Элективный курс по литературе

 Элективный курс по литературе " Художественно- выразительные средства языка" рассчитан на 17 часов изучения материала. Используемые темы расширяют  и углубляют знания учащихся по данной теме. Данное факультативное занятие оказывает большую помощь и учителям, и учащимся при подготовке к государственным экзаменам в 9, 11 классах. Ребята получают теоретические знания по теме, а затем на практике закрепляют их. А используя литературные тексты на практикумах, учащиеся гораздо лучше воспринимают лите...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Элективный курс по литературе

9 класс

«Художественно- выразительные средства»

Всего-17 ч теория-11 ч практика-6 ч

Составила и апробировала: учитель русского языка Фёдорова Татьяна Викторовна

Пояснительная записка

Данный элективный курс направлен на углубление и расширение знаний учащихся о тексте, формирование речетворческих способностей, совершенствование навыков определения художественно-выразительных средств языка.

Цели курса - расширить и углубить знания учащихся о законах языка, художественно-выразительных средствах; помочь сориентироваться для успешной сдачи экзамена в условиях обновленной системы государственной аттестации учащихся 9 классов по русскому языку, помочь определиться с профилем для обучения в старших классах. Курс разбит на два модуля: теоретический и практический. В модуле №1 учащиеся получают более глубокие представления о средствах выразительности речи, их формах, многообразии, а в модуле №2 учащиеся учатся самостоятельно анализировать различные тексты, давать характеристику предметов и явлений с помощью художественных средств.

Курс рассчитан на 17 часов. Занятия проходят в различных формах: лекции с элементами беседы, анализа литературных произведений, практикумов, тренингов по определению художественно-выразительных средств. По окончании курса учащимся предлагается сдать зачёт.

Задачи курса:

  • Углубить знания об изобразительно-выразительных средствах;



  • Совершенствовать речевую компетентность учащихся;



  • Воспитывать культурно-ценностное отношение к русскому языку;



  • Помочь учащимся в прохождении итоговой аттестации;





№урока

Дата проведения

Тема модуля, занятия

Примечание

Модуль 1.Теоретический курс «Средства языковой выразительности.»

1

Введение. Художественно-выразительные средства. Обзор.

2

Функции художественно-выразительных средств.

3,4

Специальные лексические средства выразительности (тропы)

5,6

«Неспециальные» лексические средства языка.

Риторический вопрос, восклицание, обращение..

7

Приёмы создания звуковой выразительности.

Аллитерация, ассонанс..

8

Индивидуально-авторские слова

На примерах произведений В. Маяковского, В. Высоцкого

9

Фразеологизмы как средства языковой выразительности.

10

Функциональные стили в их отношении к выразительности

11

Стихотворные размеры. Рифма.

Модуль 2. Практический курс «Речевая выразительность на примере текстов различных стилей»

12

Изобразительно-выразительные средства в языке художественной литературы.

13

Тропы в произведении А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

14

Анализ публицистической статьи.

15

Работа с фрагментом рецензии.

По заданию ЕГЭ В-8

16

Разбор поэтического текста. Лермонтов М.Ю. «Мцыри»

17

Тест «Изобразительно-выразительные средства»

Тест в формате ГИА

Список литературы:



1. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Справочные и дидактические материалы. - Ростов/Д: Легион, 2008.



2. Литература: Большая Энциклопедия школьника. 5-11 классы.- М.: Дрофа,2001.



3. Воронина Н.В. Русский язык. Готовимся к экзаменам и олимпиадам.- М.: Дрофа, 2006.



4. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы.- М.: Дрофа,2001.



5. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - М.: Просвещение,1999.



.



© 2010-2022