Обобщение опыта работы над сочинением ЕГЭ часть С

   Много лет работая в школе учителем русского языка и литературы, понимаешь, что самым сложным в нашей работе, на данном этапе, будет , пожалуй, подготовка выпускников к ЕГЭ, а в особенности, подготовка к сочинению. Долго думая над этой проблемой, я пришла  к выводу, что главное в этой работе – это умение анализировать предложенный текст.Думаю, кому-то может быть полезен этот опыт. Особенно тем коллегам, которые работают в старших классах и тоже часто бьются над проблемой создания текста на ЕГЭ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение опыта

Танкина Кульзираш Шаехметовна,

учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ №7 города Ноябрьска



Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством

лингвистического анализа текста.

2013 год

Актуальность данного опыта

Много лет работая в школе учителем русского языка и литературы, понимаешь, что самым сложным в нашей работе, на данном этапе, будет , пожалуй, подготовка выпускников к ЕГЭ, а в особенности, подготовка к сочинению. Долго думая над этой проблемой, я пришла к выводу, что главное в этой работе - это умение анализировать предложенный текст.

Выбор темы еще объясняю и тем, что процент качества знаний по ЕГЭ в школах остается вопросом номер один. Единый государственный экзамен по русскому языку наряду с заданиями базового уровня, проверяющими языковую компетенцию экзаменуемых (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении и т.п.), содержит задания повышенного и высокого уровня сложности, которые проверяют лингвистическую компетенцию выпускника (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их), а также его коммуникативную компетенцию (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст). Ряд составных заданий связан с анализом текста. Текст - это центральное звено второй части экзаменационной работы, более сложной, предназначенной главным образом для отбора в вузы самых подготовленных выпускников. На основе этого текста строятся тестовые задания разного типа: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым - сочинением, написание которого является самым трудным для выпускника в ЕГЭ, особенного сельского выпускника, который не в достаточной степени владеет речью. К сожалению, сказывается ограниченность доступа детей к искусству. Как подготовить учащихся старших классов к ЕГЭ, если еще к тому же и по программе на изучение русского языка 10-11 классов отводится один час? Я пришла к выводу, что и эту трудную задачу поможет решить использование на уроках русского языка комплексного лингвистического анализа текста с 5 по 11классы. И считаю, что комплексный лингвистический анализ текста на уроках русского языка является не только главным средством подготовки к ЕГЭ, но и важнейшим заданием обучающего характера и эффективным способом проверки знаний учащихся.

Технология опыта

Главная задача, стоящая передо мной на уроках русского языка с пятого класса - это сделать уроки интересными, создать условия, обеспечивающие положительную мотивацию школьников на изучение русского языка. Не секрет, что сегодня уроки русского языка в старших классах во многом имеют чисто прагматический характер, что, обусловлено, потребностью выпускников в успешной сдаче ЕГЭ. Более того, мы давно смирились с выражением « решать тест по русскому языку». Как можно русский язык «решать»?? Конечно же, предмет «выпадает» из культурологического контекста, утрачивается ориентир на личность, на человека учебного материала, что значительно снижает качество образования. На уроках родного языка вне поля зрения остается его важнейшая сторона - эстетическая функция, проявляющаяся наиболее полно и ярко в произведениях художественной литературы. Разные виды грамматического разбора, однообразные упражнения по образцу, списки слов для заучивания в учебнике, страх перед контрольным диктантом - все это закрывает от учащихся главное в родном языке - «его удивительное богатство, красоту», то, чем «может гордиться каждый, кто считает русский язык своим родным». А в ситуации экзамена в форме ЕГЭ учащиеся должны продемонстрировать разносторонний кругозор, оригинальность и образность мышления. И тогда стало очевидным, что мне нужно продумать систему работы с художественным текстом еще и таким образом, чтобы она способствовала и видению красоты слова, композиции, т.е. способствовала и воспитанию эстетического вкуса. Я пришла к выводу, что это возможно при использовании на уроках русского языка комплексного лингвистического анализ текста.

Что же такое лингвистический анализ текста? По определению М.Р. Львова, лингвистический анализ текста - это вид языкового анализа, целью которого является «выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание литературно-художественного произведения», а также «выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия». По словам Л.В. Щербы, цель такого анализа - учить «читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей... и поэтов».

Задачи лингвистического анализа текстов, используемых мною на уроках, следующие:

  1. помочь осмыслить идею и сюжет произведения;

  2. показать художественные средства, использованные для достижения своей цели;

  3. обратить внимание на особенности языка конкретного писателя.

Убеждена, что художественное произведение - это диалог писателя и читателя, а чтение произведения - это общение с писателем, его героями. Успех общения в большей мере зависит от того, каков читатель, умеет ли он чувствовать слово, умеет ли он вступить в общение с текстом, есть ли у него «чувство языка», одарен ли он «тонкостью понимания» и «гибкостью мысли», способен ли он оценить произведение литературы как явление искусства слова. И.С. Тургенев писал, что «фиалка своим запахом не разит на двадцать шагов кругом: надо почувствовать ее благовоние». Чтобы понять художественное произведение, оценить его по достоинству, надо к нему «приблизиться», проанализировать его язык, понять, как живут, употребляются в нем языковые средства (фонетические, лексические, словообразовательные и грамматические). Об этом я говорю на уроках с детьми, мотивируя их побуждение к деятельности, к работе над словом. Лингвистический анализ текста провожу на лучших образцах литературы и связываю его с такими понятиями, как текст, средства связи, речевое оформление. К лингвистическому анализу текста сегодня обращаются многие методисты, преподаватели вузов, учителя школ (Т.В. Кузнецова, автор-составитель программы по лингвистическому анализу художественного текста для школ, гимназий и лицеев гуманитарной направленности; (Баранов ) предложившие типовую схему лингвистического анализа текста на уроках русского языка; много публикаций с предложениями всякого рода упражнений по лингвистическому анализу и образцов анализа того или иного художественного текста).

При лингвистическом анализе текста, по мнению современных исследователей, не должен нарушаться основной принцип - «учет единства формы, содержания и функции рассматриваемого языкового явления». Преобладающее внимание к формальной стороне языковых фактов тормозит речевое развитие детей, так как односторонний подход к анализу порождает привычку поверхностного взгляда на языковое явление. Лингвистический анализ текста со стороны содержания и формы позволяет относиться к изучаемым грамматическим явлениям как к элементам целого высказывания (речевого произведения), учит отбирать языковые средства с учетом конкретной речевой задачи. Систематическое обращение мною к анализу текстов на уроках русского языка, опора на них способствует формированию важнейшего коммуникативного умения - создавать собственный текст. Художественные тексты, которые я использую на уроках русского языка, являются для школьников образцом правильной и выразительной речи. Внимание к особенностям текстов, их композиции, стилистическому своеобразию убеждает учащихся в том, как важно свободно владеть речью, осознанно строить свои высказывания. Формирование же коммуникативной и лингвистической компетентности учеников предполагает, что система обучения связной речи в школе должна основываться на положениях теории речевой деятельности. Речевая деятельность, как деятельность творческая, по данным многочисленных исследований, представляет собой многоярусный механизм, сущность которого вытекает из особенностей человеческой деятельности. Всякая человеческая деятельность, в свою очередь, характеризуется структурностью, то есть состоит из определенной последовательности действий, которые организуются таким образом, чтобы при наименьшей затрате времени достичь определенной цели. «Чтобы полноценно общаться, - пишет А.А. Леонтьев, - человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения - оно будет неэффективным». Преобразование мысли в текст - это сложный процесс, отдельные этапы которого порой накладываются друг на друга. Основные компоненты речи - замысел, лексическое наполнение, грамматическое оформление - соотносятся с отдельными уровнями языка: синтаксисом, фонетикой, лексикой, морфологией и др. Принципы построения текста имеют объективный характер: выявление путем анализа особенностей его строения делает возможным обучение правилам их реализации в речи, создает условия для совершенствования коммуникативной правильности речи. Анализ текста «как готового продукта речи» позволяет увидеть динамику речевой деятельности - от замысла до конкретной «речевой реализации», т.е. проследить процесс формирования мысли автора. Одновременно с осознанием речи формируется литературная интуиция, спонтанная речь, которая имеет более автоматизированный характер, так как находится во внутреннем, мысленном плане». Считаю, что развитие спонтанной речи непосредственно влияет на совершенствование умений самостоятельного создания текстов. При лингвистическом анализе текста сливаются воедино, казалось бы, несоединимые задачи преподавания русского языка в школе:

  1. Практические и научные. Показать, что разнообразные языковые средства, которые ученики постоянно употребляют при общении, образуют сложную, но гармоничную систему, что «жизнь языка» подчиняется строгим системным закономерностям, изучая которые ученые выводят правила, в том числе и находящиеся в школьном учебнике; ученики должны понять особенности системного строения языка и его функционирования в речи.

  2. Лингвистический анализ является мощным стимулом речевого развития ученика, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер его личности, взаимосвязанного развития обоих типов мышления: с одной стороны, ассоциативно-образного, с другой - логического; причем при таком виде работы образное мышление не сковывается неестественным для ребенка превалированием логического мышления.

Уже в 5 классе начинаю подготовительную работу с текстом, приучая пятиклассников к первичным основам лингвистического комплексного анализа.

В средних классах (6-8 классах) мною целенаправленно и планомерно проводится работа, которая способствует выработке базовых умений и навыков, которые станут опорой лингвистического анализа в старших классах. Такой подготовительной работой в средних классах становится целенаправленное наблюдение за реализацией в художественной речи выразительно-изобразительных возможностей разных единиц и разнообразных явлений русского языка. Система работы по повышению уровня языковой и речевой компетентности учащихся ориентирована на двустороннюю природу текста - как продукта и процесса речетворчества. С одной стороны, она ориентирована на знания учащихся о категориальных признаках текста, видах, единицах текста, способах членения текста и развертывания тематических предложений. С другой, она ориентирована на знания о способах деятельности, формирующих умения прогнозировать, отбирать средства, адекватные содержанию, оценивать коммуникативные качества текста, совершенствовать написанное.

В 9 классе большое внимание уделяю обучению создания творческих работ (сочинения, посвященные целостному анализу произведений, создание собственных произведений по жизненным впечатлениям). На уроках лингвистического комплексного анализа текста девятиклассники уже учатся анализировать языковые средства с точки зрения их функционирования в речи, сознательно отбирать их и оценивать не изолированно, а в контексте создаваемого высказывания.

Использование в 10-11 классах лингвистического анализа текста открывает следующие возможности:

  1. учащиеся овладевают новой областью языкознания - лингвистикой текста, структурой его компонентов;

  2. создается единство развития речи, ее культуры;

  3. на более высоком уровне готовить учащихся к созданию собственных творческих работ;

  4. методика, ориентированная на текст, интегративна в том смысле, что в ней взаимодействует грамматика, стилистика, психология речи, риторика.

На уроках использую разные виды работы с текстом: сравнение отдельных предложений и текстов, нахождение границ предложений в тексте, деление текста на абзацы, восстановление деформированного текста, собирание текста из фрагментов, выделение в тексте опорных слов, составление планов (картинного, словесного), наложение готового плана на текст, определение темы текста, определение идеи текста (выделение предложения, в котором выражается основная мысль, отношение автора к предмету речи), анализ авторского заголовка, собирание текста на кубиках, сравнение разных планов к одному тексту, выделение структурных частей текста (зачина, основной части, концовки), сочинение по данному тексту, дописывание концовки текста, сочинение по опорным словам, составление текстов разных типов речи, разных стилей по одной теме. Понятие «текст» традиционно предлагаю вводить при сравнении отдельных предложений и предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Интересной для учащихся является работа по членению текста на предложения (отработка такого категориального признака текста, как членимость). Для этого предлагаю тексты без точек и заглавных букв. Упражнения на выделение в тексте абзацев; упражнения на осознание характера информации в предложенном отрезке текста (или наборе предложений) и дополнение или трансформация ее в заданном направлении; монтаж текста из данных отдельных предложений; упражнения на нахождение средств межфразовой связи в данном тексте, а также на выбор необходимых языковых средств для связи частей данного текста или для связи предъявленного текста и созданного самостоятельно текстового фрагмента; упражнения на осознание замысла высказывания и развитие этого замысла в самостоятельно созданном текстовом фрагменте; упражнения на осознание связи содержания текста с его заголовком; упражнения на определение функционально-смыслового типа речи (повествование, описание, рассуждение); упражнения, раскрывающие особенности употребления языковых единиц в устной и письменной речи, изобразительные возможности отдельных частей речи и членов предложения; упражнения на выявление в тексте содержательно - фактуальной, содержательно-концептуальной ,содержательно - подтекстовой информации - все эти виды упражнений помогают выработать у школьников умения реализовать такие текстовые категории, как информативность, смысловая и содержательная ценность, связность, членимость, адресность, завершенность.

Лингвостилистический эксперимент, которым я пользуюсь на уроках русского языка, предлагаемый Г.Д. Ахметовой, - один из приемов анализа текста. Способы создания экспериментальных текстов разные: устранение данного языкового явления из текста (например, убрать все прилагательные в отрывке из текста И.С. Тургенева «Бежин луг»), замена языкового элемента синонимическим или однофункциональным (например, в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» слово «идет» заменить словом «шагает», а слово «шагает» - словом «идет»), развертывание текста (способствует более глубокому пониманию текста), свертывание текста (выявление образных средств), перестановка слов и других языковых единиц (единственно верное расположение слов, предложенное автором), разрушение связей между компонентами текста (абзацами, предложениями, словами, звуками), сравнение нескольких авторских редакций текста как средства обоснования тезиса о том, что в совершенном тексте «единственно нужное расположение единственно нужных слов»

(Л.Н. Толстой). Правильно организованная работа по лингвистическому анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.

На уроках в 5 классе использую такой конспект анализа текста:

1. Определить тему и основную мысль текста.

2. Выписать ключевые слова.

3. Озаглавить текст.

4. Определить стиль текста и доказать свое мнение.

5. Определить тип речи и доказать свое мнение.

Но яркое речевое оформление рассуждения о тексте, свидетельствующее о высоком уровне личностного развития учащегося, рождается из параллельной реализации алгоритма с, например, цвето - смысловым прочтением анализируемого текста.

Например, предлагаю ученикам для анализа следующий текстовый отрывок:

Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники.

Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги.

(А. И. Куприн).

Вот тезисный конспект работы:

1. Тема (про что?): осень в тайге. Основная мысль (что именно сказано про это ЧТО?): неимоверная красота, красочность этого времени года в тайге все-таки навевает грусть.

2. Ключевые слова (самые важные, опорные, смыслообразующие, те, на которых держится ткань текста. Как правило, ключевое слово в разных вариантах не раз повторяется, поэтому правомерно говорить о группах ключевых слов):

- Осень, сентябрь, денечек (время года);

- Солнечный, погожий летний денечек, на солнце (погода);

- Прозрачность, чистота тайги, голоса птиц слышны за километр (общая прозрачность воздуха);

- Цвет солнца, ягод, осени и тревоги - желто-красная гамма; неба - синяя гамма (цвета умирания, увядания, грусти).

3.Анализ предложенных учащимися заголовков. Заголовок «Бабье лето в тайге» соотносится с темой текста, он менее художествен, чем заголовок «Таежная красота увядания», соотносящийся с основной мыслью текста.

4. Художественный стиль текста: доказательства

- Образность: денечки (короткие, теплые, приятные, и автор относится к ним с одобрением - уменьшительно-ласкательный суффикс); метафоры (денечки вернулись, земля бордовела ягодами, прозрачность и грустность жили), сравнения (словно осень прошлась свистящей метлой, барабанно-звонкие голоса), гипербола (жила грусть);

- Авторская позиция: денечки; слышны за километр (разговорность как отражение искренности и благостного состояния автора).

- Информация в тексте не претендует на актуальность, как это было бы в публицистическом тексте.

5. Тип речи - описание: доказательства

- Описан 1 факт (осень в тайге);

- Этот факт дан в статике (констатация признаков бабьего лета в тайге);

- Языковые приметы: слова со значением признака (прилагательные, абстрактные сущ., гл. «бордоветь»), способ выражения предикативности - составные именные сказуемые (был сухим и солнечным, была чистой, прошлась метлой),

синтаксические конструкции (однородные члены, сложносочиненные предложения с союзом И со значением «одновременности», бессоюзные сложные предложения со значением «перечисление одновременного», сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения).

В 6 - 8 классах план усложняю - использую вопросы типа:

- докажите, что это текст, а не набор фраз.

- что нового и полезного вы узнали из текста?

А также добавляю и проблемные вопросы. Проблемный метод обучения развивает у детей творческую самостоятельность, мыслительную деятельность.

В 9 - 11 классах привлекаю тексты современных публицистов: Д. Гранина, Д. Лихачева, и др. и добавляю еще один пункт к конспекту:

- выявить проблему, написать свое отношение к ней.

В этих же классах уже включаю творческую работу. Здесь происходит обобщение материалов в устной или письменной форме: учащиеся размышляют о средствах выражения собственных мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры, оформляют свои размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению и т.п. Я оцениваю не только результат, но и процесс работы. Творческую работу добавляю также и в 6 классе, так как в этом классе я уже второй год использую программу «Школа 2100»

После подобной системной проработки текстов навыки связного высказывания в рамках ЕГЭ (часть С) позволяют учащимся создать работы, выгодно отличающиеся цельностью и выразительностью, точностью и лаконичностью, новизной анализа и индивидуальной неповторимостью и положительно влияет на формирование гражданской позиции выпускников.

Как использовать текст в качестве дидактической единицы, чтобы достичь органического единства в изучении языка как системы и развития коммуникативных умений учащихся? Эти проблемы и решаю на своих уроках. Тексты, используемые на подобных занятиях мною, тщательно отредактированы в соответствии с общедидактическими и методическими принципами, но в то же время имеют ряд особенностей:

  1. В ходе анализа текста осуществляется взаимосвязь всех разделов курса. русского языка

  2. В тексте представлены различные виды пунктограмм и орфограмм, изученных к моменту анализа текста.

  3. Предложены все виды разборов.

  4. Тексты являются образцовыми в идейно-тематическом и языковом отношении, направлены на патриотическое воспитание учащихся, а также демонстрируют звучность, выразительность, богатство русского языка.

  5. Тексты напечатаны с пропусками на месте орфограмм, знаки препинания не расставлены, так как это должны сделать школьники в процессе анализа текста.

  6. Предложенные тексты помогают решать и проблему дифференцированного обучения, поэтому задания составлены для трех вариантов: I в.- для сильных учащихся, II в - для средних, III в - для слабо успевающих по предмету. Для каждого варианта учтена степень трудности.

Выводы:

Итак, подводя итоги многолетней работы в школе в качестве учителя русского языка, я пришла к твёрдому убеждению, что нужно учить ученика видеть, чувствовать художественный текст. Убеждена, что писательское слово - это кладезь, в котором можно почерпнуть ответы на вечные вопросы человечества, « привлечь к себе любовь пространства»,«услышать будущего зов».

Удовольствие я испытываю, когда мы с выпускниками, почти на завершающем этапе обучения в 11 классе, подхожу к изучению творчества Бориса Леонидовича Пастернака. Вот тут-то я и получаю плоды тех крохотных зёрен, которые были посажены в 5 классе. Наслаждаясь уроком, я слушаю лингвистический анализ стихотворений Пастернака «Зимнее утро», « Во всем мне хочется дойти до самой сути» и других. Видимо, это связано и с материалом, и с тем, что Пастернака нелегко понять. Как писала Марина Цветаева « Пастернак - «тайнопись», «иносказание», «шифр». И вот когда моим ученикам удается расшифровать хотя бы чуть-чуть Пастернака, думаешь, что труды были ненапрасными. Но это всегда кропотливый многолетний ТРУД. Зато какое это удовольствие!

Работая учителем русского языка и литературы почти 30лет, я пришла к выводу, что налаженная система по лингвистическому комплексному анализу текста даёт возможность осуществлять на уроках органическую взаимосвязь повторения всех разделов курса русского языка, развития коммуникативных умений и навыков учащихся, обеспечивая эффективное и оптимальное достижение поставленной цели , успешной подготовке к ЕГЭ. Использование лингвистического анализа текста на уроках русского языка с 5 класса - один из наиболее эффективных способов подготовки учащихся не только к написанию сочинения во время ЕГЭ, но и предполагает в итоге высокий уровень знаний по предмету, который обеспечит выполнение заданий уровней Аи В, а также способствует и воспитанию эстетического вкуса, любви к родному языку.

Использование на уроках лингвистического анализа текста привело к тому, что выпускники научились свободно пользоваться устной и письменной речью в разных жизненных ситуациях, овладели различными видами речевой деятельности - грамотно писать, бегло и осознанно читать, хорошо говорить, правильно понимать чужое устное высказывание. Добиться планируемых программой результатов обучения удалось лишь благодаря тому, что работа по анализу текста проходила через весь процесс обучения. Мои выпускники успешно сдают ЕГЭ по русскому языку. «011 году выпускница Черкасова Мария сдала ЕГЭ на 98%. Общий анализ ЕГЭ части С показывает, что 50% учащихся с частью С справляются успешно и получают более чем 18 баллов из 23 баллов. Причем 23 балла у 25 % учеников .Выпускница Базарбаева Анастасия - призёр региональной олимпиады по русскому языку в 2011 и 2012 учебном году.

Использованная литература

  1. Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д. Комплексный анализ текста на уроках русского языка.

  2. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. - М., 1983.

  3. Гореликова М.И., Магомедова Д.М. Лингвистический анализ текста. - М., 1989.

  4. Евграфова С.М. Лингвистический анализ текста как необходимый этап подготовки к сочинению // Русский язык (прил. к газете "Первое сентября"). 1998, № 43.

  5. Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе. - М., 1992.

  6. Лисоченко Л.В. Лингвистический анализ художественного текста. - Таганрог, 1997.

  7. Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом // Русский язык (приложение к газете "Первое сентября"), 1996, N 3.

  8. Пронина А. А. Лингвистический анализ текста как средство развития речи учащихся. СПб., 1998.

  9. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом //

© 2010-2022