Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), Примерной программы основного общего образования по русскому языку и развернутого тематического планирования / Авторы-составители Е.А.Андреева и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 121, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы / [авт.-сост. С.И. Львова]; «Методическо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Муниципальное общеобразовательное учреждение

Мурмашинская средняя общеобразовательная школа № 1




«Утверждаю»


Директор школы _______________И.Ю.Гашкова

«___»______________________200_г.





Рабочая программа

учебного предмета «Русский язык»

7 класс




Разработчик: Мазурова О.И.,

учитель русского языка и

литературы



Обсуждена и согласована на Принята на методическом

методическом объединении совете

Протокол № от Протокол № от

« » _______________ 2013г. « » ________________ 2013г.






Мурмаши

2013г


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), Примерной программы основного общего образования по русскому языку и развернутого тематического планирования / Авторы-составители Е.А.Андреева и др. - Волгоград: Учитель, 2007. - 121, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 - 11 классы: основной курс, элективные курсы / [авт.-сост. С.И. Львова]; «Методического письма о преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях Мурманской области в связи с переходом на федеральный базисный учебный план 2004 года», «Анализа результатов единого государственного экзамена в Мурманской области в 2008 году», методического письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании русского языка в средней школе».

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых

знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 7 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором - дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой. Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.

Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как

явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 7 классе - 136 часов.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


Речевая деятельность.

Аудирование. Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; опреде­лять и формулировать основную мысль аудируемого текста; вычленять структурные части исходного текста, составлять про­стой план.

Чтение. Осмысленно читать, понимать и пересказывать учеб­ные тексты лингвистического

содержания; дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста; разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план; самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочи­танного текста; прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации); выразительно читать художественные и научно-учебные тексты.

Говорение. Пересказывать основное содержание прослушан­ного или прочитанного текста - рассуждения; подробно и выбо­рочно пересказывать повествовательные художественные тексты; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить неболь­шое по объему устное высказывание на заданную тему; соблю­дать последовательность и связность изложения.

Письмо. Подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста; сохранять в тексте по­дробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить письменное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изло­жения; собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять сложный план и на его основе создавать текст; использовать цепную связь предложений в текстах разных сти­лей; употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений; исправлять неоправданный речевой повтор различными способа­ми: заменой слова местоимением или синонимом, заменой син­таксической конструкции.

Текстоведение. Определять основную мысль текста, подби­рать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого тек­ста; определять вид связи (цепная, параллельная) и средства связи предложений в тексте (местоимения, лексический повтор, синонимы, однокоренные слова и др.); устанавливать принад­лежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи.

Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпи­ческий разбор слова; использовать транскрипцию; правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изучен­ных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; обнару­живать орфоэпические ошибки в звучащей речи.

Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на осно­ве словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели; выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразова­тельного анализа слова; различать изученные способы словооб­разования разных частей речи; пользоваться словообразовательным словарем, а также сло­варем морфемных моделей слов.

Лексикология и фразеология. Пользоваться разными спосо­бами толкования лексического значения слова. Употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексиче­ским значением, а также с условиями и задачами общения; тол­ковать лексическое значение слов и фразеологизмов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наи­более точное и уместное слово в данной речевой ситуации; поль­зоваться различными видами словарей (синонимов антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.); анализиро­вать примеры использования слов в переносном значении; про­водить лексический разбор слова.

Морфология. Указывать морфологические признаки изучен­ных частей речи, правильно образовывать и употреблять соот­ветствующие грамматические формы; уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; опираться на морфо­логические признаки слова при решении задач правописания.

Орфография. Обнаруживать изученные орфограммы и объяс­нять написание соответствующих слов; объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание мор­фем) и с этой позиции анализировать написание морфем; свобод­но пользоваться

орфографическим словарем; владеть приемом поморфемного письма.

Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложен­ной схеме; анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи); определять синтаксическую роль изученных частей речи. Правильно применять изученные пунктуа­ционные правила; устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




№ п/п



Тема



Кол-во часов / Р.р

В том числе на:



РК



уроки

развитие речи

контрольные работы (указать вид (тест, диктант, анализ текста и др.)

сочинения (аудиторные; домашние)

изложения (подробные; сжатые; выборочные

1

Введение

1 (1/ )

1





2

Повторение. Фонетика и орфоэпия

2 (2/ )

2





3

Словообразова

ние

3 (3/ )

3




1

4

Лексикология и фразеология

2 (2/ )

2




1

5

Морфология

6 (4/ 2)

6

2 (ауд.)




6

Синтаксис

4 (2/ 2)

4


2 (подр.)


1

7

Орфография

5 (5/ )

5





8

Пунктуация

4 (4/ )

3



1


9

Культура речи

8 (8/ )

8





10

Текстоведение

18 ( /18)

17

2 (ауд.)

1 (миниат.)

1 (анализ текста)


11

Наречие

34 (31/ 3)

32


3 (сжат.)

1 (тест), 1 (контр. излож.)

1

12

Роль служебных частей речи

1 (1/ )

1





13

Предлог

6 (6/ )

6




1

14

Союз

12 (10/ 2)

12

2 (ауд.)




15

Частица

14 (12/ 2)

13


2 (подр.)

1 (тест)

1

16

Междометия и звукоподража

тельные слова

3 (3/ )

3





17

Омонимия слов разных частей речи

7 (7/ )

7





18

Повторение

6 (6/ )

5



1 (тест)



Всего:

136 (107/ 29)

130

6

8

6

6Количество учебных часов в год - 136, из них на развитие речи - 29; в неделю - 4 урока.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Тема

Кол-во часов

1.

Язык как развивающееся явление

1

2-3.

Повторение. Фонетика и орфоэпия

2

4.

Основные способы образования слов

1

5.

Основные способы образования существительных и прилагательных. Омонимичные морфемы

1

6.

Основные способы образования наречий

1

7.

Лексикология как раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные

1

8.

Переносное значение слова. Фразеологизмы

1

9-10.

Именные части речи

2

11-12.

Глагол и глагольные формы

2

13-14.

Р. Р. Подготовка и проведение сочинения «Гимн русской зиме» (по картинам И. И. Шишкина и К. Ф. Юона)

2

15.

Виды предложений

1

16.

Простое осложнённое предложение

1

17-18.

Р. Р. Изложение

2

19.

Разделы русской орфографии. Правописание морфем

1

20.

Правописание корней

1

21.

Правописание приставок и суффиксов

1

22.

Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных

1

23.

Слитные, раздельные и дефисные написания

1

24.

Разделы русской пунктуации. Знаки препинания внутри простого предложения

1

25.

Предложения с обособленными членами

1

26.

Контрольная работа по повторению

1

27.

Анализ контрольной работы

1

28.

Культура речи. Правильное употребление самостоятельных частей речи

1

29-30.

Правильное употребление имён существительных

2

31-32.

Правильное употребление имён прилагательных

2

33.

Правильное употребление имён числительных

1

34.

Правильное употребление местоимений

1

35.

Правильное употребление глаголов, деепричастий и причастий

1

36.

Р. Р. Основные признаки текста

1

37.

Р. Р. Этапы работы над сочинением

1

38.

Р. Р. Точность и логичность речи. Композиция текста

1

39-40.

Р. Р. Подготовка и написание сочинения по картине А.А. Пластова «Первый снег»

2

41.

Р. Р. Языковые средства выразительности

1

42.

Р. Р. Фонетические средства выразительности

1

43.

Р. Р. Словообразовательные средства выразительности

1

44.

Р. Р. Лексические средства выразительности

1

45.

Р. Р. Морфологические средства выразительности

1

46.

Р. Р. Синтаксические средства выразительности

1

47.

Р. Р. Рассуждение как тип речи

1

48.

Р.р. Изложение-миниатюра

1

49-50.

Р. Р. Соединение разных типов речи в тексте

2

51.

Р. Р. Подготовка к контрольной работе по текстоведению.

1

52.

Р. Р. Контрольная работа по текстоведению.

1

53.

Р. Р. Анализ контрольной работы

1

54-55.

Общее значение наречий и их употребление в речи

2

56.

Р. Р. Сжатое изложение

1

57-58.

Разряды наречий по значению

2

59.

Образование степеней сравнения наречий

1

60-61.

Степени сравнения наречий

2

62.

Р. Р. Контрольное изложение

1

63-65.

Правописание наречий

3

66-67.

Дефисное написание наречий

2

68-69.

Слитное, раздельное написание НЕ и НИ с наречиями

2

70-71.

Правописание Н и НН в наречиях на -О(-Е)

2

72-73.

Суффиксы -О и -А на конце наречий

2

74-75.

О и Е(Е) на конце наречий после шипящих

2

76.

Употребление Ь на конце наречий после шипящих

1

77.

Р. Р. Сжатое изложение

1

78-79.

Наречие в словосочетании и предложении

2

80-82.

Наречие в тексте

3

83.

Правильное произношение наречий

1

84.

Правильное образование форм степеней сравнения наречий

1

85.

Лексические нормы употребления наречий

1

86.

Контрольная работа по теме "Наречие"

1

87.

Анализ контрольной работы.

1

88.

Роль служебных частей речи

1

89.

Предлог как служебная часть речи

1

90-91.

Разряды предлогов

2

92-93.

Правописание производных предлогов

2

94.

Предлог в предложении и тексте

1

95.

Союз как служебная часть речи

1

96-97.

Союз как средство связи

2

98-99.

Разряды союзов

2

100-101.

Р. Р. Подготовка и проведение сочинения по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

2

102-104.

Правописание союзов

3

105-106.

Союз в предложении и тексте

2

107.

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц

1

108-110.

Правописание частиц

3

111.

Частицы в предложении и тексте

1

112.

Сочинение-миниатюра

1

113.

Орфоэпические нормы

1

114-115.

Грамматические нормы

2

116-117.

Р. Р. Подготовка и написание изложения.

2

118.

Повторение и обобщение по теме «Служебные части речи»

1

119.

Контрольная работа по теме "Служебные части речи".

1

120.

Анализ контрольной работы.

1

121-122.

Междометие как часть речи

2

123.

Звукоподражательные слова

1

124.

Омонимия и многозначность

1

125.

Омонимия как средство художественной выразительности

1

126.

Лексические омонимы

1

127.

Фонетические омонимы

1

128-129.

Грамматические омонимы

2

130.

Словарь омонимов

1

131-132.

Повторение орфографии

2

133.

Повторение пунктуации

1

134.

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса

1

135.

Анализ контрольной работы.

1

136.

Итоговый урок

1


ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ


  1. Программа по русскому языку для 5-11 классов общеобраз. учрежд./Автор-составитель С.И. Львова - М.:Мнемозина, 2009.

  2. Русский язык. 7 кл. В 3 ч. Ч.1: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. - 8-е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2012.


Перечень учебно-методического обеспечения


  1. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 7 классе/ Угроватова Т. Ю. - Калининград: Редкая книга, 1996.

  2. Русский язык. Весь школьный курс в таблицах/ сост. Л. А. Петкевич - Минск: Современная школа: Кузьма, 2010.

  3. Лингвистические сказки: Методическое пособие для учителей русского языка/ Авторы-составители: Е. Э. Грибанская, Л. И. Новикова - Брянск: Курсив, 2006.

  4. Занимательный русский язык/ Г. Александрова - Санкт-Петербург: «Тригон», 1997.

  5. универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6 - 7 классы/ А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова - М.: АРКТИ, 2000.

  6. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5 - 9 кл.: Кн. Для учителя./ Г. и. Блинов, А. В. Антохина - М.: Просвещение, 1998.

  7. Культура речи в таблицах и схемах/ Ирина Пивоварова, Оксана Ларина. - Ростов н/Д: Феникс, 2013

Печатные пособия.


Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 7 класса.


Мультимедийные пособия.


  1. Учебное пособие для подготовки к урокам «Русский язык, 7 класс», под редакцией О. И. Руденко-Моргун.

  2. Справочник школьника «Русский язык, 5 - 11 класс»

  3. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

  4. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

  5. Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

  6. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий

  7. Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

  8. Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 - 11 классы.




© 2010-2022