Язык сообщений как новый жанр речевой коммуникации (работа на конкурс-защиту МАН)

"Описание материала: "Объектом исследования выступают SMS, передаваемые с помощью мобильного телефона и тексты сообщений в социальных сетях, а, в частности, в очень популярной среди подростков сети ВКонтакте. Предпринята попытка проанализировать специфику сообщений как новой формы речевой коммуникации. Актуальность исследования связана с одной стороны с возрастающей популярностью сообщений как средства общения среди молодежи, с другой стороны – с понижающимся уровнем грамотности. Поэтому предпр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

48

Введение

На развитие русского языка на современном этапе оказывает влияние, как справедливо отмечают лингвисты, множество факторов и не в последнюю очередь «всё более глубокое проникновение новых информационных технологий в различные сферы функционирования языка и формирование массовой коммуникации нового типа»» [9, 67]. Изначально это было связано с распространением компьютеров, объединённых в глобальную сеть, позже, уже в ХХI веке, - с появлением сотовых телефонов, допускающих не только мобильную телефонную связь, но и передачу смс-сообщений, а в последствии с возникновением социальных сетей.

«Массовая коммуникация нового типа» привела к появлению новой формы речи - письменной формы устной речи, без аудиовизуального сопровождения, так как современные носители ещё не имеют такой разрешающей способности. Ученые пытаются определиться с термином для нового явления.

Так, В. М. Лейчик называет эту форму речи «устно-письменной»: «…в языке Интернета (в лексике, синтаксисе и морфологии sms'ок) развивается новая форма речи - устно-письменная» [11, 9]. Анна А. Зализняк - «спонтанной письменной речью» [7]. Е. И. Литневская говорит о появлении «новых форм письменной разговорной речи»: «Эти формы знаменательны тем, что позволяют письменно общаться on-line, то есть в режиме реального времени, или в приближенных к этому режиму условиях» [12, 197]. Эти формы проявляют себя в чатах, форумах, коммьюнити, он-лайн конференциях, гостевых книгах, переписке по электронной почте и, естественно, в смс- сообщениях.

Е. И. Гусева определяет Интернет-общение как «устную речь на графической основе» [6, 131], а В. К. Харченко относит SMS-ки к «письменной форме отражения разговорного дискурса» [18, 68].

По мнению Т. Л. Балыхиной, «высококачественная современная связь - мобильные телефоны, Интернет и др. - приводит к сокращению традиционной письменной речи, особенно высокохудожественной. Преобладает … ослабление навыков понимания и интерпретации письменного текста» [2, с. 19].

«Виртуальная» коммуникация привела к появлению так называемых «новых языков», «новографа», «других языков», в том числе «албанского», с «орфографией аффтарафф», со специфичными лексикой и синтаксисом и даже словарем эмограмм, демонстрирующих радикальное отличие виртуального

общения от «живого».

Функционирование языка в Интернете получило весьма разноаспектное освещение в лингвистической литературе, хотя, вероятно, всё же недостаточно полное (работы Г. Н. Трофимовой «Языковой вкус Интернет-эпохи в России», Л. Ю. Иванова «Язык интернета: заметки лингвиста», Е. В. Какориной «СМИ - интернет - коммуникации (области пересечения и проблемы взаимодействия»), С. О. Бариновой «Классификация эмограмм в сети Интернет», Ю. В. Флерчук «Синонимия в Интернете: описание и основные характеристики», О. Н. Морозовой «Некоторые особенности политического дискурса в Интернете», Анны А. Зализняк «Переписка по электронной почте как лингвистический объект»).

Что же касается смс-переписки как лингвистического объекта, то здесь учёные в начале исследовательского пути, это объясняется и новизной объекта, и труд-нодоступностью обширного языкового материала, сложностью его накопления. Весьма интересные наблюдения об устно-письменной разговорной речи в режиме он-лайн содержит статья Е. И. Литневской [12], однако в целом она по-

священа общению в чатах, а такой «жанр», как смс-переписка, представлен одним абзацем [12, 199].

В данной работе мы предприняли попытку проанализировать специфику сообщений как новой формы речевой коммуникации.

Каждый человек имеет потребность в общении, особенно подросток. В современной жизни остается мало времени на непосредственное общение в реальности, и нам часто приходится связываться друг с другом по Интернету и телефону. Тема исследования «Язык сообщения как новый жанр речевой коммуникации» выбрана не случайно. Она продиктована проблемой, которая сегодня волнует многих: отказ от живой беседы, теплого письма не способствует укреплению дружеских отношений, а сленг SMS и Интернет-форумов не делают школьника грамотнее.

Объектом исследования выступают сообщения, переданные с помощью мобильного телефона и сети Интернет.

Предметом исследования являются языковые и стилистические особенности таких сообщений.

Цель исследования: определить признаки сообщений, которые характеризуют этот способ обмена информацией как новый речевой жанр.

Цели обусловили задачи исследования:

1.Изучить по данной теме лингвистические источники информации: статьи, Интернет-ресурсы, справочники, словари, учебники.

2.Проанализировать Интернет- и SMS-сообщения старшеклассников нашей школы и выявить причины актуальности такой переписки, основные функции сообщений, признаки сообщений, определяющие их особое место в разговорном дискурсе, проанализировать лексические, графические, орфографические, грамматические особенности Интернет-сообщений и SMS как разновидности спонтанной письменной разговорной речи характерные признаки.

3.Изучить мнения старшеклассников о влиянии сообщений на грамотность письменной речи.

Гипотеза: SMS и Интернет-сообщения становятся новым речевым жанром.

Актуальность исследования связана с одной стороны с возрастающей популярностью Интернет - переписки как способа коммуникации, особенно среди молодежи, с другой стороны - с все понижающейся грамотностью письменной речи у значительной части населения.

Новизна исследования в том, что глубоких научных исследований данного вопроса среди школьников не проводилось.

В рамках одного исследования невозможно дать полное и исчерпывающее описание SMS- и Интернет - сообщений как нового речевого жанра. В данной работе приводятся признаки, по которым такие сообщения можно отнести к речевому жанру, не существующему ранее.

В ходе работы мы опирались на следующие методы исследования:

- наблюдения и анализа;

- социологический (проведение анкетирования старшеклассников);

- описания;

- изучения источников информации.

Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть положены в основу целенаправленной работы школьников над своей грамотностью.



РАЗДЕЛ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ «SMS» И «РЕЧЕВОЙ ЖАНР»

1.1. SMS, история создания

Сегодня уже невозможно представить нашу жизнь без SMS-сообщений. Они настолько прочно вошли в нее, что трудно найти человека, который бы никогда не отправлял SMS на телефон или вообще не знал бы, что это такое.

В толковых словарях понятие «SMS-сообщение» не встречается. В Интернете в Википедии приводятся следующие данные:

SMS (Short Message Service) - это услуга пересылки коротких сообщений, позволяющая посылать и принимать текстовые сообщения с использованием мобильного телефона.

Эта технология стала одним из символов современной мобильной жизни - сегодня сервис SMS используют более 80% абонентов мобильной связи, а количество отправляемых по всему миру сообщений исчисляется сотнями миллиардов год. По SMS можно отправить прикольную картинку, оригинальный стишок, SMS любимому человеку с признаниями в любви, пригласить его на свидание, попросить прощения и все это без лишних переживаний и нервов, как при разговоре. SMS-ками можно заменять банальные записки или даже целые письма. Ведь отправленное почтой письмо будет идти несколько дней, и существует вероятность того, что оно не дойдет до адресата. SMS сообщение же дойдет сразу, как вы его отправите, и адресат его гарантированно получит. Список возможных сфер применения SMS растет ежедневно.

SMS, как правило, доставляются в течение нескольких секунд. Отправитель может получать уведомление о доставке сообщения. Можно отправить сообщение на выключенный или находящийся вне зоны действия сети телефон. Как только адресат появится в сети, он получит сообщение. Если отправитель получает уведомления о доставке, то таким образом можно определить момент появления в сети получателя.

Технология SMS поддерживается основными сотовыми сетями (GSM, NMT, D-AMPS, CDMA, UMTS). Также SMS на телефоны можно отправлять из Интернета и из других сетей, используя специальные программы. В англоязычных странах для экономии символов в SMS часто используют аббревиатуры, пропуски гласных, а также обозначают слова и слоги схожими по звучанию цифрами и буквами.

Достоинства и недостатки технологии SMS очевидны. Этот сервис необычайно удобен. Использование SMS сообщений позволяет существенно экономить на звонках, т.к. они дешевле даже самого короткого разговора. Ещё одно достоинство - возможность отправки сообщения в ситуациях, когда телефонный разговор невозможен, относительно большое «время жизни» передаваемой информации (текстовое сообщение может быть сохранено на телефоне пользователя и просматриваться практически неограниченное число раз).

Минус - неудобный набор текста на большинстве современных мобильных аппаратов, ограничения на допустимую длину сообщений, не до конца решенные технические проблемы с передачей SMS-сообщений между сетями различных операторов [9]. SMS придумали под Рождество. Инженер телекоммуникационной компании Vodafon Нейл Папуорт отправил своим коллегам самое первое в мире короткое текстовое сообщение - «MERRY CHRISTMAS-92». В результате вот уже 19 лет человечество наслаждается этим замечательным сервисом сетей, что заметно упростило общение и «раз в сто увеличило привлекательность услуги». Надо отметить, что первоначально обмен краткими сообщениями был совершенно бесплатным, так как не было четкой стратегии коммерческого использования новой услуги. SMS-сервисы нигде и никем не рекламировались, и некоторое время благородные абоненты оставались в полном неведении. Однако со временем несомненная польза коротких текстовых сообщений стала очевидной, услугу сделали платной, и мобильные корпорации и контент-провайдеры начали получать серьезные прибыли.

Первые телефоны с функцией отправки/приема SMS начала производить знаменитая финская корпорация Nokia. Спрос заметно увеличился, когда определилась так называемая «целевая группа». Молодежь очень быстро освоила все прелести SMS-почты, и началось триумфальное шествие услуги по миру. Зачем тратить деньги на голосовое общение, когда все что нужно можно уместить в 160 символах, включая пробелы? Студенты строчили сообщения на лекциях, передавали с их помощью длинные адреса и даты, время встречи и признания в любви. Немаловажную роль сыграла и присущая многим подросткам застенчивость - многие вещи проще написать, чем сказать [5].

1.2. Феномен SMS и Интернет-переписки в русском языке

Для обозначения этого феномена в русском языке активно используется транслитерированная форма смс, варианты sms-ка, смс-ка, SMS-ка, реже

sms'-ка (отмечено у проф. В. М. Лейчика) [11, 9], Smsка, СМСка, даже SMS-ски [10, 69], эсэмэс. В форме эсэмэска слово фиксируется в «Новом словаре модных слов» Вл. Новикова: «Но русскому языку эта мудрейшая расшифровка невдомёк. Он без церемоний кладёт руку на плечо заморской аббревиатуре: «Эсэмэска ты моя! Давай выпьем на брудершафт!» И вот одним русским словом больше стало» [14, c. 183]. Закон экономии речевых усилий привел к появлению усеченной формы «мэска» (широко используется во фразе «ваять мэски», зафиксированной А. Б. Бушевым [5, c. 4]).

В молодежной среде появились слова:

- «эсэмэснимся!», используется при завершении беседы и предложении дальнейшего общения через sms, продолжает ряд вежливых прощальных формул: «увидимся!» (возникло в русском языке, по мнению М. Кронгауза [10, с. 115] под влиянием английского языка - «see you!») и шутливого телефонного «услышимся!»;

- «сэсэмэсимся!» по аналогии с «созвонимся!»;

- «спишемся» - семантический неологизм (предложение продолжить общение через SMS).

Род несклоняемого неодушевлённого существительного SMS не устоялся: оно функционирует и как существительное среднего рода ( «пишу красивое смс, чтобы сделать человеку приятно»), и чаще как существительное женского рода по аналогии с смс-ка: «Поздно увидела твою смс».

SMS -коммуникация стала знаковым явлением первого десятилетия ХХI века: при помощи SMS назначают и отменяют встречи, обращаются за помощью, советом, возобновляют знакомство и уклоняются от ненужного общения, приносят извинения и не стесняются демонстрировать (чаще, чем при обычном общении) тёплые, искренние чувства, «экономят средства» и не экономят эмоции, «выражают себя творчески» (особенно в поздравлениях) и ценят креативность отвечающего, вступают в игры, в том числе языковые. Появились SMS -голосование, SMS -гадания, SMS -новости, SMS -поиск, SMS - одноклассники, SMS -знакомства (газеты печатают брачные SMS -объявления с такой степенью графической компрессии, что они понятны только посвящённому: «П27 180 80ДОН.ОБЛ.Д.20- 30Л.ДЛЯ С.О. И С.С. СМС ММС ЦЁМ»). Проводятся SMS -чемпионаты по скоростному набору текста, издаются SMS -анекдоты, SMS -афоризмы. Даже деревья могут «послать» SMS: как сообщил канал НТВ,

в Израиле разработана технология передачи фруктовыми деревьями SMS - информации при засухе.

Церковь предупреждает паству о необходимости воздержания от SMS - общения в пост. Видимо, «при многословии не миновать греха…» (Притча царя Соломона, гл. 10, 19). SMS -связь получила особенно широкое распространение в молодёжной среде, так, школьники в среднем отправляют 8-10 посланий в обычный день, в праздники 30-50 (зависит от тарифа и наличия денег на счету).

Складывается SMS -этикет, представляющий смесь компонентов традиционного устного и письменного речевого общения с иноязычными речевыми клише. Видимо, можно говорить о начале формирования молодежной SMS -культуры со своим этикетом, стилем общения, репертуаром языковых / речевых функций. В SMS -коммуникации реализуются функции:

- информативная;

- контактоустанавливающая (такие смс не несут информации, пишутся, потому что «скучно»);

- «эстетическая» (сборники «эсэмэсок», смс-анекдоты, смс-афоризмы, сборники «эсэмэс - стихов, рассылку которых затеяла группа современных российских поэтов» [14, c. 183];

- магическая (антикризисные заговоры, «денежные ангелы», выполненные с использованием пиктографических символов, мобильные обереги, смс-гадания по типу советских «писем счастья»: - Начались святки. Погадаем? Из слов Любовь, Удача, Успех, Богатство, Машина, Квартира,

Свадьба, - выбери слово и отошли мне. А это отправь Всем. Если вернется 3 одинаковых слова, то и произойдет в Новом году). SMS - яркая демонстрация тенденции к демократизации языка, упрощению дискурса в противоположность тенденции к интеллектуализации, усложнению дискурса.


1.3.Речевой жанр, его характеристика

С помощью научной литературы дадим определение речевого жанра. Обратимся к Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой.

Жанр, - а, м. 1. Вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. Лирический жанр. Эпический жанр. 2. Живопись на бытовые сюжеты (спец.). Пейзаж и ж. 3. перен. Манера, стиль. В новом жанре [10]. Понятие «речевой жанр» в данном словаре отсутствует.

В словаре лингвистических терминов под редакцией О.С. Ахмановой дано следующее определение речевого жанра: «Внутри письменной речи существуют частные разновидности, характеризующиеся своими особенностями. Это целостные единицы речевого общения, границы которых заданы говорящими, такие разновидности называют жанрами речи» [3].

В книге «Культура русской речи» под редакцией С.И. Виноградова в первой главе «Жанры речевого общения» приводится разделение форм речевого общения.

Большая роль в выделении бытовых речевых жанров принадлежит М. М. Бахтину. М. М. Бахтин определил речевые жанры как относительно устойчивые и нормативные формы высказывания, в которых каждое высказывание подчиняется законам целостной композиции и типам связи между предложениями-высказываниями. Диалог он определил как классическую форму речевого общения.

По типам коммуникативных установок, по способу участия партнеров, их ролевым отношениям, характерам реплик, соотношению диалогической и монологической речи различаются следующие жанры речевого общения:

- беседа;

- разговор;

-рассказ;

- история;

-предложение;

-признание;

- просьба;

- спор;

-замечание;

- совет;

- письмо;

-записка;

-сообщение на пейджер;

- дневник.

1. Беседа. Это жанр речевого общения (диалог или полилог), в котором, при кооперативной стратегии, происходит: а) обмен мнениями по каким-либо вопросам; б) обмен сведениями о личностных интересах каждого из участников - для установления типа отношений; в) бесцельный обмен мнениями, новостями, сведениями (фактическое общение).

2. Разговор. По целям различаются такие виды разговора:

а) информативный разговор;

б) предписывающий разговор;

в) разговоры, направленные на выяснение межличностных отношений (конфликты, ссоры, упреки, обвинения).

Целенаправленность - характерная черта разговора. Об особых чертах разговора свидетельствуют устойчивые выражения, исторически сложившиеся в системе языка, например: У меня есть к тебе разговор; серьезный разговор; большой разговор; неприятный разговор; веселый разговор; пустой разговор; беспредметный разговор; деловой, разговор.

3. Спор. Спор - это обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины. Различные точки зрения по тому или иному вопросу, тем не менее имеют общую фазу, в явном виде не выраженную языковыми формами, - заинтересованность в общении. Это обусловливает позитивное начало в диалоге или полилоге, своего рода кодекс доверия, правдивость и искренность, выражающихся в этикетных формах обращения, вежливости, истинности аргументов. Цель спора - поиск приемлемого решения, но одновременно это и поиск истины, единственно правильного решения

Конструктивным началом в этом жанре речевого общения является подчеркивание собеседниками общности взглядов, общности позиций.

4. Рассказ. Это жанр разговорной речи, в котором преобладает монологическая форма речи внутри диалога или полилога. Главная стратегическая линия речевого общения - солидарность, согласие, кооперация, <разрешение> одному из участников осуществить свою коммуникативную интенцию, которая в основном сводится к информации. Темой рассказа могут быть любые события, факт, которые произошли с рассказчиком или кем-либо другим.

5. История. Этот жанр разговорной речи, так же как и рассказ, является по преимуществу монологической речью, которая учитывает все компоненты прагматической ситуации. Кроме того, важный прагматический фактор речи при рассказе <истории> - память. Этот фактор обусловливает структуру повествования и содержание речи.

6. Письмо. Необходимым условием этого жанра речевого общения является искренность, которая возможна при внутренней близости родственных или дружелюбно настроенных людей. Регулярность переписки определяется рядом факторов: а) отношениями между участниками этого вида речевого общения; б) внешними обстоятельствами переписки; в) актуальностью для адресата тем; г) частотностью переписки.

7. Записка. В отличие от письма, этот жанр письменной разговорной речи в большой степени формируется общим миром чувства-мысли адресанта и адресата. Поэтому содержание записки обычно кратко; развернутое рассуждение может заменяться одним - двумя словами, играющими роль намека.

8. Дневник. Дневниковые записи представляют собой тексты адресованной разговорной речи, а, следовательно, имеют все стилистические особенности текстов, обусловленных многофакторным прагматическим пространством.

Стилистика дневниковых записей обусловлена всеми ипостасями личности (Я- интеллектуальное, эмоциональное, духовное и т: д.); в зависимости от преобладания того или иного начала меняется характер изложения. Дневниковые записи разделяются на два больших разряда. Одни дневники отражают ориентацию автора на описание дня как временного пространства.

Например, перечисление сделанного, итог, размышления, анализ чувств и мыслей, планы и т. п.

Дневники другого типа (они могут вестись нерегулярно) - <разговор> о себе во <времени, размышления о том, что волнует, своего рода <поток сознания> с ассоциативными подтемами <главных> мыслей дня. [2].

Как мы видим, жанры речевого общения, изложенные нами выше, имеют характерные признаки для каждого в отдельности. В следующей главе мы попытаемся доказать, что SMS-сообщения можно отнести к новому речевому жанру, так как существует ряд признаков, характерных только для этого жанра.



Выводы по 1 разделу

SMS -коммуникация стала знаковым явлением первого десятилетия ХХI века. SMS - сообщения - один из символов современной мобильной жизни - сегодня сервис SMS используют более 80% абонентов мобильной связи, а количество отправляемых по всему миру сообщений исчисляется сотнями миллиардов год, так же велико количество пользователей социальных сетей.

Для обозначения этого феномена в русском языке активно используется транслитерированная форма смс, варианты sms-ка, смс-ка, SMS-ка, реже

sms'-ка. Род несклоняемого неодушевлённого существительного SMS не устоялся: оно функционирует и как существительное среднего рода, и чаще как существительное женского рода по аналогии с смс-ка.

SMS -связь получила особенно широкое распространение в молодёжной среде, так, школьники в среднем отправляют 8-10 посланий в обычный день, в праздники 30-50. Складывается SMS -этикет, представляющий смесь компонентов традиционного устного и письменного речевого общения с иноязычными речевыми клише. Видимо, можно говорить о начале формирования молодежной SMS -культуры со своим этикетом, стилем общения, репертуаром языковых / речевых функций. В SMS -коммуникации реализуются функции:

- информативная;

- контактоустанавливающая;

- «эстетическая»;

-магическая

SMS - яркая демонстрация тенденции к демократизации языка, упрощению дискурса в противоположность тенденции к интеллектуализации.

По типам коммуникативных установок, по способу участия партнеров, их ролевым отношениям, характерам реплик, соотношению диалогической и монологической речи различаются следующие жанры речевого общения:

беседа; разговор; рассказ; история; предложение; признание; просьба; спор;

замечание; совет; письмо; записка; сообщение; дневник. Эти жанры речевого общения имеют характерные признаки для каждого в отдельности.
















РАЗДЕЛ 2. «SMS» КАК НОВЫЙ РЕЧЕВОЙ ЖАНР

2.1. SMS-сообщения, его характерные признаки

SMS-сообщение можно отнести, согласно гипотезе, к речевому жанру. Рассмотрим характерные особенности SMS-сообщений.

Для более полной картины исследуемой темы мы провели анкетирование среди старшеклассников. Им были предложены следующие вопросы:

Что, по-вашему, такое SMS-сообщения?

Большинство школьников ( 47%) считают, что это один из типов общения между людьми, для 28% SMS-сообщения синонимом электронного письма,

22% называют так только текстовое сообщение, для 3% это одна из услуг телефонной связи (приложение 1) .

Для чего нужны SMS-сообщения?

Подавляющему большинству опрошенных SMS-сообщения нужны для того, чтобы общаться - 58%, 40% - для обмена информацией и только 2% таким образом проводят время.

Как часто вы пишете SMS-сообщения ?

Часто пользуются SMS-сообщениями 59% опрошенных, редко - 41%. При этом многие, кто редко пишет SMS, обращают внимание на то, что в их распоряжении находятся другие средства для переписки, например, социальные сети, а SMS чаще пишут те, у кого в телефоне не подключен Интернет.

85% ответили положительно на вопрос «Удобно ли пользоваться SMS услугами ?» и только 15% опрошенных не находят это удобным, из-за того, что долго писать (приложение 2).

Преимущества SMS услуг 60% видят в том, что иногда нет возможности ответить на звонок, а 25% в том, что это быстро и недорого.

Также большая часть опрошенных ( 58%) не считает, что те ошибки, которые они делают при написании SMS, как-то влияют на грамотность, положительно ответили на вопрос о плохом влиянии SMS на грамотность лишь 7% учащихся, и треть учащихся 35% вообще не придает значения этому моменту.

Причины ответа на этот вопрос наблюдаем, анализируя ответы на следующий «Много ли ошибок вы делаете при наборе SMS-сообщении?»:

59% редко делают ошибки в своих сообщениях и не замечают их, 10% считают, что не делают их, 31% делают и исправляют (приложение 3).

При этом 78% учащихся чаще всего шлют SMS своим друзьям, 6% - родственникам, 4% - посторонним и 12% - другие варианты (приложение 4).

На сегодняшний день SMS - далеко не единственный, но все же очень популярный способ общения между учащимися. Об этом свидетельствуют данные опроса. Без функции SMS в телефоне не смогли бы прожить 27% учащихся, 47% могут обойтись без сообщений, 36% имеют возможность использовать другие способы общения.

Наблюдения над текстами полученных и отправленных учащимися SMS и результаты анкетирования позволяют сделать следующие выводы:

- основные черты SMS как жанра, выявленные при анкетировании - краткость, сиюминутность и частный (непубличный) характер содержания, сильная зависимость от средства передачи информации - мобильного телефона, разрешающего лишь небольшой объем сообщения и располагающего ограниченным набором клавиш (причем порой только с латиницей), на каждой из которых не одна, а несколько букв.

Таким образом, в систему жанровых признаков входят:

- дистанционность и скорость;

- информативность;

- монологичность и диалогичность;

- языковые особенности;

- неформальный характер;

- интонирование;

- нелинейность во времени ;

- обусловленность ситуацией общения.

Рассмотрим детально каждый из жанровых признаков с примерами.

Дистанционность и скорость

SMS - сообщения всегда письменные и дистанционные - это одни из самых главных функции. SMS мы можем отправить на любые расстояния, в любой момент времени, из любой точки планеты и очень быстро:

Привет Виккуся! Я сейчас в Артеке. Очень соскучилась. Всем привет!

Информативность

Используя прием сопоставления стиля и содержания высказывания, можно выявить еще одну особенность SMS-сообщений - информативность.

Несомненно, главная задача переписки с помощью SMS-сообщений - донести новую информацию до адресата.

Сегодня все идем на «Металлист». Билеты достал бесплатно.

Но люди также иногда отсылают SMS-сообщения, чтобы просто напомнить о себе. Следовательно, цель таких сообщений - просто установить контакт без непосредственной передачи информации

Давно тебя не видел, соскучился, давай встретимся!

Монологичность и диалогичность

В статье Н. С. Васина «Наши любимые SMSки» от 6 мая 2009 сказано, что общение через SMS, в отличие от телеграмм и писем, может представлять собой диалог. Собеседники могут узнавать о последних новостях друг друга: Время провел неплохо, жалко без тебя. Ну, ничего, еще приеду:)
Но, как и телеграммы, письма и записки, они могут быть монологичными по своей форме. Телеграммы и sms-сообщения не могут быть анонимными, поэтому SMS часто начинаются с обращения, а подписываются редко.

Ну, ты где пропала? Я тебя жду, а ты не звонишь! Тел. 4386722. Артем[13].

Языковые особенности

Мы говорили, что SMS-сообщения - это очень короткие сообщения (SMS-small message service), состоящие не более чем из 2-3 не сильно распространенных предложений. В связи с желанием передать как можно больше информации, а также сэкономить как можно больше денег, места, усилий возникает множество языковых особенностей, например:

а) использование транслитерации (т.е. замена русских символов латинскими, т.к. в русскоязычном sms-сообщении может содержаться 80 символов, а в англоязычном - 160).

б) обилие сокращений: кого-нить - кого-нибудь, чво (чего)

в) для SMS-сообщений часто характерно полное пренебрежение лингвистическими нормами русского языка и написание по фонетическому принципу: «как слышу, так и пишу». Кроме того, вспомним особенность, оговариваемую ранее, что сообщения могут быть в форме диалога и монолога.

SMS-диалог 2-х учащихся:

- Ты де

- Вэкапарке ржунимагу

- Када будиш

- Низнаю

Отредактированный текст

-Ты где?

-В экоопарке. Очень смешно!

-Когда будешь?

-Не знаю.

г) отсутствие знаков препинания, предлогов:

Поздравляю_Днем рождения_Удачи_вовсем счастья_личной жизни;

«Мне понравилась твоя идея я считаю что ты абсолютно прав но все же я еще подумаю».

д) частотное использование тире:

я же сказал - ладно

когда приеду - позвоню

Типичные коммуникативные задачи, которые решаются с помощью

сообщений:

1.Узнать о местонахождении (и планах) адресата.

2.Узнать о самочувствии и настроении адресата.

3.Сообщить о своем местонахождении и планах.

4.Сообщить о своем самочувствии и настроении.

5. Сообщить о мимолетном текущем впечатлении, о чем-то только что сделанном или увиденном.

6.Выразить в ответ сочувствие, поощрение, благодарность и т.п.

Все они предполагают передачу не только объективной информации, но эмоционального отношения, позитивной энергии, участия, сочувствия, желания поделиться радостью или печалью.

Неформальный характер

SMS -сообщения носят скорее неформальный характер. Это сказывается также на отношении к тексту, когда пишущий пренебрегает некоторыми правилами русского языка. Часто ошибки делаются специально, чтобы подчеркнуть неформальность общения и максимально приблизить письменный текст к устной речи:

Ща приеду, тока в магазин забегу.

слова разговорного стиля бытовой тематики, просторечные, в молодёжной переписке активно используются жаргонизмы, высока насыщенность варваризмами как результат влияния массовой культуры [5, с. 4].

Высок уровень окказионального словообразования, того, что лингвисты называют «словами- однодневками, словами-экспромтами, словами-самоделками» [16, с. 42]: «Я на репе (репетиции)»,

«Поздравляю тебя сДнюшкой!», «Что на зт (завтра) по О Па Па?», своеобразная неосемема [16, c. 43] по аналогии с песней Dj Макара «Opapa».

Видимо, можно будет говорить о появлении «камерных» письменных языков, формировании сленга небольшого замкнутого коллектива (класса): «УМ нибирём», «сДРсестричка!:ь». Для многих текстов смс характерен графический «микс» - сознательное смешение кириллицы и латиницы.

На наш взгляд, необходимо вести постоянный социолингвистический мониторинг смс- переписки как источника новых явлений и даже тенденций развития языка.

Интонирование

Кроме того, не только само говорение, но и интонирование играет важную роль в правильном понимании изложенной информации. Отсутствие возможности интонирования в sms-общении компенсируется более активно, чем в обычной письменной речи: использованием многоточия, вопросительного и восклицательного знаков и их сочетаний:

Эй??! Ты почему опять не отвечаешь

Каникулы!!!!!!!!! Наконец-то!!!!

Повышение тона обычно передается заглавными буквами: ХОЛОДНО! Как же тут ХОЛОДНО!

Определенная ситуация общения

SMS-сообщения часто отправляют в определенной ситуации общения, именно в тот момент,когда происходит данное действие или событие. На мой взгляд, это очень удобно, потому что в нашей жизни бывают ситуации, когда нужна помощь или нужно срочно предотвратить какое-нибудь событие, или просто признаться в своих ошибках после ссоры.

Извинение: Обстоятельства изменились. Извини. Встретимся завтра.

Донос: Уже 23.00, а 45-й квартире громко поют.

Просьба: Позвони, пожалуйста, отцу. Очень ждет.

Признание: Мамочка, я тебя люблю.

Наиболее популярные в школе жанры СМС - стихов:

-Любовные-31%

-Поздравительные-28%

-Дружеские-59%

-Прикольные-38%

-Стихи-31%

Стихи - это новый жанр в поэзии, не требующий особых навыков. А только умение писать грамотно и в рифму. Но даже, если Вы не можете выдавить из себя не строчки, то не беда, можно воспользоваться специализированными сервисами, которые сделают всё за Вас. Вам только понадобится поменять несколько строф или фраз по Вашему усмотрению.

Такие стихи могут быть написаны по любому поводу и на любую тему, это могут быть любовные, поздравительные и смешные стихи. Способ их написания, везде одинаков, только цель этих стихов разная.

Любовные стихи - это романтические стихотворения, посвящённые Вашей второй половинке, говорящие о Ваших чувствах. В них Вы можете написать, как сильно Вы любите, что вы готовы сделать ради любимого человека. В общем, написать всё, что Вы считаете нужным и главным.

Ты похожа на звезду:

Далека и так прекрасна.

Но тебя я очень жду,

И, надеюсь, не напрасно!

Я - безумец, я - влюблен,

На душе моей светлее,

Ведь тобою окрылен,

И к тебе спешу скорее!

Поздравительные стихи - это стихотворения с поздравлениями близких друзей или родных, в которых написаны тёплые, красивые слова, адресованные тому или иному человеку.

Смешные стихи - это забавные, смешные стихотворения, которые дарят людям радость и веселье (прикольные смс)

Самые прикольные СМС, выбранные учащимися:

Дивный взгляд... Стройная фигура... Завораживающий голос... Ангельское личико... Ну ладно, хватит обо мне, как ты?

Залезла в папину библиотеку, открыла для себя томик Вольтера, нашла 500 рублей. Вольтер мой любимый писатель!

Из зоопарка только что сбежало три обезьяны: одну нашли у елки, вторую не нашли, а третья была только что замечена читающей эту СМСку.

Доехала нормально, целую. Твоя крыша.

Забирай меня скорей, Увози за 100 морей, Ты получишь 10 лет, 18-ти мне нет!

На вашем счету 0 руб, 0 коп.!! Ваш тарифный план «Поболтать» переходит в тарифный план «Добалтались!!!»

Так будьте здоровы!

Живите богато,

Настолько позволит

Вам ваша зарплата!

А если зарплата

Вам жить не позволит -

Ну что ж, не живите,

Никто не неволит!.

Смешные и забавные тексты, розыгрыши и приколы, шутки и стишки для друзей и подруг... Такие тексты могут приносить не только положительные эмоции. Шутка, которая показалась смешной после прочтения на сайте, может вызвать непредсказуемую реакцию и даже обидеть адресата.

В настоящее время популярными стали и голосовые СМС, где можно получить поздравление от кого угодно.

В. К. Харченко выделяет 25 ключевых слов, характеризующих устный разговорный дискурс [18, c. 22]. На наш взгляд, некоторые из них непосредственно относятся к смс-общению.

Спонтанность - неподготовленность речи, что обусловливает речевую неряшливость, огрехи, описки. Хотя «отложенный смс-ответ» предполагает продуманность, более тщательный отбор языковых средств.

Непринужденность, естественность речи (особенно при общении статусно равных лиц).

Приватность - непубличность, частный, не для чужих глаз характер сообщаемого. Кроме того, для sms характерна диалоговость: инициируемая смс и ответная смс. Вне зоны диалога многие смс непонятны (- Не забудь, плз). Адресат - один человек, в отличие от интернет- общения.

Компрессия - сжатие речевых форм - вызвана и необходимостью вложить информацию в 70 (объем одной смс) или 140 (2 смс) знаков, спонтанностью, сиюминутностью общения; особая компактность текста.

«Ты сегодня ва скока зайдеш?», «Воскока ты говорила будеш дома?». Это обычные смс , которые могут принадлежать «перу» любого человека и отнюдь не свидетельствовать о его безграмотности.

Орфография часто нарушается из-за высокой скорости набора, нежелания править текст (особенно у школьников), сознательного поиска путей сжатия, впрочем, иногда и из-за незнания правил правописания.

Смайлы (Smile)

В свое статье Н.С.Васин пишет, что вследствие того, что переписывающиеся люди находятся на расстоянии и невидимы друг для друга, они не имеют возможности сопровождать свои высказывания мимикой и жестами. В sms-общении этот недостаток компенсируется «смайликами». Это слово - от английского smile («улыбка») - обозначает значки, создаваемые с помощью вспомогательных небуквенных символов клавиатуры. Они создают иллюзию одновременного говорения и действия, что, в свою очередь, создает эффект присутствия, хотя довольно далекий от реального общения [8]. А проще: "Смайлики"-это маленькие изображения, которые можно использовать для выражения своих чувств или эмоций, когда слов не хватает.
Смайлы - неотъемлемая часть сообщений. Чаще всего смайлы выполняют особую роль: они служат для передачи эмоций, являются индикатором настроения, создают эффект присутствия. [7]

Конечно, смайлы помогают виртуально увидеть настроение человека.

Смайлики бывают двух видов:

1)текстовые, составленные из знаков препинания, букв и цифр, которые вы можете найти на клавиатуре компьютера. Двоеточие представляют глаза, правая скобка - рот.

:-) улыбка :-( печаль;

2)графические, в виде маленькой картинки-иконки, правильнее было бы их называть эмотиконами (от англ.emoticon).

История возникновения смайлов

В начале 1980-х было проблемой понять, сделал ли помещающий сообщение на онлайн информационных табло, саркастическое замечание, пытался быть забавным или серьезным. Был необходим какой-то признак. Так родилась идея смайликов. Ещё в 1969 году Владимир Набоков в одном из своих интервью упоминал о том, что стоит создать специальный знак пунктуации для графического отображения эмоций: "Мне часто приходит на ум, что надо придумать какой-нибудь типографический знак, обозначающий улыбку, - какую-нибудь закорючку или упавшую навзничь скобку, которой я бы мог сопроводить ответ на ваш вопрос".

Однако точно установить, кто придумал смайл, вряд ли возможно, так как есть свидетельства, что этот знак использовали ещё в 1960-х годах.

Американский художник Харви Болл (англ. Harvey Ball) в декабре 1963 года первым нарисовал графическое изображение улыбки в виде двух точек и дуги в жёлтом круге.

Итак, перенесемся в Америку начала 60-х. Роды нового страхового гиганта были трудными, и поэтому сотрудники фирм приуныли. Что, конечно же, не замедлило сказаться на продуктивности работы, которая катастрофически снижалась. И вот, дабы заставить своих сотрудников не извергать на клиентов скорбь и пессимизм, а вовсе даже наоборот - мило им улыбаться, руководство новорожденной State Mutual Life Assurance Cos. of America решило провести среди них нечто вроде рекламной кампании с целью разрекламировать хорошее настроение. Нарисовать символ для акции в декабре 1963 года предложили художнику Харви Бэллу. За 10 минут и $45 Харви Бэлл создал простенькую желтую задорно улыбающуюся рожицу, из которой сделали значок, прикрепили сзади булавку и раздали сотрудникам и клиентам компании. С сияния на груди у страховых агентов и ими застрахованных клиентов начал свой путь первый смайл, пока еще только оффлайновый и неэлектронный.

Коронное шествие Мистера Улыбки по миру началось в 70-х после того, как для него был придуман соответствующий лозунг - Have a Happy Day ("Счастливого дня"). Желтые рожицы "засветились" на футболках, рюкзаках, карандашах. Даже почтовая служба США выпустила веселую марку. Смайл печатали на всем, что может продаваться, он приносил огромные доходы всем, кроме его непосредственного создателя. Харви Бэлл не стал регистрировать свое авторское право.

В наши дни смайлики стали непременным атрибутом при написании сообщений. Благодаря простоте смайлика, его легко изобразить с помощью символов. Смайлики есть уже практически во всех сайтах - в гостевых книгах, форумах, комментариях.

Они создают иллюзию одновременного говорения и действия, что, в свою очередь, создает эффект присутствия:

:) - улыбающийся ;) - подмигивающий :( - грустный

:D - смеющийся =-O-удивленный :-[ - стесняющийся

@}->-- - дарящий розу @= смайл бомба :'( - плачущий

Язык сообщений как новый жанр речевой коммуникации (работа на конкурс-защиту МАН)- улыбка, Язык сообщений как новый жанр речевой коммуникации (работа на конкурс-защиту МАН)- грусть :*) - улыбаюсь и целую, :-~) - у меня насморк, Язык сообщений как новый жанр речевой коммуникации (работа на конкурс-защиту МАН)- подмигиваю, Язык сообщений как новый жанр речевой коммуникации (работа на конкурс-защиту МАН)- удивляюсь, :-|| - злюсь, |-O - скучаю, :-& - нет слов, Язык сообщений как новый жанр речевой коммуникации (работа на конкурс-защиту МАН)- не знаю, :-V - кричу, %-) - завис перед монитором, [:-) - слушаю плеер, @-}- - дарю розу, :-Q - курю, :-(____) - очень сильно удивился , Язык сообщений как новый жанр речевой коммуникации (работа на конкурс-защиту МАН)- сердитый, Язык сообщений как новый жанр речевой коммуникации (работа на конкурс-защиту МАН)-удивленный, Язык сообщений как новый жанр речевой коммуникации (работа на конкурс-защиту МАН)-я такой милочка, Язык сообщений как новый жанр речевой коммуникации (работа на конкурс-защиту МАН)-застенчивый, Язык сообщений как новый жанр речевой коммуникации (работа на конкурс-защиту МАН)- не будите во мне зверя, Язык сообщений как новый жанр речевой коммуникации (работа на конкурс-защиту МАН) задумчивый, Язык сообщений как новый жанр речевой коммуникации (работа на конкурс-защиту МАН)- панк - рок, Язык сообщений как новый жанр речевой коммуникации (работа на конкурс-защиту МАН)- прощай, Язык сообщений как новый жанр речевой коммуникации (работа на конкурс-защиту МАН)- влюблен, Язык сообщений как новый жанр речевой коммуникации (работа на конкурс-защиту МАН)- бьющийся в стену.

Смайлик же служит одновременно знаком препинания и средством передачи эмоций.

Спасибо за поздравление :)

А письмо вчера написал, но отправить не получилось :(

С точки зрения культуры речи, главное, что смайлики в СМС служат выражением дружелюбия.

Наиболее часто используемые нашими учащимися смайлы:

:)-улыбка

:(-печаль

;)-подмигивание

:Р-язык

:D-смех

=:)-Джедсмайл

:`(-слёзы

:*)поцелуй

На вопрос «В каких ситуациях вы используете смайлы?» большинство ответили:

В подходящих-3%. В разных-7%

Когда хочешь выразить свои эмоции-31%.

В смешных-14%. Ни в каких-14 %.

Во всех-24%.

Необходимы ли смайлы в наше время?

Да-93%

Нет-7%.

В чём вы видите плюсы использования смайлов?

Выражение чувств, эмоций-34%

Нет плюсов-24%

Передают настроение-14%

Не знаю-3%

Передают отношение-3%

В чём вы видите минусы использования смайлов?

Минусов нет-76%. Есть минусы-7%. Не знаю-3%

Нелинейность во времени

SMS-сообщения не линейны во времени, потому что их можно переписывать, исправлять, дописывать.

Таким образом, SMS-сообщения имеют свои особенности, такие как: электронный способ передачи информации, скорость, дистанционность, письменная форма, ограниченность в объеме, нелинейность во времени, неформальность общения, транслитерация, обилие сокращений, пренебрежение орфографическими и пунктуационными нормами, в частности, написание по фонетическому принципу, компенсирование отсутствия мимики и жестов смайликами и заглавными буквами.

Поэтому можно сделать вывод о том, что SMS-сообщения - это речевой жанр и полноправный компонент современной языковой культуры.



2.2. Влияние SMS на грамотность школьника

В статье М.Ю.Сидоровой (МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва) "Засоряют ли SMS-сообщений русский язык?", или "На зеркало неча пенять…"[8], говорится о том, что пока так называемые "наивные говорящие" активно эксплуатируют новый способ коммуникации, преподаватели, филологи, деятели культуры, журналисты бьют тревогу в ужасе перед наступлением SMS-мышления. Звучат, правда, голоса и в защиту SMS-языка, призывы относиться к нему более взвешенно и легкомысленно.

Итак, что ответит учитель русского языка на часто задаваемый вопрос: "Засоряют ли SMS-ки русский язык?"? Один ответит уверенно: "Да", подписывая приговор этим обрывочным, неграмотным, лишенным всякой языковой ценности, путающим английский и русский язык, насыщенным жаргонизмами и просторечием, порою игнорирующим знаки препинания, зато изобилующим смайликами "недотекстам". Другой, как правило, тот, кто имеет больше собственного опыта электронной коммуникации, задумается и скажет: "Нет". Мы тоже скажем "нет": нет, SMSки не "засоряют русский язык". И дело не только в том, что одного взгляда на приведенные выше примеры достаточно, чтобы убедиться: в этих фрагментарных, зачастую нарушающих правила языка высказываниях больше речевого творчества, чем бездумности, больше выражения позитивных эмоций, чем ненормативной лексики. Дело в том, что сам вопрос поставлен в корне не верно.

Тот или иной жанр, та или иная речевая сфера сама по себе не может засорять или не засорять русский язык. С тем же успехом можно было бы говорить о засорении языка конспектами или коммерческими телексами. SMS-ки - не причина неграмотности современной молодежи, а зеркало.

В них отражаются многие негативные процессы, произошедшие с культурой нашего общества за последнее время: падение интереса к чтению хорошей литературы и к чтению вообще, засилье низкопробных журналов, понижение требований к знанию русского языка и литературы в средней школе и разрушение классической системы преподавания этих предметов [7].

Нарушения отмечаются по всем пяти разделам орфографии.

  1. Передача фонемного состава слов и морфем

Отдаётся предпочтение фонетическому письму, часто реализуется неполный стиль произношения: щас, ща, сёдня, сёня (экономится три знака),

де, тя: «Я тя жду», чё, шо: «Шо проверка?», луче: «Порыв луче нытья», пасибо, «Хочю пообщаца», «Хорош прикалываца», «Жела щастя», «Када ждать?». Отмечается высокая степень вариативности:

«во сколько?» отмечено в SMS как во скока, васкока, васкок, вскок, вскольк, всколька, ва скока.

  1. Употребление прописных и строчных букв

Меняются функции прописных. Они часто используются для обозначения границ слов при отсутствии пробела, то есть «для экономии пространства SMS »: «ПриветУжасноЗаТобойСоскучилась НадоОбязательноВстретитьсяУжеИПогодаНалаживается». Прописными выделяется наиболее значимая информация, наиболее важное слово: «С ПРАЗДНИКОМ 8 МАРТА щастя здоровья ЛЮБВИ найти своего принца». Прописная буква используется для передачи паравербальных средств коммуникации, например, повтор прописных - для передачи изменения высоты голоса: «А-А-А-а-а… Прикольненько-буду знать». При неформальном стиле отношений весь текст подаётся строчными («лень клацать-и так поймут» - из объяснений школьника), или с прописной употребляется только первое слово, что обусловлено техническими параметрами телефона: «вот и хорошо! отдыха, чита!

бу собира ся в кучку перед трудов. нед.ите (Рите) скажу».

  1. Слитное, полуслитное, раздельное написание

Слова, пишущиеся обычно через дефис, многие лексии, предложно-падежные формы в SMS часто не разделяются: «Засвободу!», «Потомушо…», «Ктонить бу?» (кто будет?).

  1. Правила переноса

Известно, что эти правила в электронной коммуникации нарушаются не по вине пишущего.

  1. Графические сокращения

В этом разделе отмечается наиболее многочисленные отступления от правил. Графическая компрессия вызвана экономией пространства SMS. Это сокращения по телеграфному стилю (пропуск гласных типа тчк, зпт): вскр, здр (здоровье); сокращения на гласный, особенно глаголов: «мо»: «мо прийти?», «бу»: «када бу дома?», бу чита и вяза», «хо»: «хо домой», «на-

пиши мне какой-нибудь Запо-й (запорожский) сайт знакомств». К принятым сокращениям следует, видимо, отнести, названия дней недели: Пн., Вт., Ср., Чтв., Пт. Точка при сокращении часто опускается: «Еду во вт».

Исследуя этот вопрос, было проведен социологический опрос, на основании которого основными причинами безграмотного SMS- письма можно считать следующие:

- подростки экономят место на SMS-страничках, т.к. SMS - платная форма общения - 12%;

- учащиеся считают, что SMS-письма не совсем письменная речь, а значит, в них допустимы любые ошибки. Основной принцип почти всех отправляющих - «Пишу, как говорю и слышу»- 57%;

- многие подвержены молодежному влиянию и пишут так, как пишут другие- 22%;

- многие считают неправильное письмо «прикольным»- 9% .

Нельзя требовать от всех, да и невозможно добиться, чтобы все изъяснялись исключительно на литературном языке, ведь сленг не может исчезнуть из нашей речи в одночасье. Конечно, мыслить и говорить одновременно трудно, но нельзя заполнять паузы частицами, просторечными словами, сленговыми выражениями, тем самым мы сушим и обедняем нашу речь. А SMS и чаты «помогают» нам в ее загрязнении и опустошении.

SMS-ки - явление с лингвистической и психологической точки зрения скорее позитивное. Человек, пишущий SMS-ки, решает (замечает он это или нет) несколько важных задач, помимо простой передачи содержания [13].

В настоящее время проблема влияния речи сообщений на грамотность стала настолько популярной, что даже в сети ВКонтакте есть группа, ведущая обсуждение этой темы. Ниже приводится скрин главной страницы этой группы.

Язык SMS-сообщений: за и против

Нас уже 40! Мы рады, что вы активно помогайте нам решать проблему, связанную с языком СМС!

Местоположение:

Железнодорожный, Россия

Свежие новости

перейти к теме Опрос

Проголосовали 22 человека

Оказывает ли язык SMS влияние на вас?

Определенно, да. Он плохо на меня влияет.

3 (13.64%)

Да, я стал(а) это замечать в последнее время.

5 (22.73%)

Небольшое влияние оказывает, но я с ним борюсь)

7 (31.82%)

Нет, думаю, что не оказывает.

4 (18.18%)

Точно нет. Моя речь по-прежнему грамотная, предложения развернутые.

3 (13.64%)

Мне все равно, мое развитие мне не интересно(

0 (0%)

Выводы по 2 разделу

SMS-сообщение, используемое при общении с помощью мобильного телефона и Интернета, можно отнести, согласно гипотезе, к речевому жанру.

Результаты анкетирования показали, что большинство школьников считают, что SMS-сообщения - это один из типов общения между людьми, подавляющему большинству опрошенных они нужны для того, чтобы общаться . Также большая часть опрошенных не считает, что те ошибки, которые они делают при написании SMS, как-то влияют на грамотность.

Адресатом сообщений у 78% учащихся являются друзья, у 6% - родственникам, у 4% - посторонние люди.

Таким образом, на сегодняшний день SMS - далеко не единственный, но все же очень популярный способ общения между учащимися.

Наблюдения над текстами полученных и отправленных учащимися SMS и результаты анкетирования позволяют назвать основные черты SMS как жанра: краткость, сиюминутность и частный (непубличный) характер содержания, сильная зависимость от средства передачи информации - мобильного телефона, разрешающего лишь небольшой объем сообщения и располагающего ограниченным набором клавиш (причем порой только с латиницей), на каждой из которых не одна, а несколько букв.

Таким образом, в систему жанровых признаков входят:

- дистанционность и скорость;

- информативность;

- монологичность и диалогичность;

- языковые особенности;

- неформальный характер;

- интонирование;

- нелинейность во времени ;

- обусловленность ситуацией общения.

В SMS-сообщениях зачастую нарушаются все орфографические правила языка , но при этом в SMS- высказываниях можно отметить больше речевого творчества, чем бездумности, больше выражения позитивных эмоций, чем ненормативной лексики.

Речевые и орфографические ошибки, наблюдающиеся в текстах SMS-сообщений - не причина неграмотности современной молодежи, а зеркало.

В них отражаются многие негативные процессы, произошедшие с культурой нашего общества за последнее время.



Выводы

В нашей работе, посвященной исследованию SMS-сообщении как нового речевого жанра, мы обратились к основным понятиям: SMS - сообщение, речевой жанр. Рассмотрели SMS (Short Message Service) как услугу пересылки коротких сообщений, позволяющих посылать и принимать текстовые сообщения с использованием мобильного телефона, выявили жанровые признаки, характерные для SMS-сообщении как речевого жанра. Из всего многообразия определений SMS-сообщении, остановились на определении: SMS - это короткое текстовое сообщение. Но в то же время это один из типов общения между людьми.

Отнесение SMS-сообщении к речевому жанру было сделано на основании определенных признаков: коммуникативная цель; образ автора, образ адресата, дистанционность и скорость, информативность и монологичность, диалогичность, языковые особенности, неформальный характер, интонирование, определенная ситуация общения, нелинейность во времени, обусловленность ситуацией общения.

Итак, SMS-сообщения, несмотря на необычность, ненормативность языкового облика, служат средством позитивной частной коммуникации.

Экспериментально было рассмотрено влияние SMS-сообщений на грамотность школьника, было выявлено, что SMS-сообщения все-таки влияют на грамотность человека, но часто мы предпочитаем просто не замечать эти ошибки или допускать специально в силу определенных причин: экономия места на SMS-страничках, т.к. SMS - платная форма общения; SMS-письма не совсем письменная речь, а значит в них допустимы любые ошибки. Основной принцип почти всех отправляющих - «Пишу, как говорю и слышу».

Несмотря на скудность языкового облика, SMS служат позитивным средством коммуникации. Неофициальность, камерность, интимность общения обусловливают характер лексики SMS, влияют на понижение нашей грамотности, особенно, если она ещё не сформирована.

Объективно роль SMS будет возрастать и дальше, так как они обладают существенными для молодежи качествами: скоростью, лаконичностью, экономичностью. Поэтому единственный способ недопущения их влияния на грамотность - это ответственное отношение к языку.





Список использованной литературы

1.Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: «Советская энциклопедия», 1969.- 608 с.

2. Балыхина Т. М. Я люблю тебя, русская речь? (Современное речетворство) / Т. М. Балыхина // Сб. матер. Регионального форума преподавателей-русистов восточноевропейских стран СНГ. - К. : Изд-во «Журнал «Радуга», 2007. - 192 с.

3. Баринова С. О. Классификация эмограмм в сети Интернет/ С. О. Баринова // Актуальные проблемы теории и методологии науки о языке : междунар. научно-практ. конф. 24-25 мая 2008 г. - СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2008.- С. 69-72.

4 Бахтин М. М. "Проблема речевых жанров" / Бахтин М.М. Собр. соч. - М.: Русские словари, 1996. - Т.5: Работы 1940-1960 гг. - С.159-206. Комментарии - с. 535-555.

5. Бушев А. Б. Русская лексика в динамике ХХI века / А. Б. Бушев// Лексико-грамматические инновации в современных славянских языках : матер. IV междунар. науч. конф., Днепропетровск, 9-10 апреля 2009 г. -

Д. : Пороги, 2009. - С. 3-7.

6. Гусева Е. И. Диалоги форумчан, или Явление Интернет-стиля / Е. И. Гусева // Русский язык и литература : Проблемы изучения и преподавания : сб. научн. тр. - К. : 2009. - С. 130-134.

7. Зализняк Анна А. Переписка по электронной почте как лингвистический объект / Анна А. Зализняк. - dialog-21.ru/dialog2006/material/html /Zalizniak.htm.

8. «Засоряют ли SMS-сообщения русский язык?» или «На зеркало неча пенять…». / М.Ю.Сидорова (МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва). - ( marinadoma.narod.ru.).

9. Какорина Е. В. СМИ и интернет-коммуникация (область пересечения и проблемы взаимодействия) / Е. В. Какорина // Язык современной публицистики : сб. статей. - М. : Флинта: Наука, 2005. - С. 67-98.

10 .Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва / М. Кронгауз. - М. : Знак : Языки славянских культур, 2008. - 232 с.

11. Лейчик В. М. Преподавание основ культуры речи в свете новейших тенденций в развитии русского языка / В. М. Лейчик // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». - 2007. - № 2. - С. 7-12.

12. Литневская Е. И. О некоторых особенностях письменной разговорной речи / Е. И. Литневская // Русский язык и литература : Проблемы изучения и преподавания : сб. научн. тр. - К. : 2009. - С. 197-201.

13. Наши любимые SMSки ;)) / Н. С. Васин. Статья опубликована 6 мая, 2009 в 15:16 в разделе Интересы. - (http:/molodoy.gorny. ru).

14. Новиков Вл. Новый словарь модных слов / Вл. Новиков. - М. : АСТ : Зебра Е, 2008. - 192 с.

15. Ожегов. С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка; 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: «А ТЕМП», 2004. - 944 стр.

16. Пристайко Т. С. О метаязыке современной неологии / Т. С. Пристайко // Лексико-грамматические иннова- ции в современных славянских языках : Материалы IV междунар. науч. конф., Днепропетровск, 9-10 апреля 2009 г. - Д. : Пороги, 2009. - С. 40-45.

17. Русский язык. 9 класс. Хотите быть успешными? Говорите правильно!: элективные курсы/ авт.-сост. Г.И.Дудина, В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2009. - 186с.

18. Харченко В. К. Современная речь : монография / В. К. Харченко. - М. : Изд-во Литературного ин-та им. А. М. Горького, 2006. - 158 с.


© 2010-2022