Словарный диктант с элементами игры

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Словарный диктант с элементами игры



Игра - спутник жизни детей. Работы психологов показывают, что дети младшего школьного и подросткового возраста испытывают большую потребность в игре. Игра обеспечивает заинтересованное восприятие учащимися учебного материала, активизирует деятельность детей, содействует развитию воли, памяти, мышления.

Словарный диктант можно оживить с помощью игры "Зоркий глаз". Объявляется конкурс на самого зоркого. Кто найдет в тексте словарного диктанта самое большое количество орфограмм?

Игра "Я работаю волшебником" не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например:

Преврати имена нарицательные в имена собственные.

Птица орел - (город Орел). Цветок роза - (девочка Роза). Воздушный шарик-

(собака Шарик). Плодородная земля- (планета Земля). Наша школа - (повесть "Школа") и др.

Игра "Помоги Пете Ошибкину". Например:

1. В слове вьюга Петя Ошибкин написал твердый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в- перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется твердый знак. Согласны ли вы с Петей?

2. В слове соленый Петя написал гласную а. "Проверочное слово сало",- объяснил он. Правильно ли это?

3. Не был Петя Ошибкин написал слитно. "Это слово,- сказал он,- можно заменить синонимом без не - отсутствовал". Почему он неправ?

4. Ненавидел в тетради Пети написано раздельно. "Не с глаголами пишется раздельно",- заявил Ошибкин.

5. Шепот Петя написал с буквой о. "После шипящих под ударением пишется о",- объяснил он.

6. Расчистил Петя написал с буквой з. Он рассуждал так: "Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не изменяются". Прав ли он?

7. Цыган Петя написал с и. "В корне слова после ц пишется и, это точно помню",- сказал Петя. Почему он неправ?

8. "Горечь пишется без мягкого знака, так как это слово второго склонения мужского рода",- услышали ребята на уроке, когда отвечал Ошибкин. Как его поправить?

9. Вырастали у Ошибкина написано с буквой о, рядом стоит проверочное слово - рослый. А как надо?

Игра "По щучьему веленью" помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой. Например: "По щучьему веленью, по моему хотенью назовите мне слова с орфограммой -тся - -ться в глаголах". И др.

Игра "Справочное бюро" способствует воспитанию навыков работы со словарем. Чтобы орфографический словарь стал настольной книгой учащихся, необходима тренировка. Игра оживляет работу, разнообразит ее.

Словарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет "адрес" слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами (содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова; удвоенные согласные: винегрет, бинокль, обаяние, внимание, трибуна, прийти, электрификация, поливитамины, кофта, одноклассники, футбол, хоккей, рассчитать).

ВАРИАНТ 1

I. Укажите слово с чередованием гласной в корне:

1. направление;

2. нарастающий;

3. наслаждаться;

4. обрамление.

II.Укажите, в каком слове пишется ь:

1. похож... на отца;

2. снег скрипуч...;

3. остров сокровищ...;

4. помощ...

III. Укажите слово, в котором пишется одна н:

1. кожа...ый;

2. подписа...ый;

3. царстве...ый;

4. недавно краше...ый пол.

IV. Укажите слово, окончание которого отличается от окончаний трех других слов:

1. в летопис...;

2. в сказани...;

3. в легенд...;

4. в комеди...

V.Укажите слово, в котором последняя гласная является окончанием:

1. сначала;

2. Дюма;

3. держа;

4. держала.

VI. Определите, какое слово соответствует схеме:

1. оттиск;

2. ответный;

3. отнесла,

4)отпускной.

VII. Укажите строчку со словами, относящимися к одной части речи:

1. каждый, молодой, по-новому, третий;

2. они, кто-нибудь, ничей, мне;

3. далеко, пальто, веселье, удивило;

4. зимний, наш, нарисованный, военный.

VIII. Определите, в каком предложении грамматическая основа выделена верно:

1. Мне грустно и легко.

2. Прощай же, море!

3. Несносенмне твой ропот дерзкий.

4. Все дороги занесло.

IX. Определите тип предложения:

1. простое;

2. сложносочиненное;

3. сложноподчиненное;

4. бессоюзное сложное.

Небосвод был пурпурный, теплый, ласковый и манил туда, где он казался краем темной зелени лугов.

X. Укажите, какая пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1. неверные знаки препинания при однородных

2. не выделено обособленное определение;

3. не выделено обособленное обстоятельство;

4. не разделены части сложного предложения.

Река сжатая с обеих сторон неприступной стеной леса пенилась, вздымая валы, и стремительно скользила мимо.

ВАРИАНТ 2

I. Укажите слово с чередованием гласной в корне:

1. блестеть;

2. увлечение;

3. ослепительный;

4. спешить.

II.Укажите, в каком слове пишется разделительный ъ:

1. вороб...иный;

2. объективный;

3. прем...ера;

4. б...ющийся.

III Укажите слово, в котором пишется одна н:

1. рискова...ый;

2. безжизне...ый;

3. серебря...ый;

4. заслуже...ый.

IV. Укажите слово, окончание которого отличается от окончания трех других слов:

1. стел...шься;

2. вид...шь;

3. хохоч...шь;

4. чувству...шь.

V.Укажите слово, в котором последняя гласная является окончанием:

1. по-русски;

2. напиши;

3. наши;

4. колибри.

VI.Укажите, какое слово соответствует схеме:

1. повесть;

2. повыше;

3. повеселить;

4. покорный.

VII. Укажите строчку со словами, относящимися к одной части речи:

1. сотня, столетний, столетник, сотый;

2. мой, школьная, украшенные, каждый;

3. тысяча, четвертый, семеро, одиннадцать;

4. сначала, молчала, весела, она.

VIII. Определите, в каком предложении грамматическая основа выделена верно:

1. Дни поздней осени бранят обыкновенно.

2. Им овладело беспокойство.

3. Мне совестно об этом говорить.

4. Храни меня, мой талисман!

IX. Определите тип предложения:

1. простое;

2. сложносочиненное;

3. сложноподчиненное;

4. бессоюзное сложное.

Доброта отнюдь не исключает хладнокровия, самообладания и силы воли - качеств, решающих для полярника.

X.Укажите, какая пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1. неверные знаки препинания при однородных членах;

2. не выделено обособленное определение;

3. не выделено обособленное обстоятельство;

4. не разделены части сложного предложения.

Светлый, пронизанный солнцем дождь летел и шумел и круглое дождевое облако уплывало важно и медленно, открывая голубой, промытый край неба.

ВАРИАНТ 3

I.Укажите слово с чередованием гласной в корне:

1. очарование;

2. озарение;

3. обогатить;

4. сожаление.

II.Укажите, в каком слове пишется ь:

1. воздух свеж...;

2. горный ключ...;

3. решение задач...;

4. надо стрич...ся.

III.Укажите слово, в котором пишется одна н:

1. воинстве...ый дух;

2. драгоце...ый камень;

3. плете...ый из хвороста шалаш;

4. плете...ая корзина.

IV.Укажите слово, окончание которого отличается от окончания трех других слов:

1. в галере...;

2. на ладон...;

3. в комментари...;

4. о смелост...

V.Укажите слово, в котором последняя гласная является окончанием:

1. депо;

2. поздно;

3. расцвело;

4. немного.

VI.Определите, какое слово соответствует схеме:

1. отечество;

2. отечески;

3. опасное;

4. скромно.

VII. Укажите строчку со словами, относящимися к

одной части речи:

1. два, удвоить, двойка, надвое;

2. справа, она, говорила, светла;

3. мой, твоего, мамина, лисья;

4. тройка, озеро, булочная, Крым.

VIII. Определите, в каком предложении грамматическая основа выделена верно:

1. И на обломках самовластья напишут наши имена.

2. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы.

· И вскоре слуха Кочубея коснулась роковая весть.

· Дед был ровный, гладкий и блестел как зеркало.

IX.Определите тип предложения:

1. простое;

2. сложносочиненное;

3. сложноподчиненное;

4. бессоюзное сложное.

По вздоху, вырвавшемуся у моих спутников, я понял, что мы, действительно, подвергались серьезной опасности.

X.Укажите, какая пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1. неверные знаки препинания при однородных членах;

2. не выделено обособленное определение;

3. не выделено обособленное обстоятельство;

4. не разделены части сложного предложения.

Бобров, усталый, почти больной после вчерашней вспышки, сидел одиноко в углу станционной залы, и очень много курил.

ВАРИАНТ 4

I. Укажите слово с чередованием гласной в корне:

1. стороживший;

2. предложить;

3. задрожать;

4. наполнение;

II.Укажите, в каком слове не пишется ь:

1. сможеш...;

2. полноч...;

3. врач...;

4. проч...

III. Укажите слово, в котором пишется одна н:

1. мороже...ый;

2. стари...ый;

3. укоризне...ый;

4. засуше...ый.

IV. Укажите слово, окончание которого отличается от окончаний трех других слов:

1. на спектакл...;

2. на репетици...;

3. в ущель...;

4. на премьер...

V.Укажите слово, в котором последняя гласная является окончанием:

1. коротки;

2. смотри;

3. такси;

4. по-волчьи.

VI. Определите, какое слово соответствует схеме:

1. порядок;

2. покрасил;

3. половик;

4. позолота.

VII. Укажите строчку со словами, относящимися кодной части речи:

1. замерз, замерзая, морозный, мороз;

2. было, смотри, закрываешь, промок бы;

3. крыло, шестикрылый, крылатый, закрыть;

4. смелая, по-моему, какая-то, дружеский.

VIII. Определите, в каком предложении грамматическая основа выделена верно:

1. Хорошо в деревнях хлеб пекут.

2. Мне не спится.

3. Мне не нравились эти шутки.

Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной.

IX. Определите тип предложения:

1. простое;

2. сложносочиненное;

3. сложноподчиненное;

4. бессоюзное сложное.

Ветер подхватывает снег, скручивает в тугие, хлесткие спирали, и начинается метель.

X.Укажите, какая пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1. неверные знаки препинания при однородных членах;

2. не выделено обособленное предложение;

3. не выделено обособленное обстоятельство;

4. не разделены части сложного предложения.

Он остановил кучера, не доезжая до аллеи, и отворив дверцу на ходу выскочил из кареты и пошел в аллею, ведущую к дому.

ВАРИАНТ 5

I. Укажите слово с чередованием гласной в корне:

1. бросался;

2. заколоть;

3. наклонить;

4. поглощаемый.

II.Укажите, в каком слове не пишется ь:

1. береч...;

2. зелень рощ...;

3. красивая брош...;

4. увидиш...

III. Укажите слово, в котором пишется одна н:

1. полотня:ый навес;

2. вписа:ый треугольник;

3. взволнова:ый вид;

4. вяза:ый мамой шарф.

IV. Укажите слово, окончание которого отличается от окончания трех других слов:

1. в застывш:м воздухе;

2. на качающ:мся пароме;

3. с бьющ: мся сердцем;

4. в син:м море.

V. Укажите слово, в котором последняя гласная является окончанием:

1. купе;

2. введение;

3. ниже;

4. будущее.

VI. Определите, какое слово соответствует схеме:

1. очарование;

2. охнуть;

3. школьник;

4. очки.

VII. Укажите строчку со словами, относящимися к одной части речи:

1. высота, высокий, выше, возвысить;

2. ваш, лебединый, строительный, третий;

3. из-за, кое-кто, как-нибудь, еле-еле;

4. кто-то, тебе, этот, чье.

VIII. Определите, в каком предложении грамматическая основа выделена верно:

1. Чтение - это окошко в мир.

2. Шумите, вешние дубравы!

3. Маше стало жаль расставаться с этим берегом.

4. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье.

IX. Определите тип предложения:

1. простое;

2. сложносочиненное;

3. сложноподчиненное;

4. бессоюзное сложное.

Освещенные поднимавшимся солнцем, тальники становятся ярко-черными, берег, наоборот, светлеет.

X. Укажите, какая пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1. неверные знаки препинания при однородных членах;

2. не выделено обособленное определение;

3. не выделено обособленное обстоятельство:

4. не разделены части сложного предложения

Ветерок, чистый, прохладный, тянулся в просвете леса и шевеля чащу будил в ней пернатых музыкантов.

Таблица правильных ответов

I-

II-4

III-1

IV-3

V-4

VI-1

VII-2

VIII-3

IX-3

X-2

I-

II-2

III-3

IV-2

V-3

VI-4

VII-3

VIII-2

IX-1

X-4

I-

II-4

III-4

IV-1

V-3

VI-2

VII-4

VIII-3

IX-3

X-1

I-

II-3

III-1

IV-2

V-1

VI-4

VII-2

VIII-3

IX-2

X-3

I-

II-2

III-1

IV-3

V-2

VI-3

VII-4

VIII-1

IX-4

X-3

На своих уроках я учу детей активно мыслить, кропотливо работать над усвоением программного материала. Знаю, что главное в обучении русскому языку - письмо, и это - главное на всех уроках. Цель таких уроков не только определить уровень усвоения изученной темы, систематизировать знания учащихся, закрепить умения и навыки, полученные при изучении нового материала, но и воспитать интерес к русскому языку, орфографическую зоркость, быстрое ориентирование, стремление расширить свои знания самостоятельно. Подобный урок вряд ли можно провести даже в хорошо успевающем классе, если до этого он не был подготовлен к таким приемам работы.

Так, еще при изучении темы "Фонетика" в классе можно использовать условные карточки:

М - мягкий согласный,Т - твердый согласный

З - звонкий согласный, Г - глухой согласный,

Я - парный согласный,Н - непарный согласный.

Учителю достаточно произнести звук при устном фонетическом разборе - ученики поднимают нужную карточку.

Для морфемного разбора используются карточки разных цветов: красная - корень, синяя - суффикс, зеленая - приставка, белая - окончание. Удачно проходит проверка знаний учащихся по орфографии и морфологии (н и нн в различных частях речи, разряды имен прилагательных, вид, наклонение, спряжение, переходность глагола и т. д.). Таким образом, при изучении любой части речи можно использовать всевозможные условные карточки, которые дают возможность учителю быстро определить уровень знаний и навыков по данной теме с минимальной затратой времени.


© 2010-2022