Конспект урока русского языка Роль языка в жизни общества

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Перевозского муниципального района Нижегородской области

«Средняя школа №1 г. Перевоза»








Конспект урока русского языка

для учащихся 10-ого класса в рамках ФГОС

«Роль языка в жизни общества»



Автор:

Поморцева Ирина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории.













Перевоз

2015 год


План-конспект урока русского языка «Роль языка в жизни общества».


Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

- формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

- формирование умений опознавать, анализировать языковые факты, работать с текстом, извлекать необходимую информацию.

Образовательные: обобщить и углубить знания учащихся о средствах художественной выразительности, продолжить работу по распознаванию их в тексте; совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки.

Развивающие: развивать навыки устной и письменной деятельности. Развивать познавательные процессы: память, мышление, внимание.

Воспитывающие:

  • прививать навыки НОТ (обучение умению ставить цель, выделять существенное, главное, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном режиме).

  • Прививать навыки коллективной и индивидуальной работы.

  • Воспитывать у учащихся чувство уважения к родному языку, потребность в использовании художественного слова, патриотические чувства: любовь к Родине, родному языку, уважение к старшему поколению.

Методы обучения:

проблемно-поисковый, исследовательский, наглядный.

Средства обучения: компьютер, проектор, карточки, иллюстрации.

Хронометраж урока:

  • Организационный момент - 1 минута.

  • Постановка цели - 2 минуты.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Рапорт дежурного. Организация внимания.

II. Постановка цели урока.

- Ребята, чему мы должны научиться на уроке? (научиться опознавать языковые факты, продолжить работу с текстом, извлекать необходимую информацию, продолжить работу по подготовке к ЕГЭ).

III. Орфоэпическая разминка.

Брала, вняла, взяла, гнала, добыла, ждала, забрала, отняла, дралась, рвалась, послала, позвонила, занята, начать, начал, начато, начали, понять, поняла, понято, понявший.

IV. - Ребята! Сегодня мы поговорим о роли языка в жизни общества.

1). Что такое язык?

- Какие важные жизненные понятия и ассоциации связаны для вас с языком?

(Язык - это средство общения людей. Народ немыслим без языка. Главное назначение языка состоит в том, чтобы объединять людей.)

Русский язык - это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык общения160 народов и национальностей России.

Русский язык - это язык великой русской литературы, и поэтому он так популярен в мире. Через родной язык осуществляется духовная связь поколений.

2). Какие высказывания великих людей о русском языке вы знаете?

(Ребята называют 5 - 6 высказываний о русском языке).

Еще одно высказывание о русском языке на слайде.

Самая большая ценность народа - его язык, на котором он пишет, говорит, думает.

Д.С. Лихачев.

- Как вы понимаете это высказывание?

(Каждый должен любить и беречь свой язык. Ведь русский язык стал языком передовой культуры).

- Запишите предложение в тетрадь, выполните синтаксический разбор.

- Какие виды сказуемых вы знаете?

- Какие способы связи слов могут быть в словосочетании?

- Запишите примеры из предложения.

- В каком слове букв больше, чем звуков?

- Назовите слово, образованное суффиксальным способом.

V. Работа с текстом.

Выразительно прочитайте текст Д.С. Лихачева.

Самая большая ценность народа - это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения - только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит. Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа. Я хочу писать не о русском языке вообще, а о том, как этим языком пользуется тот или иной человек. О русском языке как о языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».

- Назовите стиль текста и тип речи.

- Сформулируйте проблемы, поставленные автором текста.

1). Вся жизнь человека проходит через родной язык.

2). Язык человека - показатель его культуры.

3). Русский язык - один из совершеннейших языков мира.

Поработаем над отдельными предложениями, подчеркнем грамматические основы предложений, назовите вид предложения.

Тургенев говорил о русском языке: «...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Тест (Работаем в паре).

1. В каком слове звуков больше, чем букв.

Самая, народ, узнать, ценность.

2. Укажите верную характеристику 7 - го предложения.

а. сложное с подчинением и бессоюзием.

б. ССП

в. СПП

3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одной из частей сложного предложения.

4. Какие предложения являются сложными.

VI. Творческое задание.

В тетради записаны тезисы статьи Д.С. Лихачева. Это и есть проблемы, которые поднимает автор статьи. Ваша задача - прокомментировать одну из названных проблем. Это должно быть сочинение ­ рассуждение.

- Как строится такое сочинение?

(Тезис, доказательство, вывод).

Для аргументации своих утверждений вы можете использовать цитаты. Многие писали и поэты восхищались величием и красотой русского языка и посвятили ему немало своих произведений. Несомненно, каждому из нас знакомо стихотворение в прозе «Русский язык», в котором И.С. Тургенев воспевает «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык». Для писателя язык и народ - неразделимые понятия.

- Послушайте стихотворение в прозе.

Также неразделимы эти два понятия и для Анны Ахматовой: будущность Родины напрямую зависит от целостности языка. «Не страшно под пулями мертвыми лечь, не горько остаться без крова. И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово», - писала поэтесса в стихотворении «Мужество».

- Перед вами пять слайдов о русском языке.

Подведение итогов урока.

- Какова роль языка в жизни общества?

- Чему вы научились на сегодняшнем уроке?

- Мы говорили о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа

- Было интересно поработать с текстом, извлечь из него необходимую информацию.

На уроке мы еще раз подчеркнули: надо сознательно относиться к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний.

VII. Домашнее задание: написать сочинение - рассуждение о русском языке.


© 2010-2022