Конспект урока А. А. Ахматова. Поэма Реквием. Историко-культурный контекст

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока А.А. Ахматова. Поэма Реквием. Историко-культурный контекст.

Конспект урока А.А. Ахматова. Поэма Реквием. Историко-культурный контекст.

Конспект урока А.А. Ахматова. Поэма Реквием. Историко-культурный контекст.

Конспект урока А.А. Ахматова. Поэма Реквием. Историко-культурный контекст.

Конспект урока А.А. Ахматова. Поэма Реквием. Историко-культурный контекст.

Конспект урока А.А. Ахматова. Поэма Реквием. Историко-культурный контекст.

Конспект урока А.А. Ахматова. Поэма Реквием. Историко-культурный контекст.

Конспект урока А.А. Ахматова. Поэма Реквием. Историко-культурный контекст.

Конспект урока А.А. Ахматова. Поэма Реквием. Историко-культурный контекст. Конспект урока А.А. Ахматова. Поэма Реквием. Историко-культурный контекст.Конспект урока А.А. Ахматова. Поэма Реквием. Историко-культурный контекст.Конспект урока А.А. Ахматова. Поэма Реквием. Историко-культурный контекст.Конспект урока А.А. Ахматова. Поэма Реквием. Историко-культурный контекст.Конспект урока А.А. Ахматова. Поэма Реквием. Историко-культурный контекст.Конспект урока А.А. Ахматова. Поэма Реквием. Историко-культурный контекст.

Конспект урока А.А. Ахматова. Поэма Реквием. Историко-культурный контекст.Lesson Planner Template


Предмет: Язык и литература

Класс: 10 класс Юнит: Культура серебряного века

Подраздел: А.А. Ахматова. Поэма «Реквием». Историко-культурный

контекст. Учитель: Стасишина В.Г.







Содержание

Понятия

Вопрос

Деятельность:

Ресурсы


исследования-

На уроке учащиеся через работу с аудиоматериалом, статьей из периодической



печати рассмотривают контекст создания, жанровые особенности произведения А.А.



Ахматовой «Реквием».





Раздел «Культура

Творчество -

Концептуальный

Введение (побуждение учащихся к учебной деятельности).

1.А.А. Ахматова поэма

серебряного

ключевая

вопрос:

На данном этапе учащимся предлагается прослушать

аудиоматериал:

поэму

«Реквием»

века», тема урока

концепция

- Каким образом

«Реквием» в исполнении автора -А.А. Ахматовой (только «Предисловие»,

00.03 -

2. Аудиоматериал

Жанр -

00.10)


«Предисловие» из поэмы

«А.А. Ахматова.

даты создания и


родственное

rutube.ru/video/2de18777a4c239a8d0422ef2bb0323e3/

(вид дифференциации

А.А. Ахматовой «Реквием»

Поэма

публикации поэмы

понятие

усложнение в плане восприятия материала)


(00.03 - 00.10

могут служить


«Реквием».



После прослушивания беседа:

3. Презентация по теме


характеристикой




Историко-


- Назвать произведение и автора? (А.А. Ахматова «Реквием»)

урока.

Данные

эпохи А.А.



культурный

понятия по

Ахматовой?

- Определить исполнителя данного произведения?

4. Статья «Ежовщина»

контекст».

курсу «Язык

(вид

После беседы учащимся создаются условия для самостоятельного определения темы

gazeta.aif.ru › все издания ›

На уроке

и

дифференциации

урока, цели и навыков (через актуализацию знаний прошлого урока,

АиФ на Енисее › 45 (517)

учащиеся через

литература»

усложнение)

прогнозирование).



Инструкция (для учителя).


работу с

в МУР

Данный вопрос



аудиоматериалом

рассматрива

рассматривается при

1. Подготовить и предоставить на урок аудиоматериал «Предисловие» из поэмы

,статьей из

ются при

анализе контекста

«Реквием» А. Ахматовой (00.03 - 00.10), создать учащимся условия для


периодической

анализе

создания поэмы.

определения темы и цели урока, навыки, над которыми будет вестись работа на

печати

контекста


уроке.




2. Работа с произведением А.А. Ахматовой «Реквием»: создать условия для того,

рассмотрят

поэмы:




чтобы обратить внимание учеников на время создания «Вместо предисловия», его

контекст

учащиеся




роль для произведения, беседа:


создания поэмы,

определяют




- Какое это было время?


определять

жанровые





- Какие строчки из «Вместо предисловия» подтверждают, что было «страшное

жанровые

особенности




время»?


особенности

произведения




3. Рассмотрение контекста создания произведения (презентация учителя, запись в

изучаемого

, как (через




тетрадь):


произведения.

какой вид





1934 г. - первые наброски «Реквиема».


искусства)



Навыки:

поэтесса


с 1935-1940 гг. - создание поэмы



1957 г. - «Вместо Предисловия»


На уроке ведется

изображает




1961г. - Эпиграф






работа по

особенности

Обратить внимание учащихся на следующий факт:

формированию

своего

1950 г. - записать поэмы (долгое время произведение существовало только в памяти

навыков:

времени,

А.А. Ахматовой и ее друзей)

- работы с

почему ею

1988 г. первая публикация (через 22 года после смерти поэта).

различными

выбран

- Почему? (Рассмотрение концептуального вопроса:

источниками;

именно этот

- Каким образом даты создания и публикации поэмы могут служить характеристикой

- работы в

жанр.

эпохи А.А. Ахматовой?, вид дифференциации усложнение).

группе;

4. Работа со статьей "Ежовщина" (вид дифференциации усложнение, умение работать

- составлять

с несколькими источниками)

фактические,

Вначале, в течение 5 минут, учащиеся читают статью самостоятельно.

концептуальные

Затем они обсуждают содержание статьи в группе (3 группы).

и дискуссионные

Итогом обсуждения является составление по текстам (поэмы и публицистической

вопросы.

статьи) фактического, дискуссионного и концептуального вопросов (данные вопросы


оформляются на лепестках от цветка, актуализация знаний по теме «Вопросы


исследования»).


5. Презентация работ. Перед презентацией учащиеся отвечают на вопрос: Что ими


было рассмотрено? (контекст поэмы, данное слово пишется в сердцевине цветка)


1. Группы презентуют свою работу: ими задаются вопросы, на которые отвечают


слушающие.


2. Во время выступления групп учащиеся индивидуально оценивают качество


вопроса по 5балльной шкале в тетради.


По окончании презентации делается вывод об историко-культурном аспекте поэмы,


актуализация ключевого понятия «творчество» и родственного «жанр», учащиеся


делают вывод, почему жанр произведения - поэма, определяют тему произведения.


6. Рефлексия деятельности:


Учащиеся в группах выставляют общие оценки за составленные вопросы (данные


оформляются на доске), им предлагается заполнить листы с записью «Данная


работа…», «Рекомендации…».


Выбирается лучший вопрос (концептуальный и дискуссионный).


- Что у вас получилось хорошо?


- Составление каких вопросов у вас вызвало затруднение, почему?


- Чему способствует данная работа?


- Над чем вам надо поработать?

Деятельность (ученик):


  1. Учащиеся, прослушав аудиоматериал, определят тему, цель урока, назовут навыки, над которыми ведется работа.


  1. При работе с главой из поэмы «Вместо предисловия» определят его роль, охарактеризуют время, изображенное в поэме, свою точку зрения подкрепят цитами из текста.


  1. При рассмотрении контекста создания поэмы «Реквием» ответят на концептуальный вопрос «Каким образом даты создания и публикации поэмы могут охарактеризовать особенности эпохи А.А. Ахматовой?, вид дифференциации усложнение.


  1. Работая в группе, составят по поэме «Реквием» и публицистической статьи «Ежовщина» фактические, дискуссионные и концептуальные вопросы.


  1. Презентуют свою работу, дадут оценку составленным вопросам, сделают вывод об историко-культурном аспекте поэмы, определят, почему поэтессой был выбран жанр для произведения - поэма).


  1. Рефлексия. Подведут итоги по работе на уроке:


  • Данная работа…, рекомендации….

Выберут лучший вопрос (концептуальный и дискуссионный)

Роль глобального контекста: «Глобализация и устойчивое развитие». Планируется, что данный глобальный контекст будет рассмотрен через работу анализ контекста поэмы и работу с публицистической статьей «Ежовщина». Учащимся создаются условия для определения сферы использования, как жанр произведения способствует отображению времени в поэме и раскрытию авторского замысла.

Цели IB:

(согласно руководству по языку А)

Задача В: Организация

II. последовательно и логически излагать мнения и идеи

Методы дифференциации: Дифференция прослеживается в моделях преподавания и обучения.

1.Усложнение: данный вид дифференцации используется при рассмотрении концептуального вопроса - Каким образом даты создания и публикации поэмы могут охарактеризовать особенности эпохи А.А. Ахматовой?

2. Усложение в плане восприятия материала: учащимся предлагается, прослушав аудиоматериал (Предисловие» из поэмы «Реквием» А. А. Ахматовой , 00.03 - 00.10), определить тему и цели урока, навыки, над которыми будет вестись работа на уроке.

3. Усложнение: данный вид дифференцации при работе с публицистической статьей «Ежовщина» (,умение работать с несколькими источниками)

Подходы к обучению:работать с различными источниками, в группе, составлять фактические, концептуальные и дискуссионные вопросы Описание оценивания: на данном уроке будет вестись работа по отработке навыков составления фактических, концептуальных и дискуссионных вопросов.

Домашнее задание: полностью прочитать поэму А.А. Ахматовой «Реквием».


© 2010-2022