РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

С.В. Березняговская,

ОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №10 г. Рязани»

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ.


С инновационными методами коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, я знакома не понаслышке. Работая учителем русского языка и литературы в коррекционной школе пятого вида, всегда старалась находить различные формы работы с учащимися, которые были бы им доступны, способствовали бы разностороннему развитию личности.

Инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими развитие только умственных способностей учащихся. Инноватика, я думаю, должна включать процесс выработки уверенности ребёнка в себе, в своих силах. Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.

Работая в условиях коррекционной школы, наблюдаю, что среди детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) есть учащиеся, имеющие определённые способности. В своей статье «Основные проблемы дефектологии» Л.С.Выготский писал: «Основной факт, с которым мы встречаемся в развитии, осложнённом дефектом речи, есть двойственная роль органического недостатка в процессе этого развития и формирования личности ребёнка. С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития, с другой - именно потому, что он создаёт трудности, он стимулирует повышенное, усиленное движение вперёд».

Одарённый ребёнок неповторим, и задача педагога вовремя выявить, продиагностировать талантливых учащихся и направить их индивидуальную способность в нужное русло, а также совершенствовать систему данной деятельности на основе преемственности в обучении и осуществление здоровьесберегающих подходов с 1 по 10 классы. Развитие общей эрудиции учащихся, расширение их кругозора; развитие творческого и логического мышления; стимулирование творческой деятельности одарённых детей;развитие исследовательской позиции ученика, поддержание его активности; формирование умений учиться - основные задачи, которые я ставлю перед собой в работе с одарёнными учащимися.

Цель работы с талантливыми детьми в условиях нашей школы - создание условий для оптимального развития учащихся, чья одарённость на данный момент может быть не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей; развитие и выработка социально ценных компетенций у детей.

Внеклассная работа имеет большое образовательное и воспитательное значение для одарённых учащихся. Она способствует расширению и углублению знаний, развитию творческой активности.

Среди воспитательных средств, обеспечивающих отношения сотворчества среди учащихся, особое место занимают коллективные творческие дела.

В нашей школе на протяжении 20 лет успешно ведётся работа кукольного театра «Родничок», которым руковожу я. Здесь занимаются дети, имеющие способности и интерес к сценическому мастерству. Творчество играет огромную роль в формировании личности. Общение с искусством совершенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой идеал, соотносить ценностные ориентиры разных народов.

Задачей руководителя кружка театра кукол является раскрытие эмоционально - волевой сферы личности, что актуально для методики коррекционного воспитания. В свою очередь, дети, самореализуясь в конкретном виде творчества, становятся более уверенными в себе.

Занятия в кружке театра кукол и на факультативных занятиях «Арттерапия»(куклотерапия по методу «драматическая психоэлевация»)

направлены не только на приобретение талантливым учеником художественных умений, но и на формирование эстетического вкуса, развитие игрового поведения, способности творчески относиться к любому делу, навыков общения со своими сверстниками.

В кружке тетра кукол я провожу с учащимися занятия по пластике. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры призваны обеспечить развитие естественных психомоторных возможностей детей, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Дети, которым с трудом даётся устная речь, легко заменяют звукопроизношение мимикой и жестами. Развитие ребёнка идёт от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что одарённым детям легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы дети представляют при сопутствующем музыкальном сопровождении. Вот почему обучающимся так нравится создавать музыкальные клипы на популярные песни, которых в арсенале кружковцев более 25.

Также на занятиях кружка и факультатива «Арттерапия» я провожу серию упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук, дыхания и свободы речевого аппарата учащихся, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и правильным произношением. На репетициях использую игры со словом (развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять этюды на заданную тему, подбирать рифмы и т. д.). Применение специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих чёткую дикцию и подвижность голоса, направлены, прежде всего, на раскрепощение учащихся.

Провожу большую работу с использованием стихотворного текста. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Из стихотворений создаётся мини - спектакль, который разыгрывается в форме этюдов.

Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже не достаточно активных учащихся, помогая преодолевать им застенчивость и зажатость.

В ходе подготовки к спектаклю стараюсь соблюдать несколько основных правил:

- не перегружать детей;

- не навязывать своего мнения;

- давать возможность пробовать себя в различных ролях;

- создавать ситуацию успеха;

- создавать благоприятную, радостную атмосферу.

Учащиеся должны получать удовольствие от творчества, и тогда результат не заставит себя долго ждать.

Творческая жизнь одарённых детей занимает одно из первых мест в жизни учеников нашей школы. Дети любят выступать на публике, проявляют активность ( участие в различных конкурсах : межрегиональных, областных, городских, школьных; выступление в больнице №8, в школе №23, № 26 и др.)

Самый важный дар, который стараюсь я развить в одарённых детях, это здоровое самоощущение человека, которому есть что принести с собой в мир, где его ВСТРЕЧАЮТ С РАДОСТЬЮ!

ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА 2013 - 2014 уч. г.

№ СОДЕРЖАНИЕ ОТВЕТСТВЕННЫЕ

сентябрь

Планирование и организация работы с

одарёнными детьми (о д.). Пополнение содержания

плана работы с од. д. Подготовка и проведение

праздника, посвящённого началу учебного года

«Вслед за синей птицей». Кл. рук.

Корректировка банка данных академически

одарённых детей с достаточной мотивацией

к познанию мира и творчеству. Участие в акции

«Время читать» Классный рук.

Обучение од. д. навыкам поддержания

психологической стабильности, психорегуляции,

творческого саморазвития. Участие в 8-х детских

городских Павловских чтениях. (Энговатова К.)

Мониторинг состояния здоровья одарённых детей. Мед.раб.

Выбор тем проектно- исследовательской деятельности.

Участие в создании слайд- шоу « Учителю с любовью».

Выступление на Дне Учителя. Классный рук.

Октябрь Выступление в больнице №8 с клипом «Страдания Бабы-

Яги» и отрывком из поэмы С.Есенина «Анна Снегина» Кл. руковод.

Участие в городском конкурсе чтецов, посвящённом

Дню рождения С.А.Есенина ( отрывок из поэмы «Анна

Снегина») Никитин Е., Сафронов Д.,Энговатова К.,

Глинова А. Кл. руковод.

Подбор литературы по выбранной теме проектно-

исследовательской деятельности обучающихся Кл. руковод.

Рецензия на конкурсные сочинения ( Глинова А. и

Энговатова К.) в школьный сборник. Кл. руковод.

Ноябрь Индивидуальные консультации для одарённых учащихся

( Глинова А., Никитин Е., Энговатова К.) Кл. рук.

Подготовка и участие в 4-ом фестивале дружбы

народов «День толерантности». Презентация и

муз.- худож. композиция «Королевство Норвегия» Кл. руковод.

Участие в празднике «Все на ярмарку!»

Подготовка презентации о В.П.Кравкове для

научно- практической конференции в библиотеке имени

А.М.Горького ( Глинова А., Энговатова К.) Кл. рук.

Подготовка к школьной олимпиаде по русскому языку.

Декабрь Литературная гостиная «Звёздный вернисаж в поэзии

И.А.Бунина». Участие в школьной олимпиаде по русскому.

языку (Глинова А.,Энговатова К.) Создание презентации

для литературной гостиной. Подготовка сказки для новогоднего

праздника « Как медведь женился» и музыкального клипа

« Зимний сон». Индивидуальные консультации обучающихся Кл. рук

Экскурсия в художественную галерею В.Иванова.

Январь Участие в познавательной игре «Колесо безопасности»,

подготовка презентации ( Никитин Е.,Глинова А.)

Подготовка к школьному конкурсу чтецов. Кл. рук.

Участие в деловой игре « Мой выбор». Подготовка к

конференции «Кравковская весна-4» ( презентации,

защита проектов): Глинова А., Никитин Е., Энговатова К. Кл.рук.

Февраль Выступление с кукольным спектаклем перед учащимися

школы. Проведение конференции «Кравковская весна-4».

Участники - одарённые дети: Глинова А., Никитин Е..

Энговатова К. Участие в школьном конкурсе чтецов.

Подготовка музыкального клипа ко Дню защитника Отечества

«Мой брат- десантник». Участие в военно- спортивной

Игре «Зарница». Отбор и утверждение лучших ученических

исследовательских работ на городские 9-е Павловские

чтения ( к сентябрю 2014 г.) по итогам конференции

« Кравковская весна - 4». Участие в лыжных гонках

« Виват, Олимпиада!» Кл. рук.

Март Пропаганда научной деятельности среди учащихся.

Подготовка и участие в школьном мероприятии «Битва хоров».

Участие в празднике « Прощай, масленица!» Кл. рук.

Апрель Участие в Дне открытых дверей ( открытый урок,
выступление школьного театра кукол). Участие в школьном
фестивале семей «ВО! СЕМЬЯ!» Фестиваль одарённых
детей. Поездка в Москву в Третьяковскую галерею.

Май Участие в смотре строя и песни и акции «Поздравь
ветерана» Подготовка и проведение праздника
«Последний звонок». Награждение одарённых учащихся.


© 2010-2022