Методическая разработка урока по литературе в 9 классе на тему: «Картины войны в мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа»

Автор: А.П. Платонов Произведение: «Возвращение» Тип урока: интегрированный, с использованием информационных технологий Вид: урок:  формирования умений и навыков Тема урока:«Картины войны в мирной жизни в рассказе «Возвращение».   Утверждение доброты, сострадания и гуманизма в душах солдат,      вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа». Цели урока:       Обучающая:Углубить знания учеников о личной и творческой биографии А.П. Платон...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Дятьковская средняя общеобразовательная школа №1

Методическая

разработка урока

по литературе в 9 классе

на тему:

«Картины войны в мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа».

Учителя русского языка

и литературы

Сафроновой Ольги Витальевны





2008

Автор: А.П. Платонов

Произведение: «Возвращение»

Тип урока: интегрированный, с использованием информационных технологий

Вид: урок: формирования умений и навыков

Тема урока: «Картины войны в мирной жизни в рассказе «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания и гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа».

Цели урока:

Обучающая: Углубить знания учеников о личной и творческой биографии А.П. Платонова

Развивающая: Раскрыть нравственный смысл рассказа, определить роль художественных приёмов, развивать навыки анализа текста;

Воспитывающая: Воспитывать у подростков нравственные качества, донести всю трагедию, с которой вынуждены были столкнуться люди в период с 1941 по 1945 год.

Методы и формы работы

Приветствие

Методы: рассказ учителя, повторение изученного

Приёмы: беседа, выразительное чтение, чтение наизусть, элементы анализа текста, словарная работа, инсценировка

Виды читательской деятельности на уроке: диалог, анализ текста.

Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо



Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. На экране появляется репродукция картины А. Горского «Без вести пропавший» (слайд №1), звучат строки стихотворения К.М. Симонова «Жди меня и я вернусь"

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.-

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе на тему: «Картины войны в мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа»


  1. Слово учителя: - Это стихотворение, ребята, настраивает нас на тему урока, тему Великой Отечественной войны. Автор этих строк, Константин Михайлович Симонов, знал о войне не понаслышке, во время тяжелых испытаний он был военным корреспондентом.

Тема нашего сегодняшнего урока

«Картины войны в мирной жизни в рассказе «Возвращение».

Утверждение доброты, сострадания и гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа». (Слайд №2)

Сообщение темы урока: (слайд №3)

- Мы с вами углубим знания о личной и творческой биографии Андрея Платоновича Платонова, так как с его произведениями мы знакомились ранее, постараемся раскрыть нравственный смысл рассказа и, я думаю, что, прочитав это произведение, вы, новое поколение, смогли увидеть ту трагедию, которую пережил русский народ в период с 1941 по 1945 года. Скоро, буквально через месяц, мы будем отмечать великий праздник, праздник со слезами на глазах, День Победы. В этот день мы особенно остро ощущаем цену завоёванной нашим народом свободы и проникаемся горьким сознанием того, как велика эта цена. Помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших её дорогами, бороться за мир - обязанность всех живущих на Земле.

Произведения о войне со временем не теряют своей актуальности, проблемы, затронутые в них и по сей день, продолжают волновать души читателя, заставляют критически осмысливать свои поступки, своё предназначение в жизни.

Я хочу предоставить вашему вниманию выставку книг о Великой Отечественной войне. Эти книги вы можете взять в нашей школьной библиотеке. После урока вы можете подойти к стенду и более подробно ознакомиться с предоставленной литературой.

Прежде чем мы приступим к изучению темы нашего урока, забегая вперёд, давайте запишем домашнее задание (запись на слайде или на доске - слайд №4).

По ходу урока мы будем делать записи, составлять краткий конспект урока. Это вам поможет при выполнении домашнего задания.

Прежде чем мы начнём говорить о рассказе «Возвращение», давайте вспомним, что вы знаете о писателе.

4. (Слово подготовленного ученика) (слад №5 - портрет Платонова)

- Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов). Родился на рубеже веков и за полвека пережил со страной и войны, и революции, и лишения, и голод, и гонения, и радость труда. В семье рано умерла мать, и будущий писатель остался старшим среди многочисленных братьев и сестёр.

Уже в 13 лет он работал в конторе, потом рабочим на паровозоремонтном, трубном заводах. В годы гражданской войны Андрей Платонович Платонов служил в красной Армии помощником паровозного машиниста. Во время Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом газеты «Красная Звезда».

Учитель:

- В созданных им рассказах о войне сохраняется присущая Платонову неоднозначность оценок, атмосфера парадоксальности бытия, внутреннего конфликта человека и мира. Рассказ «семья Ивановых» («Возвращение») вызвал резкую критику за «клеветничество» в адрес советской семьи.

Но таких семей было множество. Сердце солдат огрубело на войне, им очень тяжело было вернуться к мирной жизни. Можно сказать, что они просто боялись её.

И вот такое состояние воинов-защитников мы можем рассмотреть на примере одной семьи - семьи Ивановых.

Война отбирает у человека всё, что ему дорого. Он окружает человека мёртвым пространством, делает его сердце твёрдым, как камень.

5. Аналитическая беседа по тексту (схема - слайд №6)

На дом вам было задано подобрать к ключевому слову «война» из текста выбрать и записать несколько пунктов о том, как война повлияла на жизнь людей и так, пожалуйста, ваши записи. Раскройте подтемы, которые определили в тексте.


Схема

вМетодическая разработка урока по литературе в 9 классе на тему: «Картины войны в мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа»Методическая разработка урока по литературе в 9 классе на тему: «Картины войны в мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа»ойна

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе на тему: «Картины войны в мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа»Методическая разработка урока по литературе в 9 классе на тему: «Картины войны в мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа»

Люди на войне. Воевали и мужчины и женщины. Война закончилась. Но что происходит с теми, кто защищал Родину?

- Они возвращаются домой, но чувствуют себя «осиротевшими без войны».

6. Краткий пересказ.

  • Ожидание поезда, Иванов ехал домой

  • Женщина в ватнике (словарь)

Из нашей разговорной речи вышло слово «ватник». А во времена Великой Отечественной войны оно было распространённым. В нём ходили и мужчины, и женщины, т. е. происходило обезличивание.

Ватник - стёганая ватная куртка или безрукавка, (слайд №7)

  • Природа: осенняя ночь, разрушенный вокзал, опаздывающий вчерашний поезд - всё указывает на разруху.

  • Иванов видит женщину, сидящую уже несколько дней в ожидании поезда. «Та женщина по-прежнему неподвижно находилась на вчерашнем месте». Что означали это постоянство и терпение?

(пример из текста с. 203 - означали верность и неизменность женского сердца)

Учитель:

- Как звали эту женщину? Найдите её портрет.

(Учащиеся зачитывают строки).

Слово ПРОСТРАНЩИК - работник бани, обслуживающий посетителей в раздевальном зале, отделении (от устар. пространок - одна из частей такого зала), (слайд №8)

- Что притягивало Иванова к Маше? Почему он с ней разговорился?

- Сначала Иванову просто было скучно ждать поезд одному. Потом он увидел, что женщина в ватнике ему знакома.

- Какое значение имеет описание природы?

- Автор описывает природу враждебной человеку (пример): «Наступила уже холодная осенняя ночь», «в окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час». Этим и объясняется взаимное притяжение Иванова и Маши (пример): «Единственное, что могло утешить и развлечь сердце человека, было сердце другого человека».

- Назовите ещё одну причину сближения этих двух людей.

- Другой причиной их сближения было то, что «оба чувствовали себя сейчас осиротевшими без армии».

Объясните слова «осиротевшие без армии». Как вы их понимаете?

- Люди привыкли к заведённому порядку, к армейским будням и, хоть и стремились они к гражданской жизни, домой, не могли перестроиться на лад мирной жизни. Мирная жизнь их пугает, ведь там всё неопределённо.

- Возникают ли у Иванова к Маше какие-либо чувства? Или это был всего лишь порыв?

- Это был лишь порыв. Короткое мимолётное стремление быть рядом с этой девушкой. Автор объясняет порыв Иванова тем, что герой был самолюбив, не терпел насмешек над собой, даже мнимых (пример из текста) «ему казалось, что…кто-то издали смеётся над ним и бывает счастливым вместо него, а он остаётся лишь нахмуренным простачком» и находил себе «как он выражался, простую подручную радость», чтобы выйти из уныния.

- Какой мы можем сделать из этого вывод?

- Автор подробно обосновывает сближение Иванова и Маши, и приводит несколько причин, «оправдывающих» героев (осиротели без войны, порыв чувств к Маше).

- Почему Иванов не торопится домой?

- Хотел ещё немного погулять на воле, стр. 206 (пример).

- Иванов и Маша. Считаете ли вы кого-то из героев виноватым?

- На войне люди часто жили одним днём, долго привычка долго сохранялась и после. Иванов «хотел погулять ещё немного на воле». Эти слова автора, принадлежат, в то же время, самому герою.

- А Маша? Виновата ли она?

- Не виновата. Она «не знала семейного положения Иванова и по девичьей застенчивости не спросила его о нём».

- Собственно, для неё неважно было его семейное положение - Маша ничего не требовала. «Вы всё равно забудете…». Не виновата жена Иванова, которая всю войну работала день и ночь, поднимала детей, ждала мужа, голодала…

(Переход к подтеме «Война и семья», «Жизнь в тылу»)

- Итак, Иванов не видел жену и детей 4 года, но при этом хотел «ещё погулять, побыть на воле». А как же Любовь Васильевна, ждала ли она мужа домой?

- Да, она, получив телеграмму, три дня подряд выходила ко всем поездам (стр. 206). Всё это продолжалось в течение 5-ти дней.

- А когда же приехал Иванов?

- Он приехал только на 5-тий день. Его встречал сын Пётр.

(Зачитать портретное описание мальчика (стр. 207))

7. Инсценировка «Встреча отца с сыном» (слайд № 8)

(последние слова: «Он взял вещевой мешок отца…» зачитывает ученик).

ПМетодическая разработка урока по литературе в 9 классе на тему: «Картины войны в мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа»етруша - слайд с изображением старого вокзала

Иванов -

- Давайте рассмотрим сцену встречи Иванова с женой и дочерью

(Зачитать, стр. 208)

- Война миновала! Как изменила она человека? Итак, встреча Иванова с родным домом.

- Иванов рассматривает предметы дома: «стенные часы, шкаф для посуды, термометр на стене, стулья, цветы на подоконнике, русскую кухонную печь…». Он смотрит на них, вновь знакомясь с каждым, как с родственником «жившим без него в тоске и бедности».

- запах родного дома возвращает ему рассыпанные на войне воспоминания: «Он дышал устоявшимся, родным запахом дома - тлением дерева, теплом от тела своих детей, гарью на печной загнетке.

Там, где бывал Иванов, на войне «пахло иным духом, в котором… не было свойства родного дома». Тут же вспоминается Иванову запах Маши, но это запах «тревожной жизни»

- Разговор Иванова с женой. Что мы узнаём о жизни людей в тылу? О том, как им приходилось жить и работать?

(Разговор Иванова с женой, стр. 210 «Люба, - спросил Иванов жену…- 211- «Только по тебе сильно скучали…»).

- Какую роль играет в рассказе такая деталь как еда?

- Еда играет в рассказе важную роль. Её так не хватало в войну, что дети приучились чистить картошку тоненько. Петруша ворчит на сестру: «Зачем ты мясо с картошки стругаешь: от этого у нас питание пропадает».

Семья ждала отца с войны и приберегла для него всё самое лучшее. Мать смазывает пирог яйцом, её слёзы капают на тесто (зачитать, стр. 211)

- Праздничный пирог, смазанный слезами - один из ключевых символов рассказа. Можно вспомнить слова из песни: «Это праздник со слезами на глазах!» Четыре долгих года ожидания. В них словно соединились слова антонимы радость и горе.

- Каким видит свой дом Иванов? Какое у него было настроение?

- Иванов не понимает происходящего в тылу, он не принимает другую жизнь кроме военной.

- Дом странен и непонятен Иванову. Он отвык от домашней жизни, не понимает и не принимает забот мирной жизни (зачитать стр. 211 - 212 до слов «Почему у Петрушки сложился такой характер»).

Рассмотрим подтему «Война и дети»

- Как война отразилась на их детстве?

- Рано повзрослели, отношение к еде (голодное детство), желание дать побольше поесть родителям (стр. 212 «А я хочу, чтобы вам побльше досталось!»)

Петруша взял на себя обязанности главы семьи (стр. 214 «Давай мне, мать, хлебные карточки… ).

Желание помочь маме. Он хотел заработать деньги, купить маме пальто.

Настя - маленькая помощница (стр. 215 «После обеда…)

Мама о Петруше: «Он самое главное и трудное в жизни узнал!»

Петруша говорит отцу: «У нас дело есть, жить надо…

Петруша - хозяин, испугался, что проспал.

И именно дети потом соединят судьбы родителей.

Иванов и семья. Отношения с женой.

- Семён Евсеич. Какое отношение он имел к семье Ивановых?

- Каково было его отношение к детям и жене Иванова?

(Трагедия Семёна Евсеича. Желание найти тепло в доме Любови Васильевны; стр. 216 - 217)

- Иванов не понимает и не принимает слова жены про Семёна Евсеича. Какие чувства рождаются в его сердце?

- Неверие, ревность, злость.

-А хотел ли Семён Евсеич занять в сердце детей его место?

- Нет, он хотел показать детям, какой у них хороший отец, не претендовал занять его место. Хотел перенести всю нерастраченную любовь на этих детей.

- Как относился теперь Иванов к своей жене? (стр. 218). Что произошло?

«Скучно мне, Люба, с тобою, а я жить хочу!»

- Изменилось мировоззрение! Это же семья, как может быть скучно?!

- Слова Иванова о женщинах («все вы женщины одинаковы») больно ранят Любу. Что она пытается рассказать мужу? Что звучит в её словах?

- Стр. 218, 219, 220 - жизнь женщины в тылу (воспоминания, боль, желание доказать мужу свою любовь, рассказать о своей жизни).

- Как Иванов реагирует на её слова? Какие чувства возникают в душе его?

- В его словах звучит обида - «я не игрушка».

В отношении с детьми появляется злость, эгоизм, желание посильнее ранить. «Я им расскажу, какая у них мать! Пусть они знают!»

- А они и знают. Найдите слова в тексте, где Петруша рассказывает о жизни мамы.

(Стр. 221 - побольше отдать детям, любовь, забота).

- И получается, что Петруша в свои 12 лет хорошо понимает ту жизнь, которую не хочет понять отец. «У нас дело есть, жить надо» - заплакал (и всё-таки это ребёнок). Он устал быть взрослым, а Иванов так и не пытается этого понять.

- В своём разговоре с отцом Петруша приводит пример из жизни соседей. Как вы думаете для чего?

- Для того чтобы показать, что людям приходилось выживать в тылу.

- Какие взаимоотношения были между мужем и женой в той семье?

- Было желание оскорбить женщину, отомстить ей (стр. 222)

- Что произошло потом?

- Соседи помирились.

- Какой из этого можно сделать вывод?

- Нужно уметь прощать ошибки другим людям.

- А как же поступил Иванов?

- Он ушёл из семьи (стр. 222 «…их отец сидел сейчас на вокзале…- …путевое продовольствие), то есть жил сам для себя, отвык от семьи, боялся её, не понимал.

- К кому собирался уехать Иванов?

- Хочет поехать к Маше, думает, что там будет другая жизнь, его мучает неопределённость.

- Можно ли сказать, что, уезжая, Иванов поступает правильно?

- Нет, зачем ехать, жена и дети осталась дома. И что получается, жена опять будет работать, растить детей, содержать семью. А он?

- Так почему же уезжает Иванов? Только ли потому, что не желает понять жену?

- Нет, он хочет оправдать своё поведение, удалиться от проблем, думает, что в другом месте ему будет лучше.

- Кто пробудил в Иванове желание вернуться к мирной жизни всем сердцем?

- Дети (описание детей стр. 224 - 225 - читает выразительно подготовленный ученик) - (слайд №9 «Иванов и дети»).

- Как вы понимаете выражение «коснулся её обнажённым сердцем»? Какой смысл вкладывает писатель в эти слова? Можно ли считать, что эти слова отражают главную мысль рассказа?

- Нельзя после такой войны прожить по «облегчённому варианту», как в начале хотел Алексей Алексеевич Иванов, дрогнувший душою перед трудными обстоятельствами мирной жизни: оказалось, что за всё нужно отвечать самому. Встретившись с семьёй Иванов, оробел, он ожидал, что всё будет легче и проще. Ему страшно - хотя он в этом себе не признаётся - взять на себя главный труд, самому строить жизнь свою и своих близких. Он уходит из семьи и подвергается последнему испытанию.

- Какому?

- Он видит своих детей, которые, спотыкаясь, падая и ушибаясь, бегут за поездом, увозящим его к другой, как он надеется беззаботной жизни. И когда он почувствовал, что камень, который сковывал его сердце «рассыпался», он «коснулся жизни…обнажившимся сердцем».

- И это едва ли не лучшие строки во всей прозе Платонова. К ним он шёл многие годы: в Иванове тоже проснулся, очнулся «сокровенный» человек и сквозь все преграды вышел к миру и людям.

8. Заключение (рефлексия)

- Какие чувства вы испытали, после прочтения рассказа?

- Жалость за судьбу человека, милосердие, сострадание к ближнему.

9. Комментирование оценок.

10. Моя семья в годы войны

- Война прошла чёрной полосой по всем просторам нашей страны. И нет ни одного дома, ни одной семьи, где не погиб, не вернулся с поля боя кто-нибудь из близких. А тем, кто дошёл до Победы, нужно было возвращаться к мирной жизни, строить будущее. В прошлом году вы писали сочинения о своих дедушках и бабушках, прошедших через этот ад войны.

Сегодня я принесла вам материал о свой семье. Война коснулась и её. Возможно, вы уже что-то читали, слышали об этих людях. Но в преддверии великого праздника Победы мне бы хотелось вспомнить их светлые имена.

(Слайды - №10, 11- Д.И. Уваренков, Дятьковский Сусанин; П.Д. Уваренков)



© 2010-2022