Технологическая карта урока Разряды количественных числительных

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Учитель: Нестеренко Юлия Валерьевна, МБОУ г. Иркутска СОШ № 45

Дата проведения: 24.02.2016 г.

Предмет

Русский язык

Класс

6

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Тема

Разряды количественных числительных

Цель


Создание условий для овладения обучающимися знаниями о том, на какие разряды делятся количественные числительные.

Задачи

Предметные: подвести учащихся к «открытию» и осознанному пониманию темы «Разряды числительных»; создавать условия для развития у школьников навыка классификации имен числительных на целые, дробные и собирательные.

Метапредметные: развивать речь, орфографическую зоркость, внимание; умение ставить и решать учебную задачу на этапе введения в новую тему; формировать умение определять разряды количественных числительных; воспитывать чувство взаимопомощи, умение общаться.

Личностные: сформировать положительную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

Основные понятия

Целые, дробные, собирательные числительные

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- учебник (Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова).

- раздаточный материал;

- оценочный лист;

- презентация по теме «Разряды количественных числительных»

Технология построения урока

Технология развития критического мышления (использование приемов инсерт, кластер, «корзина» идей, понятий, имён), информационно-коммуникативная технология

Планируемый результат




Формируемые УУД:

Личностные УУД: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. Для формирования личностных УУД - используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.

Регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, умение ориентироваться в предложенном задании, выделение и осознание полученных знаний, оценивание приобретенных знаний. Для формирования регулятивных УУД - подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например, с выводом в рамке.

Познавательные УУД: совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями о разрядах количественных числительных и решения учебной задачи, выполнение задания с использованием таблиц, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД: взаимодействия ученика с учителем, ученика с одноклассниками, группы с группой, учителя с группой. Для формирования коммуникативных УУД - предлагаются задания для работы в паре.

Предметные умения:

- иметь представление о понятиях целые, дробные, собирательные числительные;

- знать о том, какие особенности имеет каждый разряд количественных числительных.

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, парная

Подробный конспект урока

Фаза (этап) урока

Продолжи-

тельность фазы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах

I.Организационный (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне




Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

- Ребята, прежде чем начать урок, давайте улыбнёмся друг другу.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

- Проверьте, все ли у вас готово к уроку?

Сегодня как обычно в ходе нашей работы на уроке мы с вами заполняем "рабочие листы".


Учащиеся проверяют готовность рабочих мест, приветствуют друг друга улыбкой.



Личностные: настрой на позитивное начало урока, самоопределение;

регулятивные: саморегуляция.

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


II.Актуализация

и пробное

учебное

действие.

Цель этапа: подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.
























Учитель выявляет уровень знаний учащихся по теме урока. Определяет типичные недостатки.

Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к приобретению новых знаний.

-Чтобы вы сегодня могли самостоятельно открыть новые знания, вам надо вспомнить именно то, что потребуется для их открытия.

Приём «Корзина идей, понятий, имён» (начинает учитель: имя числительное по частоте употребления занимает 8 место)

-Какое место занимает числительное по частоте употребления? Это подтверждается большим количеством фразеологизмов.

Цель: развитие умения правильно употреблять в устной речи количественные и порядковые числительные.

Проведение: работа с фразеологизмами, проверка на слайде.

Учащиеся должны соединить фразеологизм и его значение, назвать количественные и порядковые числительные.


Учитель сообщает задание.

1.

Прочитайте скороговорки, выпишите числительные, определите, какое значение у данных числительных.

2.

Прочитайте ребусы, используя синонимичные названия одной и той же цифры. Укажите числительные, определите, что они обозначают.

3. Запишите, чему равна закрашенная часть каждой фигуры

Что вы можете сказать об этих числительных?

- Мы выполняли такие задания?

-Значит, нам важно научиться их выполнять?

-Поэтому, что мы должны сейчас сделать?

- Зачем нужно выполнить пробное действие?


Воспроизводят и фиксируют знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий. Выполняют самостоятельно задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, учебные навыки.


Учащиеся обмениваются идеями и понятиями об имени числительном.


Дают определение фразеологизму.

Фразеологизм- это устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий.

Устанавливают соответствие между фразеологизмом и его значением, называют количественные и порядковые числительные.

Как две капли воды очень похожи

Наговорить с три короба налгать

В четырех стенах жить, не выходя из дома

Пятое колесо в телеге абсолютно ненужное

Семь пядей во лбу очень умный, способный

Опять двадцать пять то же самое

Выполняют индивидуальное задание на применение нового знания.

Фиксируют возникшее затруднение в выполнении пробного действия.

Трое трубачей трубили в трубы.

В семеро саней по семеро в сани уселись сами.

с3ж (стриж) 40а (сорока)100лб (столб)

Технологическая карта урока Разряды количественных числительных

Нет

Да.

Выполнить пробное действие.

-Надо понять, что мы пока не можем сделать правильно.

Учащиеся проанализировали шаг за шагом, проговорили вслух, что и как они делали; зафиксировали шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);

соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).

Личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и её мотивом, проявление интереса к изучению темы;

регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний;

коммуникативные: умение полно и ясно формулировать свое мнение;

познавательные:

ориентирование в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);













III. Постановка учебной задачи

Цель этапа: формулирование темы и целей урока



-Что обозначают данные числительные? (число). Ребята, предположите, все ли количественные числительные одинаковы по смыслу (значению)?

-Запишем тему урока.

- Какие цели вы поставите перед собой на сегодняшнем уроке?

Учащиеся согласовывают тему урока, которую учитель может уточнить;

- в коммуникативной форме формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения:

1. узнать, на какие разряды делятся количественные числительные;

2. выявить отличительные признаки каждого разряда количественных числительных;

3. развивать умения классифицировать количественные числительные по разрядам.

- выбирают способ построения нового знания (как?) -метод уточнения (новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных)

- выбирают средства для построения нового знания (с помощью чего?) -изученные понятия, модели, способы записи.

Личностные: осознание поставленных целей и задач урока;

регулятивные:

принимают и сохраняют учебную цель и задачу;

коммуникативные: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий.

IV. «Открытие» нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, на какие разряды делятся количественные числительные.




Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Работают со статьёй (прием инсерт: «V» - я это знал; «+» - это для меня новое).

А теперь откроем учебник на стр. 149, прочитаем теоретический материал о каждом разряде.

Составление кластера.

Афиширование кластера


Работают со статьёй.

Обсуждение в парах, дополнение знаний друг друга.

Выделение важной информации, составление кластера.



Личностные: самоопределение;

регулятивные:

планирование, прогнозирование;

познавательные:

решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательств, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

V.Физкультминутка

Цель - повысить уровень энергии в классе.



«Четыре стихии»

Цель - повысить уровень энергии в классе.

Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний - воздух, землю, огонь и воду.

"Четыре стихии"- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки. Если скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку. Начали.

Учащиеся повторяют движения за учителем.

Регулятивные: обеспечение организации собственной деятельности.


VI. Первичное закрепление

Цель этапа: выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверные представления обучающихся, коррекция.


Задание обучающимся: найдите в тексте количественные числительные, распределите их по разрядам.

В нашей школе проходили соревнования. В команде было восемнадцать участников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Остальные две трети участников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята победили. Из десяти этапов соревнования юные спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое участников получили медали, пятеро - поощрительные призы.




Применяя знания, полученные на уроке, отрабатывают действия, соответствующие мыслительным операциям анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Работают у доски, распределяют числительные по разрядам.


Познавательные: умение анализировать информацию.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

извлечение из текста необходимой информации;

подведение под понятие.

регулятивные: умение применять

полученные знания на практике, осознание качества и уровня усвоения.

контроль; коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

коммуникативные: развитие навыков индивидуальной работы,

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

использование критериев для обоснования своего суждения.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: проверка умения определять разряды количественных числительных, самоконтроль усвоения знаний.


Организует деятельность по применению новых знаний.

Тест.

1. В каком ряду все числительные являются собирательными?

А) девятеро, шестнадцать, одна вторая;

Б) семь, трое, две пятых;

В) шестеро, двое, пятеро;

Г) сто, тридцать, четверо.

2. Укажите предложение с числительным, обозначающим целое число.

А) Две третьих комнаты уже отремонтировано.

Б) Одна седьмая поля засеяна рожью.

В) Четыре часа мы продвигались по мрачной тайге.

Г) Трое ребят из нашего класса приняли участие в городской выставке поделок из природного материала.

3. Укажите словосочетание с собирательным числительным.

А) четверо волчат;

Б) тридцать восемь попугаев;

В) шесть вёдер;

Г) три четвёртых яблока.

4. Какое утверждение неверно?

А) три вторых - это дробное числительное;

Б) двадцать тысяч - это числительное, обозначающее целое число;

В) двое - это собирательное числительное;

Г) семеро - это числительное, обозначающее целое число.

Самостоятельно выполняют тест, осуществляют взаимопроверку по эталону.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

личностные: самоопределение.

VIII. Включение новых знаний в систему знаний

Цель этапа: включение нового знания в систему изученного материала









Организует парную работу по созданию собственного текста и использованием указанных разрядов количественных числительных.

Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных.

Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Целое) минут у меня занимает дорога домой. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (дробное) часа.


Составляют текст с использованием указанных разрядов количественных числительных, участвуют в обсуждении задания в парах.





Личностные:

самооценка на основе критерия успешности, осознание личной значимости, применение полученных знаний и умений в практической деятельности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

регулятивные: умение принимать и осуществлять учебную задачу;

познавательные: построение логической цепи рассуждений; доказательство; осознанное построение речевого высказывания;

коммуникативные: взаимодействие в парах, умение находить общее решение, владение устной речью.

IX. Рефлексия

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности.


Учитель предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности, зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности. Организует рефлексию.

- Пришло время подвести итоги.

- На какие разряды делятся количественные числительные?

Закончите предложения:

- Дробные числительные обозначают…

- Собирательные числительные обозначают…

- Целые числительные обозначают…

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Отвечают на вопросы:

- Удалось ли добиться поставленных целей?

- Интересна ли вам тема?

- Есть желание продолжить изучение данной темы на следующем уроке?

Заполняют таблицу

Что нового узнал?

Чему научился?

Где пригодятся знания?





Личностные: самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспеха; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

X. Домашнее задание


Объясняет домашнее задание. Предоставляет выбор заданий.

Упр. № 357;

Напишите метеорологический прогноз, используя разряды количественных числительных.

Записывают домашнее задание.

Самостоятельно выбирают задание.

регулятивные: планируют свои действия в соответствии с самооценкой.















© 2010-2022