Комплект контрольно-измерительных материалов

Комплект контрольно-измерительных материалов разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднегопрофессионального образования по профессии 190631.01 Автомеханик программы учебной дисциплины ОДБ.01 Русский языкобщеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТРОГАНОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Утверждаю

Заместитель директора по МР ГБПОУ «Строгановский колледж»

________________/О.А. Гулина/

«_______»____________20____ г.






Комплект контрольно-измерительных материалов

по учебной дисциплине

ОБД.01 Русский язык

Общеобразовательного цикла

основной профессиональной образовательной программы

по профессии 190631.01 Автомеханик.








Очер,2014г.

Комплект контрольно-измерительных материалов разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 190631.01 Автомеханик программы учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык

общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы

Разработчик(и):

ГБПОУ «Строгановский колледж» преподаватель 1 категории В.В.Швецова.



Одобрено на заседании методической комиссии _________________________________________________________

Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.

Председатель МК ________________________ /______________/

Одобрено Методическим советом колледжа

Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.



СОДЕРЖАНИЕ


  1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств 4

  2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке 5

3. Оценка освоения учебной дисциплины 6

3.1. Формы и методы оценивания 7

3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины 8

4. Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине 9


  1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

В результате освоения учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык студент должен обладать

умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями предусмотренными ФГОС по профессии 190631.01 Автомеханик

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

З.1. Связь языка и истории, культуры русского и других народов.

З.2. Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи.

З.3. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.

З.4. Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

З.5.Нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

У.1. Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

У.2. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

У.3. Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

У.4. Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.

У.5. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

У.6. Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.

У.7. Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

У.8. Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

У.9. Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

У.10. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Итоговая аттестация в форме экзамена.

2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:

Таблица 1.1

Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции

Показатели оценки результата


Форма контроля и оценивания


Уметь:

З.1. Связь языка и истории, культуры русского и других народов;

У.1; У.2; У.3; ОК 1; ОК 7.

Выделяет и исправляет ошибки речи

Располагает нормами грамотной устной речи

Осуществлять речевой самоконтроль

Употребляет в речи необходимые термины

Защита реферативных работ

З.2. Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; У.5; У.6; У.4; ОК 4.

Определение синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, историзмов, диалектизмов, жаргонизмов.

Нормы современного русского. литературного языка (лексика, грамматика, орфография, пунктуация)

Тематический контроль;

Тестовая работа

З.3. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; У.5;

У.7; ОК 2;

Объяснение и правильное употребление слов лексики русского языка, соблюдение орфографических и пунктуационных навыков.

Работа со словарем;

Тематический контроль;

Тестовая работа

З.4. Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. У.4; ОК. 5;

У.8; ОК 3; ОК 2.

Освоение знаний о фонетике, орфоэпии объяснение правописания безударных гласных звуков и глухих согласных, приставки на з/с , и-ы после приставок, употребление ь знака.

Устный и письменный опрос.

Проверочные работы, диктант, тест, карточки-задания.

З.5.Нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сфер общения; У.9; У.10; ОК 3; ОК 5;

ОК 6.

Объяснение и правильное употребление всех частей речи в устной и письменной форме. Соблюдение лексических, орфографических и пунктуационных норм.

Устные и письменные опросы.

Проверочные работы, тесты.

2. Комплект измерительных материалов

2.1. Задания для входного контроля

Входная контрольная работа проводится с целью проверить знания, умения и навыки студентов по основным темам русского языка за курс основной школы, выявить пробелы в усвоении базового уровня образования по предмету.

Для проведения входного контроля предлагается диктант на проверку знаний основных понятий русского языка, на проверку орфографической и пунктуационной грамотности.

Тестирование проводится среди учащихся 1 курса НПО.

Контрольный диктант проводится в течение 45 мин. Задание и критерии оценок прилагаются.

Критерий оценок:

1. Оценка «5» выставляется. если допущены следующие ошибки: 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

2.Оценка «4» выставляется, если допущены следующие ошибки: 1/0, 1/1, 1/2, 2/1, 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

3. Оценка «3» выставляется, если допущены следующие ошибки: 3/1, 3/2, 4/4, 3/3, 3/4, 3/5, 0/7, 5/4, 6/6 (если ошибки однотипные и негрубые)

«2» - 5/9, 6/8, 7/7, 8/6

4. Оценка «2» выставляется, если допущены следующие ошибки: «2» - 5/9, 6/8, 7/7, 8/6

Диктант для входного контроля

Черная лисица

В наших лесах зимой неожиданно появилась редкая гостья - черная лисица. Ничей мех не ценится так дорого, как мех этого необыкновенного зверя. Охотники не стали стрелять ни белок, ни даже соболей и начали охотиться за одной этой лисицей.

Но лисица была такая хитрая, что никого к себе не подпускала на выстрел и не шла ни в одну ловушку. Как ни старались все охотники поймать ее, у них ничего не вышло.

А черная лисица делала так: охотник идет за ней, а она не подпускает его, даст круг, выйдет на его след и ходит за ним по лесу. Так они и не могли ее поймать. Но один молодой зверолов понял эту ее хитрость. Никому ничего не сказав, он расставил по круговой тропинке капканы, снегом их запорошил, чтобы ниоткуда не видно было. Спрятал в кустах самострелы, а веревочки, которые стрелу спускают, через тропку провел.

Он ходит, и черная лисица от него не отстает. Он через все веревочки и капканы перешагивает, и черная лисица через них перепрыгивает. Кружил зверолов, кружил да так закружился, что и не вспомнил про одну свою веревочку, и нечаянно задел ее ногой. Стрела попала ему под колено. Он думал, что не сможет добраться домой. Эту зиму он больше уже не охотился. А черная лисица так и исчезла.

2.2. Задания для проведения промежуточного контроля в форме тестовой работы.

Условие выполнения задания: задание выполняется в аудитории во время занятия, продолжительностью 45 минут. Задания для промежуточного контроля содержат темы из разделов: лексика и фразеология, фонетика, орфоэпия, графика и орфография; состоят из тестовых заданий с выбором правильного ответа.

Инструкция для обучающихся:

На выполнение теста отводится 45 минут. При выполнении заданий необходимо выбрать 1 правильный ответ из 5 предложенных. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Критерии оценивания

«5» - 26-30 правильных ответов, «4» - 21-25 правильных ответов

«3» - 17-24 правильных ответов, «2» - 0-16 правильных ответов

Тестовая работа для промежуточного контроля.

1 вариант

1. Какой раздел языкознания изучает звуковую сторону языка?

А) морфология,

Б) орфография,

В) графика,

Г) фонетика,

Д) словообразование.

2. Что такое транскрипция?

А) перевод слова на русский язык,

Б) орфографическое письмо,

В) форма передачи звучащей речи графическими средствами,

Г) разбор слова по составу,

Д) морфемный анализ слова.

3. Какие буквы не участвуют в русской транскрипции?

А) ы, я, ю.

Б) а,о,у,

В) ч, ж, х,

Г) ц, ф, э,

Д) я, ю, е, ё.

4. На какие группы делятся все звуки?

А) прописные и строчные;

Б) ударные и безударные,

В) звонкие и глухие,

Г) мягкие и твердые,

Д) гласные и согласные.

5. На какие группы делятся согласные звуки?

А) звонкие/глухие, твердые/мягкие,

Б) звонкие/мягкие, глухие/твердые,

В) ударные и безударные,

Г) звонкие/твердые, глухие/мягкие,

Д) прописные и строчные.

6. На какие группы делятся гласные звуки?

А) прописные и строчные,

Б) звонкие/мягкие, глухие/твердые,

В) звонкие/глухие, твердые/мягкие,

Г) звонкие/твердые, глухие/мягкие,

Д) ударные и безударные.

7. Что такое словесное ударение?

А) выделение одного слога в слове,

Б) минимальная звуковая единица,

В) акустические свойства звука,

Г) выделение одного слова в предложении,

Д) максимальная звуковая единица.

8. Что изучает орфоэпия?

А) словарный состав языка,

Б) звуковую сторону языка,

В) звуки и буквы,

Г) способы образования слов,

Д) части речи и их формы.

9. Укажите верный вариант транскрипции слова яблонька:

А) ['йаблан'ка],

Б) [яблон'ка],

В) ['йаблон'ка],

Г) ['йаблонка],

Д) ['йаблонька].

10. Укажите верный вариант переноса слова:

А) брат-ство, мор-ской, разъ-яс-нить,

Б) судь-ба, класс-ный, чер-вя-чка,

В) расс-каз, клас-сный, е-дин-ство,

Г) бегс-тво, е-динс-тво, су-дьба,

Д) бра-тство, морс-кой, ра-зъяс-нить.

11. Выберите вариант с непроверяемой безударной гласной в корне слова:

А) башмак, человек, корабль,

Б) неспроста, ослепительный, создавать,

В) ворона, воробей, сорока,

Г) руководить, капуста, знобит,

Д) безразлично, лошадка, полотно.

12. Подумайте, какой вариант здесь лишний:

А) загар, изложение, заря,

Б) росток, постелить, обжигать,

В) рядовой, рассказать, приласкать,

Г) плавать, собирать, равнина,

Д) вытер, прикоснуться, умереть.

13. Какую гласную и почему вы напишите в словах пр..брежный, пр..клеить, пр..встать?

А) -и, т.к. приставки близки по значению к слову «очень»,

Б) -е, т.к. можно заменить приставкой пере-,

В) -е, т.к. приставки близки по значению к слову «очень»,

Г) -и, т.к. приставки обозначают присоединение, неполное действие, близость к чему- либо,

Д) -и, т.к. т.к. можно заменить приставкой пере-.

14. В каком слове Ь служит для обозначения формы слова?

А) мощь,

Б) моль,

В) возьми,

Г) колье,

Д) пьеса.

15. Выберите верный вариант написания слов:

А) конечный результат, папин плащ, настежь,

Б) лес дремуч, намажьте маслом, много училищь,

В) замуж, портьера, пустош,

Г) невтерпежь, испечь, хорош,

Д) среди тучь, почки, сможешь

16. В каких словах есть Ъ?

А) п..еса, об..ект, с..узить,

Б) пред..октябрьский, трех..этажный, без..аварийный,

В) с..экономил, сверх..интересно, от..утюжить,

Г) сверх..естественно, пред..январский, трех..ярусный,

Д) пред..юбилейный, барел..еф, из..ясняться.

17. Укажите вариант с О после шипящих:

А) ш..пот, круч..ный, щ..лочь,

Б) береж..т, туш..нка, ж..лудь, печ..ный,

В) стаж..р, реш..тка, освещ..нный, ещ..,

Г) изж..га, лодч..нка, свеж.., смеш..н,

Д) холщ..вый, зайч..нок, ч..ткий.

18. Выделите вариант с непроизносимой согласной:

А) словес..ный, безопас..ный,

Б) вкус..ный, прекрас..ный,

В) горес..ный, радос..ный,

Г) искус..ный, ровес..ник, чудес..ный,

Д) ше..ствие, че..ствовать, блес..нуть.

19. Выберите строку с приставкой без-:

А) бе..граничный, бе..заветный,

Б) бе..крайний, бе..цельный,

В) бе..конечный, бе..толковый,

Г) бе..правный, бе..совестный,

Д) бе..словесный, бе..шумный.

20. Найдите вариант слова с ударением на последнем слоге:

А) центнер,

Б) копировать,

В) начал,

Г) газопровод,

Д) камбала.

21. В каком варианте верно определение:

Словообразование - раздел науки о языке, в котором…

А) даются ответы на вопросы, как построены (т.е. из каких частей состоят) слова и как они образованы (т.е. от чего и с помощью чего),

Б) изучается звуковая сторона слова,

В) изучаются правила правописания слов,

Г) изучается история слова,

Д) изучается лексическое значение и употребление слов.

22. Что такое основа?

А) главная значимая часть слова,

Б) значимая часть слова перед корнем,

В) часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово,

Г) значимая часть слова без корня,

Д) значимая часть слова, служащая для образования новых форм слова.

23. Определите вариант, в котором дана форма слова мести:

А) вымести,

Б) подмету,

В) подметенный,

Г) подметавший,

Д) метет.

24. Укажите слово, образованное по модели «∩^^□»:

А) молчание,

Б) сдержанный,

В) опасно,

Г) городской,

Д) давненько.

25. Укажите способ образования видовой пары глаголов:

прощать - простить, получать - получить, забывать - забыть.

А) суффиксальный,

Б) приставочный,

В) перенос ударения

Г) приставочно-суффиксальный,

Д) безаффиксный.

26. В каких случаях в сложных словах пишется соединительная гласная е?

А) только после основ на мягкий согласный и Ц,

Б) после основ на мягкий согласный и гласные,

В) после основ на мягкий согласный,

Г) только после основ на мягкий согласный, шипящий и Ц,

Д) после основ на шипящий и Ц.

27. Определите, какой вариант схем соответствует словам:

слушатель, сверхсекретный, приукрасить.

А) ∩^^□, ¬∩^□, ¬¬∩^□;

Б) ∩^□, ∩∩^□, ¬∩^□;

В) ¬∩^□, ∩^□, ¬∩□;

Г) ¬∩^^□, ¬∩□, ¬∩^^;

Д) ¬∩^□, ¬ ¬∩^□, ∩^^□.

28. Определите способ образования существительного учительская:

А) суффиксальный;

Б) переход из одной части речи в другую;

В) сложение основ

Г) приставочно-суффиксальный,

Д) безаффиксный.

29. Определите, с помощью каких морфем образовалось слово преотличный:

А) суффикс,

Б) два суффикса,

В) приставка и суффикс,

Г) приставка,

Д) соединительной гласной Е.

30. Какое слово образовано путём сложения основ:

А) настенный,

Б) подоконник,

В) пешеходный,

Г) ВУЗ,

Д) кресло-кровать.

2 вариант

1.Назовите непарный по глухости - звонкости согласный

А) [ т ]

Б) [ к ]

В) [ х ]

Г) [ с ]

Д) [ ф ]

2. В разделе «Фонетика» изучается:

А) правописание слов

Б) постановка знаков препинания

В) словарный состав языка

Г) состав слова

Д) звуки речи

3. В каком слове звуков больше, чем букв?

А) яблоки

Б) пень

В) день

Г) соловьи

Д) скворцы

4. Раздел «Орфоэпия» изучает:

А) состав слова

Б) звуки речи

В) правописание слов

Г) словосочетание

Д) произношение слов

5. В каком слове буква Ё обозначает один звук?

А) пьёт

Б) ёжик

В) ёлка

Г) объём

Д) полёт

6. Назовите основные средства графики.

А) звуки

Б) буквы

В) слоги

Г) ударение

Д) произношение

7. Звуком речи является:

А) минимальная звуковая единица, которая выделяется при звуковом членении слова,

Б) специальный вид письма

В) совокупность норм речи

Г) система ударений

Д) фиксация речи

8. Что называется графикой?

А) акустические свойства

Б) звуки человеческой речи

В) классификация звуков

Г) способы образования звуков

Д) совокупность средств письменности, используемых для фиксации речи

9 . Найдите вариант только со звонкими согласными:

А) р,й,з,г,ж

Б) к,г,ж,д,в

В) м,ч,ш,щ,л

Г) д,т,з,к,ф

Д) н,б,ц,в,м

10 . Какая буква обозначает два звука?

А) э

Б) у

В) ю

Г) ы

Д) и

11. В каком сочетании предлог С произносится звонко?

А) с ошибкой

Б) с реки

В) с крылом

Г) с горы

Д) с языком

12. Укажите слово, в котором есть звук О:

А) отлив

Б) огурец

В) слепок

Г) Москва

Д) кровля

13. Назовите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением:

А) бетон

Б) печаль

В) трясина

Г) портфель

Д) капуста

14 .В каком слове ударение падает на второй слог?

А) квартал

Б) каталог

В) дозвонишься

Г) средства

Д) некролог

15.Укажите слово с равным количеством букв и звуков:

А) лечить

Б) ядерный

В) лень

Г) стажёр

Д) святое

16. Укажите слова, в которых происходит оглушение:

А) фуражка, грибков

Б) сдача, сбить

В) сбегать, сделать

Г) сгоряча, сдвинуть

Д) сгореть, сгиб

17. Укажите слово с Ъ (твёрдым знаком):

А) вороб…и

Б) п…едестал

В) ин…екция

Г) бул…он

Д) уст…е

18. В каком слове все согласные звуки твёрдые:

А) след

Б) ртуть

В) ножик

Г) один

Д) сварщик

19. Выделите вариант с непроизносимой согласной:

А) словес…ный, безопас…ный

Б) вкус…ный, прекрас…ный

В) горес…ный, радос…ный

Г) искус…ный, ровес…ник

Д) чудес…ный, блес…нуть

20. Укажите вариант с О после шипящих:

А) изж..га, лодч..нка, свеж.., смеш..н,

Б) береж..т, туш..нка, ж..лудь, печ..ный,

В) стаж..р, реш..тка, освещ..нный, ещ..,

Г) ш..пот, круч..ный, щ..лочь,

Д) холщ..вый, зайч..нок, ч..ткий.

21 . Морфема - это…:

А) наименьшая значимая часть слова;

Б) звук;

В) Буква;

Г) слово;

Д) словосочетание

22.Корень - это…:

А) состав слова

Б) центральный элемент структуры слова

В) основа слова

Г) логическое ударение

Д) система морфем

23. Раздел языкознания, изучающий систему морфем языка и морфемную структуру слов, называется:

А) фонетикой

Б) синтаксисом

В) морфологией

Г) морфемикой

Д) фразеологией

24. Какие слова называются однокоренными?

А) Слова с одним лексическим значением

Б) слова с переносным значением

В) слова с прямым значением

Г) слова с одинаковым корнем

Д) слова с несколькими лексическими значениями

25. Найдите слово с нулевым окончанием:

А) книга

Б) умный

В) стул

Г) вышла

Д) сильное

26. Основы бывают:

А) непроизводные и производные

Б) прямые и косвенные

В) глухие и звонкие

Г) парные и непарные

Д) сильные и слабые

27. Определите способ словообразования: лесоруб, снегопад, водоустойчивый:

А) суффиксальный

Б) приставочный

В) приставочно-суффиксальный

Г) переход одной части речи в другую

Д) сложение основ

28. Укажите , какой частью речи является подчёркнутое слово в предложении: Мы вошли в столовую.

А) прилагательное

Б) причастие

В) существительное

Г) наречие

Д) местоимение

29.По какой модели образовано слово подснежник:

А) ∩ ¬ 

Б) ¬ ∩ 

В) ∩ ^

Г) ¬ ∩

Д) ¬ ∩ ^ 

30. Аббревиатурами называются :

А) сложносокращённые слова

Б) иноязычные слова

В) устаревшие слова

Г) новые слова

Д) заимствованные слова

Эталоны ответов:

1 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Г

В

Д

Д

А

Д

А

Б

А

А











11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

А

В

Г

А

А

Г

Г

В

А

Г











21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

А

В

Д

А

А

Г

А

Б

Г

В


2 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

В

Д

А

Д

Д

Б

А

Д

А

В











11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Г

Д

В

А

Г

А

В

В

В

А











21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

А

Б

Г

Г

В

А

Д

В

Д

А

2.3. Задания для проведения итогового контроля учебных достижений обучающихся

В состав комплекта входят задания для экзаменуемых и пакет экзаменатора.

Экзаменационный тест

По дисциплине русский язык

профессия

190631. 01 Автомеханик.

2 курс

Инструкция

Уважаемый студент!

Внимательно прочитайте задания. В каждом задании найдите

один правильный ответ и отметьте знаком «+». Время - 30 мин.

Критерии оценивания

«5» - 26-30 правильных ответов, «4» - 21-25 правильных ответов

«3» - 17- 24 правильных ответов, «2» - 0-16 правильных ответов

Вариант 1

1. Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи:

A) Графика

Б) Орфоэпия

В) Фонетика

Г) Морфология

2. В каком слове буква не обозначает звук:

A) Лицо

Б) Дни

В) Лень

Г) Волна

3. Укажите ряд твердых согласных:

A) ч, ш

Б) щ, ч

В) ж, ш

Г) ц, щ

4. Найдите ряд слов, в которых может наблюдаться озвончение согласных:

A) Берёзка, сдаёт, испечь

Б) Здание, прививка, здешний

В) Сборник, косьба, сбрасывать

Г) Скворечник, след, просьба

5. Укажите слово с ударением на 1 слоге:

A) Щавель

Б) Свитер

В) Портфель

Г) Планер

6. Укажите, какое прилагательное надо писать слитно:

A) темно (бордовый)

Б) светло (розовый)

В) учебно (воспитательный)

Г) западно (казахстанский)

7. Укажите слово с буквой -и в суффиксе:

A) кулёч…к

Б) врем…чко

В) уголёч…к

Г) нож…чек

8.Какое прилагательное можно включить в ряд синонимов?

Мышиный, дымчатый ,стальной …

А) синий

Б) зелёный

В) серый

Г) жёлтый

9. Определите, в каком случае пишется буква -и:

A) Бл…стит на солнце

Б) Соб…ремся вовремя

В) Оп…реться на палку

Г) Зап…раться на засов

10. Определите, в каком варианте в корнях -кас- - -кос- пишется буква -а:

A) Прик…снуться к стеклу

Б) К…снуться горячей плиты

В) К….сой взгляд

Г) К…снуться сложного вопроса

11. Выберите строку со словами, содержащими непроверяемую согласную в корне:

A) Га…кий, дер…кий

Б) Самочу…ствие, фу…болист

В) Гла…кий, извес…ный

Г) Сер…це, праз…ник

12. Укажите предложение, в котором есть слово без пропущенной буквы:

A) Всего в обозе было шес….надцать саней.

Б) Свирепеет мороз ненавис…ный.

В) Вдруг брыз…нули первые лучи солнца.

Г) Весной счас…ливых тянет вдаль.

13. Укажите, в каком словосочетании правильно употреблены прописные буквы:

A) Государственная Третьяковская Галерея

Б) государственная третьяковская Галерея

В) Государственная Третьяковская галерея

Г) государственная третьяковская галерея

14. Заключаются в кавычки:

A) Клички животных

Б) Фамилия, имя, отчество

В) Названия стран, городов, сел

Г) Названия литературных произведений

15. Определите слово, с правильным переносом слов:

A) К-аникулы

Б) Каникул-ы

В) Ка-никулы

Г) Слово не переносится

16. В каком слове в приставках раз- (рас-), роз- (рос-) пишется буква -о :

A) Р...списка

Б) Р...зыскивать

В) Р...зыскной

Г) Р...створить

17. Укажите ряд, где есть слова-синонимы:

A) Скучный, тоскливый

Б) Богатый, бедный

В) Хороший, плохой

Г) Много, мало

18. Какие это слова:

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

A) Омонимы

Б) Синонимы

В) Антонимы

Г) Неологизмы

19. Укажите паронимы:

A) Белый - черный

Б) Искусный - искусственный

В) Холодный - теплый

Г) Горячий - обжигающий

20. Какое значение придают суффиксы словам: глазищи, ручища, духотища:

A) уменьшительности

Б) пренебрежительности

В) ласкательности

Г) увеличительности

21. Укажите предложение, в котором есть имя прилагательное:

A) Провожающие вышли на перрон.

Б) Взрослые сидели и тихонько переговаривались.

В) Взрослые дети доставляют больше хлопот.

Г) Кругом белым-бело.

22. Какой морфологический признак не относится к имени прилагательному:

A) род

Б) число

В) степень сравнения

Г) спряжение

23. Укажите наречие образа действия:

A) поздно, рано

Б) вверх, вниз

В) нарочно, назло

Г) быстро, верхом

24. Укажите сложные числительные:

A) Четыре, одиннадцать

Б) Одиннадцать, семьсот

В) Семьсот, двадцать два

Г) Двадцать два, миллион

25. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:Недавно провели трамвайную линию () и новосёлы стали быстрее добираться до центра города.

А) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

В) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

Г) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Крепко прохваченный холодом (1) и морской свежестью (2) я насилу добрался назад до своей каюты (3) по некоторым соображениям (4) предоставленной в моё распоряжение.

А) 1, 2, 3, 4

Б) 1, 4

В) 2, 3

Г) 1, 3, 4

27. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Некоторые наши современники считают, что Ахматова несовременна, архаична и (1) стало быть (2) её значение как поэта невелико. Это (3) на мой взгляд (4) заблуждение.

А) 1, 2

Б) 1, 3

В) 2, 3, 4

Г) 1, 2, 3, 4

28. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

А) На утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках город похож на ожившую сказку.

Б) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

В) За снежным туманом не видно ни поля ни телеграфных столбов ни леса.

Г)Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

29.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Моцарт предпочёл жизнь свободного художника полукрепостной службе у влиятельного вельможи: великий музыкант не захотел принести в жертву господствующим вкусам свои идеалы, мужественно отстаивал творческую свободу и личную независимость.

А) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.

Б) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

В) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

Г) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

30 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

А) В конце деревни, в уличке, которая заросла по твёрдому белому песку чистой травой, стояла одинокая изба вся в цветах.

Б) В 1804 году австрийский эрцгерцог Рудольф, которому в то время было 16 лет, начал брать уроки игры на фортепиано у Бетховена.

В) Поэзия Лермонтова была одним из факторов, который заставил Белинского острее ощутить трагическое неустройство современной жизни, глубже понять её социальные противоречия.

Г) Тютчев, который стал крупнейшим представителем русской философской лирики, в одиннадцать лет написал своё первое стихотворение.

Вариант 2.

1. В разделе «Фонетика» изучается …

A) словосочетание и предложение

Б) состав слова

В) словарный состав языка

Г) звуки речи

2. Каким фонетическим признаком объединены следующие слова: подсечь, вязкий, ложка, обтесать?

A) Оглушение согласных на конце слова

Б) Оглушение согласных перед другими согласными

В) Выпадение согласных

Г) Смягчение согласных перед другими согласными

3. В каком слове все согласные звонкие?

A) Винт

Б) Вагон

В) Завтра

Г) Прыжок

4. Найдите ряд слов, в которых происходит оглушение согласных:

A) Травка, верёвка, ветерок

Б) Ложка, гладко, мышка

В) Ошибка, голубка, жест

Г) Повозка, огород, варежки

5. Укажите слово, в котором пять слогов:

A) Беседовать

Б) Благодарили

В) Переезжать

Г) Здороваться

6. Укажите, где пропущена буква -е :

A) лежать в постел…

Б) идти по площад…

В) в сложном положени…

Г) в картинной галере…

7. Укажите слово с буквой - о после буквы - ц:

A) младенц…м

Б) пыльц…й

В) лиственниц…й

Г) приверженц…м

8. Какие существительные пишутся с большой буквы:

A) Собственные

Б) Нарицательные

В) Одушевленные

Г) Неодушевленные

9. В каком слове неверно употреблён мягкий знак:

A) семья

Б) пьеса

В) серьезный

Г) подьезд

10. Найдите предложение, в котором пропущена буква -с- в приставке:

A) Бе…жалостная осень сорвала одеяния с деревьев.

Б) С каждым днём полоса в…рыхленной земли все дальше и дальше.

В) Людской поток бе…конечен.

Г) По равнине быстро ра…ливалась тьма.

11. В каком ряду даны слова, которые заканчиваются на з- в приставке:

A) И...жарить, ра...ширить

Б) Бе...граничный, бе...шумный

В) Ра...будить, и...следовать

Г) Бе...звёздный, бе...денежный

12. Укажите антонимы:

A) бессердечный - безжалостный

Б) красный - багровый

В) робкий - несмелый

Г) здоровый - больной

13. Выделите словосочетание, которое не является фразеологизмом:

A) Посвятил себя работе

Б) С грехом пополам

В) На скорую руку

Г) Висеть на телефоне

14. Определите род следующих существительных: маэстро, атташе, кенгуру, буржуа:

A) мужской

Б) средний

В) женский

Г) общий

15. Выберите строку с существительными 3 склонения:

A) окно, письмо

Б) ответ, привет

В) степь, храбрость

Г) лицо, взгляд

16. Найдите предложение, где прилагательное является определением:

A) Кругла, красна лицом она.

Б) Вода у берега голубая, чистая и прозрачная.

В) Дальше от берега вода кажется синей.

Г) В колючем кустарнике не спрячешься.

17. Укажите предложение, где нет обращения:

A) Любезный мой друг Василий Иванович, помогите мне.

Б) Друг мой, ты тоже идешь на балет?

В) Пора, друг мой, пора

Г) Мой друг нездоров уже несколько дней.

18. Укажите порядковые числительные:

A) Второй, тринадцать, трое

Б) Трое, девяностый, третий

В) Третий, четверо, двадцать пятый

Г) Двадцать пятый, первый, третий

19. Укажите правильный вариант сочетания числительного с существительным:

А) Двадцать один лимонов

Б) Двадцать два лимон

В) Двадцать семь лимонов

Г) Двадцать восемь лимона

20. Укажите глагол с -ъ после приставки:

A) Раз…езжали

Б) Рас…крывались

В) Об…жечься

Г) Раз…жечь

21. Укажите глаголы с буквой - О в корне:

A) К…саться земли

Б) Пол…жить на полку

В) Прил..гать усилия

Г) Пол…гаться на друга

22. Спряжением называется изменение глагола по :

А) Лицам

Б) Лицам и числам

В) Лицам, числам и родам

Г) Временам

23. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

А) (В)НАЧАЛЕ литературной работы каждый успех снижает требовательность к самому себе, а надо просить судьбу, ЧТО(БЫ) она была построже.

Б) Художественному миру Гоголя присущ гротеск как один из приёмов комического, (ПРИ)ЧЁМ часто преувеличивается не явление (В)ЦЕЛОМ, а какая-то её грань.

В) Продавцу предоставляется право досрочной доставки товара, ПРИ(ЧЁМ) покупатель обязан принять товар, а ТАК(ЖЕ) оплатить его стоимость на условиях заключённого контракта.

Г) Искусство витража развилось (НЕ)СРАЗУ, (В)НАЧАЛЕ это была прозрачная мозаика из цветного стекла.

24. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Скоро все узнали о приезде гостей () и уже к вечеру в избу набралось много односельчан.

А) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

В) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

Г) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Иван Яковлевич бросил перо и (1) откинувшись на спинку стула (2) стал смотреть за окно на поляну (3) залитую (4) лунным светом.

А) 1, 2, 3, 4

Б) 1, 4

В) 2, 4

Г) 1, 2, 326. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Вот (1) кажется (2) солнце коснулось тихой воды у берега. Океан (3) кажется (4) заснувшим и тихим.

А) 1, 2

Б) 1, 3

В) 3, 4

Г) 1, 2, 3, 4

27. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

А) Ни наступившие холода ни пронизывающий ветер ни глубокий снег не могли остановить продвижение войск на Запад.

Б) Зимой я ходил на охоту или на рыбалку или катался на лыжах.

В) Легко находил да хранить не умел.

Г) Разошлись внуки и правнуки лоцманами и матросами по всей реке.

28. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Вклад Римского-Корсакова в область гармонии и инструментовки музыкального произведения таков: композитор расширил и обогатил колористические возможности музыки, создал свою систему ладово-гармонических средств.

А) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения действия, обозначенного во второй части.

Б) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

В) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий.

Г) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

29. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Потянулись часы (1) тягостного ожидания (2) в течение (3)

которых (4) Мишка безуспешно пытался забыть все свои

неприятности.

А) 1, 3, 4

Б) 2

В) 3

Г) 2, 3

30. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

А) Репутация Репина как художника, который соединил в своём творчестве лучшие черты русского реализма, сложилась ещё при его жизни.

Б) Герои В. Шукшина пришли из той «шукшинской жизни», которую мог бы прожить сам писатель.

В) И.И. Шишкин был и навсегда остался непревзойдённым знатоком дерева, художником, который не имел соперников в изображении хвойного леса.

Г) Друзья и родные Шопена в Польше смотрели на композитора как на гения, который был призван раскрыть миру красоту души польского народа.





ЭТАЛОН ОТВЕТОВ

номер задания

Вариант 1

Вариант 2

1

В

Г

2

В

Б

3

В

Б

4

В

Г

5

Б

Б

6

Г

Г

7

Г

Б

8

В

А

9

Г

Г

10

Г

В

11

Б

Г

12

В

Г

13

В

А

14

Г

А

15

В

В

16

В

Г

17

А

Г

18

Б

Г

19

Б

В

20

Г

А

21

В

Б

22

Г

Б

23

Г

В

24

Б

Б

25

Б

Г

26

В

А

27

Г

В

28

Б

Г

29

Г

Б

30

Б

Б


ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Оцениваемые знания и умения

Показатели оценки

Критерии оценки

Условия выполнения заданий

Задание

К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов. Выберите правильный ответ.

Впишите ответы в бланк ответов.

Время выполнения задания мин./час. (180 мин) _________________________

знать: связь языка и истории, орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка.

уметь: осуществлять речевой самоконтроль, анализировать языковые единицы, проводить лингвистический анализ текстов.

минимальное количество баллов - 17

максимальное количество баллов - 30

«5» -26-30 баллов

«4» - 21-25 балла

«3» - 17 - 20 баллов

Требования охраны труда- не предусмотрены

Оборудование:

  • посадочные места для обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • бланки тестов;

  • бланки ответов;

Справочные материалы для экзаменующихся не предусмотрены

Дополнительная литература для экзаменатора не предусмотрена







2


© 2010-2022