- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Элективный курс по литературе
Элективный курс по литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фёдорова Т.В. |
Дата | 24.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Элективный курс по литературе
9 класс
«Художественно- выразительные средства»
Всего-17 ч теория-11 ч практика-6 ч
Составила и апробировала: учитель русского языка Фёдорова Татьяна Викторовна
Пояснительная записка
Данный элективный курс направлен на углубление и расширение знаний учащихся о тексте, формирование речетворческих способностей, совершенствование навыков определения художественно-выразительных средств языка.
Цели курса - расширить и углубить знания учащихся о законах языка, художественно-выразительных средствах; помочь сориентироваться для успешной сдачи экзамена в условиях обновленной системы государственной аттестации учащихся 9 классов по русскому языку, помочь определиться с профилем для обучения в старших классах. Курс разбит на два модуля: теоретический и практический. В модуле №1 учащиеся получают более глубокие представления о средствах выразительности речи, их формах, многообразии, а в модуле №2 учащиеся учатся самостоятельно анализировать различные тексты, давать характеристику предметов и явлений с помощью художественных средств.
Курс рассчитан на 17 часов. Занятия проходят в различных формах: лекции с элементами беседы, анализа литературных произведений, практикумов, тренингов по определению художественно-выразительных средств. По окончании курса учащимся предлагается сдать зачёт.
Задачи курса:
-
Углубить знания об изобразительно-выразительных средствах;
-
Совершенствовать речевую компетентность учащихся;
-
Воспитывать культурно-ценностное отношение к русскому языку;
-
Помочь учащимся в прохождении итоговой аттестации;
-
№урока
Дата проведения
Тема модуля, занятия
Примечание
Модуль 1.Теоретический курс «Средства языковой выразительности.»
1
Введение. Художественно-выразительные средства. Обзор.
2
Функции художественно-выразительных средств.
3,4
Специальные лексические средства выразительности (тропы)
5,6
«Неспециальные» лексические средства языка.
Риторический вопрос, восклицание, обращение..
7
Приёмы создания звуковой выразительности.
Аллитерация, ассонанс..
8
Индивидуально-авторские слова
На примерах произведений В. Маяковского, В. Высоцкого
9
Фразеологизмы как средства языковой выразительности.
10
Функциональные стили в их отношении к выразительности
11
Стихотворные размеры. Рифма.
Модуль 2. Практический курс «Речевая выразительность на примере текстов различных стилей»
12
Изобразительно-выразительные средства в языке художественной литературы.
13
Тропы в произведении А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
14
Анализ публицистической статьи.
15
Работа с фрагментом рецензии.
По заданию ЕГЭ В-8
16
Разбор поэтического текста. Лермонтов М.Ю. «Мцыри»
17
Тест «Изобразительно-выразительные средства»
Тест в формате ГИА
Список литературы:
1. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Справочные и дидактические материалы. - Ростов/Д: Легион, 2008.
2. Литература: Большая Энциклопедия школьника. 5-11 классы.- М.: Дрофа,2001.
3. Воронина Н.В. Русский язык. Готовимся к экзаменам и олимпиадам.- М.: Дрофа, 2006.
4. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы.- М.: Дрофа,2001.
5. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - М.: Просвещение,1999.
.