- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка Роль языка в жизни общества
Конспект урока русского языка Роль языка в жизни общества
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Поморцева И.Н. |
Дата | 25.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Перевозского муниципального района Нижегородской области
«Средняя школа №1 г. Перевоза»
Конспект урока русского языка
для учащихся 10-ого класса в рамках ФГОС
«Роль языка в жизни общества»
Автор:
Поморцева Ирина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории.
Перевоз
2015 год
План-конспект урока русского языка «Роль языка в жизни общества».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока:
- формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- формирование умений опознавать, анализировать языковые факты, работать с текстом, извлекать необходимую информацию.
Образовательные: обобщить и углубить знания учащихся о средствах художественной выразительности, продолжить работу по распознаванию их в тексте; совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки.
Развивающие: развивать навыки устной и письменной деятельности. Развивать познавательные процессы: память, мышление, внимание.
Воспитывающие:
-
прививать навыки НОТ (обучение умению ставить цель, выделять существенное, главное, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном режиме).
-
Прививать навыки коллективной и индивидуальной работы.
-
Воспитывать у учащихся чувство уважения к родному языку, потребность в использовании художественного слова, патриотические чувства: любовь к Родине, родному языку, уважение к старшему поколению.
Методы обучения:
проблемно-поисковый, исследовательский, наглядный.
Средства обучения: компьютер, проектор, карточки, иллюстрации.
Хронометраж урока:
-
Организационный момент - 1 минута.
-
Постановка цели - 2 минуты.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Взаимное приветствие учителя и учащихся. Рапорт дежурного. Организация внимания.
II. Постановка цели урока.
- Ребята, чему мы должны научиться на уроке? (научиться опознавать языковые факты, продолжить работу с текстом, извлекать необходимую информацию, продолжить работу по подготовке к ЕГЭ).
III. Орфоэпическая разминка.
Брала, вняла, взяла, гнала, добыла, ждала, забрала, отняла, дралась, рвалась, послала, позвонила, занята, начать, начал, начато, начали, понять, поняла, понято, понявший.
IV. - Ребята! Сегодня мы поговорим о роли языка в жизни общества.
1). Что такое язык?
- Какие важные жизненные понятия и ассоциации связаны для вас с языком?
(Язык - это средство общения людей. Народ немыслим без языка. Главное назначение языка состоит в том, чтобы объединять людей.)
Русский язык - это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык общения160 народов и национальностей России.
Русский язык - это язык великой русской литературы, и поэтому он так популярен в мире. Через родной язык осуществляется духовная связь поколений.
2). Какие высказывания великих людей о русском языке вы знаете?
(Ребята называют 5 - 6 высказываний о русском языке).
Еще одно высказывание о русском языке на слайде.
Самая большая ценность народа - его язык, на котором он пишет, говорит, думает.
Д.С. Лихачев.
- Как вы понимаете это высказывание?
(Каждый должен любить и беречь свой язык. Ведь русский язык стал языком передовой культуры).
- Запишите предложение в тетрадь, выполните синтаксический разбор.
- Какие виды сказуемых вы знаете?
- Какие способы связи слов могут быть в словосочетании?
- Запишите примеры из предложения.
- В каком слове букв больше, чем звуков?
- Назовите слово, образованное суффиксальным способом.
V. Работа с текстом.
Выразительно прочитайте текст Д.С. Лихачева.
Самая большая ценность народа - это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения - только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.
Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит. Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа. Я хочу писать не о русском языке вообще, а о том, как этим языком пользуется тот или иной человек. О русском языке как о языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».
- Назовите стиль текста и тип речи.
- Сформулируйте проблемы, поставленные автором текста.
1). Вся жизнь человека проходит через родной язык.
2). Язык человека - показатель его культуры.
3). Русский язык - один из совершеннейших языков мира.
Поработаем над отдельными предложениями, подчеркнем грамматические основы предложений, назовите вид предложения.
Тургенев говорил о русском языке: «...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Тест (Работаем в паре).
1. В каком слове звуков больше, чем букв.
Самая, народ, узнать, ценность.
2. Укажите верную характеристику 7 - го предложения.
а. сложное с подчинением и бессоюзием.
б. ССП
в. СПП
3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одной из частей сложного предложения.
4. Какие предложения являются сложными.
VI. Творческое задание.
В тетради записаны тезисы статьи Д.С. Лихачева. Это и есть проблемы, которые поднимает автор статьи. Ваша задача - прокомментировать одну из названных проблем. Это должно быть сочинение рассуждение.
- Как строится такое сочинение?
(Тезис, доказательство, вывод).
Для аргументации своих утверждений вы можете использовать цитаты. Многие писали и поэты восхищались величием и красотой русского языка и посвятили ему немало своих произведений. Несомненно, каждому из нас знакомо стихотворение в прозе «Русский язык», в котором И.С. Тургенев воспевает «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык». Для писателя язык и народ - неразделимые понятия.
- Послушайте стихотворение в прозе.
Также неразделимы эти два понятия и для Анны Ахматовой: будущность Родины напрямую зависит от целостности языка. «Не страшно под пулями мертвыми лечь, не горько остаться без крова. И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово», - писала поэтесса в стихотворении «Мужество».
- Перед вами пять слайдов о русском языке.
Подведение итогов урока.
- Какова роль языка в жизни общества?
- Чему вы научились на сегодняшнем уроке?
- Мы говорили о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа
- Было интересно поработать с текстом, извлечь из него необходимую информацию.
На уроке мы еще раз подчеркнули: надо сознательно относиться к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний.
VII. Домашнее задание: написать сочинение - рассуждение о русском языке.