Конспект урока русского языка по теме «Лексика»

Урок русского языка разработан по ФГОС.Тип урока: урок развивающего контроля Форма урока: урок закрепления и обобщения знаний. Цели урока: - закрепить знания, полученные при изучении темы: «Лексика» -сформировать представление о способах определения ЛЗ слова - сформировать способность определять ЛЗ слова; - развивать умение работать с толковым словарём -повторить ранее изученные орфограммы. В планировании урока отражены такие виды работы, как словарный диктант, работа с толковыми слова...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: повторение и обобщение по теме : «Лексика»

Учитель-Саплина Любовь Григорьевна.

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тип урока: урок развивающего контроля

Форма урока: урок закрепления и обобщения знаний.

Цели урока: - закрепить знания, полученные при изучении темы: «Лексика»

-сформировать представление о способах определения ЛЗ слова

- сформировать способность определять ЛЗ слова;

- развивать умение работать с толковым словарём

-повторить ранее изученные орфограммы



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! Вы, наверное, обратили внимание, что на уроке появился рюкзак. Урок мы закончим только тогда, когда рюкзак заполнится вашими знаниями.

И в самом начале урока я хочу вам подарить замечательную мысль философа Э.Кинга: «Умеющие мыслить умеют задавать вопросы». Поэтому возьмите на вооружение это высказывание.

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение



Ученики записывают высказывание в тетрадь.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала,

А теперь мы должны сформулировать тему урока. Перед вами стоит задача. Запишите данные слова, вставив в них пропущенные буквы.

Со…нце, в…щица, немец…кий, бе…шумный, п…сали, во…зал, жд…ла.

Теперь выпишите пропущенные буквы подряд и сформулируйте тему нашего урока.

ЛЕКСИКА

Значит, какую цель мы должны поставить перед собой ?

Ребята! Как вы думаете. Актуальна наша тема? Чем?

Пригодится ли знание этой темы в будущем?

Лев Успенский говорил: «Если есть в мире вещи, достойные названия ЧУДО, то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них»

А какие высказывания о слове, о русском языке вы приготовили дома?

Прочитайте ваши предложения.

III.Повторение.

1.«Словесная дуэль»

На столе у ребят карточки с вопросами, которые они задают 1-ой группе, первая -2-ой, а вторая -3-ьей. Так по цепочке дети задают вопросы и приводят примеры.

2.Работа с толковым словарем. (Работа в группах)-5 мин.

Задание: Найдите ошибки в толковании лексического значения слов и запишите правильно

1 группа:
Ассорти- публичная распродажа.
Афиша-специально подобранная смесь чего- нибудь, набор.

2 группа:
Мольберт- картина с изображением цветов, плодов, дичи, рыбы.
Натюрморт-подставка, на которой помещается холст.
3 группа
Аукцион-объявление о спектакле, кинофильме, концерте.
Пейзажист-человек, который проверяет и исправляет текст.
4 группа:
Редактор- художник, рисующий пейзаж.
Реклама- оповещение различными способами

2.Составьте словосочетания со словами, данными в скобках. Запишите те, в которых выделенные слова будут иметь переносное значение. -3 мин.

Горячий(молоко, печь, время)

Разбить (чашку, стекло, жизнь)

Легкий (пух, пиджак, характер)

4 ученика работают по карточкам:

Задание: вставить пропущенные буквы.

Ц.. клон, лекц.. я, ц.. ган, акац я, ц..рковой, энц..клопедия, вариац…я, ц..кнул, на ц..почках, ц…трусовый.

Динамическая пауза (этап физической разрядки)

Учитель создает условия для снятия переутомления у детей.

5.Самостоятельная работа-

Задание:

Найдите в стихотворении средства выразительности: эпитеты, метафоры, олицетворения.

В зареве огнистом облаков гряда,

И на небе чистом вечера звезда.

Наклоняясь, ивы дремлют над рекой,

И реки извивы в краске голубой.

Звук свирели стройно льется и дрожит,

На душе спокойно, вся деревня спит.

О чем это стихотворение?( о красоте вечерней природы)

6.По теме «Фразеологизмы» викторина.

7.Сочинение- миниатюра по картине- 5 мин.

Слово учителя:

Знание лексики расширяет наш кругозор, делает нашу речь красивее, образнее. Сейчас у вас есть возможность показать, насколько хорошо вы владеете словарным запасом.

Пишем сочинение по данному началу.

Чудесный зимний день!

III.Подведем итоги.(Рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Ребята! Наш рюкзак заполнен! Давайте посмотрим, что же мы сегодня повторили?

Какую задачу мы ставили перед собой в начале урока?(узнавать как можно больше слов)

Я думаю, вы последуете совету М.Горького, который говорил: «Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон»

Оценки.

Пригодятся ли вам знания этой темы в будущем? (употребление знаний лексики, предстоит сдавать экзамены)

А теперь выберите смайлик своего настроения.

IV.Домашнее задание.

Решить тесты






Учащиеся называют пропущенные буквы, учитель фиксирует .

Записывают тему: «Повторение и обобщение материала по теме «Лексика»

Ученики формулируют цель урока.

Повторить и обобщить изученный ранее материал

Человек должен обогащать свой словарный запас.

Употребление знаний лексики. Предстоит сдавать экзамены

Ученики читают из дом. Задания предложения- высказывания писателей о русском языке.

Так по цепочке дети задают вопросы , отвечают на них и приводят примеры.

Дети работают с толковыми словарями.





Ученики составляют словосочетания.

4 (слабоуспевающих) ученика работают по карточкам, а один у доски. Повторяем правописание ы-и после Ц



Дети выполняют упражнения на снятие переутомления .Упр . для глаз (презентация)

Работа в группах.

Задания:

1 группа - выписать эпитеты.

2 группа - выписать метафоры

3 группа - выписать олицетворения.

4 группа - работа с толковыми словарями.

Задание :найти лексическое значение слов : зарево, гряда.

Индивидуальное задание, которое выполнял ученик дома. Читает ребятам фразеологизмы, а они подбирают синонимы.

Ребята пишут сочинение -миниатюру по данному началу.







Дают ответы на вопросы.





Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)



Грамотное построение устного высказывания

Познавательная самостоятельность и активность



Поиск и выделение информации; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Познавательная самостоятельность и активность





Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке

Поиск и выделение информации; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)



Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.



Рефлексия способов и условий

действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
















© 2010-2022