Урок по литературе по теме Философская трагедия «Фауст» — выражение передовых взглядов эпохи. Спор о призвании человека. (урок 2)

Тема: Философская трагедия «Фауст» — выражение передовых взглядов эпохи. Спор о призвании человека. ( Продолжение). Цели урока: дать краткую характеристику творчества Гёте и эпохи, в ко­торую он теория; раскрыть особенности композиции, дать анализ трагедии Гёте как выражения просветительских идей эпохи; рас­крыть понимание автором призвания человека; развивать мысли­тельную деятельность учащихся, учить делать выводы. Ход урока I.     Оргмомент. Объявление темы и цели урока. II.  Работа над тем...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Философская трагедия «Фауст» - выражение передовых взглядов эпохи. Спор о призвании человека. ( Продолжение).

Цели урока: дать краткую характеристику творчества Гёте и эпохи, в которую он теория; раскрыть особенности композиции, дать анализ трагедии Гёте как выражения просветительских идей эпохи; раскрыть понимание автором призвания человека; развивать мыслительную деятельность учащихся, учить делать выводы.

Ход урока

  1. Оргмомент. Объявление темы и цели урока.

  2. Работа над темой урока.

«Не Гёте создал Фауста, но Фауст создал Гёте... Здесь есть что-то, что живёт в душе каждого немца и чему Гёте помог родиться»

К. Юнг

? Как вы поняли данное высказывание?

  1. Сегодня нам помогут понять Гёте Историк, Биограф и Литературовед.

Задание классу: прослушав сообщения учащихся, составить опорный конспект «И.В. Гёте».

  • Историк (сообщение об эпохе Просвещения в Германии)

  • Биограф (краткая характеристика творчества Гете)

  • Литературовед (сообщение об особенностях жанра трагедии) Проверка опорных конспектов

  1. Слово учителя.

В маленьком германском городке Книттлинген есть необычный музей, посвященный Фаусту.

Здесь можно не только увидеть издания бессмертной трагедии Гёте на разных языках, не только старинные и новые воплощения фаустовской темы (вроде народной книги о Фаусте, 1587г), но и фигуры кукольного спектакля, каким его мог видеть ребёнком Гёте на ярморочной площади в родном Франкфурте.

Фауст - всемирно известная историческая тема и вместе с тем немецкий миф: сделка с дьяволом ради обретения знания и могущества - драматичный мотив немецкой истории и культуры. Гёте обратился к нему в годы своей юности.

«Замысел уже очень стар», - признавался Гёте, сравнивая свою работу над произведением с обменом мелких купюр на более крупные: сумма остаётся прежней, но составляющие всё ценнее.

Первые сцены трагедии, так называемой «Пра-Фауст», относятся ещё к 1773 году, т.е. к эпохе «штюрмерства», и Фауст здесь многими чертами близок к образам тогдашних бунтарей.

В 1788 г., когда Гёте вернулся из Италии, написан «Фауст. Фрагмент».

В конце 90-х гг., в период осмысления уроков Французской революции,

созданы «Прологи».

В 1808 г., после крушения феодальных монархий, полностью опубликована первая часть трагедии.

За несколько месяцев до смерти Гёте сложил в папку и скрепил печатью последние сцены второй части ? Что же стало источником создания трагедии?

Источники трагедии

Народные легенды о докторе- Библия, книга Иова (Легенда о

чернокнижнике праведнике, которого испытывал

сатана с разрешения Бога)

  1. Индивидуальные сообщения учащихся (д/з)

  • Литературные источники о докторе Фаусте

  • Пересказ легенды о праведнике Иове.

  1. Теория литературы.

В центре нашего внимания - трагедия. Дайте определение этого жанра. Трагедия - драматургический жанр, в основе которого непримиримый конфликт, завершающийся смертью героя.

Философская трагедия

Проблемы Признаки

  • Место человека на Земле Острый и неразрешимый конфликт

  • Смысл бытия

  • Законы, разъясняющие развитие природы, общества

? Каковы особенности композиции этого произведения?

2 пролога (завязка)

  1. часть - 25 сцен (1774-1806гг) не разделена на действия

  2. часть - 5 действий (1825-1831 гг)

«Фауст» - драматическое произведение, но это не пьеса для театра, хотя отдельные эпизоды и могут быть поставлены на сцене.

Это одновременно и трагедия, и колоссальная философская поэма, отразившая искания целой эпохи немецкой мысли.

  1. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание.

• Читать «Пролог» выразительно в лицах

© 2010-2022