Конкурсное сочинение Читать или смотреть?

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7

имени Заслуженного учителя школы РСФСР Грищенко А.А.»

Пожарского муниципального района



Сочинение

«Читать или смотреть?»





Работу выполнил ученик 10 класса

Повисок Дмитрий Алексеевич

Руководитель:

Лариса Валентиновна Бурдеева












с. Пожарское

2015 г.

Читать или смотреть?


Работу над сочинением я решил начать с маленького опроса. Этот вопрос «Читать или смотреть?» я задал своим одноклассникам. Нас в десятом классе учится десять человек. Для большинства ответ звучал однозначно: конечно, смотреть, потому что «это быстрее», «это удобнее», «это интереснее». И только одна ученица из класса сказала, что она сначала читает произведение, а потом, если есть возможность, обязательно смотрит экранизацию литературного произведения. Я солидарен с ней, потому что мне тоже интересно увидеть, насколько режиссёр близок к тексту произведения, какими он видит героев, как играют актёры.

Мне очень нравятся произведения о Великой Отечественной войне. В девятом классе мы читали и обсуждали рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека», а потом смотрели экранизацию этого произведения, где в главной роли снялся известный в своё время актёр Сергей Бондарчук. Из рассказа нашего учителя об этом фильме мы узнали, что в десятом классе при изучении романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» мы вновь встретимся с этим актёром, который сыграл одну из главных ролей в одноимённом фильме и был его режиссёром.

В центре рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» - история жизни Андрея Соколова, прошедшего через все лишения и невзгоды. К встрече с Соколовым Шолохов готовит читателя уже во вступлении, рисуя «недобрую пору бездорожья» на Дону в первую послевоенную вес­ну. Во внешнем облике героя Шолохов подчеркива­ет «глаза, словно присыпанные пеплом, наполнен­ные такой неизбывной тоской», что становится ясно: человек хлебнул «горюшка по ноздри и выше». В фильме этой детали мы, конечно, не увидели, но обратили внимание на искреннюю и убедительную игру Сергея Бондарчука.

И вот этот человек в прожжённом ватнике и за­латанных штанах рассказывает случайному встречному о своей «нескладной» жизни. Перед нами судьба мирного чело­века, отца, мужа. Вместе со своей страной прошёл он все испытания: гражданская война, голод. Но постепен­но жизнь его наладилась: женился, стал отцом, жили «не хуже людей».

Потом началась Велика Отечественная война. Так вхо­дит в рассказ и фильм трагическая тема: прощание с семьёй, слёзы жены Ирины, ее возглас: «Не увидимся... мы с то­бой... больше... на этом... свете». Не оставляют равнодушными эпизоды рассказа, в которых мы видим Андрея Соколова на войне.

Вспомним сцену в церкви, где расположились на ночлег военнопленные. Фашисты загнали людей в право­славный храм, и здесь Андрей убивает предателя. При­чем он ни на минуту не задумывается над тем, вмешиваться или остаться в стороне. Его характер не позволяет бездействовать: «Не дам я тебе, сучьему сыну, выдать своего ко­мандира!» Особенно интересно было смотреть эту сцену в фильме. Мы увидели эмоции актёра, его решительность.

А как ярко проявил­ся характер Андрея Соколова в сцене у Мюллера. Полуживой от голода он оказался нравственно выше сытых фашистов. «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голода пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть своё, рус­ское достоинство и гордость». В фильме этот эпизод очень понравился всем ребятам, потому что сыграл его Сергей Бондарчук очень убедительно.

Андрей бежит из плена, едет в Воронеж в надежде встретиться с семьёй, но узнаёт, что жена Ирина и дочери погибли. Через некото­рое время он находит на фронте сына, мечтает о про­стых человеческих радостях после войны, но 9 мая Анатолий погибает. Что ждёт Андрея Соколова впереди? Как сложится его дальнейшая жизнь? Судьба Андрея - это судьба многих и многих тысяч его соотечественников, потерявших в страшные годы войны своих близких.

История встречи Андрея Соколова с сиротой Ванюшкой - самый сильный эпизод рассказа, самый эмоциональный эпизод фильма. Ребёнок ни минуты не сомневается в том, что этот сутулый и усталый шофер его отец. Не в этом ли кроется глубокий гуманизм рассказа «Судьба человека»?

История с Ванюшкой - это как бы окончательная черта в истории Андрея Соколова. Ведь если решение стать Ванюшке отцом означает спасение мальчика, то последующее действие показывает, что и Ванюшка спасает Андрея, даёт ему смысл даль­нейшей жизни.

Нам, сегодняшним школьникам, знающим войну только по рассказам ветеранов, по литературным произведениям, трудно остаться равнодушным при просмотре этого эпизода в фильме. Талант игры Сергея Бондарчука вне сомнения. Но как убедительно, как талантливо сыграл в этой сцене маленький актёр. Я ещё раз прихожу к мысли, что читать литературное произведение и смотреть его экранизацию - занятие интересное и полезное, ведь кинематограф и литература - это два неразрывно связанных направления искусства.


© 2010-2022