Конспект урока по литературе к 70-летию Великой Победы Порохом пропахнувшие строки

Цель – определить значение поэтического жанра в годы ВОВ.Задачи: Образовательные: Познакомить учащихся со стихотворным наследием ВОВПознакомить учащихся с судьбой некоторых поэтов и их произведенийВыявить причины популярности поэзии в годы ВОВОпределить значение поэзии в годы войныРазвивающие: Развивать навыки выразительного чтения текстовРазвивать умение анализировать стихотворные текстыРазвивать познавательные способности учащихсяСпособствовать развитию слуховой и зрительной памятиВоспитывающи...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПОДМОСКОВНЫЙ КОЛЛЕДЖ «ЭНЕРГИЯ»



УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ


(Мероприятие, проводимое в рамках предметной декады гуманитарного цикла, посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне).


Тема урока:

«Порохом пропахнувшие строки...»

(поэзия Великой Отечественной войны).



Разработала: преподаватель

русского языка и литературы

Ефимова А.В.






Реутов

2015

Дата проведения: 30. 04. 2015 год.

Группа: 2 ЭМ 1-14Р.

Тип урока - урок изучения нового материала.

Цель - определить значение поэтического жанра в годы ВОВ.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся со стихотворным наследием ВОВ

  • Познакомить учащихся с судьбой некоторых поэтов и их произведений

  • Выявить причины популярности поэзии в годы ВОВ

  • Определить значение поэзии в годы войны

Развивающие:

  • Развивать навыки выразительного чтения текстов

  • Развивать умение анализировать стихотворные тексты

  • Развивать познавательные способности учащихся

  • Способствовать развитию слуховой и зрительной памяти

Воспитывающие:

  • Прививать любовь к литературному творчеству русских поэтов

  • Формировать поэтический вкус учащихся

  • Воспитывать эстетические и этические качества личности

  • Формировать гражданско-патриотические качества личности

Оборудование - портреты поэтов, презентация, аудиозаписи песен ВОВ, тематические стенды, оформление доски, раздаточный материал тексты стихотворений, видеокадры хроник военных лет компьютер, проектор, экран, акустическая система.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков; интегрированный урок применения знаний на практике.

Технологии, применяемые на уроке: технология развивающего обучения, ИКТ, личностно-ориентированное технология (разноуровневое обучение).

Примечание - заранее дать доклады о деятельности поэтов в годы ВОВ и об истории создания стихотворений, совместно проработать и составить сообщение на 2-3 минуты; раздать стихотворения для чтения наизусть, совместно подготовить выразительное чтение под музыкальное сопровождение

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент (СЛАЙД 1)

2. Актуализация:

- В этом году мы с вами празднуем одно из важнейших событий в истории России. Я думаю, что вы сами мне его назовете. Действительно, это 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне с фашистской Германией. (СЛАЙД 2)

Поэтому в этом году изучение литературы военных и послевоенных лет является особенно значимым. И неслучайно для нашего открытого урока я выбрала наиболее важную составляющую литературы этого периода. Откройте тетради и запишите тему занятия. (СЛАЙД 3)

3. Постановка целей и задач:

- Я взяла название нашего урока из строчек стихотворения С. Орлова, они очень ярко показывают, как рождалась литература того сложного времени.

Сегодня наша главная цель - определить значение поэтических произведений в годы ВОВ, а для этого мы должны будем прослушать тексты произведений, проанализировать их тематику и объяснить популярность стихов. (СЛАЙД 4)

4. Введение новых знаний:

- Мы с вами не в первый раз касаемся литературы военных лет, уже много говорили о рассказах, повестях и романах. Но проза в годы Великой Отечественной войны не была ведущим жанром литературы. Главное место заняла поэзия, стихи были наиболее любимы воинами русской армии. Рядом со стихами широкое распространение получили песни. А что такое песня? Правильно, это стихи, положенные на музыку.

- В тетрадях начертите таблицу, которую сначала совместно, а затем самостоятельно предстоит заполнить. Она нам поможет в достижении цели нашего урока. (СЛАЙД 5)

- В первые же годы войны появилось огромное количество песен и стихов. Самую известную и самую первую песню войны вы должны знать... Конечно, это "Священная война".

Доклад учащегося об истории создания стихотворения "Священная война". (СЛАЙД 6)

Прослушивание аудиозаписи "Священная война".

- Давайте начнем заполнять нашу таблицу, запишите название и автора.

- Что изображено в стихотворении? (На Россию напал враг и этого врага надо уничтожить во что бы то ни стало, вскипает народная ярость и желание избавиться от иноземного захватчика, русские борются за правое дело и свою свободу)

- А что хотел сказать автор этим стихотворением, к чему призывает, какова главная идея стихотворения? (Призывает весь русский народ встать на защиту Родины и любой ценой освободиться от фашистов, подняться одной большой волной и уничтожить врагов)

- Один из самых известных поэтов военного времени - Константин Симонов. Прослушаем доклад о его деятельности в годы ВОВ.

Доклад учащегося о К. Симонове. (СЛАЙД 7)

Чтение наизусть стихотворения "Жди меня".

- В таблицу записываем необходимую информацию. Что мы видим в стихотворении? (Перед нами письмо солдата, в котором он обращается к любимой с просьбой ждать его при любых обстоятельствах)

- Какова идея, почему важно автору, чтобы его ждала любимая? (Верность любимой помогает выжить на войне, придает сил, согревает душу и дает надежду на лучшее)

- Сам Симонов был на фронте и в его памяти надолго отложились воспоминания о тех событиях, через которые он прошел.

Чтение наизусть стихотворения "Ты помнишь, Алеша..." (СЛАЙД 8)

- Что изображает автор в тексте? (Военные зарисовки - дороги, которыми идут солдаты, сожженные деревни, кладбища, стариков и вдов, людское горе, погибших товарищей...)

- Что хочет сказать произведением? (Автор испытывает гордость за свою Родину, за то, что он - русский, за своих предков и свои традиции, поэтому он знает, почему терпит военные тяготы и почему гибнут его земляки)

- Выше прозвучавшее стихотворение было посвящено Симоновым своему другу, поэту Алексею Суркову, который тоже почувствовал на себе все тяжести войны.

Доклад учащегося об А. Суркове. (СЛАЙД 9)

Прослушивание аудиозаписи "В землянке".

- Теперь каждый самостоятельно заполняет таблицу. (Содержание - в землянке солдат вспоминает о своей любимой, тоскует, рассказывает о своей жизни на войне; идея - воспоминания о любимой заставляют забыть о невзгодах, согревают и помогают в трудной военной жизни, солдат знает, ради чего ушел на фронт)

- Нельзя представить поэзию ВОВ без еще одного автора. Большинство его стихов легли в основу всех известных песен тех лет. Имя этого поэта - Михаил Исаковский. И самые известные его стихи стали популярнейшей песней "Катюша".

Доклад учащегося о создании песни "Катюша". (СЛАЙД 10)

Прослушивание аудиозаписи "Катюша".

- Заполняем таблицу, используя прослушанную информацию и текст песни. (Содержание - девушка вышла на берег и поет песню для своего любимого, который служит пограничником в Красной Армии, просит его беречь Родину; идея - поднять боевой дух русского солдата знанием, что его ждут и любят)

- Михаил Исаковский не был непосредственным участником военных действий. Как же складывалась его судьба в годы войны?

Доклад учащегося о деятельности М. Исаковского в годы ВОВ.

Прослушивание аудиозаписи "В лесу прифронтовом". (СЛАЙД 11)

- Заполняем последние графы в нашей таблице и готовимся обобщить и закрепить полученную информацию. (Содержание - во время привала солдаты отдыхают, слушая вальс, вспоминают о своем доме, любимых и мирном времени; идея - напомнить о том, ради чего сражаются на войне, поднять боевой дух и настроить на новые победы)

5. Первичное закрепление:

- Подумайте и ответьте на такие вопросы (СЛАЙД 12):

  1. В чем заключается подвиг советских поэтов во время ВОВ? (Советские поэты и писатели не только сами взялись за оружие и пошли на фронт, но и создавали произведения, которыми поднимали боевой дух народа, поддерживали в трудную минуту, напоминали о долге перед Родиной)

  2. Какие темы чаще всего можно встретить в поэзии ВОВ? (Самые распространенные темы - защита России, долга, чести, подвига, тема любви и верности)

  3. Как вы думаете, почему стихотворения получали широкую известность и всеобщую любовь? (Стихи получали широкое распространение благодаря относительно малой форме и хорошей запоминаемости из-за рифмы)

  4. Можно ли отличить стихотворения военных и послевоенных лет? (Можно, в военной лирике тематика отражает основную цель - победа любой ценой, а послевоенная лирика носит либо восторженные интонации (в связи с долгожданной победой), либо трагические (из-за огромных лишений и потерь)

6. Подведение итогов:

Рефлексия:

- Выполните письменно в тетради следующие задания (СЛАЙД 13):

Назовите, какое из прозвучавших стихотворений понравилось вам больше всего; объясните, чем оно вам понравилось.

Объясните, какая тематика стихотворений вам кажется наиболее важной в годы ВОВ.

Перечислите, какие еще стихотворения (песни) военных и послевоенных лет вы еще знаете.

Вывод (СЛАЙД 14):

- Поэзия в годы Великой Отечественной войны становиться основным и важнейшим жанром литературы. Стихотворения военных лет своей сравнительно малой формой и хорошей запоминаемостью благодаря рифме по праву заслужили широкую популярность. Затронутые в них темы защиты Родины, мужества, единения, долга, подвига, патриотизма, справедливости, верности, близкой победы поддерживали в русском народе боевой дух и веру в свои силы.

Оценки за занятие.

7. Домашнее задание(СЛАЙД 15):

- Выучить наизусть стихотворение К. Симонова "Жди меня"

- Повторить весь изученный материал по литературе ВОВ

Дополнительное задание: Найти и принести на цифровых носителях аудиозаписи песен военных лет.

6


© 2010-2022