Риторика Работа над речевым аппаратом

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Риторика Работа над речевым аппаратомРиторика Работа над речевым аппаратомРиторика Работа над речевым аппаратомРиторика Работа над речевым аппаратомРиторика Работа над речевым аппаратомРиторика Работа над речевым аппаратомРиторика Работа над речевым аппаратомРиторика Работа над речевым аппаратомЗВУЧАЩАЯ РЕЧЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

РЕЧЕВОЙ АППАРАТ

Если спросить любого музыканта, как извлекаются звуки из его инструмента, от чего зависит их сила, длительность, то он расскажет об особенностях своего инструмента и о том, что нужно сделать, чтобы звуки были различной тональности, силы, протяженности. Но если этому же музыканту задать вопрос, как он, когда говорит, превращает воздушную струю в звуковую волну и где эта волна превращается в звуки речи, то вряд ли можно ожидать вразумительного ответа. Но ведь для всех, кто «работает» голосом, речевой аппарат - своеобразный музыкальный инструмент, созданный природой, который необходимо знать во всех тонкостях, чтобы успешно пользоваться им.

Ученые определили, что звук голоса - одна из форм энергии. Энергия эта, порожденная голосовым аппаратом человека, распространяясь с большой скоростью, приводит в колебание молекулы воздуха с определенной частотой и силой. От частоты колебания зависит высота звука, а от амплитуды колебания - его сила. Следовательно, чтобы понять природу звука, необходимо прежде всего изучить речевой аппарат, уметь на нем «играть». Ведь во многом от голоса зависит успех выступления. Органы речи по-разному участвуют в образовании звуков: одни активны, другие пассивны, различна их функция.

Для образования звуков прежде всего необходим воздух. С помощью дыхательных органов воздух втягивается в легкие и выталкивается наружу. От объема легких, от того, сколько воздуха они могут вместить, а затем вытолкнуть, зависит сила звука и его продолжительность.

Однако при вдохе и выдохе воздуха не всегда образуется звук. Когда же и как воздух превращается в звук речи? Процесс этот сложный и протекает так: на пути прохождения воздуха через гортань находятся голосовые связки-вибраторы. Они - источник звука. Именно в гортани рождается звуковая волна. Затем она попадает в резонаторы (носоглотка, носовая полость, ротовая полость), которые усиливают и обогащают звук голоса. Работу завершают артикуляторы, находящиеся в ротовой полости: язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.

Самый активный артикулятор - язык. Он то к зубам прижмется, то отступит от них, то к нёбу поднимается, то уходит вглубь ротовой полости. От его движений зависит характер большинства звуков русского языка.

Голосовой аппарат связан с внутренней жизнью человека, обусловлен его характером, психикой, желаниями, тончайшими движениями сферы чувств. По характеру речевого звучания, по физическому стилю речи мы судим о темпераменте говорящего, о его характере, мироощущении, настроении, наконец, о его искренности. В разговорной речи это является непосредственным, непроизвольным. В публичной речи оно должно стать осознанным и преднамеренным орудием воздействия.

ДЫХАНИЕ И ЕГО ТРЕНИРОВКА

Всех, чья деятельность профессионально связана со звучащей речью, в первую очередь интересует дыхание, обслуживающее речь, так называемое фонационное дыхание, которое характеризуют следующие признаки:

  • активность, связанная с тем, что дыхание служит энергетической базой нашей речи;

  • организованный выдох. При обычном дыхании мы не заботимся о том, как совершается выдох, куда он направлен. Фонационное дыхание связано с возникновением и распределением воздуха, следовательно, выдох должен быть организован, струя выдыхаемого воздуха должна как бы «фокусироваться» в одной точке;

  • распределение выдоха - умение сознательно делить весь объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки. Ритм фонационного дыхания резко отличается от привычного. Здесь вдох в 10-15 раз короче выдоха. А при хорошо тренированном дыхании выдох легко можно распределить на 25 или даже 30 порций, и каждая из них будет полновесной, а, следовательно, каждое слово - полнозвучным. Такое распределение воздуха необходимо тренировать;

  • добор дыхания в процессе речи. Нужно научиться быстро, энергично, а главное, незаметно для слушателей подхватывать новую порцию воздуха, пополнять его запас в каждой удобной паузе.

Обучаемым предлагается специальный комплекс дыхательной гимнастики, подготовленный с учетом особенностей фонационного дыхания. Эта серия упражнений должна отработать следующие элементы речевого дыхания:

- глубокий, энергичный, короткий вдох, в основном через нос, направленный в нижние доли легких;

- равномерный, активный, не ослабевающий к концу выдох;

- организованный выдох, «фокусировка» его на кончиках чуть собранных (как бы для свиста) губ.

Физиологическое или фонационное дыхание - это дыхание во время произнесения вашей речи.

Главной мышцей, отвечающей за вдох, является диафрагма. Эта мышца разделяет брюшную полость с грудной и их группа, управляющая ребрами грудной клетки. Для человека естественным дыханием является дыхание в положении лежа на спине при расслабленных мышцах. Как почувствовать свою диафрагму? Лягте на спину, положа одну руку себе на живот, другую - на грудь. Сделайте вдох так, чтобы рука на груди оставалась неподвижной, а другая рука на животе - поднялась. После чего выдохните. Необходимо добиться легких и свободных движений при брюшном дыхании.

Затем попробуйте проделать то же самое стоя. Чтобы нижнее дыхание стало для вас привычным, следует уделять ему достаточное количество времени. Лучше выполнять такие упражнения утром.

Чтобы ощутить работу дыхательных мышц, нужно найти необходимое положение тела. Стоя, начните сутулиться, при этом расслабьтесь. Далее приподнимите плечи и грудь, откинув их назад. Так вы словно «наденете» их на свой позвоночник. Ваша спина укрепилась, а руки, шея и плечи остались свободными. Такое положение тела, должно стать для вас естественным и привычным. Не только в период работы над техникой речи, но и в вашей повседневной жизни.


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ


«РАЗМИНКА». Навык рёберно-диафрагматического дыхания.

Принимаем нужное положение. Садимся ровно, не сутулясь, расслабляем мышцы спины, плечи опускаем. Немного откидываем тело назад: спина стала крепкой, прямой, ее мышцы - упругими, а руки, шея и плечи - свободными и легкими. Учимся правильно расходовать воздух, «добирать» его во время паузы, дышать легко и естественно:

• на счет 1, 2, 3, 4 делаем вдох через нос, на счет 1, 2, 3, 4, 5, 6 - выдох через полуоткрытый рот. Повторяем несколько раз;

• медленный глубокий вдох - краткий резкий выдох;

• краткий глубокий вдох - замедленный выдох;

• глубокий медленный вдох - выдох несколькими равными порциями (толчками) с небольшими паузами;

• глубокий медленный вдох - выдох двумя неравными порциями: сначала делаем «толчок» (короткое выталкивание воздуха), затем медленно выдыхаем остаток; и наоборот, сначала медленно выдыхаем, затем делаем паузу и выталкиваем остаток;

«ПРОКОЛОТЫЙ МЯЧ». Плавный, энергичный выдох, не ослабевающий к концу.

Для постановки речевого дыхания, имитируйте мяч, который прокололи шилом, звукоподражанием: сссссссс… Ладони рук охватывают грудную клетку с боков, как можно выше. Нажимайте на «мяч» ладонями легко, без усилий, чтобы воздух выходил из лёгких подольше. Упражнение выполняйте легко, без напряжения в звуке. Медленно сходятся руки, ощущая небольшое сопротивление «мяча». И также долго, медленно выходит воздух на звуке «с». Чем меньше воздуха осталось в мяче, тем ближе руки. И в конце ладони сходятся. И вместе с этим выбрасывается в активном звуке «с» оставшийся воздух. Это упражнение для постановки речевого дыхания проделайте несколько раз. Выполнять его следует легко, без напряжения в звуке, в руках.

«ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ». Различный выдох: плавный, спокойный, энергичный

Вспомните звуки природы и воспроизведите их, контролируя фонационное дыхание:

Свист ветра: ССССССС…

Шум леса: ШШШШШШШ…

Звук комара: ЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬ…

Жужжание пчелы: ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…

Крик и карканье вороны: КРР! КРР! КРР!... КАРР! КАРР! КАРР!...

Трескотня сороки: ТРР! ТРР! ТРР!...

Рокот мотора: РРРРРРРРРРРР…

Тут следует обратить внимание на работу диафрагмы при речевом дыхании. То у неё напряжение минимальное. Воздух как бы вытекает в природу - при жужжании жука или шуме леса. При рокоте мотора напряжение усиливается. Воздух с силой выгоняется. При крике и карканье вороны, трескотне сороки диафрагма энергично и активно двигается, выталкивая воздух рывками.

«МОРЕ». Произвольное управление выдохом при речевом дыхании.

Представьте, что вы стоите в море по грудь. Дыхание спокойное. Руки вытянули в стороны. А теперь резко опустите руки вниз - к бокам, при этом выдохнув воздух. Морская вода снова поднимает руки - в это время нужно вдохнуть. Снова опускайте руки, считая вслух: раз, два, три. Поднимите руки со вздохом и опустите их, считая: раз, два, три, четыре, пять, шесть. Затем до 9, 12, 15 и т.д. Потом обратный порядок. Нужно обязательно координировать движение рук со счётом. Пока не окончили считать - не опускайте руки раньше времени. Попробуйте ощутить сопротивление воды под руками. Они опускаются плавно, т.к. вода их держит, и вы легко ими можете распоряжаться: то медленнее, то быстрее их опускать вниз.

«СВЕЧА». Ровный интенсивный выдох.

Возьмите узкую полоску бумаги (шириной 2-3 см, длиной 7-10 см) и, представив, что это свеча, дуйте на неё. Она отклоняется от вас, - это отклонилось «пламя». Такая свеча позволяет наглядно следить за ровностью выдыхаемой струи воздуха; выдох ровный - бумажка находится в одном положении - отклонившись (положили «пламя» свечи и держите его в этом положении). Обратите внимание на небольшое напряжение в области диафрагмы и межреберных мышц. Крепкий «дыхательный поясок» сохраняет ровность выдыхаемой струи воздуха.

О ГОЛОСЕ

Какой голос люди считают приятным? Большинству людей высокий голос неприятен, а низкий - наоборот, нравится. В подсознании человека высокие звуки связаны с чувством тревоги.

Высота тона зависит от частоты вибрации гортани. У людей высокого роста большая гортань, и, следовательно, низкий, подсознательно привлекательный голос. Низкий мужской голос ассоциируется с силой, лидерством, уверенностью в себе и умением убеждать других. Приятный женский голос ученые характеризуют как не громкий и не тихий, не резкий, не слишком низкий, спокойный, лишенный раздражающих нот.

Важной характеристикой голоса является его слышимость (полётность). Слышимость голоса не зависит от громкости и правильно поставленный голос одинаково хорошо слышен во всех уголках помещения. Задача говорящего - чтобы голос обычной громкости распространялся равномерно. В повседневном разговоре мы наполняем воздухом лишь верхушки легких - для получения же приятного грудного голоса, легко распространяющегося на большое расстояние, нужно дышать глубоко.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА

«МАЛЯР». Постановка голоса

Представьте, что вы красите стену кисточкой. Сопровождайте движение руки по вертикали такими словами: "и вверх, и вниз, и вверх, и вниз…"

Не закрепощайте кисть руки, она свободна, движения лёгкие, мягкие. Вначале мазки маленькие, только кистью руки. Потом движения становятся шире, увереннее, от локтя, слова тоже крупнее, голос поднимается выше, вместе с движением руки. Далее рука работает от плеча. Широкие мазки вверх и вниз. Гласная шире, голос поднимается выше и опускается ниже.

Постепенное повышение и понижение голоса - важное достоинство речи.

«ЭТАЖИ». Постановка голоса.

Представьте, что вы шагаете по этажам: и первый этаж, и второй этаж, и третий этаж и т.д. Слова "кладутся" выше и выше. Фиксируйте это рукой. Когда выдержка и постепенность повышения голоса станут доступны, упражняйтесь в понижении и повышении голоса большими интервалами: и первый этаж, и пятый этаж, и десятый этаж (вниз), и подвал…

Помогайте выполнять это упражнение рукой. Если сразу трудно опустить голос в подвал, помогите рукой.

«ПРЫЖОК». Верхний диапазон голоса

"Рисуйте" голосом линию движения прыжка в высоту:

над планкой быстро пролечу

и вот лечу теперь мне надо

опуститься,

разбег чтоб мягко падать

прыжок научиться.

«АКВАЛАНГИСТ». Нижний диапазон голоса

Прочитайте стихотворение таким образом, чтобы понижение высоты голоса соответствовало содержанию высказывания:

Чтоб овладеть грудным регистром,

Я становлюсь аквалангистом.

Все ниже опускаюсь, ниже!

А дно морское ближе, ближе!..

И вот уж в царстве я подводном!

Хоть погрузился глубоко,

Но голосом грудным, свободным

Распоряжаюсь я легко.

Чтоб овладеть грудным регистром,

Полезно стать аквалангистом.

«СЕКРЕТ». Отработка полётности голоса

Для выполнения этого упражнения нужны два человека. Между ними должно быть достаточно большое расстояние (7-10 метров). Говорить нужно тихо (не шептать), но отчетливо. Тема беседы заранее не обговаривается. Перед выполнением упражнения вы должны разработать речевую ситуацию (например, представить, что рядом находится кто-то третий, которому по каким-либо причинам не должно стать известным содержание вашей беседы). Вы должны добиться тихого, но четкого звучания слов.

ДИКЦИЯ И АРТИКУЛЯЦИЯ

В научно-фантастическом романе А. Конан Дойла есть сцена, рисующая одно из заседаний Лондонского зоологического института. Красочно описав вступительное слово председателя, обращенное к своему галстуку и графину с водой, автор делает следующее замечание: «Почему люди, которым есть что сказать, не желают научиться говорить членораздельно? Это так же бессмысленно, как переливать драгоценную влагу через трубу с закрытым краном, отвернуть который до конца можно без всякого труда».

Ответить на это вопрос довольно трудно. Почему люди, затрачивающие немалые усилия на изучение фонетики иностранного языка, не желают приложить минимум стараний для овладения правильным и четким произношением на родном языке?

Основную причину можно увидеть в том, что большинство людей, даже профессионально соприкасающихся с публичной речью, не имеют элементарных знаний в области техники речи, к которой, в частности, относится дикция - четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме данного языка.

Четкая артикуляция звуков речи (установка речевого аппарата в позицию, позволяющую образовать нужный звук) зависит от степени тренированности активных речевых органов - губ, языка. Поэтому отработка четкой дикции всегда начинается с мышечной тренировки - артикуляционной гимнастики, позволяющей сознательно управлять нужными группами мышцами. После нее следует переходить к формированию правильных навыков произношения отдельных гласных и согласных звуков русской речи и их сочетаний.

Для отработки отдельных звуков речи и их сочетаний служат специально составленные фразы - чистоговорки. В них неоднократно повторяется тренируемый звук или сочетание звуков. Например, некоторые из них:

  • Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

  • В Чите течет Читинка.

  • Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

  • Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.

Работать над чистоговорками надо не торопясь, заботливо проверяя установку каждого звука, тщательно отрабатывая его верное звучание. Перед началом работы над чистоговорками внимательно изучите нормы произношения. Надо знать, как произносятся отдельные звуки и их сочетания по законам устной речи, чтобы не выработать неверного навыка. Можно записывать упражнения с чистоговорками на диктофон, это позволить услышать себя со стороны, заметить и быстрее исправить недостатки речи.

Активность, хороший энергичный темп речи требуют абсолютного владения дикцией, подлинного технического мастерства, которое позволит нам при любой скорости речи донести до слушателя во всей полноте смысл высказывания. Для выработки четкости произношения при любом темпе речи служат специальные фразы - скороговорки. Они построены на сочетаниях слов, включающих в себя звуки, требующей непрерывной перестройки нашего речевого аппарата, быстрой смены артикуляционных позиций. Отработка быстрого темпа речи при сохранении дикционной четкости требует особой методики тренировки. Начинать ее следует с установки артикуляционной позиции всех согласных, входящих в состав скороговорки, а затем с отработки четкости произнесения фразы в замедленном темпе. Когда вы убедитесь (можно с помощью диктофона) в четкости произношения каждого звука, можно постепенно увеличивать темп речи.

Завершив работу над чистоговорками и скороговорками, можно закрепить навык четкого произношения, диктуя прозаический текст, внимательно наблюдая за чистотой и четкостью каждого произносимого звука.

Чаще используйте в работе над техникой речи диктофон, он позволит вам услышать свою речь со стороны, даст возможность внести коррективы в процессе работы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Что такое дикция? Почему ее считают основой профессиональной речи?

  2. Какую роль в отработке дикции играет артикуляция? Что это такое?

  3. Чем различаются чистоговорки и скороговорки?

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ДИКЦИЕЙ

1. Начнём тренировку произнесения взрывных согласных. Они образуются при прорыве воздушной струёй препятствий: затвора губ (п-б), прижатого кончика языка к верхним резцам (т-д), средней части языка, прижатого к твёрдому нёбу (к-г). Эти согласные имеют взрывную природу, что позволяет тренировать мышцы дыхательного аппарата.

Для развития дикции, произнесите без голоса глухие согласные, активно взрывая их:

п! пь! п! пь! п! пь! п! пь! ...

т! ть! т! ть! т! ть! т! ть! ...

к! кь! к! кь! к! кь! к! кь! …

2. Всевозможные сочетания взрывных согласных развивают весь артикуляционный аппарат: "п-б" - губы, "т-д" - кончик языка, "к-г" - спинку языка. Активно взрывайте согласные в следующем упражнении на развитие дикции:

Птка! птко! птку! пткэ! птки! пткы!

Бдга! бдго! бдгу! бдгэ! бдги! бдгы!

Кпта! кпто! кпту! кптэ! кпти! кпты!

Гбда! гбдо! гбду! гбдэ! гбди! гбды!

Тпка! тпко! тпку! тпкэ! тпки! тпкы!

Дбга! дбго! дбгу! дбгэ! дбги! дбгы!

3. Продолжайте тренировку дикции взрывая согласные в таких словах:

КПТице, аБСТРакция, ВЗБежал, ВПРавил, боДРСТВовать, муДРСТВовать, поСТСКРиптум. ВЗБадривать, коНСТРукция, деТСТВо, беГСТВо, цеНТРФорвард, рекоРДСМен, ВСХРапнуть.

ЧИСТОГОВОРКИ И СКОРОГОВОРКИ

(в скобках указаны звуки, которые отрабатываются)


(Б,р) - Все бобры добры для своих бобрят.

(В,п) - Водовоз вёз воду из-под водопровода.

(В,с) - Свиристель свиристит свирелью.

(В,р) - Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.

(Ж) - У ежа ежата, у ужа ужата.

(К,з,с) - Идёт с козой косой козёл.

(К,р,г) - Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу -

грабь граблями гравий, краб.

(К,ш,п,н) - Кукушка кукушонку купила капюшон,

надел кукушонок капюшон,

в капюшоне кукушонок смешон.

(К,р,л) - Карл украл у Клары кораллы,

а Клара украла у Карла кларнет.

(К,р,в,л) - Королева кавалеру подарила каравеллу.

(К,л,ц) - Около колодца кольцо не найдётся.

(Л,м,н) - На мели мы налима лениво ловили,

Меняли налима вы мне на линя.

О любви не меня ли вы мило молили

и в туманы лимана манили меня.

(Л) - Полили ли лилию? Видели ли Лидию?

Полили Лилию, видели Лидию.

(П,х) - Вставай, Архип, петух охрип.

(П,т) - От топота копыт пыль по полю летит.

(П,х) - Осип охрип, Архип осип.

(П,к) - Расскажите про покупки! - Про какие про покупки?

- Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

(П,к) - Стоит поп на копне, колпак на попе,

копна под попом, поп под колпаком.

(П,р) - Перпендикуляры рисуют без транспортиров.

(Р,л) - Орёл на горе, перо на орле.

Гора под орлом, орёл под пером.

(Р,в) - На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора!

(Р,к) - Ехал грека через реку, видит грека - в реке рак.

Сунул грека руку в реку, рак за руку греку - цап!

(С,к) - Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

(С) - У осы не усы, не усищи, а усики.

(С,р,т) - Баркас приехал в порт Мадрас.

Матрос принёс на борт матрас.

В порту Мадрас матрас матроса

Порвали в драке альбатросы.

(Т,к) - Ткёт ткач ткани на платки Тане.

(Ф) - Фофанова фуфайка Фефёле впору.

(Х,т) - Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!

(Ц,х) - Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла наконец.

(Ч,щ,ш) - Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

(Ш,ж) - В шалаше шуршит шелками

желтый дервиш из Алжира

и, жонглируя ножами,

штуку кушает инжира.

(Ш) - Шесть мышат в камышах шуршат.

(Ш,к) - У Сашки в кармашке шишки и шашки..

(Ш,с) - Саша шустро сушит сушки.

Сушек высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

(Ш) - Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

(Щ,ч) - Щеночкам щёточками чистили щёчки.

Использованная литература

1. Александров Д.Н. Риторика: Учебное пособие для вузов. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. - Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс«, 2003.

3. И.А.Стернин. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить. -Воронеж, «Истоки», 2005.


© 2010-2022