Конспект урока «ФОЛЬКЛОРНЫЙ БАЛАГАН»

Данный урок русского языка проводится в форме соревнования между учащимися класса. Урок формирует представления о поразительном богатстве духовной культуры народа, о разнообразии устного народного творчества, воспитывает учащихся на основе  народных традиций, родного языка, знаний истории народа. Учащимся предлагаются интересные задания: на знание фразеологизмов, пословиц, поговорок и т.д. Учителем для наглядности на уроке используются плакаты, иллюстрации, предметы,  кружочки со словами. Урок п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОЛЬКЛОРНЫЙ БАЛАГАН

7 класс

Русский язык чрезвычайно богат

крылатыми выражениями. В них

отразилась история нашего народа.

Н.Н.Ушаков

Цель занятия:

1. Воспитание учащихся на основе народных традиций, родного языка, знаний истории народа.

2. Формирование представления о поразительном богатстве духовной культуры народа, о разнообразии устного народного творчества

3. Развитие речи учащихся путем заучивания наизусть текстов различных фольклорных жанров.

Оборудование: плакаты, иллюстрации, карточки, предметы, кружочки со словами

Крылатые слова - устойчивые выражении, вошедшие в язык из определенного литературного или исторического источника (меткие изречения выдающихся общественных деятелей, цитаты из произведений художественной литературы и т.д.) и получившие широкое распространение благодаря присущей им выразительности. Я знаю только то, что ничего не знаю (Сократ). Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо (П.Теренций)

Поговорка - краткое, образное выражение, метко определяющее какое-либо явление в жизни, бывает частью пословицы, поэтому отличается смысловой и синтаксической незаконченностью. Лиха беда начало.

Пословица - краткое, устойчивое в речи, образное народное изречение с поучительным смыслом, выраженное в форме предложения (обычно сложного). Лето собирает, а зима поедает.

Фразеологизмы - семантически несвободные сочетания слов, которые не производятся в речи, как сходные с ними по форме синтаксические структуры - словосочетания или предложения, а воспроизводятся.

Конкурсы проводятся между 2-3 командами.

  1. Перепишите, заменив отдельные слова фразеологизмами.

Петя плохо работал.

Дома он тоже ничего не делал.

За уроки брался неохотно.

Получив плохие отметки, Петя печально шел домой.

Надо было усердно работать.

Или

Прочитайте текст, укажите в нем фразеологизмы, ответьте на вопросы в тексте.

«Поссорились на перемене ребята. Один кричит: «Я тебе покажу, где раки зимуют!» А второй ему: «Ишь разошелся, прямо из кожи лезет». Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их растаскивать, а те на него напустились: «Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!» А дежурный вдруг как крикнет: «Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!» - «Какие такие загадки?» - удивились ребята и разжали кулаки. «А вот какие, послушайте! Первая - где раки зимуют? Вторая - кто из своей кожи лезет? Третья - кто спит с открытыми глазами?»

  1. Запишите фразеологизмы, в состав которых входят слова:

- рука (Р. коротки, Р. марать, Р. не доходят, Р. опускать, Р. умывать, Р.подать, Р. чешутся и др.)

- вода (буря в стакане В., возить В., выйти сухим из В., и концы в В., как две капли В. и др.)

- глаз (с закрытыми Г., своими Г., смотреть другими Г., смотреть прямо в Г., строить Г. и др.)

- язык (вертится на Я., высунув Я., держать Я. за зубами, длинный Я., злые Я., чесать Я. и др.)

- голова (забивать Г., вскружить Г., лезть в Г., ломать Г., морочить Г., мылить Г., очертя Г. и др.)

- имена людей (в костюме Адама (Евы), как Мамай прошел, авгиевы конюшни, нить Ариадны и др.)

Или

Объясните значение наличия « металла» в людях:

стальная воля, железные мускулы, золотое сердце, свинцовые слезы, серебряный голос, оловянные глаза, бронзовая кожа, медный лоб, луженая глотка.

  1. Конкурс-разминка «Знаешь ли ты?»

Угадайте слово по шутливой характеристике:

  1. Не цветы, а вянут; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. Это…

  2. Ее толкут, носят решетом, в нее прячут концы нечестные люди. Что это?

  3. Он в голове у несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это…

  4. Его вешают, когда приходят в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в свое дело; им клюют, его задирают; на нем ставят зарубки, его натягивают, стремясь кого-то одурачить. Что это?

  5. Его проглатывают, за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказываться. Что это?

  6. Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки, за ним можно лезть в карман. Это…

  1. Конкурс капитанов

Команда соперников с помощью жестов (предметов) передает значение фразеологического оборота, капитан противоположной команды должен ее назвать.

  1. Сидеть сложа руки. Чесать языком.

  2. В одно ухо вошло, в другое вышло. Лезть на стену.

  3. Совать нос не в свое дело. Солдат стоял на часах.

Или

Конкурс художников

Живые картинки. Используя приемы пантомимы (т.е. при помощи жестов, мимики), изобразите следующие фразеологизмы:

  1. Куры денег не клюют. Вставлять палки в колеса

  2. Делать из мухи слона. Галопом по Европам

  3. Язык чешется. Делить шкуру неубитого медведя.

  1. Закончите пословицу:

Лучше синица в руке …; Маленькое дело лучше ...; Семь раз отмерь...; Один в поле …; Как аукнется …; Терпенье и труд …; Друзья познаются ...; Куй железо …; С миру по нитке …; Поспешишь …; Без труда …; Всякий кулик…; Верный друг ...; На чужой каравай …; Чужими руками …; Не давши слова крепись …; Береги платье снову…; Не спеши языком …; Назвался груздем …; Ум хорошо …; Дареному коню …; Что написано пером …; В чужом глазу сучок видим …

  1. Узнайте слова по описаниям устойчивых выражений, в которых они встречаются:

А. Ее не со всеми можно приготовить; те, кто пренебрегают ею, ослабевают; но иногда е просят неодушевленные предметы.

Б. Оно является отличной средой для передвижения кисломолочных продуктов, прекрасным средством для поддержания горения, а также основой для чепухи.

В. Находчивые люди умеют поддерживать беседу, не пользуясь им; у людей малоимущих он обычно меньше, чем многие необходимые вещи; а некоторых людей, испытывающих напрасные ожидания, приходится призывать к более открытому пользованию им.

  1. Дополните фразеологизмы названиями частей человеческого тела:

__________ в ________ не клади, ________ востро, _______ кровью обливается, _______не дорос за обе ________, встать с левой _________, повесить ________, ударить _______ в грязь, попасть _________ в небо, медведь на ________ наступил, заговаривать ______, голова на _____ без задних ________, из ________ лезть, развесить _______.

  1. Подберите русские эквиваленты к следующим фразеологизмам, кратко сформулируйте их обобщенный смысл:

  1. Жить как петух на откормке (франц.)

  2. Промокший пудель (немецк.)

  3. Покупать зайца в мешке (чешск.)

  4. Когда на ладони вырастут волосы (польск.)

  5. Как псу муха (польск.)

  6. Как заяц в ананасе (польск.)

  7. Спеши медленно (латин.)

  8. Когда свинья в желтых шлепанцах вскарабкается на грушу (болгарск.)

  9. И в хорошем огороде есть свои гнилые тыквы (осетинск.)

  10. Своя палка всегда сучковатой кажется (лезгинск.)

  11. Быть под большим пальцем (у кого-либо) (англ.)

  12. Это пока еще написано на звездах (немецк.)


  1. Игра с болельщиками

- Есть ли у Земли лицо?

- Может ли горе быть в жидком состоянии?

- Есть ли глаза у опасности, правды, смерти?

- Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей?

- Может ли вопрос заболеть?

- Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше?


  1. По определениям угадайте фразеологизм:

Умышленно, намеренно не замечать чего-либо;

Очень худой, изможденный;

Ничего не добившись, обманувшись в своих ожиданиях;

Быть всегда готовым к защите, обороне;

Первое участие в бою, первое испытание на каком-либо поприще;

Днем, не виду у всех;

Удрученный, печальный;

Неохотно, принудив себя к чему-либо.

  1. Конкурс «Что делать?»

(Предполагает умение быстро найти выход из положения, которое обрисовано с помощью фразеологизма. Задается вопрос: «Что делать, если … (дальше следует фразеологизм)?

Вас посадили в лужу. Вам подложили свинью. Вам суют палки в колеса. У вас свет померк в глазах. Вам пустили пыль в глаза. Перед вами ломают комедию. Вас ноги не держат. Вы вылетели в трубу. Вам дали сто очков вперед. Негде иголку воткнуть. В вас мечут громы и молнии. Вы попали пальцем в небо. Вас прибрали к рукам. Вам дали прикурить. Вы проглотили аршин. Вы съели собаку. Вам прописали ижицу. В ваш огород пустили козла. На ваших лазах делают из мухи слона. Вас держат в ежовых рукавицах.

12. Продолжите, вставив названия животных:

Голоден как … Хитер как … Труслив как … Здоров как … Изворотлив как … Надут как … Нем как … Грязен как … Упрям как … Болтлив как … Колюч как …

13. Подскажи словечко

Дружнее этих двух ребят Мы исходили городок

На свете не найдешь. Буквально вдоль и …

О них обычно говорят: И так устали мы в дороге,

Водой … Что еле …

Товарищ твой просит украдкой Фальшивят, путают слова, Ответы списать из тетрадки. Поют кто в лес …

Не надо! Ведь этим ты другу Пожалуй, слушать их не станут: Окажешь … От этой песни уши …

14. К каждому слову прибавьте одну букву в начале, в середине или в конце, чтобы образовались новые слова (например, шпага - шпагат, база - базар и т.д.), их добавленных слов при чтении сверху вниз составится пословица:

Шпага рыба тир

База плата бак

Дача сачок угол

Заря клад дуло

Кума пот тара

Блок ария катер

Газ парк бор

Свет сон рис

Шел том сук

Пол бани

© 2010-2022