Н. В. Гоголь: учебно-методическое пособие для учителя

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (НИУ)» ФИЛИАЛ В Г. ОЗЁРСКЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОЗЁРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 32»


Н.В. Гоголь: учебно-методическое пособие для учителя














Методические указания

Н.В. Гоголь: учебно-методическое пособие для учителя





ОЗЁРСК 2015

АВТОР - СОСТАВИТЕЛЬ:

Аверина М.А., кандидат филологических наук, преподаватель ГОУ СПО «ЮУПК»

РЕЦЕНЗЕНТ:

Свиридова А.В., доктор филологических наук, доцент ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»



Аверина, М.А.

Н.В.Гоголь: учебно-методическое пособие / М.А. Аверина - Озёрск: ОФ ЮУрГУ, 2015. - 23 с.


Настоящее пособие содержит методические рекомендации, дидактический и контрольно-измерительный материалы к урокам по изучению творчества Н.В. Гоголя в 9 классе среднего общеобразовательного учреждения.

Пособие состоит из трёх разделов. Первый раздел носит рекомендательный характер, он содержит литературоведческий материал, сопровождаемый рисунками и схемами. Второй раздел содержит контрольные вопросы и практические задания к ним. Задания следует выполнять по мере чтения текста в той последовательности, в какой они даются. В третьем разделе представлен трёхуровневый контрольно-измерительный материал: тесты с выбором ответа, открытые тестовые задания в формате ЕГЭ.



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Уже с самых ранних лет в переписке Гоголя мелькают замечания о его будущем поприще: «Я сделаюсь человеком известным» - пытается поступить в театр; «Меня ожидает просторный круг действий» - служба в государственном Департаменте уделов; «Я сделаю даже что-то для общего добра» - чтение лекций по всеобщей истории в Петербургском университете; «Назначение человека - служить, и вся жизнь есть служба» - «но как только я почувствовал, что на поприще писателя могу служить также службу государственную, я бросил все: и прежние должности, и Петербург, и общество близких мне людей, и самую Россию, затем чтобы вдали и в уединенье от всех обсудить, как это сделать, как произвести таким образом свое творение, чтобы показало оно, что я был также гражданин земли своей и хотел служить ей».

Хронология работы над поэмой «Мёртвые души» ясно прослеживается в переписке Гоголя:

1835 год, октябрь - «Начал писать "Мертвые души"… Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь».

1836 год, ноябрь - «Все начатое переделал я вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно как летопись… Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Вся Русь явится в нем!»

1837 год, апрель - «Я должен продолжить мною начатый большой труд, который писать взял с меня слово Пушкин… и который обратился для меня с тех пор в священное завещание».

1840 год, октябрь - «Сюжет, который в последнее время лениво держал я в голове своей, не осмеливаясь даже приниматься за него, развернулся передо мной в величии таком, что все во мне почувствовало сладкий трепет».

1842 год, май - «"Мертвые души" - преддверие немного бледное той великой поэмы, которая строится во мне и разрешит, наконец, загадку моего существования».

Таким образом, свой великий труд Гоголь посвящает России, Родине, а отсюда тот утверждающий пафос, горячее лирическое чувство, которым проникнуто все повествование: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?.. И, косясь, в постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Обратим внимание на шутливое замечание Гоголя в 11-й главе «Мертвых душ», где он не хочет ссориться со своим героем, ибо «еще немало пути и дороги придется им пройти вдвоем рука об руку; две большие части впереди - это не безделица».

«Две большие части впереди» - о чем это? Дело в том, что Гоголь задумал произведение, состоящее из трех томов. Над второй частью романа писатель бился до изнеможения, до отчаяния, но в 1845 году уже написанный второй том был сожжен. В 1848 году снова началась работа над вторым томом «Мертвых душ», и вновь он был сожжен. Что же случилось? Почему? Гоголь решил, что пророческого слова правды не получилось, что он не сможет более ничего дать России, и отказался не только от продолжения поэмы - отказался и от жизни. Он отвергал лекарства и пищу и умер 4 марта 1852 года. «Второй том "Мертвых душ" стал для Гоголя "подвижнической кельей", где он бился и страдал до тех пор, пока не вынесли его бездыханным из нее», - говорил один из ближайших друзей Гоголя П. В. Анненков.

Писатель видел свой труд в одном ряду с «Божественной комедией» Данте, состоящей из трех частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». Именно этой дорогой (1-й том - ад, 2-й том - чистилище, 3-й том - рай) Гоголь решил провести своего героя, потому что верил в духовное возрождение каждого, - этот путь открыт всем, и даже Плюшкиным, «если они захотят».

Следуя замыслу Гоголя - а его герои идут дорогой «ад - чистилище - рай», - попробуем посмотреть на тот мир, который был перед ним.

Считая себя пророком. Гоголь искренне верил в то, что именно он должен указать человечеству на его грехи и помочь избавиться от них.

Так какие же грехи опутали наших героев? Какое зло проповедуют они? Чтобы ответить на эти вопросы, можно провести урок «Эти ничтожные люди», используя групповую форму работы.

Учебная группа делится на пять групп (по количеству глав, посвященных описанию помещиков) и в рамках учебного исследования ищет параллели между героями Гоголя и «Божественной комедии» Данте. Выполнить эти задания поможет книга Е. А. Смирновой «Поэма Гоголя "Мертвые души"». - Л., 1987.

1-я группа. Манилов (глава 2)

По мнению Е. А. Смирновой, пейзаж маниловской усадьбы вполне соответствует описанию первого круга ада - Лимба. У Данте: зеленый холм с замком - и дом Манилова на возвышении; сумеречное освещение Лимба - и у Гоголя «день… не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета»; обитающие в Лимбе язычники - и причудливые греко-римские имена детей Манилова.

Учащиеся могут заметить, что в доме Манилова много дыма, так как хозяин непрерывно курит трубку, а в описании его кабинета - горки золы. А дым и зола связаны с бесовщиной. Значит, в душу героя уже вселился дьявол и она требует очищения.

При отъезде Чичикова Манилов обращает его внимание на тучи, пытаясь отвлечь гостя от выполнения задуманного им путешествия. Но ведь и по мере погружения в преисподнюю мгла нарастает! Однако уже в сцене купли-продажи в словах Чичикова звучит надежда автора на воскресение даже самой заблудшей и «дрянной» души. Манилов утверждает, что умершие души - ничтожный товар, а Чичиков возражает и защищает умерших, отзываясь о них: «Очень не дрянь!»




2-я группа. Коробочка (глава 3)

Есть предположение, что посещение Чичиковым дома Коробочки - это посещение второго круга ада. У Данте это описывается так: «Стеная, несся круг Теней, гонимый вьюгой необорной». У Гоголя - «темнота была такая, хоть глаз выколи». И Коробочка подтверждает: «Сумятица и вьюга такая».

Откуда же вьюга во время грозы? В преисподней возможно все, а третий круг ада у Данте вообще был кругом дождя. Жилище Коробочки напоминает пещеру Колдуньи: зеркала, колода карт, картины с птицами. Предметы эти трудно рассмотреть, так как в помещении полумрак, а глаза у Чичикова слипаются. В сцене купли-продажи Коробочка не бранит своих усопших крестьян, как Манилов, а выражает надежду, что мертвые «в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся». Таким образом, сокровенная мысль Гоголя начинает приобретать более отчетливые контуры. Идея воскресения заложена и в имени Коробочки - Анастасия - «воскресшая».

3-я группа. Ноздрев (глава 4)

Третий круг ада - обжорство (чревоугодие). Поэтому не случайно Чичиков от Коробочки попадает в трактир. В данном случае уместен анализ эпизода «В трактире». «Толстая старуха» продолжает тему Коробочки.

Вся история с Ноздревым соответствует четвертому кругу ада, где мучаются скупые и расточительные души. А Ноздрев, бесшабашный гуляка, бестолково проматывающий состояние, и есть расточитель. Его увлечение игрой в шашки подчеркивает его азартность, он и гостю предлагает сыграть. Лай собак - важная деталь эпизодов главы о Ноздреве. Собаки Ноздрева ассоциируются с адским псом Цербером, выполняющим свою миссию.

Сцена сделки может быть интерпретирована таким образом. Если в предыдущих главах способы спасения души рисуются иносказательно, то ноздревский способ - нечестная сделка, надувательство, обман, попытка пробраться в Царствие Небесное незаслуженно, как в дамки.

4-я группа. Собакевич (глава 5)

Антибогатырь Собакевич тоже готов к воскресению. В сцене купли-продажи он как бы воскрешает своих умерших крестьян восхвалением. «Способ оживления» здесь не мошенничество, как у Ноздрева, и не откапывание из земли, как у Коробочки, а стремление к добродетели и доблести. Анализ эпизода позволит сделать вывод, что спасение души достается дорого - покупается жизнью, полной труда и самоотвержения. Поэтому хозяин и «выписывает» всех «с означением похвальных качеств».

Далее идет параллель «богатырская». Подвиги богатырей русских и «подвиги» Собакевича. Собакевич - богатырь за столом. При анализе эпизода «Обед у Собакевича» можно обратить внимание на обличение такого человеческого порока, как чревоугодие. Вновь этот грех встает в поэме крупным планом: Гоголь считал его особенно тяжким.


5-я группа. Плюшкин (глава 6)

Плюшкин - последний, пятый в галерее образов помещиков. Мы знаем, что Гоголь хотел сделать Плюшкина, как и Чичикова, персонажем второго тома, привести его к нравственному перерождению. Вот почему автор подробно рассказывает нам о прошлом Степана Плюшкина, рисуя историю обнищания человеческой души.

Какой же способ спасения души «предлагается» Плюшкину? Он его нашел сразу, но не понял. Степан Плюшкин спасает вещи, поднимая все на своем пути, а надо поднимать души, спасать их. Ведь главная идея «Мертвых душ» - идея духовного возрождения падшего человека, «воскресение», оживление его души. Плюшкин и на прощание говорит Чичикову: «Да благословит вас бог!» Плюшкин готов к возрождению, ему надо только вспомнить, что поднимать надо не вещи, а душу.

После выступлений групп возможно обсуждение следующих вопросов:

Все помещики, как мы убедились, не похожи друг на друга, каждый из них - индивидуальность. Что же их сближает?

Почему Чичиков начинает путешествие с приезда к Манилову, а заканчивает его посещением Плюшкина?

В главе 4 помещены раздумья Гоголя о Ноздреве. С какой целью они введены писателем? Что беспокоит его?

Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления?

Плюшкин - не мертвее, а живее других, так ли это?

Манилов живет среди цветущих кустов сирени, стало быть, в мае. Коробочка в это время урожай собирает, значит, в сентябре. У Плюшкина - лето, кругом жара невыносимая (только в доме холодно), а в губернском городе - зима. Почему так? Чичиков приезжает к Коробочке, когда на дворе вьюга, а свинья на дворе ест арбузные корки. Случайно ли это?

Каждый помещик живет как бы в своем собственном замкнутом мире. Заборы, плетень, ворота, «толстые деревянные решетки», границы поместья, шлагбаум - все замыкает жизнь героев, отрезает ее от внешнего мира. Здесь дует свой ветер, свое небо, солнце, царят покой, уют, здесь какая-то сонливость, неподвижность. Здесь все мертво. Все остановилось. У каждого и свое время года. Значит, нет реальности времени внутри этих миров-кругов. Таким образом, герои поэмы живут, приспособив к себе время. Герои статичны, т. е. мертвы. Но каждый из них может спасти свою душу, если захочет.

В поэме Гоголя, по выражению А. И. Герцена, проступают «позади мертвых душ - души живые». Души талантливые, не страдающие «заблуждением» ума, свободолюбивые, щедрые и «задушевные» души, т. е. живые. Доказательствами к этим утверждениям и иллюстративным материалом к занятию станут 5, 7 и 11-я главы поэмы.

Н.В. Гоголь: учебно-методическое пособие для учителя


Н.В. Гоголь: учебно-методическое пособие для учителя




ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ


Задание 1 Расскажите историю жизни Чичикова. Почему описание истории его души автор дает лишь в последней главе и само повествование строится как жизнеописание? Почему только Чичикова и Плюшкина Гоголь наделяет «биографией»? Как сокровенная мысль автора соотносится с образом главного героя?

Задание 2 Чичиков и Молчалин. Что роднит их, а что отличает? Какова цель жизни Чичикова? Чем он страшен? Какое новое явление русской жизни олицетворяет? «Итак, припряжем подлеца», - говорит о своем герое автор. Какой смысл заключен в этих словах? Можно ли утверждать, что Чичиков - «герой своего времени»?

Задание 3 Почему Павел Иванович Чичиков становится «душой общества»? Приведите примеры из поэмы, доказывающие умение Чичикова «во всем как-то найтиться». Как меняется речь Чичикова в зависимости от того, с кем он говорит? Шкатулка Чичикова. Каков смысловой и композиционный смысл этой детали в поэме? Чичиков - живая душа или мертвая?

Задание 4 Почему за путешествием Чичикова следует в поэме «Повесть о капитане Копейкине»? Как она устанавливает связи между губернским и столичным чиновничеством? В чем смысл этой повести? Почему она была запрещена цензурой? Почему она была дорога писателю?

Задание 5 Вспомните, когда и где в тексте поэмы говорится о дороге, как эти фрагменты проясняют авторскую позицию? Почему Гоголь заставляет Чичикова заблудиться? В каких главах образ дороги имеет такие черты:

«Какое странное и манящее и несущее и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама эта дорога!»

«Наша земная, подчас и скучная дорога».

«Забирайте же с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге; не подымете потом!»

«Но при всем том трудна была его дорога».

«И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями».

«Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины!»

«И, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Какие разные смысловые оттенки имеет слово «дорога» в каждой цитате? Как развивается мотив дороги от первой к последней главе поэмы? Каково значение этого образа?

Задание 6 «Комизм кроется везде, - говорил Н. В. Гоголь. - Живя среди него, мы его не видим; но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху». Над чем смеется Гоголь и какими художественными средствами создаются комические эффекты? В чем сущность принципа художественной условности в литературе? Покажите роль портрета, пейзажа, детали, интерьера, диалога в раскрытии авторского замысла.

Задание 7 Существенный элемент поэтики «Мертвых душ» связан с традициями народной культуры, с фольклором. Найдите пословицы и поговорки, используемые Гоголем в поэме, определите их смысловую и композиционную роль. Раскройте смысл пословицы «Русский человек задним умом крепок» применительно к поэме Гоголя «Мертвые души».

Задание 8 Какова роль притчи про Кифу Мокиевича и Мокия Кифовича? Случайна ли она в произведении?

Задание 9 С какой целью автор вводит в поэму русские приметы? Назовите их и определите их смысловую и композиционную роль.

Задание 10 Важную роль в поэтике «Мертвых душ» играет лирический элемент, эмоциональное авторское начало. Какова композиционная роль лирических отступлений в поэме Гоголя? На какие темы рассуждает Гоголь в лирических отступлениях? Как они связаны с содержанием поэмы?

Задание 11 Сопоставьте язык лирического отступления «Русь! Русь! вижу тебя…» и язык автора в описании города (гл. 1). Что характерно для языка лирического отступления?

Задание 12 Сопоставьте лирическое отступление в 10-й главе поэмы с «Думой» М. Ю. Лермонтова. Что дает Гоголю основание верить в будущее России, в ее духовное возрождение?



КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


1 УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА - ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

1 Какое литературное направление определило твор­ческий метод Н. В. Гоголя в самом начале его творческого пути?

а) романтизм

б) реализм

в) классицизм

г) модернизм

2 После окончания Нежинской гимназии Н. В. Го­голь начал службу в департаменте:

а) юстиции

б) иностранных дел

в) государственного хозяйства и публичных зданий

г) образования

3 Одно из первых произведений Н. В. Гоголя «Ганц Кюхельгартен» было напечатано в 1829 т, под псев­донимом:

а) Яновский

б) анонимно

в) Н. Г.

г) В. Алов

4 Какое произведение принесло Н. В. Гоголю изве­стность?

а) стихотворение «Италия» (1829)

б)«идиллия в картинах» «Ганц Кюхельгартен» (1829)

в) «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832)

5 Кто является повествователем в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки»?

а) Бисаврюк

б) Иван Федорович Шпонька

в) философ Хома Брут

г) Рудый Панько

6 Как называется цикл произведений, в который входит повесть «Шинель»?

а) «Вечера на хуторе близ Диканьки»

б) «Миргород»

в) «Арабески»

г) петербургские повести

7 Какая тема является основной в повести «Шинель»?

а) тема Петербурга

б) тема «маленького человека»

в) тема добра и зла

г) тема рока и судьбы

8 Определите жанр произведения Н. В. Гоголя «Мертвые души»

а) роман

б) повесть

в) роман-эпопея

г) поэма

9 Для чего Чичиков скупал «мертвых дуги»?

а) для того, чтобы считаться богатым помещиком

б) для того, чтобы выгодно жениться, назвавшись владельцем тысяч душ

в) для того, чтобы заложить их в опекунский совет в качестве живых

г) для того, чтобы выиграть пари

10Укажите, к каким помещикам заезжал Чичиков (в той последовательности, что и в произве­дении):

а) Коробочка, Манилов, Собакевич, Плюшкин, Ноздрев

б) Манилов, Собакевич, Плюшкин, Ноздрев, Коробочка

в) Коробочка, Манилов, Собакевич, Ноздрев, Плюшкин

г) Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин

11 Все части произведения «Мертвые души» связаны

а) образом автора-повествователя

б) общим сюжетом

в) общими героями

г) путешествующим героем

12 Кто из героев произведения «Мертвые души» опи­сан в следующем отрывке?

Господин скинул с себя картуз и размотал с шеи шерстяную, радужных цветов косынку, какую женатым приготовляет своими руками супру­га, снабжая приличными наставлениями, как за­кутываться, а холостым, наверное, не могу ска­зать, кто делает, Бог их знает; я никогда не носил таких косынок?

а) зять Ноздрева

б) Мокий Кифович

в) Ноздрев

г) Чичиков

13 Укажите, какой прием использует автор в следу­ющем описании.

В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изо­билии, что руки всякого касавшегося станови­лись похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок дере­вянной лопаты и старая подошва сапога.

а) гипербола

б) гротеск

в) аллегория

г) метафора

14 У кого из помещиков был в усадьбе «храм уединенного размышления» ?

а) Плюшкин

б) Коробочка

в) Манилов

г) Ноздрев

15 Какое значение имело появление Ноздрева на гу­бернаторском балу?

а) Ноздрев рассказал о цели приезда Чичикова в город NN, чем вызвал переполох

б) Ноздрев извинился перед Чичиковым за нанесенное ему оскорбление и укрепил городских чиновников в их мнении о Чичикове

в) Ноздрев, явившись на бал, разрушил планы Чичикова о женитьбе

г) Ноздрев предложил Чичикову купить у него мертвых душ


ТЕСТ №2 (ГЛАВА 2)

1. Как называлась усадьба, первая на пути Чичикова?

а) Зазываловка; б) Маниловка;

в) Разводиловка; г) Пригласиловка.

2. Какое выражение использует автор, рассказывая о Манилове?

а) Без труда не вытащишь рыбку из пруда;

б) Ни рыба ни мясо;

в) Ни в городе Богдан ни в селе Селифан;

г) Поспешишь - людей насмешишь.

3. Что привлекало в портрете Манилова?

а) Белокурые волосы и голубые глаза; б) Черные волосы и карие глаза;

в) Темные волосы и длинные усы; г) Белокурые волосы и седая борода.

4. Как был одет в тот день Манилов?

а) Ослепительно белый пиджак; б) Черный фрак;

в) Зеленый шалоновый сюртук; г) Пестрый стеганый халат.

5. Чего в характере Манилова, по мнению автора, было чересчур много?

а) Сахара; б) Перца; в) Меда; г) Уксуса.

6. Какое занятие Манилов считал полезным?

а) Ездить на поля; б) Курить трубку;

в) Заниматься зарядкой; г) Охотиться на зайцев.

7. Что мечтал построить Манилов?

а) Дом; б) Фонтан с фигурками животных;

в) Церковь или часовню; г) Подземный ход и каменный мост.

8. Какая надпись была на беседке в усадьбе Манилова?

а) Не входить - убьет; б) Храм уединенного размышления;

в) Место для встреч; г) Место отдыха и проведения досуга.

9. В кабинете Манилова больше всего было

а) Книг; б) Картин; в) Табака; г) Цветов.

10. На какой странице была заложена закладкой книга, которую Манилов постоянно читал 2 года?

а) На 549; б) На 100; в) На 14; г) На 700.

11. Что подали на обед, когда Чичиков гостил у Манилова?

а) Борщ; б) Щи; в) Суп; г) Кашу.

12. Как звали сыновей Манилова?

а) Петр и Павел; б) Кирилл и Мефодий;

в) Эврисфей и Геракл; г) Фемистоклюс и Алкид.

13. Какие сюрпризы приготовляли супруги Маниловы ко дню рождения?

а) Бисерный чехольчик на зубочистку; б) Столовый сервиз для кухни;

в) Флакон французских духов; г) Новая рессорная бричка.

14. Каким образом Манилов передал Чичикову мертвые души?

а) Продал; б) Подарил; в) Дал взаймы; г) Сдал в аренду.

ТЕСТ №3 (ГЛАВА 3)

1. Куда намеревался поехать Чичиков от Манилова?

а) В деревню к Собакевичу; б) В гости к Коробочке;

в) В трактир; г) В город.

2. Какие обои были на стенах в комнате Коробочки, где ночевал Чичиков?

а) В цветочек; б) В полосочку; в) В горошек; г) Со слониками.

3. Чей портрет висел в комнате Коробочки?

а) Суворова; б) Карамзина; в) Кутузова; г) Путина.

4. Что было одето на одном из чучел в огороде?

а) Чепец хозяйки; б) Шляпа хозяина;

в) Панталоны служанки; г) Шарфик гостя.

5. Как звали Коробочку?

а) Марья Ивановна; б) Анна Иоановна;

в) Марфа Васильевна; г) Настасья Петровна.

6. Кем по рангу была Коробочка?

а) Генеральша; б) Коллежская секретарша;

в) Статская советница; г) Тайная советница.

7. Сколько душ было в деревне Коробочки?

а) Без малого 80; б) Без малого 800;

в) Около 300; г) Почти 1000.

8. Коробочка на ночь после молитвы стала

а) Играть в шахматы; б) Гадать на картах;

в) Смотреть телевизор; г) Читать Гоголя.

9. Сколько у Коробочки было мертвых душ?

а) 20; б) 10; в) 18; г) 5.

10. За сколько, по словам Коробочки, она продала мед?

а) По 5 рублей за пуд; б) По 10 рублей за килограмм;

в) По 12 рублей за пуд; г) По 100 рублей за флягу.

11. Какую пословицу использовал Чичиков, укоряя Коробочку?

а) Где умному горе, там дураку веселье;

б) Сама не ест сена и другим не дает;

в) На чужой каравай рот не разевай;

г) Ученье - свет, не ученье - тьма.

12. Как охарактеризовал Чичиков Коробочку?

а) Близорукая; б) Дубинноголовая;

в) Коротконогая; г) Толстокожая.

13. Чем решила Коробочка задобрить Чичикова?

а) Селедкой под шубой; б) Красной икрой;

в) Салатом оливье; г) Пирогом с яйцом.

14. За сколько ассигнациями отдала Коробочка мертвые души?

а) За 35; б) За 5; в) За 15; г) За 50.

ТЕСТ №4 (ГЛАВА 4)

1. Как характеризует автор внешностьНоздрева?

а) Вода с сахаром; б) Рассол с огурцами;

в) Водка да вино; г) Кровь с молоком.

2. Ноздрев был человек

а) Биологический; б) Исторический;

в) Геометрический; г) Географический.

3. В свои 35, как и в 18, Ноздрев был охотник

а) Побегать; б) Поплавать; в) Попрыгать; г) Погулять.

4. Сколько бутылок шампанского, по словам Ноздрева, он выпил за обед?

а) 2; б) 5; в) 10; г) 17.

5. Какие предметы были в кабинете у Ноздрева?

а) Бумаги и книги; б) Сабли и ружья;

в) Портреты и картины; г) Часы с кукушкой.

6. Что было написано на турецком кинжале?

а) «За Родину»; б) «Сделано в Швейцарии»;

в) «Мастер Савелий Сибиряков»; г) «Сделано в Турции».

7. Какую песню играла шарманка Ноздрева в конце мазурки?

а) «Гром победы, раздавайся»; б) «Мальбруг в поход поехал»;

в) «Семеновна»; г) «Кустурица».

8. Ноздрев среди собак был

а) Как рыба в воде; б) Как уж на сковородке;

в) Как отец среди семейства; г) Как сыр в масле.

9. Как называет автор блюдо повара Ноздрева?

а) Катай - валяй; б) Пальчики оближешь;

в) Просто объеденье; г) Сойдет и так.

10. Что Чичиков заметил в руках у Ноздрева после отъезда Мижуева?

а) Бутылку портвейна; б) Колоду карт; в) Сигару; г) Трубку.

11. Во что Чичиков и Ноздрев играли на мертвые души?

а) В карты; б) В шашки; в) В шахматы; г) В лапту.

12. Как Ноздрев обращался к Чичикову, когда был в хорошем расположении духа?

а) Батенька; б) Друг; в) Брат; г) Чувак.

13. Как при ссоре Ноздрев называет Чичикова?

а) Тюфяк; б) Дурак; в) Фетюк; г) Жидомор.

14. Как охарактеризовал Чичиков Ноздрева?

а) Человек - амфибия; б) Человек - паук;

в) Человек - дрянь; г) Снежный человек.

ТЕСТ №5 (ГЛАВА 5)

1. В какой цвет была выкрашена крыша дома Собакевича?

а) Зеленый; б) Красный; в) Голубой; г) Желтый.

2. Сколько колонн имел дом Собакевича?

а) 2; б) 4; в) 3; г) 5.

3. Из какого материала были построены дома крестьян в деревне Собакевича?

а) Из дуба; б) Из кирпича; в) Из осины; г) Из березы.

4. Каким качеством отличались предметы в усадьбе Собакевича?

а) Логичностью; б) Прочностью;

в) Изяществом; г) Излишеством.

5. Как звали Собакевича?

а) Михаил Потапыч; б) Михаил Петрович;

в) Михаил Семенович; г) Геннадий Михайлович.

6. На какого зверя, по словам Чичикова, был похож Собакевич?

а) На собаку; б) На слона; в) На медведя; г) На мышь.

7. Какая привычка была у Собакевича?

а) Наступать на ноги; б) Свистеть;

в) Причмокивать; г) Поправлять волосы.

8. Кто жил в клетке в доме Собакевича?

а) Морская свинка; б) Хомячок;

в) Дрозд; г) Попугай.

9. Каждый предмет мебели в доме Собакевича, казалось, говорил:

а) «Карету мне, карету!»; б) «И я тоже Собакевич!»;

в) «Требую продолжения банкета»; г) «Нам ли быть в печали».

10. Как супруги Собакевич ласково обращались друг к другу?

а) Солнышко; б) Душенька;

в) Милый, милая; г) Дорогой, дорогая.

11. Что Собакевич называет няней?

а) Воспитательницу; б) Начиненный бараний желудок;

в) Яблочный пирог; г) Красное вино.

12. Как Собакевич слушал Чичикова, когда тот отдаленно начал разговор о мертвых душах?

а) Положив ноги на стол; б) Наклонивши голову;

в) Постоянно кивая; г) Зевая.

13. Какую цену Собакевич предложил за мертвую душу?

а) 50 копеек; б) 5 рублей;

в) 50 рублей; г) 100 рублей.

14. Как характеризует Чичиков Собакевича?

а) Человек - кулак; б) Человек - дрянь;

в) Человек - паук; г) Человек - кошелек.

ТЕСТ №6 (ГЛАВА 6)

1. Сколькими душами владел Плюшкин?

а) 100 с лишним; б) 500 с лишним;

в) 1000 с лишком; г) 3000 с лишним.

2. Чем были покрыты ворота и ограда дома?

а) Цветами; б) Пылью;

в) Краской; г) Плесенью.

3. Что особенного увидел Чичиков среди старых деревьев сада?

а) Цветущую яблоню; б) Виноградную лозу;

в) Молодую ветвь клена; г) Веерную пальму.

4. При встрече Чичиков принял Плюшкина за

а) Крестьянина; б) Дьяка; в) Судью; г) Ключницу.

5. Лицо у Плюшкина было

а) Оловянное; б) Деревянное; в) Стеклянное; г) Кирпичное.

6. Глаза у Плюшкина бегали как

а) Крысы; б) Мыши; в) Пауки; г) Секундная стрелка.

7. Как про Плюшкина говорили мужики, когда он ходил по улицам в своей деревне?

а) Рыболов; б) Контролер; в) Ревизор; г) Гроза округи.

8. Какой фрукт лежал на бюро Плюшкина?

а) Ананас; б) Лимон; в) Апельсин; г) Яблоко.

9. Какой фарфор стоял в комнате Плюшкина?

а) Русский; б) Китайский; в) Американский; г) Турецкий.

10. Люстра в холстяном мешке была похожа на

а) Осиное гнездо; б) Воронье гнездо;

в) Шелковый кокон с червяком; г) Мешок с подарками.

11. Плюшкин послал дочери в дорогу

а) Деньги; б) Воздушный поцелуй;

в) Отцовское благословение; г) Проклятье.

12. Сколько Чичиков заплатил Плюшкину за души беглых крестьян?

а) По 10 рублей; б) По 1 рублю;

в) По 32 копейки; г) По 50 рублей.

13. Чем собрался угощать Чичикова Плюшкин?

а) Кофе с молоком; б) Чаем с сухарем;

в) Пирогом с яйцом; г) Бараньим желудком.

14. Что Плюшкин хотел подарить Чичикову?

а) Карманные часы; б) Карету; в) Чернильницу; г) Цветок.

ТЕСТ № 7 (ГЛАВА 6)

1. Глава 6 открывается лирическим отступлением о:

А). красоте русского языка; Б). о путешествиях;

В). о жадности; Г). о здоровом образе жизни.

2. За кого вначале Чичиков принимает Плюшкина?

А). за ключницу; Б) за крестьянина; В). за священника; Г). за каторжника.

3. О ком говорится: «Сам хозяин являлся к столу в сюртуке, хотя несколько поношенном, но опрятном, локти были в порядке: нигде никакой заплаты»?

А) о Манилове; Б). о Павле Ивановиче;

В). о Плюшкине; Г). О Собакевиче.

4. Назовите имя Плюшкина:

А). Богдан; Б). Селифан; В). Степан; Г). Павел.

5. Когда-то у Плюшкина была семья:

А). жена, две дочери и сын; Б). жена, два сына, дочь; В). жена, сын и дочь.

6. Вставьте пропущенные слова: У Плюшкина было___ детей.

А). двое; Б). семеро; В). трое; Г). четверо.

7. Что случилось с женой Плюшкина?

А). Она сбежала с любовником; Б). умерла;

В). ушла к своим родителям; Г). ушла в монастырь.

8. Как звали служанку Плюшкина?

А). Марфа; Б). Мавра; В). Матрена; Г). Матильда.

9. Сколько лет было Плюшкину?

А). четвертый десяток; Б). седьмой десяток; В). пятый десяток.

10. Вставьте пропущенные слова: «… маленькие глазки [у Плюшкина] еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как____».

А). Блохи; Б). зайцы; В). тараканы; Г). мыши.

11. О ком Гоголь говорит: «...обратился наконец в какую-то прореху на человечестве»?

А). О Прошке; Б ). О Чичикове; В). о Плюшкине; Г). о Селифане.

12. Узнав о цели визита Чичикова, Плюшкин:

А). возмущается;

Б). преисполняется радости, поскольку Чичиков обещает заплатить за мертвые души;

В). отказывается, так как боится божьей кары;

13. Во что был обут Прошка, явившись в барские покои?

А). в лапти; Б). в ботинки; В). в сапоги; Г). в тапочки.

14. Чем Плюшкин хотел угостить Чичикова?

А). Чаем с сухарем; Б). лепёшкой с бараньим боком; В). блинами.

15. Знает ли Плюшкин точное число умерших крестьян?

А). нет, поэтому послал за приказчиком;

Б). все внесены в особую бумажку;

В). да, но долго и мучительно вспоминал.

16. Сколько мертвых душ насчитал Плюшкин со дня последней ревизии?

А). 80; Б) 120; В). 200; Г). 50.

17. Сколько мертвых душ и беглых крестьян приобрел Чичиков у Плюшкина?

А). 120; Б). 700; В). 200; Г). 50.

18. Что решил подарить Чичикову Плюшкин, оставшись один?

А). мертвые души; Б). часы; В). беглых крестьян; Г). сухарь.

19. В каком настроении Чичиков покинул имение Плюшкина?

А). в самом веселом расположении духа;

Б). обозлен скупостью Плюшкина;

В). расстроен деградацией человека.

20. Куда поехал Чичиков, распрощавшись с Плюшкиным?

А). в гостиницу; Б). к Собакевичу; В). к Ноздрёву; Г). к губернатору.



2 УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА - УМЕНИЯ И НАВЫКИ


Вариант 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания

Следовало бы описать канцелярские комнаты, которыми проходили наши герои, но автор питает сильную робость ко всем присутственным местам. Если и случалось ему проходить их даже в блистательном и облагороженном виде, с лакированными полами и столами, он старался пробежать как можно скорее, смиренно опустив и потупив глаза в землю, а потому совершенно не знает, как там все благоденствует и процветает. Герои наши видели много бумаги, и черновой и белой, наклонившиеся головы, широкие затылки, фраки, сертуки губернского покроя и даже просто какую-то светло-серую куртку, отделившуюся весьма резко, которая, своротив голову набок и положив ее почти на самую бумагу, выписывала бойко и замашисто какой-нибудь протокол об оттяганье земли или описке имения, захваченного каким-нибудь мирным помещиком, покойно доживающим век свой под судом, нажившим себе и детей и внуков под его покровом, да слышались урывками короткие выражения, произносимые хриплым голосом: "Одолжите, Федосей Федосеевич, дельце за N368!" - "Вы всегда куда-нибудь затаскаете пробку с казенной чернильницы!" Иногда голос более величавый, без сомнения одного из начальников, раздавался повелительно: "На, перепиши! а не то снимут сапоги и просидишь ты у меня шесть суток не евши". Шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями.

Чичиков и Манилов подошли к первому столу, где сидели два чиновника еще юных лет, и спросили:

- Позвольте узнать, где здесь дела по крепостям?

- А что вам нужно? - сказали оба чиновника, оборотившись.

- А мне нужно подать просьбу.

- А вы что купили такое?

- Я бы хотел прежде знать, где крепостной стол, здесь или в другом

месте?

- Да скажите прежде, что купили и в какую цену, так мы вам тогда и

скажем где, а так нельзя знать.

Чичиков тотчас увидел, что чиновники были просто любопытны, подобно всем молодым чиновникам, и хотели придать более весу и значения себе и своим занятиям.

- Послушайте, любезные, - сказал он, - я очень хорошо знаю, что все дела по крепостям, в какую бы ни было цену, находятся в одном месте, а потому прошу вас показать нам стол, а если вы не знаете, что у вас делается, так мы спросим у других.

Чиновники на это ничего не отвечали, один из них только ткнул пальцем в угол комнаты, где сидел за столом какой-то старик, перемечавший какие-то бумаги. Чичиков и Манилов прошли промеж столами прямо к нему. Старик занимался очень внимательно.

- Позвольте узнать, - сказал Чичиков с поклоном, - здесь дела « по

крепостям»

Старик поднял глаза и произнес с расстановкою:

- Здесь нет дел по крепостям

- А где же?

- Это в крепостной экспедиции.

- А где же крепостная экспедиция?

- Это у Ивана Антоновича

- А где же Иван Антонович?

Старик тыкнул пальцем в другой угол комнаты. Чичиков и Манилов отправились к Ивану Антоновичу.


В1 Покупку чего именно хочет оформить Чичиков в приведённой сцене?_____________________________________________________________

В2 Кто из героев «Мёртвых душ» главным образом будет способствовать разоблачению афёры Чичикова в приведённой сцене?___________________

В3 Какой приём иностказательной выразительности использует Гоголь при описании присутственного места?_______________________________

В4 Как в литературоведении называется изобразительное средство, с помощью которого Гоголь характеризует «шум о перьев» в присутственном месте?_________________________________________________________

В5 Какое средствл психологического изображения героев использует Гоголь, и молодых чиновников, и чиновника-старика?___________________

В6 Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое повторяется несколько раз и характризует безликость чиновников____________________

В7 Описывая героев, Гоголь изображает их обмен репликами. Как называется такая форма организации художественной речи?_____________

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания в виде связного ответа на вопрос в объёме 5-10 предложений

С1 Какова роль данного эпизода в раскрытии собирательного образа чиновничества в «Мёртвых душах»?

С2 Какова главная тема приведённого фрагмента и какие изобразительные средства способствуют её раскрытию?

С3 Укажите основные приёмы сатирического изображения, которые Гоголь использует в поэме «Мёртвые души».


Вариант 2

Прочитайте фрагмент из главы 7 со слов « Следовало бы описать канцелярские комнаты, которыми проходили наши герои, но автор питает сильную робость ко всем присутственным местам» до слов «Чичиков и Манилов отправились к Ивану Антоновичу».

Ответьте на следующие вопросы :


  1. Укажите жанр произведения, из которого прочитан отрывок.

  2. Покупку чего именно хочет оформить Чичиков в прочитанной вами сцене?

  3. Кто из героев «Мёртвых душ» главным образом будет способствовать разоблачению аферы Чичикова?

  4. Какой приём иносказательной выразительности использует Гоголь при описании присутственного места: «Герои наши видели... какую-то серую куртку...которая, своротив голову набок... выписывала бойко и замашисто какой-нибудь протокол» (овеществление живого)?

  5. Как в литературоведении называется изобразительное средство, с помощью которого Гоголь характеризует «шум от перьев» в присутственном месте?

  6. Какое средство выразительности речи использует Гоголь, говоря: «в блистательном и облагороженном виде», «величавый голос»?

  7. Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое повторяется несколько раз в разных формах (местоимение) и характеризует безликость чиновников (со слов «Герои наши видели» до «казённой чернильницы» и со слов «Чиновники на это ничего не отвечали» до слов «очень внимательно»). Слово выпишите в любой форме.

  8. Описывая героев, Гоголь изображает их обмен репликами. Как называется такая форма организации художественной речи?

Дайте развёрнутый ответ на следующее задание:

Согласны ли вы с мнением Н. А. Полевого (книга «Похождения Чичикова, или «Мёртвые души». Поэма Н. В. Гоголя». 1842).

«Мы совсем не думаем осуждать г-на Гоголя за то, что он назвал «Мёртвые души» поэмою. Разумеется, что такое название шутка. ... Наше осуждение «Мёртвых душ» коснётся более важного. Начнём с содержания - какая бедность! Не помним, читали или слышали мы, что кто-то назвал «Мёртвые души» старой погудкой на новый лад. Действительно: «Мёртвые души» - сколок с «Ревизора» - опять какой-то мошенник приезжает в город, населённый плутами и дураками, мошенничает с ними, обманывает их, боясь преследования, уезжает тихонько, и - «конец поэме»»

Попробуйте возразить критику и привести убедительные доводы.

Вариант 3

Прочитайте фрагмент из главы 4 со слов « Лицо Ноздрёва, верно, уже сколько-нибудь знакомо читателю» до слов «и встречался как ни в чём не бывало, и он, как говорится, ничего, и они ничего».

Ответьте на следующие вопросы :

  1. К какому по счёту помещику попадает главный герой?

  2. Почему автор называет главного героя фрагмента «исторической личностью»?

  3. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («разбитной», «прямое», « «удалое», «видный»)

  4. К какому приёму создания комического прибегает автор для создания образа героя, которое позволяет ему показать своё отношение: «Дружбу заведут, кажется, навек; но всегда почти так случается, что подружившийся подерётся с ними того же вечера на дружеской пирушке. Они всегда говоруны, кутилы, лихачи, народ видный... Но здоровые и полные щёки его так хорошо были сотворены и вмещали в себя столько растительной силы, что бакенбарды скоро вырастали вновь, ещё даже лучше прежних»

  5. Назовите помещика, к которому Чичиков заезжал до посещения Ноздрёва.

  6. Каким художественным приёмом воспользовался Гоголь, назвав свою поэму «Мёртвые души»?

  7. В «Мёртвых душах» Гоголь неоднократно позволяет себе авторские отступления от сюжета - это взволнованные эмоциональные монологи автора, которые прямо обращены к читателю. Как принято называть такие авторские отступления в литературе?

  8. Какому герою «Мёртвых душ» отец завещал «беречь и копить копейку»?

Дайте развёрнутый ответ на следующее задание:

Согласны ли вы с мнением К. П. Масальского (книга «Похождения Чичикова, или «Мёртвые души». Поэма Н. В. Гоголя». 1842).

«Расскажем содержание «Мёртвых душ», и вы сейчас убедитесь, что это сочинение так же похоже на поэму, как мы с вами на китайского богдыхана. ... Все лица автора, начиная с героя, или плуты, или дураки, или подлецы, или невежды и ничтожные люди. Одна губернаторская дочь исключена из этого почтенного собрания, но и та обрисована нисколько, ничего почти не говорит, ничего не действует. ... Завязки в поэме нет никакой. Ни одно действующее лицо не возбуждает участия в читателе. ... По нашему мнению, всё это низкий, балаганный комизм, не достойный такого художника, как Гоголь».

Попробуйте возразить критику и привести убедительные доводы.

Вариант 4

Прочитайте фрагмент из главы 1 со слов « Город никак не уступал другим губернским городам» до слов «как выражаются в иных местах обширного русского государства».

Ответьте на следующие вопросы :


  1. Укажите жанр произведения, из которого прочитан отрывок.

  2. С какой целью приезжает в город NN коллежский советник Павел Иванович Чичиков?

  3. Выпишите пример гоголевского алогизма из одной надписи, висевшей в городе.

  4. Как называется приём выразительности речи, использованный в следующих словах: «Сильно била в глаза жёлтая краска на каменных домах и скромно темнела серая на деревянных».

  5. Как в литературоведении называется изобразительное средство, с помощью которого Гоголь характеризует «широкую, как поле, улицу» в городе?

  6. К какому приёму создания комического прибегает автор для создания образа города, которое позволяет ему показать своё отношение: « Он заглянул в городской сад, который состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся, с подпорками внизу, в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зелёною масляную краску... город наш украсился... садом, состоящим из тенистых, широковетвистых дерев, дающих прохладу в знойный день».

  7. Назовите помещика, к которому Чичиков поехал первым.

  8. Кого из помещиков Гоголь назвал «прорехой на человечестве»?

Дайте развёрнутый ответ на следующее задание:

«Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого», - писал Гоголь. В критической литературе высказано мнение, что писатель располагает главы поэмы по принципу нарастания отрицательных черт героев. С этой точки зрения Плюшкин - завершение галереи истинный «мёртвых душ», изображаемых Гоголем.

Есть и другое мнение: «Никакой последовательности <...> очерков о помещиках нет»». (Г. А. Гуковский. Реализм Гоголя. 1959)

«Плюшкин не мертвее, а живее других: Манилов окаменел, а в Плюшкине слышны отзвуки последних подземных ударов». (Ю. В. Манн. О поэтике «Мёртвых душ». 1969)

Как вы понимаете слова «отзвуки последних подземных ударов»? С каким мнением о Плюшкине вы согласны и почему?





3 уровень усвоения материала - творчество


  1. «Русь! Русь! Вижу тебя…» (по поэме Гоголя «Мертвые души»).

  2. Помещичьи привычки в поэме Гоголя «Мертвые души».

  3. Манилов и Плюшкин.

  4. Чиновничий город в изображении Гоголя (по поэме «Мертвые души» и пьесе «Ревизор»).

  5. «Русь! Куда ж ты несешься?..» (по поэме Гоголя «Мертвые души»).

  6. Мастерство Гоголя в изображении помещиков и чиновников в поэме «Мертвые души».

  7. Русь крестьянская в поэме «Мертвые души».

  8. «А на тройке-то - прохиндей, шулер!..» (В. Шукшин) (по поэме Гоголя «Мертвые души»).

  9. Мотивы «Божественной комедии» Данте в «Мертвых душах» Гоголя.




© 2010-2022