Тетрадь с печатной основой по русскому языку

Тетрадь с печатной основой предназначена учащимся по профессии «Машинист локомотива» для отработки навыков грамотного письма, постановки знаков препинания. Цель этого пособия в том, чтобы, повторяя правила по русскому языку, донести до учащихся, что машинист – это достойная профессия, требующая трудолюбия, дисциплины. Выбор профессии – это не только определение той работы, которой каждый будет заниматься. Это ещё и раздумья о гражданском долге перед страной и народом, о будущем месте каждого в общем рабочем строю.   Данное пособие способствует обогащению лексикона учащихся, точному, конкретному подбору слов и выражений для передачи своих мыслей в ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГТетрадь с печатной основой по русскому языкуосударственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Профессиональный лицей №6


Тетрадь с печатной основой по русскому языку



Тетрадь

с печатной основой

учащегося I курса

ПЛ №6

г. Владивостока




_________________________________

фамилия, имя



Владивосток 2010

Березовская Э.Г.

Русский язык. Тетрадь с печатной основой для учащихся I курса ПЛ №6 по профессии «Машинист локомотива».

Тетрадь с печатной основой предназначена учащимся по профессии «Машинист локомотива» для отработки навыков грамотного письма, постановки знаков препинания.

Система упражнений включает в себя тексты профилированного курса русского языка, помогающие пробудить интерес к выбранной профессии, элементы развития речи.

Рецензент

Технический редактор




г. Владивосток, Амурская, 90,

Профессиональный лицей №6


Введение


Нелегко заслужить право называться машинистом.

Для этого нужно долго и упорно учиться, много знать и уметь.

(Из сочинения учащегося)

Цель этого пособия в том, чтобы, повторяя правила по русскому языку, донести до учащихся, что машинист - это достойная профессия, требующая трудолюбия, дисциплины. Выбор профессии - это не только определение той работы, которой каждый будет заниматься. Это ещё и раздумья о гражданском долге перед страной и народом, о будущем месте каждого в общем рабочем строю.

Данное пособие способствует обогащению лексикона учащихся, точному, конкретному подбору слов и выражений для передачи своих мыслей в устной или письменной форме. Предлагаемый материал позволяет развить интерес к будущей профессии, приблизить обучение к жизни во всем многообразии её форм и проявлений.

2

§1 Правописание безударных гласных, сомнительных согласных в корне слова.

Справка: см. таблицы стр. 2,4 [1]

Упражнение 1.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Мы с тобою стоим на пл..тформе н..чной

Под искрящимися ог..ньками.

Время быстро пройдет и гудок загудит -

Эл..ктричка приедет на нами.

Вот и сели в в..гон, по..зд двинулся в путь,

Св..тофорам сказав: «До свидания!».

И лишь только огонь ярко-красный вд..ли

Улыбнулся ему на прощание.

Сколько силы и смелости в по..зде том,

Что летит на подъем, будто птица!

Ну а нам, словно в пам..ть о прожитых днях,

Эл..ктричка вс..гда будет сниться.

Объясните правописание слов с пропущенными буквами.

Выпишите слова, относящиеся к железной дороге.

Упражнение 2.

Прочитайте текст.

Чтобы вести поезд по графику в непогоду, машинист должен обладать не только большим опытом, высоким

3

мастерством и знаниями, но и личными качествами: самообладанием, осторожностью, сдержанностью, осмотрительностью. Быстрота и точность рабочих движений - тоже требования, предъявляемые машинисту локомотива. Машинист должен уметь с точностью до нескольких сантиметров рассчитать тормозной путь таким образом, чтобы поезд остановился именно там, где стоит указатель «Остановка первого вагона», а не дальше и не ближе. Машинист - профессия необходимая обществу, требующая особой бдительности и мастерства.

Письменно ответить на вопрос: «Какими качествами должен обладать машинист?»

Упражнение 3.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы и указывая в скобках проверочные слова.

Образец: скоростная (скорость) дорога.

Проез..ной билет; ве..ти поез..; пригородная эл..ктричка; входной св..тофор; т..рмозной путь.


4

§2 Деловые бумаги

Каждому из нас приходилось сталкиваться с деловым письмом. Очень часто в таких бумагах допускают ошибки, а подчас не знают, каким образом такие бумаги оформляются. А все достаточно просто.

Образец:

Заявление 1


Ректору Хабаровского

института инженеров

железнодорожного транспорта

профессору Сергееву А.Н.

от Штатнова Сергея Ивановича,

проживающего по адресу:

600002, г. Владивосток,

ул. Некрасовская, д.15, кв.7.


ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу допустить меня к вступительным экзаменам на факультет «Электротранспорт» по специальности «Электрооборудование подвижного состава».

09.05.2010 г. С. Штатнов


5

Заявление 2

Директору ПЛ №6

Наломе В.И.

от учащегося 912 гр.

Иванова А.

ЗАЯВЛЕНИЕ


Прошу Вас разрешить мне отсутствовать на занятиях 3 марта 2010 года, так как в этот день пройдут спортивные соревнования на призы г. Владивостока.

Меня включили в юношескую сборную ПЛ №6 по волейболу для участия в этих соревнованиях.

02.03.2010 г. А. Иванов


6

Автобиография


АВТОБИГРАФИЯ

Я, Степанов Сергей Никитич, родился 17 апреля 1963 г. в Москве, в семье служащих. Родители: отец - Степанов Никита Евгеньевич - техник-конструктор, мать - Степанова Агриппина Саввична - оператор ЭВМ.

В 1980 г. я окончил 10 классов средней школы №15 и поступил в строительный техникум. В 1983 г. по окончании техникума я был направлен на работу в строительный трест «Север» на должность помощника мастера.

В 1985 г. меня призвали в ряды Советской армии.

После службы в армии в 1987 г. я переехал во Владивосток и устроился на работу бригадиром строителей в СМУ №14, где работаю по настоящее время.

Женат. Жена - Степанова Лидия Ильинична - студентка филфака Владивостокского государственного университета.

Сын - Андрей, 1989 г. рождения.

Домашний адрес: 690002, Владивосток,

пр. Красного Знамени, д.12, кв.7

т. 68-34-52.

09.09.2010 г. С.Н. Степанов

7

Объяснительная


Директору лицея №6

г. Владивостока

Наломе В.И.

от учащегося 912 гр.

Колесова С.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ


22 мая 2001 года я отсутствовал на уроке математики по уважительной причине. Накануне, 21 мая 2001 года, я был у врача-стоматолога, который установил мне временную пломбу. В случае появления зубной боли, врач посоветовал мне тут же явиться к нему. Перед уроком математики я почувствовал резкую зубную боль и был вынужден отправится в зубной кабинет. Предупредить о своем отсутствии на уроке преподавателя Зинаиду Петровну Сизову, к сожалению, не успел.

Я готов выполнить дома все задания, которые рассматривались на вышеупомянутом уроке.

23.05.2010 г. С. Колесов

8


Расписка


РАСПИСКА

Я, руководитель волейбольной секции спорткомплекса «Старт» Гусев П. П. взял у завхоза Никифоровой С.С. для проведения тренировок 20 (двадцать) волейбольных мячей.

Срок возврата мячей - 27.05.2010 г.

20.01.2010 г. П.П. Гусев

Доверенность


ДОВЕРЕННОСТЬ

Я, Мухина Елизавета Валерьевна, доверяю Ивановой Любови Юрьевне получить в ПЛ №6 мою стипендию за ноябрь 2009 года.

10.10.2009 г. Е.В. Мухина

Подпись Л.Ю. Ивановой _________________________

Удостоверяю

Директор ___________________ Налома В.И.

10.10.2009 г. Печать

9



§3 Правописание гласных в приставках.

Н и НН в различных частях речи.

Справка: см. таблицы стр. 12,13 [1]

Упражнение 4.

Прочитайте. Найдите слова с гласной в приставках, устно объясните их правописание.

Со ст..роны па..ажира наша профе..ия романтична. Зимой - это заснеже..ые рельсовые нити - две черные полосы, сигналы, прол..тающие мимо на скорости 100 км/час, деревья, укута..ые снеж..ым одеялом. Весной мы наблюдаем за тем, как просыпается пр..рода, видим первые ручьи, ощущаем зап..х наполняющихся почек на д..ревьях. На самом деле, когда пр..ходишь в кабину м..шиниста, романтика заканчивается, лок..м..тивная бр..гада начинает работать строго по инструкциям: р..гламент п..р..говоров, упр..вление т..рмозами, технический осмотр по обороту, потому что за их спиной 2000 человек, которых необходимо д..ставить до места н..значения, у каждого есть самое дорогое - это жизнь, которую лок..м..тивная бригада не вправе л..мать.

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.

Выделимте основную мысль текста.

10


Упражнение 5.

Прочитайте текст. Передайте своими словами основной смысл текста.

Искусство профессии машиниста - это грамотно управлять электропоездом, разгоном и торможением, чтоб не прибыть на станцию раньше или позже графика, чтоб ограничения скорости оставались незаметными для пассажиров. Произвести разгон электропоезда особого умения не требует: реверсор вперёд и контроллёр в тягу, а вот остановить - не каждый. Вес легкового автомобиля, в среднем 800-900 килограммов, вес электропоезда 700-800 тонн, машинист полностью чувствует состав и останавливает его точно до нескольких метров у знака «Остановка первого вагона» со скоростью 70-80 км/час от края платформы, четко рассчитывая тормозной путь и давление в тормозных цилиндрах так, чтоб в момент остановки тормоза были полностью отпущены, избегая вкапывание электропоезда на месте, юз.

Помощник и машинист обязаны знать устройство электропоезда, чтоб в случае возникновения неисправности определиться, по возможности собрать аварийную схему и освободить перегон. На все манипуляции отводится всего лишь 10 минут, ведь следом идут поезда, в них тоже пассажиры.

11



Упражнение 6.

Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

  1. Идет мощный локомотив вперед,

Кто этот состав уверенно ведёт?


  1. Машинисту в непогоду

Помогает с давних пор

Миниатюрный и надёжный…


  1. Что за домики подряд

На колёсах стоят?

Подбежал локомотив

И увёл их всех, сцепив.

4. Протянулись рельсы,

Устремляясь в даль.

Знают все, что это…


  1. На трудном участке пути

Дорогу нам помогает перейти

Наш добрый и надёжный друг,

Конечно, это…

12

§4 О-а в корнях с чередованием. Знаки препинания в простом и сложном предложении.

Справка: см. таблицы стр. 7, 8, 20, 30 [1]

Упражнение 7.

Прочитайте выразительно. Как соотносятся выделенные слова с темой нашего урока?

Загорелся красный глаз:

Задержать он хочет нас.

Если красный - нет пути.

Красный свет - нельзя идти.

Железная дорога, как всегда,

Жива людьми, дающими заботу,

И, жизнь свою дороге посвятя,

Они вложили душу в ту работу.

Мы благодарны людям, им земной поклон,

И благодарность наша бесконечна, как дорога,

Которая растёт и крепнет с каждым днём,

Сближая юг и север, запад и восток.

Становится длиннее год от года.

К каждому из выделенных слов написать по 5 своих примеров, графические обосновать.

13

Упражнение 8.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Во всех д..по, в которых эксплу..тируются эл..ктрички, профе..ия маш..ниста и помо..ника маш..ниста - основные, потому что маш..нист с помо..ником, подав по..зд на пл..тформу под посадку па..ажиров, остаются один на один с па..ажирами, возникающими неисправностями во время следования и зачастую с чрезвычайными ситуациями. Маш..нист и помо..ник - первые, кто может предотвр..тить несчас..ные случ..и с людьми на железной д..роге.

На линии маш..нист подчиняется правилам технической экспл..атации, инструкции по движению и м..невровой работе, инструкции по сигнализации (о сигналах светофора), графику движения - основным законам на железной дороге, зная их требования наизусть. И только слаже..нная р..бота всех людей на железной дороге - дежурных по станциями, д..спе..черов и маш..нистов - позволяет бит..ся сер..цу железных дорог, по артериям которого ежесекундно идут по..зда, переключаются свет..форы, разд..ётся вызов по рации.

Объясните постановку знаков препинания


14

Упражнение 9.

Спешите и вставьте пропущенные буквы.

По..зд ехал по ночной железной дороге. За окном моното..о мелькали огни станций, и ничто не нарушало спокойного сна па..ажиров в тёплом вагоне. В к..бине п..ровоза кипела р..бота. Кочегар, не переставая, подкидывал уголь в топку, а старый отытный м..ш..нист неуста..о смотрел вперед. Он точно знал, что в его последний рейс ничего не произойдёт. Он уходил на заслуже..ый отдых.

Почему пассажиры спокойно продолжали путь?

Объясните знаки препинания.

§5 Тире между подлежащими и сказуемым. Н и НН в прилагательным и причастиях.

Справка: см. таблицы стр.22, 23 [1]

Упражнение 10.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Дли..ая дорога, зажжё..ый свет..фор, установле..ый график дв..жения, опуще..ый шла..баум, взволнова..ый па..ажир, напр..жё..ая р..бота маш..ниста, ко..ея проложе..а, скор..сть сниж..на, ваго..ые ре..оры, сокр..щё..ый график р..боты.

15

Упражнение 11.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание Н и НН.

Это было в 1919 году.

Весенний ветерок гон..т над степью клочья паровозных дымков. Лёг..нькие бе..форменные облака проносятся в голубовато-нежной синеве и быстро та..т. Тени от облаков то скользят, то стел..тся по узким полоскам черных пашен, по бур..янам броше..ых полей, по лома..ым скатам оврагов, которые давно уже обезлесели.

Изредка слыш..тся и зам..рают вдали чере..чур резкие свистки паровозов. Справа и слева, от одного края горизонта до другого, растянулась бесконечная линия поездов. На протяжении многих километров выстроилось свыше девяноста эш..лонов. Поезда, точно гиган..ские каракатицы, медленно движутся к Кривому Рогу, ра..читывая свернуть затем на север, чтобы выйти из окружения.

В классных вагонах, в потрёпа..ых теплушках с заржавле..ыми засовами, слома..ыми дверями и точно жёва..ыми стенками, на тяжело груже..ых платформах, словно ране..ых пулями, увозится самое разнообразное имущество: арти..ерийские снаряды, свале..ые в кучи винтовки, цинковые патро..ые ящики и какие-то стальные болванки.

16

Упражнение 12.

Спишите, вставляя, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым.

Крутая должность бригадир пути. Быть слесарем не просто. Обязанность машиниста хорошо знать машину. Овладеть тонкостями будущей профессии задача каждого учащегося.

Четыре года учебы в лицее срок небольшой. Хорошо знать устройство электровоза значит не бояться сбоев в машине.

Поездной диспетчер это диспетчер движения.

§6 Знаки препинания в сложном предложении.

Правописание непроизносимых и сомнительных согласных.

Справка: см. таблицу стр. 28,29,9 [1]

Упражнение 13.

Перепишите, расставляя знаки препинания.

Поез..ной диспе..чер

Это диспе..чер дв..жения.

Он всегда найдет ответ..т без сомнения

Где какой пройдет со..тав

Всех по графику постро..т

Перекрёс..ным поездам

Ст..лкнут..ся не позволит.

Объясните правописание слов с пропущенными буквами.

17


Упражнение 14.

Объясните написание выделенных слов (сформулируйте правило правописания слов с непроизносимыми согласными).

ПОДВИГ ВАСИЛИЯ БОЙКО

В ненастный день пришлось дежурить сержанту Василию Бойко. Стоит он на мосту и видит, как ползут по небу тучи, словно ужасные гигантские чудовища.

Вдруг на мост, подобно лавине, ворвался тяжеловесный состав. Небывалая скорость обеспокоила пограничника. Мимо него мелькали вагоны, груженые платформы. В одном из тамбуров Бойко успел заметить человека. Тот лихорадочно крутил рукоятку тормоза. Решение родилось мгновенно: вскочить на другую площадку и тоже тормозить. Ведь до станции близко, а на стрелках может выбить вагоны, и тогда…

Сержант ухватился за поручни лестницы, но не удержался - его отбросило на землю. Он присвистнул от неожиданности, но тут же повторил опасную попытку, и на этот раз неудачно. Однако в тамбуре тормоза не оказалось. Тогда сержант взобрался на крышу вагона. Надо было отыскать оборудованную рукояткой площадку. Но где она: в хвосте

или голове состава? Бойко увидел, что по крышам от локомотива кто-то бежит. «Там, Там!» - кричал помощник машиниста. Под ногами Бойко вагоны бешено раскачивались,

но он перепрыгивал с одного на другой, каждую секунду

18


рискуя сорваться. Сердце его билось сильно, стучало в висках. Наконец он добрался до тормоза и вскоре с облегчением

почувствовал, как состав постепенно снижает разгон. Поезд удалось остановить почти у самых стрелок.

(Из газет)

Укажите состав слов обеспокоить, облегчение, пограничник.

Составьте план к тексту.

§ 7 Тезис. Конспект.

Справка:

Конспект - сжатое связанное изложение статьи, лекции, доклада.

Тезис - положение, кратко излагающее одну из основных мыслей лекции, доклада, статьи.

Упражнение 15

Текст1

Прочитайте и составьте конспект статьи.

- Труд машиниста - очень большое напряжение: работа головой. Машинист обязан чувствовать поведение поезда, просчитывать скоростной режим на разных участках

19



перегона. У нас сложный рельеф местности. Если состав

более километра, то бывает так, что на подъеме перепад между локомотивом и хвостом поезда десять метров.

Машинист испытывает постоянный груз ответственности. Поезда весом шесть тысяч тонн и длиной более тысячи метров не дают машинисту права на ошибку. Именно машинист может в последний момент предотвратить аварию, приняв в какие-то доли секунды единственно верное решение.

- Чем ценится настоящий профессионал? Тем, что когда машинист сел в кресло, он чувствует позвоночником каждый вагон: как он трогается , как пошёл, малейшие изменения в его поведении. Приходит это не сразу. Когда это происходит, человек становится профессионалом. Скорость 70-80 километров в час, идешь на пределе и чувствуешь все подъемы и спуски, перекаты. Если профиль ломаный, так называемая стиральная доска, то весь состав находится одновременно в нескольких состояниях - на подъеме и на спуске. Настоящий машинист никогда не оставит поезд в нормальном состоянии, этого нельзя допускать.

Состав должен находиться либо в сжатом, либо в растянутом состоянии, потому что в спокойном состоянии вагоны могут вести себя непредсказуемо, а это опять чревато обрывом автосцепки…

20

Что такое машинист? А вот свяжите веревочками хотя бы трое санок и попробуйте их провести так, чтобы санки друг с другом не столкнулись. У вас вряд ли получится. Машинист - профессионал проведет эти санки, и они друг друга не догонят. Я и теперь, даже в качестве пассажира, все так же чувствую поезд, чувствую машиниста, который ведет этот поезд, и могу точно сказать, машинист это или наездник…

Возвращался я из командировки на станцию Зима на поезде. Лёжа на полке, прислушивался позвоночником к вагонам.

Колёса привычно вальсировали на стыках рельсов, вагон мягко плыл по просторам Восточной Сибири. Воображение рисовало уверенного, сосредоточенного человека и его помощника, которые на несколько часов взяли ответственность за мою жизнь.

- Это машинист, а не наездник, - подумал я и спокойно уснул…

  • Каким должен быть настоящий машинист?

Текст 2

Прочитайте текст и составьте тезисы.

Общая характеристика железнодорожного транспорта

Основным видом транспорта являются железные дороги. Они связывают в единое целое все области, обеспечивают



21


потребность населения в перевозках и нормальный оборот продуктов промышленности и сельского хозяйства.

Железнодорожный транспорт в большей мере способствует освоению новых районов и их природных богатств, удовлетворению материальных и культурных потребностей людей и развитию связей с другими странами. Любая даже кратковременная задержка выполнения заявки на перевозки наносит ущерб нормальной работе предприятия, подрывает договорные основы ведения хозяйства.

Железные дороги располагают различными инженерными сооружениями, техническими устройствами и средствами, основными из которых являются железнодорожный путь, подвижной состав (локомотивы и вагоны), сооружения локомотивного и вагонного хозяйства, сооружения и устройства сигнализации, связи и вычислительной техники, электро - и водоснабжения, железнодорожные станции и узлы.

Многоотраслевое хозяйство железнодорожного транспорта представляет собой огромный, протянувшийся на многие

десятки тысяч километров конвейер, бесперебойная и безаварийная работа которого требует взаимно увязанной слаженной работы всех его звеньев.

22


Железнодорожный транспорт наиболее приспособлен к массовым перевозкам. Он функционирует днем и ночью независимо от времени года и атмосферных условий.

На железных дорогах сравнительно небольшая себестоимость перевозок и высокая скорость доставки грузов.

Железные дороги являются универсальным видом транспорта для перевозок всех видов грузов в межрайонных и во внутрирайонных сообщениях. Однако постройка железных дорог требует больших капитальных вложений, зависящих от топографических, климатических и экономических условий.

На железнодорожном транспорте высока доля расходов, мало зависящих от размеров движения (ремонт зданий и других устройств), содержание административно - технического персонала.

Перевозка грузов по железной дороге на относительно большие расстояния экономически более выгодна, чем на малые, что объясняется высоким удельным весом расходов, не зависящих от дальности перевозок и удорожающих себестоимость их на коротких расстояниях. Сюда относятся расходы на начальные операции, включая подачу вагонов к месту погрузки - выгрузки и уборку их, производство грузовых операций и др.

23


§ 8 Обособление причастных и деепричастных оборотов

Справка: смотри таблицы стр. 26 [1]

Упражнение 16

Прочитайте текст.

Кто ведет поезд? «Конечно, машинист,» - скажете вы и будете не правы. Всем своим помощникам, друзьям, знакомым я так и объясняю, что поезд ведет ПРОВОДНИК, а не машинист. Когда вы или другие пассажиры покидаете вагон пассажирского поезда, «СПАСИБО» говорят проводнику, а про машиниста многие даже понятия не имеют. Вообще-то лучше похвалой работы машиниста является молчание, когда про тебя не помнят, не знают и даже не видят.

Сидишь в вагоне, смотришь: вокзал поплыл, прибыл на остановку, а ты и не заметил, как поезд остановился. Вот в этом и проявляется мастерство машиниста. А другой едет так, будто дрова везет, все что - то дергает, остановится так, что чуть народ с полок не падает, вот здесь машиниста вспомнят. «Обалдел, сдурел, с ума сошел», - в такой, а скорее в более жестокой форме вспомнят машиниста.

  • Выписать предложение, характеризующее работу машиниста.

  • Объяснить, почему лучше похвалой работы машиниста является молчание?

24

Упражнение 17

Спишите, расставьте недостающие знаки препинания.

М…шинист л...к...м...тива это работник железнодорожного транспорта отвечающий за безопас...ность перево...ки па...жиров или товарных грузов.

М...шинисты достигшие 18 лет прошедшие медицинский осмотр выдержавшие экзамен по ПТЭ и прошедшие стажировку допускаются к управлению л...к...м...тивом.

М…шинист мож...т пр…ступить к р...боте только хорошо подг...товив электр...воз к поез...ке. Отправляясь в путь он сл...дит за пок...заниями пут...вых свет...форов наблюдает за р...ботой двиг...теля производ...т служебный р...монт подготавлива...т поезд для сдачи в д...по опр…д…ляет рациональный р...жим дв...жения по...зда

Во время поез...ки м...шинисту помогает его помо...ник обязанный безотказно выполнять требования своего начальника.

  • При каких условиях машинист допускается к работе.

  • Что делает машинист во время движения локомотива.

  • Кто ему помогает в работе.


25



Упражнение 18

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

(Блок) участок, (авто) блокировка, м...ш...нист л…к...м...тива, поез...ной диспе...чер, ж...лезнодорожная ко...ея, л...к...м...тивный свет...фор, с...мафор, техника безопас...ности, (красно) ж…лтый огонь св...т...фора.

§ 9 - З, - С на конце приставок

О-Е в сложных словах

Справка: смотри таблицу стр. 10, 11 [1]

Упражнение 19

Перепишите, вставьте пропущенные буквы

  1. Рабочие места железнодорожников многих профессий ра...положены в непосредственной близости от движущегося транспорта.

  2. Работы на контактной сети прои...водятся с изолированных площадок дрезин или съемных вышек.

  3. Ра...тановка кадров на железной дороге должна прои...водиться в соответствии с профессиональными требованиями.

26

4.На железной дороге необходимо проводить рас...ледование каждого случая нарушения безопасности движения с ра...бором результатов в установленном порядке.

  • Объяснить правописание слов с пропущенными буквами.

  • Сделать вывод о правописании -з, -с на конце приставок.

Упражнение 20

Объясните написание сложных слов.

Электродвигатель, паровоз, путепровод, электровоз, безопасность жизнедеятельности на железнодорожном транспорте, энергоемкость перевозочной работы, автоблокировка.

Упражнение 3

Прочитайте, объясните правописание слов с пропущенными буквами.

Так уж получается, что, придя однажды на железную дорогу работать, (не) можешь рас...татьсяс с ней. На дороге человек преображается, становится более ответстве…ым и открытым для людей.


27



Чу...ство бе...граничного доверия со стороны па...ажиров не дает права на ошибку. И только тот, кто все это прочу...ствовал, пропустил через свое сер...це, остается работать на дороге, связывая с ней свою судьбу.

Профе...ий на земле, конечно, много,

Числу их нет начала и конца.

А жизнь моя - железная дорога

И с ней мне не ра...статься никогда.


  • Почему трудно рассказчику расстаться с железной дорогой.

§10 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним или несколькими придаточными

Упражнение 21 (повторение).

Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания

Большую часть ж...зни ч…ловек провод...т на р...боте. Очень важно что(бы) р...бота приносила удовлетворение. Я выбрал профе(с, сс)ию слес...ря по р...монту подв...жного с...става. (Без) нее (не) обойтись на железной дорог… Слес...рь производит р...монт узлов агр...гатов и об...рудования подв...жного с...става. Опр…д...ляет он качество д…талей сост...вляет д...фектные ведом…сти, устр...няет д...фекты (с, з)

28

борки. В проце(с, сс)е ремонта вып...лняет сл...сарные оп...рац..и зам...няет (в, ф)тулки по...ши...ники штанги (токо) с…емников, изг...тавливает простые д...тали р...гулирует и и...пытывает отр...монтирова(н, нн)ые узлы и собра(н, нн)ые агр…гаты. Что (бы) справлят...ся (со)всем слас...рь по р...монту подв...жного с..става должен х..рошо знать к..нструкц..ю принц..пы взаимодействия и порядок р..боты и (з, с)борки узлов р...м...нтируемого об...рудования основы сл...сарного дела и многое другое.

Овл...деть всеми т...нкостями моей буд...щей профе(с, сс)ии п...м...гают мне препод...ватели и маст...ра (железно) дорожного лицея.

  • Объяснить правописание слов с пропущенными буквами.

Упражнение 22

Прочитайте.

Самой престижной и благородной на железной дороге, несомненно, является профессия машиниста. Но она же и одна из самых ответственных профессий. Машинист должен научиться чувствовать поезд, уметь прогнозировать ту или

иную ситуацию и обращать внимание на каждую мелочь. Одно неверное движение машиниста и может произойти все, что угодно, вплоть до сходов вагонов.

Во время пути у машиниста и его помощника все органы


29

чувств работают на пределе. Любое колебание они должны чувствовать нутром. Со временем появляется своеобразное шестое чувство, когда незаметный постороннему взгляду штришок помогает избегать внештатной ситуации. Поэтому и отбор машинистов для работы строжайший.

На зубок должны знать машинист и его помощник: устройство тепловоза, электротехнику, тормоза и множество должностных инструкций. Только через год, освоив вышеперечисленное и сдав экзамены, человек получит право на управление локомотивом и будет допущен к работе.

Значит, прежде чем поступить на такую специальность, требующую жёсткой дисциплины и отменного здоровья, надо решить, готов ли ты взять на себя такой огромный груз ответственности за состав, который доверили вести тебе, за пассажиров, сидящих у тебя за спиной, за груз, который ты должен доставить на станцию назначения.

И если чувствуешь, что готов - то в путь!

  • Письменно ответить на вопрос: «Почему профессия машиниста самая ответственная?»

Упражнение 23

Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы. В случае затруднений справьтесь в орфографическом словаре.

Подготовьтесь к словарному диктанту.

Помо...ник м…ш...нист, слес...рь по р...монту подв...жного

30

с...ства, (красно) желтый огонь св…т...фора, с...м...фор, в...го(н, нн)ые ре(с, сс)оры, (железно) дорожный в...гон, ст...льные м...гистрали, л...к...м...тив, поез...ной диспе...чер, па(с,сс)ажирский во...зал, увеличе(н, нн)ая скор...сть, большое ра(с, сс)тояние, в...аду..., шла…баум, к...нструкц…я, агр...гат, маш...нист (электро) воза, (блок) участок, (авто) бл...кировка, буд...щая профе(с, сс)ия, под...ез...ной путь, электро (поезд), т…пл...воз, проце(с, сс) (з, с)борки д...талей.

§ 11 Знаки препинания в сложном предложении.

Справка: смотри таблицы стр. 28, 29, 30.

Упражнение 24

Внимательно прочитайте

ПОЕДИНОК

Вражеский летчик отчетливо видел свою добычу: посреди похожего на зеленый пирог леса проходила узкая желтая полоса. Там по насыпи полз длинный состав с военным

грузом, и пикировать на лес было просто незачем. Надо только подождать, когда поезд приблизится к выходу на открытое пространство между двумя лесами, и тут разбомбить его спокойно и безошибочно.

Два фонтана грязи и земли встали по обе стороны насыпи


31

там, где полагалось быть поезду. Но когда летчик посмотрел на лес, то он увидел, что поезд, дойдя до открытого пространства, стремительно бросился назад в лес. Бомбы легли зря.

Летчик сделал еще круг, решив, что теперь уже он не промахнется. Поезд мчался по открытому пространству. Откуда он мог знать, что теперь ему приготовлена встреча в лесу и тяжелые сосны повалятся на вагоны, сброшенные со своих мест гремящим ударом? Сосны упали впустую. Поезд проскочил это место. Бомбы снова были потрачены понапрасну.

Летчик выругался. Он спикировал прямо на лес, на середину состава. Возможно, он плохо рассчитал, возможно, тут произошла какая-то случайность, но бомбы попали не в поезд, а в лес. Неуловимый состав продолжал свой путь, упрямо идя вперед.

Поединок длился. Бомбы ложились впереди, сзади, по бокам поезда, но это чудовище, как назвал его про себя фашист, шло к станции, как будто его охраняли невидимые духи.

Летчик был в поту. Он плевал вниз снова и снова бросался в

атаку. Последний раз он угадал правильно. Поезду не спастись. Машинист впервые допустил ошибку. Проклятие сорвалось с обветренных губ фашиста: бомбы все… бомбить нечем!



32



Тогда он прошелся вдоль поезда, осыпая его пулеметными очередями. Он целил в паровоз, в этого скрытого там, за тонкой стенкой, врага, в этого страшного русского рабочего, что смеется над всем его мужеством аса и ведет свой поезд по простору полей и лесов, как сумасшедший. Пули проносились над поездом, некоторые попадали куда-то под колеса, звякали в рельсы, но поезд шел…

Летчик откинулся в изнеможении. Патроны кончены. Поединок кончен. Русский там, внизу, победил.

Фашист снизился и с любопытством и ненавистью прошел над поездом. Он не мог видеть, машиниста. Машинист сказал только: «Что, гад, взял?»

И паровоз с презрением пересек черную тень, раздавив ее - тень вражеского самолета, распростёртую на пути.

  • Объясни правописание выделенных слов.

  • Письменно ответьте на вопросы:

- Кто наблюдал за длинным составом с военным грузом?

- Что предпринял вражеский летчик?

- Почему бомбы легли зря?

- Почему в третий раз бомбы легли в лес?

- Почему ошибка машиниста не принесла победу врагу?

- Чем закончился поединок?

- Каков итог поединка?


33


§ 12 Знаки препинания при прямой речи

Справка: смотри таблицы стр. 32 [1]

Упражнение 25

Спишите, расставьте недостающие знаки препинания.

Всем известно: железная дорога зона является повышенной опасности. Об этом постоянно напоминают машинисты, знакомя пассажиров с правилами по технике безопасности переходя железнодорожные пути, будьте осторожны.

Стоп-кран не трогай, в тамбуре не стой читаем часто на плакатах.

Не ходите по железнодорожным путям слышится из динамика

это опасно для жизни.

Упражнение 26

Составьте предложения, оформите данные советы в качестве прямой речи.

Выходите из вагона только на платформу и обязательно при полной остановке поезда.

Не разрешайте детям находиться на железнодорожных путях.

Не ходите по путям на перегонах.

Стоять близко у края платформы - опасно.

34



Прогулка по железнодорожному полотну - большой риск для жизни.

Упражнение 27

Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Ж...лезные д...роги это очень сложный м…ханизм что (бы) упр…влять им нужно большое умение и глубокие знания.

Ж…лезн…дорожники с честью спр…вляются с ответстве…ыми задачами которые стоят перед ними обеспеч…вая ч…ткое и р…тмическое дв…жение составов.

Днем и ночью в метель и дождь мч…тся в различных напр…влениях тыс…чи поездов. Сл…же…ая р…бота дружной семьи ж...л…знодорожников является залогом того что па…ажиры и грузы народного х…зяйства (во) время пр…будут в пункты назн…чения.


§ 13 Повторительные упражнения по орфографии и пунктуации

Упражнение 28

Перепишите, раскрывая скобки и ставя нужные знаки препинания.

Издавна люди придумывали различные механизмы что (бы) упростить себе жизнь и переложить всю тяжесть труда (со) 35

Своих плеч на различные изобретения. Машинисты появились после изобретения парового двигателя тогда (же) появились специально обученные люди которые ими управляли. Машинист крана появился в 20-м веке когда придумали самоходный кран машинист комбайна - примерно в то (же) время когда изобрели первый самоходный комбайн в 1907 году в США. А вот машинист локомотива изначально работал (не) один а командой. Первыми машинистами паровоза были английские изобретатели и механики построившие самый первый самоходный механизм «Ракета» приводимый в движение круглым паровым котлом и двигателем. Примерно через десять лет железная дорога и машинисты появились уже и в России… .

(Со) времени появления первых поездов и (по) сей день этот вид транспорта играет огромную роль в народном хозяйстве почти всех стран мира. Влиятельные государства в 19-м веке и в первой половине 20-го старались обогнать (друг) друга по

длине железнодорожных путей и по количеству железнодорожных составов. Поезда перевозили сырье от шахт до заводов солдат к фронту и раненых в тыл оружие и боеприпасы к месту боевых действий. По железной дороге экспортируется зерно (за) границу а (от) туда ввозятся необходимые товары. Вот почему подготовка толковых машинистов и их помощников всегда было делом государственной важности. Ведь до развития

36

автомобильного транспорта и транспортной авиации мощь государства и его экономический потенциал (во) многом зависит от железной дороги. По (сей) день большая часть грузов и пассажиров на территории нашей страны перевозится именно железнодорожными составами.

Упражнение 29

Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Поставьте нужные знаки препинания.

Главным треб…ванием к работе маш…ниста является т…хнический склад ума и вн…мательность так как железная дорога ошибок (не) прощает. Маш…нист это весьма распростране…ая профе…ия. Таких спец…алистов можно встретить (на) земле и (под) землей так как там работают маш…нисты л…к…м…тивов метрополитена.

Работа этих людей связана с большим риском для жизни как своей так и других людей. Маш…нист л…к…м…тива

который упр…вляет па…ажирским по…здом должен осозн…вать что (из) за его ошибки могут постр…дать а то и погибнуть люди. Работа со сложным тяж…лым мех…низмом конечно (же) всегда рискова…а. Но многим нравится ощущение что тебе подчиняется огромная ж…лезяка. Всматриват…ся (в)даль через в…тровое ст…кло тепл…воза видеть перед собой две ж…лезные полосы которые ведут тебя в другие края это тоже своего рода р…мантика.

37

Ж…лающим стать (в) ряды этих «р…мантиков» (с) т…хнической сп…циальностью ждут железнодорожные техникумы профе…ионально) ( технические) учил…ща. Но разумеется (без) некоторого периода практики (на) рабочем месте (ни) кто (не) допустит молодого специалиста (к) управлению сложным и опасным механизмом.

Упражнение 30

(Повторительное). Напишите текст под диктовку, потом проверьте с напечатанным.

Поездной диспетчер. Он не водит поезда, он ведет график движения поездов, организует движение, направляет его. В подчинении диспетчера все железнодорожники, связанные с движением поездов. А территория, на которой он работает, называется диспетчерским пунктом.

Ежесуточно в путь отправляется огромное количество поездов. Очень важно организовать, направить их движение

так, чтобы они покидали станции и прибывали к месту назначения в установленное графиком движения время. Об этом и заботится поездной диспетчер. Его воле подчинены усилия коллективов больших и малых станций, где трудятся сотни людей. Он должен так организовать их работу, чтобы вовремя были сформированы составы и поданы к ним локомотивы, чтобы поезда принимались и отправлялись со станции без задержек, чтобы своевременно были развезены по

38

станциям и собраны с них вагоны с местным грузом. Под пристальным вниманием диспетчера и поезда, находящиеся на перегоне: следит, не опаздывают ли они, не мешают ли друг другу и, если надо, организует их обгоны и скрещение.

Упражнение 31

Объясните расстановку знаков препинания.

Машинистов называют гвардией стальных магистралей! Ведущая из всех профессия. И почему - долго объяснять не надо: именно они и водят поезда. Быть машинистом очень трудно и очень почетно. Даже мечтать стать машинистом интересно.

Задают вопрос: «Каким должен быть машинист?» Отвечает: «Образованным. Дисциплинированным. Выдержанным. Расчетливым. Изобретательным. Смелым. Волевым».

Задают вопрос: «Что самое главное в профессии?» Отвечает: «Отношение к труду, любовь к профессии, чувство личной

ответственности за пассажиров, за материальные ценности».

И все это профессия машиниста воспитывает.

Но кто любит технику, тому не обязательно идти лишь в машинисты. Чем хуже профессия слесаря по ремонту подвижного состава? Именно на слесаре лежит полная ответственность за надежность локомотива в пути. Если бы локомотив заговорил, то и он бы подтвердил:

39


Давно их знаю - мастера!

В депо со мной, бывало, шутят:

Мол, не ломайся, в путь пора,

Но - дело делом - гайки вкрутят.

Упражнение 32

Раскрой скобки, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Большую часть ж…зни ч…ловек провод…т на р…боте. Очень важно что(бы) р…бота приносила удовлетворение. Я выбрал профе(с,сс)ию слес…ря по р…монту подв…жного с…става. (Без) нее (не) обойтись на железной дорог… . Слес…рь производит р…монт узлов агр…гатов и об…рудования подв…жного с…става. Опр…д…ляет он и качество д…талей сост…вляет д…фектные ведом…сти, устр…няет д…фекты (с, з)борки. В проце(с,сс)е ремонта вып…лняет слес…рные оп…рац…и и зам…няет (в, ф)тулки

по…ши…ники штанги (токо) с…емников, изг…тавливает простые д…тали р…гулирует и и…пытывает отр…монтирова(н,нн)ые узлы и собра(н, нн)ые агр…гаты. Что(бы) справлят…ся (со) всем слес…рь по р…монту подв…жного с…става должен х…рошо знать к…нструкц…ю принц…пы взаимодействия и порядок р…боты и (с, з)борки узлов р…м…нтируемого об…рудования основы слес…рного дела и многое другое.

40

Овл…деть всеми т…нкостями моей буд…щей профе(с, сс)ии п…м…гают мне препод…ватели и маст…ра (железно) дорожного лицея.

Упражнение 33

Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Под кузовом ра…положено торм…зное оборудование. Отправить поезд с (не) и…правными торм…зами это все равно что выбр…сить человека из сам…лета без параш…та. Именно торм…за позволяют без опаски ве…ти поезд на высоких скор…стях д…ют во…можность не только маш…нисту проводнику но даже любому па(с, сс)ажиру в случ…е надобности с помощ…ю крана экстре(н, нн)ого торм…жения ост…новить поезд.

Т…рмоза бывают руч?ные пневм…тические электр…превм…тические. (В) ручную т…рмозить проще

всего и сложного оборудования при этом не требует?ся. Надо крутить рукоятку штурвала по часовой стрелке и далее усилие передае(т, ть)ся с винта в системе тяг и рычагов на т…рмозные колодки которые приж…маю(т, ть)ся к к…лесам. В пневм…тических т…рмозах посложнее. Здесь действует сжатый воздух.



41

Заключение


Пособие включает программу школьного курса русского языка. Все упражнения профилированной направленности способствуют не только повышению грамотности, но и воспитанию интереса к будущей профессии.





42

Рекомендуемая литература


  1. Методическое пособие «В помощь учащимся» Владивосток 2007

  2. Д. Э. Розенталь. Русский язык для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы

Дрофа. Москва 2001год

  1. В.Ф. Греков Пособие для занятий

С. Е. Крючков по русскому языку

Л. А. Чешко в старших классах

Москва.

«Просвещение», 2007 год.












43


Содержание

  1. Введение ……………………………………………….. 2

  2. §1 Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне слова ………………………………3

  3. §2 Деловые бумаги …………………………………...5

  4. §3 Правописание гласных в приставках. Ни, не в разных частях речи …………………………………..10

  5. §4 О-А в корнях с чередованием. Знаки препинания в простом и сложном предложении …………………………………………13

  6. §5 Тире между подлежащим и сказуемым. Н и нн в прилагательных и причастиях……………………….15

  7. §6 Знаки препинания в сложном предложении……...17

  8. §7 Тезис. Конспект……………………………………19

  9. §8 Обособление причастных и деепричастных оборотов……………………………………………….24

  10. §9 - З - С на конце приставок. О-Е в сложных словах………………………………………………….26

  11. §10 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными……28

  12. §11 Знаки препинания в сложном предложении……31

  13. §12 Знаки препинания при прямой речи…………….34

  14. Повторительные упражнения по орфографии и пунктуации……………………………………………35

  15. Заключение……………………………………………42

Рекомендуемая литература…………………………..43






© 2010-2022