические признаки и правописание глаголов». Лексическая тема «Готовлюсь к профессии».

Образовательная цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся о глаголе как о части речи.

Задачи:

· Систематизировать знания учащихся о правописании глаголов;

· Закрепить умения правописания глаголов;

· Содействовать подготовке к профессиональной деятельности.

Развивающая цель урока: развитие умения употребления глаголов в речи учащихся

Задачи:

· развивать умение употреблять глагол в речи;

· развивать культуру речи;

· развивать логическое мышление;

· развивать умение оценивать свою работу.

Воспитывающая цель урока: воспитание любви к избранной профессии через изучаемый предмет

Задачи:

· содействовать воспитанию любви к русскому языку;

· воспитывать уважение к избранной профессии;

· осуществлять межпредметную связь.

Тип урока: Урок моделирования и преобразования модели (Урок закрепления и обобщения знаний, умений и навыков).

Методы: индивидуальный, фронтальный, групповой.

Конспект урока.

1. Организационный момент (1 мин).

Добрый день! Я поздравляю вас с тем, что вам предоставляется очередной шанс блеснуть перед аудиторией компетентных слушателей своими знаниями, умениями, навыками, показать аналитические и творческие способности, высказать свою точку зрения и, внимательно выслушав товарища, сделать полезные выводы по вопросам, которые мы сегодня затронем. Открытый урок для нас - это всегда праздник!

2. Введение в тему урока (3 мин)

-Давайте мысленно перенесемся в лабораторию.

-Что мы видим? Какие предметы? (Предполагаемые ответы учащихся: кастрюли, тарелку, плиты…)

-Представьте, что на столе продукты для приготовления борща. Называем их (Предполагаемые ответы учащихся: свекла, картошка, лук…)

-Что нам необходимо делать с этими продуктами, чтобы приготовить вкусный борщ? Оформим в виде кластера (Предполагаемые ответы учащихся: чистить, варить, пассировать, нарезать…) (учащиеся называют глаголы, преподаватель записывает ответы в виде кластера на доске)

Урок закрепления знаний по правописанию глаголов через связь с профессией (1 курс)Урок закрепления знаний по правописанию глаголов через связь с профессией (1 курс)Урок закрепления знаний по правописанию глаголов через связь с профессией (1 курс)Урок закрепления знаний по правописанию глаголов через связь с профессией (1 курс)Урок закрепления знаний по правописанию глаголов через связь с профессией (1 курс)Урок закрепления знаний по правописанию глаголов через связь с профессией (1 курс)Урок закрепления знаний по правописанию глаголов через связь с профессией (1 курс)

нарезать

почистить

шинковать

пассировать

кипятить




- Молодцы! Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. О чем пойдет речь дальше. (Предполагаемый ответ учащихся: о глаголах, о правописании глаголов) Итак, тема нашего урока «Значение, грамматические признаки и правописание глаголов».

3. Повторение изученного о глаголе (4 мин)

Приглашаю вас на блиц-опрос «Это ты знаешь» (вопросы проецируются на экран). Закончите предложения:

1) Глагол- это ...

2) Глаголы обозначают ...

3) Глаголы отвечают на вопросы ...

4) В предложении глагол чаще всего бывает ...

5) Глаголы изменяются по... и по ...

4. Определение цели урока и распределение по группам (1 мин)

- Какую сторону по глаголу мы не рассмотрели? (Предполагаемый ответ: правописание глаголов).

- Цель нашего урока: Систематизировать знания о правописании глаголов. Для этого мы распределимся на 5 групп (можно разделить по кружочкам разного цвета, лежащим на партах).

5. Работа в группах (16,5 мин). Раздается:

1. Пакет с заданиями: 1) - задание, 2) - рабочий лист (приложение 1), 3) - схема выступления (приложение 2), 4) - оценочный лист.

2. Учебники и учебное пособие.

-Вам необходимо выполнить предложенные задания. Задания для вас я приготовила вместе с педагогами и мастерами производственного обучения. (Чтение и распределение заданий).

- Чтобы приготовить, например, шоколад, необходимо знать технологию приготовления шоколада, то есть если вы перепутаете последовательность добавления ингредиентов, то вы не достигните желаемого результата. Так и здесь, чтобы правильно выполнить задания, необходимо составить алгоритм действий, что за чем необходимо выполнить. Сначала составьте алгоритм своих действий для выполнения задания (приложение 3).

Примечание: учащиеся могут сверить свой алгоритм выполнения заданий с готовым алгоритмом.

- Выполните задания в черновиках, а после - в рабочих листах.

Я верю, что вы хорошо выполните все задания. Желаю вам успеха.

Задания

Задание 1 от Татьяны Анатольевны, педагога-психолога училища

-Уважаемые учащиеся, вы все знаете пословицу «Не помучишься - не научишься». Я верю, что вы выполните задание на «отлично». Прочитайте текст.

Фальшивый поросенок.

Приготовление.

1.Кабачок вымыть и по необходимости очистить. Разрезать поперек и вынуть семена.

2. Приготовить начинку. Лук и морковь слегка обжарить на масле вместе с фаршем. Добавить рис, соль, перец.

3. Половинки кабачка заполнить фаршем и соединить.

4. Тесто раскатать, завернуть в него кабачок и защепить края.

5. Вылепить пятачок, уши, хвостик. Глазки сделать из перца. Положить на смазанный маслом противень и выпекать до готовности.

(Из журнала «Люблю готовить»)

  • Все глаголы в рецепте поставьте в повелительном наклонении. Объясните правописание глаголов в повелительном наклонении (учащиеся повторяют правила по учебникам).

  • Объясните значение слов салат, ингредиент (учащиеся работают со словарями).

  • Напишите рецепт салата, где главным компонентом будет капуста, глаголы должны быть в форме…(Подсказка: см. на тему урока).

Желаю успеха!



Задание 2 от Ольги Сергеевны, мастера производственного обучения

-Уважаемые учащиеся, повара должны быть грамотными. Верю, что вы справитесь с заданием. На рисунке показан алгоритм приготовления блюда.

  • Определите, какие продукты необходимы для приготовления блюда. Урок закрепления знаний по правописанию глаголов через связь с профессией (1 курс)

  • Опишите ход работы, употребляя глаголы в неопределенной форме.

  • Дайте название блюду.

  • Объясните значение слов шинковать, лаваш, рулет (учащиеся работают со словарями).

  • Расскажите о глаголах неопределенной формы (учащиеся повторяют правила по учебникам)

Желаю успеха!






Задание 3 от Алены Петровны, преподавателя спецдисциплин

-Я люблю готовить в горшочках. Такая еда и полезна, и вкусна.

Вы уже знаете, что перед глаголами никогда не стоят предлоги. Но в русском языке, кроме предлогов, есть ещё частицы. Одна из самых распространённых - частица не.

Расскажите, какие секреты должна знать каждая хозяйка, чтобы приготовить блюдо в горшочках. Помните, что тема вашего задания «Правописание не с глаголами»

Чудо горшочки

На Руси с давних времен готовили пищу в глиняных сосудах, знали и умело пользовались всеми прелестями и преимуществами этого способа, коих немало. Во-первых, глиняные стенки нагреваются медленно и равномерно, заставляя пищу не вариться, а томиться. Поэтому в готовом блюде сохранится много витаминов и полезных веществ, к тому же вы можете совсем не использовать масло, и в результате получится обезжиренный, практически диетический продукт.

Другое несомненное преимущество «горшочной» кулинарии - отсутствие необходимости что-то постоянно помешивать и переворачивать - достаточно просто положить продукты в горшок, а всю работу за вас он сделает сам. Вот так все просто, следует только учесть несколько важных моментов. Что необходимо учесть?

  • Оформите рубрику «Несколько важных «НЕ».

  • Объясните значение слов вариться и томиться, диетический

  • Расскажите о правописании глаголов с НЕ (учащиеся повторяют правила по учебникам)

Желаю успеха!

Задание 4 от Елены Павловны, методиста училища

- Прочитайте отрывок из весёлого стихотворения Э. Успенского «Окончания глаголов».

Как же быть с этим знаком,

Ставить его или нет?

Надо, чтоб сами глаголы

Людям давали ответ.

- Как вы понимаете слова писателя о том, что сами глаголы должны давать ответ, когда в них следует писать -тся, а когда - ться?

- Как вы уже догадались, тема задания «Правописание глаголов на -ТЬСЯ и ТСЯ».

  • Прочитайте стихотворение, найдите предложения, где имеются глаголы на -ТЬСЯ и -ТСЯ.

На доброе слово
Не надо скупит…ся.
Сказать это слово -
Что дать напит…ся.
Со словом обидным
Нельзя торопит…ся, чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.

  • Расскажите о правописании -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах (учащиеся повторяют правила по учебникам).

  • Вставьте необходимые буквы.

  • Объясните значение слов скупиться, стыдиться (учащиеся работают со словарями).

  • Раскройте смысл стихотворения. Обоснуйте свой ответ письменно.

Желаю успеха!

Задание 5 от автора учебного пособия Воителевой Т.М. (упражнение 235, стр. 106)

  • Прочитайте инструкцию, объясняющую, как в древности на Руси готовили сливочный пломбир.

  • Как вы думаете, изменилась ли технология приготовления пломбира и с чем это связано?

  • Замените неопределенную форму глагола формой 1-ого лица множественного числа, затем формой 3-его лица с добавлением постфикса -ся. Как меняется тональность высказывания? Запишите один из измененных вариантов.

  • Расскажите о спряжении глаголов.

  • Объясните значение слов сливки, цукаты (учащиеся работают со словарями).

6Урок закрепления знаний по правописанию глаголов через связь с профессией (1 курс). Физкультминутка «Гимнастика для глаз» (0,5 мин)

7. Выступление (10 мин) представителей групп по схеме (приложение 2).

8. Оценка выступлений (3 мин)

1. «Скажи - это здорово» и «Сделали бы так» (Каждая группа оценивает выступление других, обязательно отметит, что очень понравилось и на что стоит обратить внимание, предлагает свою точку зрения, например, здорово, что раскрыли секрет приготовления блюда в горшочках. Алгоритм правописания не с глаголами сделал бы по-другому, а именно…(предлагается свой вариант).

2. Оформите лист оценивания. Оцените работу других групп (ставятся оценки по пятибалльной системе) (приложение 4)

Урок закрепления знаний по правописанию глаголов через связь с профессией (1 курс)Урок закрепления знаний по правописанию глаголов через связь с профессией (1 курс)Урок закрепления знаний по правописанию глаголов через связь с профессией (1 курс)

9. Подведение итогов урока

1) Рефлексия (5 мин) (выводится на экран):

Продолжи предложение (Учащиеся последовательно используют каждый пункт. Может отвечать 1 учащийся или члены группы) (Задание выводится на экран):

Сегодня на уроке я узнал …

Теперь я могу …

Было интересно…

Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся…

2) Выставление оценок с мотивировкой

10. Домашнее задание (1 мин):

1) В Интернете найдите любой номер журнала «Кулинарный практикум», выпишите рецепт приготовления блюда, подчеркните глаголы, значение непонятных слов определите по словарю и приготовьте сообщение по теме (форма произвольная).

2) На сайте lib.repetitors.eu/russkiy выполните тестовые задания (подготовка к проверочной работе).

Приложение 1

Рабочий лист

Группа……………………………………………………………………………………………..

Тема……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………













Приложение 2

1. Тема выступления

2. Правило в виде алгоритма (можно использовать другие формы)

3. Словарная работа

4. Представление практической работы (в произвольной форме)



Приложение 3

Пример алгоритма выполнения задания:

1. Знакомство с заданием и текстом.

2. Обсуждение содержания текста.

3. Определение проблемы.

4. Выявление учащимися недостающих знаний. Работа с учебниками (правила правописания глаголов).

5. Составление алгоритма правописания.

6. Выполнение задания.

7. Оформление результатов.

8. Защита выполненной работы.

9. Подведение итогов.











Приложение 4

Лист оценивания выступления групп

Урок закрепления знаний по правописанию глаголов через связь с профессией (1 курс)Урок закрепления знаний по правописанию глаголов через связь с профессией (1 курс)Урок закрепления знаний по правописанию глаголов через связь с профессией (1 курс)Урок закрепления знаний по правописанию глаголов через связь с профессией (1 курс)Урок закрепления знаний по правописанию глаголов через связь с профессией (1 курс)

© 2010-2022