Конспект урока на тему Правописание глаголов (6 класс)

Данный  урок – один из уроков повторения по теме «Глагол», проводимых перед изучением темы «Глагол» в 6 классе. Урок  можно провести также  в начале  или конце учебного года при повторении изученного в 5 и 6 классе. Урок поводится с применением интерактивной доски.       Заранее подготовленные тексты, таблицы, картинки позволят не тратить много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре.     Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: русский язык

Класс: 5

Урок с применением интерактивной доски

Тема: «Повторение по теме «Глагол». Правописание глаголов».

Тип урока - повторительно-обобщающий.

Продолжительность: 1 урок

Цели урока:

Предметные: повторение и проверка знаний учащихся по данной теме; применение изученных орфографических правил на письме;

Развитие речи: составление связного высказывания на лингвистическую тему; работа над орфоэпическими нормами.

Метапредметные цели: развивать способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности, способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам (информатика); умение находить грамматические и речевые ошибки и исправлять их.

Задачи урока: установить уровень овладения учащимися теоретическими знаниями по данной теме, помогающими развитию орфографической зоркости; формировать навыки работы со Smart Board.

Оборудование: 1 персональный компьютер; интерактивная доска Smart Board.

Технологии обучения: информационно - коммуникационная, личностно - ориентированная.

Описание урока

Данный урок - один из уроков повторения и обобщения по теме «Глагол» в 5классе.

В качестве домашнего задания к уроку учащимся нужно будет повторить весь изученный теоретический материал по теме «Правописание глаголов».

Методы обучения, используемые на уроке:

  • словесные, наглядные, практические;

  • методы психологии - развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

  • информационные методы - интерактивная доска, презентация Smart Notebook.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная, работа в парах.

Данные формы работы обеспечивают усвоение материала каждым учеником на доступном уровне.

Форма организации учебной деятельности: слушание, наблюдение, обобщение, изложение, чтение, письмо.

Применение ИКТ на уроке.

На данном уроке применение интерактивной доски с маркером делает занятие интересными и увлекательными. За счёт её использования увеличена мотивация и вовлечённость учащихся в учебный процесс.

Заранее подготовленные тексты, таблицы, картинки позволяют не тратить много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре.

Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, постепенно вовлекая учащихся и побуждая их записывать идеи планирования урока на доске, сохранять записи для будущих уроков, осуществлять самопроверку, используя подсказку - приём «скрытого текста».

На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Тест, схему или рисунок можно выделить. Это позволяет преподавателю и ученикам фокусироваться на отдельных аспектах темы.

Работа с интерактивной доской позволяет учителю выполнять необходимые пометки, записи, рисунки на экране, которые можно убрать по ходу урока или в конце урока.



Ход урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Оргмомент

Цель: проверка готовности к уроку.


Приветствует учащихся, определяет отсутствующих. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

2. Мотивационно - ориентированный



Конспект урока на тему Правописание глаголов (6 класс)

Слайд 1


Побуждает учащихся сформулировать тему урока.

Включает презентацию

слайд 1.

- Посмотрите на экран и сформулируйте тему урока.

Верно. На данном уроке мы повторим изученное по теме «Глагол».


Надеюсь, что этот урок будет полезным для каждого из вас.


Формулируют тему:

«Повторение изученного по теме «Глагол». Правописание глаголов».



Конспект урока на тему Правописание глаголов (6 класс)

Слайд 2

Включает презентацию

слайд 2.

Предлагает записать тему урока в тетрадь.

Побуждает учащихся сформулировать цель урока.


Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.


Конспект урока на тему Правописание глаголов (6 класс)

Слайд 3

Включает презентацию

слайд 3

- Скажите, насколько важна для каждого из вас данная тема?

- Для чего каждому из вас необходимы знания о глаголе?

Обобщает сказанное.


Формулируют цель:

- Повторить правописание глаголов, употребление глаголов в речи в соответствии с нормами произношения.

Высказывают своё мнение о необходимости знаний о глаголе.

Слайд 4



  1. Планирование

Конспект урока на тему Правописание глаголов (6 класс)

Слайд 5

Предлагает учащимся проанализировать свои знания о правописании глаголов:

- Какие орфограммы вызвали у вас трудности в написании глаголов?

Записывает на доске предложения учащихся.

Анализирует предложения учащихся. Благодарит за работу.

Включает презентацию слайд 5.

Предлагает следующий план повторения темы с учётом пожеланий учащихся.


Предлагают повторить орфограммы:

- Не с глаголами;

- Буквы Е, И в окончаниях глаголов I и II спряжения;

- Мягкий знак после шипящих в глаголах;

- Правописание гласных в суффиксах глаголов прошедшего времени.

  1. Реализация плана

Конспект урока на тему Правописание глаголов (6 класс)

Слайд 6

1. Предлагает начать работу с выполнения задания по орфоэпии.

Задание.

Расставить ударение в глаголах, провести самопроверку.

Включает презентацию, на интерактивную доску проецирует слайд 6.

Вызывает учащегося к доске, просит выполнить задание. После выполнения задания предлагает осуществить самопроверку, используя подсказку: приём «скрытого текста» (возможности интерактивной доски учащимся известны, правая часть доски закрыта шторкой).

Благодарит за работу.


В это время остальные учащиеся работают в тетрадях. Ученик у доски осуществляет самопроверку (сличение с образцом).

Учащиеся

обмениваются тетрадями (работа в парах), проверяют выполненное задание по образцу. Затем анализируют свою деятельность, аргументируют ответы.

Конспект урока на тему Правописание глаголов (6 класс)

Слайд 7



Конспект урока на тему Правописание глаголов (6 класс)

Слайд 8

Конспект урока на тему Правописание глаголов (6 класс)

Слайд 9


Конспект урока на тему Правописание глаголов (6 класс)

Слайд 10




Конспект урока на тему Правописание глаголов (6 класс)

Слайд 11











2. Повторение орфограммы «Не с глаголами».

Предлагает послушать грустную историю «Сила любви».

Включает презентацию, на интерактивную доску проецирует поочерёдно слайды 7, 8, 9, 10, 11.

Слайды

озвучены учителем.

Грустная история «Сила любви»

Грустную и упрямую частицу - НЕ - полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Частица постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она: «Не верю».

Частица -НЕ- никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды -НЕ- говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь и привезёшь мне прекрасную розу, выращенную Маленьким принцем».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям, учебникам, произведениям.

Когда же он возвратился после долгой разлуки к своей возлюбленной, она, всё же скучая по нему, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!»

И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без неё не может.

Слушают историю о Частице -НЕ - и Глаголе, сопровождаемую показом слайдов.







Устно формулируют правило о правописании

-НЕ- с глаголами и записывают в тетрадь примеры.









Правило:

-отрицание не с глаголами (в личной форме и инфинитиве) пишется раздельно;

- пишутся слитно с не глаголы, которые без -не- не употребляются (негодовать, недоумевать, несдобровать, невзлюбить, нездоровится.

Конспект урока на тему Правописание глаголов (6 класс)

Слайд 12

Предлагает закрепить изученное правило.

Включает презентацию, на интерактивную доску проецирует слайд 12

Задание.

Определить, как пишутся глаголы с частицей -НЕ-. Распределить глаголы по столбикам.

Задание предлагается выполнить по вариантам

(I вариант - написание с

-не- слитно,

II вариант- раздельно).

Учащиеся поочерёдно выходят к доске и перемещают слова в соответствующие столбики.

Остальные проверяют написанное в тетради.


5. Гимнастика для глаз

Цель: Снятие зрительного утомления

Гимнастика для глаз

Проводит гимнастику для глаз.

Выполняют гимнастику для глаз.




На небе заблестели звёзды. Мы любовались ими с замиранием сердца. Казалось, что их зажигает волшебник.


Слайд 13

2.Повторение орфограммы «Буквы е -и в корнях с чередованием».

-Перечислите изученные корни с чередованием е-и.

-Расскажите

о правописании букв е-и в корнях с чередованием в предложениях данного текста (слайд 13)

Учащиеся записывают на интерактивной доске корни:

пер-пир

мер-мир

бер-бир

блест-блист

дер-дир

стел-стил

стер-стир

тер-тир

жег-жиг

чет-чит


Конспект урока на тему Правописание глаголов (6 класс)

Слайд 14


Повторение орфограммы «Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения».

Включает презентацию, на интерактивную доску проецирует (слайд14) Используется приём «скрытого текста». Алгоритм спрятан за шторкой. По мере повторения шторка опускается.

- В каких случаях мы пишем букву е, а в каких и в личных окончаниях глаголов?

- Не забудьте в это спряженье включить исключенья:

Гнать, держать, смотреть и видеть; слышать, дышать, ненавидеть; и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на Е спрягать нельзя.

В этих глаголах мы пишем лишь И,

Вот как мы пишем, сюда посмотри:

Я вижу Мы видим

Ты видишь Вы видите
Он видит Они видят

Используя алгоритм, представленный на

слайде 14, учащиеся рассказывают о правописании глаголов с безударным личным окончанием.



Слушают рифмовку, вслух произносят

слова-исключения.


Конспект урока на тему Правописание глаголов (6 класс)

Слайд 15

Включает презентацию, на интерактивную доску проецирует слайд 15

Задание:

записать глаголы во 2 лице ед. ч.

Наблюдает за деятельностью учащихся, контролирует правильность выполнения задания. Рефлексия:

Просит проанализировать, сделать вывод после данного вида деятельности.

- Какую орфограмму вы вспомнили, написав эти слова?


Работают, выполняя задание в тетрадях.

Поочерёдно выходят к доске, образовывают глаголы 2 лица ед. числа и записывают их,

обозначая орфограмму «Правописание мягкого знака после шипящих в глаголах во 2 лице единственного числа»,

а также уделяется внимание орфограм-мам «Глаголы с -тся, -ться», «Буква е-и в корнях

с чередованием».



Игра «Найди ошибки».


Без людей непроживёш.

Хочиш есть калачи, так несиди на печи. Станиш ленится- будеш с сумой волочится.

Потерянного времени неворотиш.


Слайд 16


-Игра «Найди ошибки».

Включает презентацию, на интерактивную доску проецирует слайд 19

Просит найти ошибки в орфограммах, связанных с темой «Правописание глаголов».

Все работают на местах, а один ученик выходит

к интерактивной доске и при помощи электронного пера исправляет ошибки.



  1. Итоговая работа


-Составить словарный диктант по орфограммам, которые повторялись на уроке (20 слов).

- Работа в парах.

Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работы (критерии выставления оценок даны на доске).

Далее учитель вызывает к доске две пары учащихся.

В конце урока учитель собирает тетради и проверяет правильность выставления оценок.


Подбирают слова на пройденные орфог-раммы, записывают их в тетрадь.

Учащиеся выходят к доске.

Один записывает, другой диктует придуманные им слова на разные орфограммы и проверяет правильность написания этих слов.

Класс помогает в случае затруднения.

В итоге работы на доске появляются слова на орфограммы в глаголах (20 - 30 слов).


  1. Рефлексия.


Задаёт вопросы, побуждая учащихся к анализу своей деятельности на уроке:

  • Чем данный урок был полезен для вас?

  • Какие пробелы в знаниях помог восполнить

Благодарит за работу на уроке, объявляет оценки и даёт домашнее задание.

Д/з:

Отвечают на вопросы учителя, тем самым, подводя итог работы на уроке, анализируя свою деятельность на уроке.


На данном уроке формировали следующие универсальные учебные действия:

регулятивные: планировать последовательность действий, осуществлять самооценку, самокоррекцию;

познавательные: перерабатывать, систематизировать информацию, строить логическую цепь рассуждений по проблеме;

коммуникативные: использовать различные виды речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками, точно, правильно, логично, выразительно излагать свою точку зрения по теме, соблюдать нормы устной и письменной речи.

© 2010-2022