Урок развития речи в 9 классе Р. р. Обучение сочинению на лингвистическую тему

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи в 9 классе

Р.р.Обучение сочинению на лингвистическую тему

Цель: подготовка к итоговой аттестации. Повторение темы «приставка», что соответствует заданию 2 ОГЭ демоверсии; повторение раздела «Синтаксис», сложное предложение, обособленные члены предложения, виды подчинительной связи в словосочетании. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему, повторение терминов.

Ход урока:

1. Оргмомент.

Мы продолжаем с вами готовиться к итоговой аттестации. Сегодня наша цель повторить уже знакомые нам задания, вспомним терминологию, поработаем по темам раздела «Синтаксис», которые содержатся в демоверсии, попробуем написать сочинение на лингвистическую тему.

2. Начнем с повторения.

Синтаксическая разминка.

Получив согласие директора интерната, я написала статью в газету, где рассказала про наших ребятишек.

Объяснить графически знаки препинания (подчеркнуть грамматические основы, обособленное обстоятельство)

- Второе предложение - односоставное. Определить тип (неопределенно-личное)

3. Фронтально. Раздать карточки для слабоуспевающих (правописание приставок)

- Объяснить написание приставок (согласие, написала - независимо от произношения, рассказала - от глухости звонкости последующего согласного).

- Какие еще правила написания приставок вы знаете? (пре-/при-).

- Открываем страницу 120 уже знакомого нам текста сборника Цыбулько, выполняем задание № 4. Один учащийся читает. (22, пригреть).

- Найдите в указанном отрывке приставки с другими значениями. (пришедших (22) - приближение, прикоснувшись (30) - присоединение).

- Приставки, с каким значением нет в отрывке? (близость)

- Приведите примеры с этой приставкой (пришкольный, привокзальный)

- Объединившись в пары, выпишите все словосочетания из данного предложения и определите способ связи (проверить карточки, объявить оценки)

Назовите словосочетания:

Получив согласие - управление

Согласие директора - управление

Директора интерната - управление

Написала статью - управление

Статью в газету - управление

Рассказала про ребятишек - управление

Наших ребятишек - согласование (слайд 2)

- Посмотрите друг у друга, все ли верно?

- Какой вид связи нам не встретился? (примыкание). Приведите примеры.

- Перестроить словосочетание статья в газету, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование (газетная статья).

- Выполним задание 7 из 20 варианта. Один читает (вестибюль школы)

- Какой раздел лингвистики изучает словосочетания и предложения? (синтаксис).

4. Обучение сочинению на лингвистическую тему

Задание 15.1 предполагает написание сочинения на лингвистическую тему.

- Вспомним структуру сочинения-рассуждения (слайд 3).

- Читаем задание 15.1, которое содержит тезис. Как вы понимаете слова И.И.Постниковой? (определение словосочетание) Назовите ключевые фразы в этой цитате. Прокомментируйте ее.

Приготовились записывать начало сочинения.

- Как мы записываем тезис? «…», - говорила И.И.Постникова. Я согласна с данным высказыванием, потому что, действительно, (перефразировать тезис) - обобщает сильный учащийся. Записываем, проверяем.

- Какие тестовые задания могут выступать в качестве аргумента к этому тезису (7 - словосочетание, 9 - обособленные члены)

- Давайте вспомним, какие вводные конструкции помогут нам перейти от тезиса к аргументам? (слайд 4)

- Найти аргументы нам помогут тестовые задания, выполненные нами ранее.

- В качестве подсказки используем задание 7. (В предложении 21 автор использует словосочетание школьный вестибюль, построенное на основе связи согласование, которое можно заменить словосочетание вестибюль школы, построенное на основе связи управление. Но Альберт Анатольевич Лиханов употребляет словосочетание школьный вестибюль, потому что прилагательное помогает образнее, красочнее передать отношение рассказчика к происходящему). Обобщает сильный учащийся. Записываем, проверяем.

Д/з: Мы разобрали тезис, один аргумент, а второй аргумент и вывод вы проработаете дома и принесете готовое сочинение.

Запишите домашнее задание: вариант 20 № 15.1

- Что может послужить вторым аргументом?

- Какое еще словосочетание мы сегодня прорабатывали? (Это не просто неприметная газетная статья, а статья в газету. Автор использует словосочетание со связью управление, потому что оно точнее показывает желание привлечь внимание общества).

- Давайте вспомним, с каких слов можно начать вывод (слайд 5)

- Как мы оформляем вывод? Все сказанное убеждает нас в том (или подтверждает то…), что права была ФИО, утверждая, что (тезис своими словами, перестроить в косвенную речь). Обобщает сильный учащийся.

Подведение итогов:

- Что вы нового узнали на уроке?

- Какие орфограммы повторили?

- Оцените себя, как вы поработали?

© 2010-2022