- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Составление кластера на уроках литературы в рамках реализации системно-деятельностного подхода
Составление кластера на уроках литературы в рамках реализации системно-деятельностного подхода
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Руденко М.А. |
Дата | 09.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Составление кластера на уроках литературы в рамках реализации системно-деятельностного подхода.
Руденко М.А.,
учитель русского языка
и литературы, МБОУ
«СОШ № 1» г. Мариинска.
В современном обществе в жизни школьников роль книги потеряла былое значение, всё чаще круг их интересов ограничен компьютерными играми и общением в социальных сетях. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных форм, методов, приёмов обучения литературе, способных активизировать познавательную активность обучающихся.
Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально - ценностной позиции школьника. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию обучающихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для реализации этой цели использую составление кластеров на различных этапах урока.
«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.
В процессе работы по составлению кластера выделяю следующие этапы:
-
целеполагание;
-
анализ содержания произведения;
-
определение центрального понятия, ключевого образа произведения;
-
определение структурно-логических внутритекстовых связей;
-
подведение итогов, формулирование основной идеи произведения.
Примером может служить кластер по стихотворению Н.Рубцова «Тихая моя родина».
В качестве центрального понятия закодированы ключевые слова «Жизнь - цикл - равновесие», в процессе последовательного изучения содержания стихотворения, цитирования отдельных фраз раскрывается основная идея автора: «Цикличность ведёт к бесконечности, понимание смысла жизни невозможно без осознания человеком «смертной» связи с Родиной».
Кластер другого рода раскрывает «образ маленького человека» в русской литературе на примере рассказа А.Пушкина «Станционный смотритель».
В процессе составления данного кластера обсуждается система образов произведения, осуществляется анализ их душевного состояния, выявляются закономерности их поступков, подводится итог осмысления образа главного героя как типичного «маленького человека», находящегося в непримиримом конфликте с окружающей действительностью.
Допускаю свободную организацию графического пространства представления смыслового поля произведения, например, кластер по произведению В.Распутина «Уроки французского» - это взаимосвязь внешних и внутренних оболочек образа главного героя, отражающая взросление, становление его характера.
Подводя итог такой работе, обучающиеся приходят к выводу, что в произведении отражена извечная борьба добра и зла, самые мучительные сражения которых происходят не во внешнем мире, а в сердце каждого человека в решающие, переломные годы его жизни. Именно здесь, в период взросления, вступления во взрослую жизнь решается главный вопрос: на какой, светлой или тёмной, стороне останется человек, не потянет ли его в пропасть неспособность противостоять жестокому миру? Исход этой борьбы может решить добрый человек (воплощение доброты), который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь.
Таким образом, составление кластера на уроке литературы способствует не только раскрытию идейного содержания художественного произведения, но и осмысленному деятельностному подходу обучающихся к осмыслению текстов. Помимо структурирования нового материала, кластеры целесообразно использовать при повторении и закреплении, а также в качестве опоры при написании творческих работ.
Данный приём позволяет визуализировать мыслительный процесс обучающихся, активизировать их познавательную активность, развивать интерес к изучению литературы, добиваться качественных предметных результатов, как в познавательной сфере, так и в ценностно-ориентационной.
Литература
-
Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения [Текст] /И. Гревцова // Школьные технологии, № 6, 2003.- С. 4-5
-
Кудрявцева, Н.Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения [Текст] /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора, №4,2011.-С.13-27.
-
Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. Ученик в обновляющейся школе. [Текст] / А.В. Хуторской // Сборник научных трудов. - М.: ИОСО РАО, 2002. - С. 135-157.