Урок русского языка с применением активных методов обучения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка с применением активных методов обучения

Автор:Байден Снежана Олеговна,учитель русского языка и литературы 1 кв.категории МОУ «Тубинская СОШ» Усть-Илимский район Иркутская область п.Тубинской

Тема «Неологизмы»

Цели урока:

образовательные:

- познакомить обучающихся с новым понятием;

- научить осознавать значимость и эффективность применения неологизмов в устной и письменной речи;

- обучить практическому умению находить неологизмы тексте.

воспитательные:

- содействовать повышению мотивации к расширенному изучению русского языка.

развивающие:

- развивать творческие способности и личностные качества;

- способствовать развитию навыков работы в группе, толерантности и командного духа.

- сформировать практические знания о неологизмах и их значении.

Тип: урок ознакомления с новым учебным материалом;

Способ восприятия: зрительно-слуховой

Форма организации учебного процесса: индивидуальная, групповая.

Оборудование:

Вхождение в тему: проектор, экран, интерактивная доска.

Формирование ожидания: стикеры, цветные ручки, карандаши, магниты.

Интерактивная лекция: ватман, цветные карандаши, Толковый словарь.

Проработка содержания темы: карточки с иллюстрациями, карандаши.

Ожидаемые результаты: научатся находить неологизмы в устной и письменной речи; научатся объяснять их роль в русском языке.

Этапы урока:

1. Инициация (1 минута)

2. Вхождение в тему (4 минуты + 5 минут)

3. Формирование ожиданий ученика (5 минут)

4. Интерактивная лекция (10 минут)

5. Эмоциональная разрядка (3 минуты)

6. Проработка содержания темы (10 минут +5 минут)

7. Подведение итогов (1 минута)

8. Домашнее задание (1 минута)

Ход урока

1. Инициация (1 минута)

Цель: установить контакт с каждым из учеников, подготовить класс к усвоению учебного материала.

Весь класс

Метод «Приветствие»

Проведение: класс приветствует учителя стоя. Учитель находит контакт с каждым из учеников «глаза в глаза».

2. Вхождение или погружение в тему (4 минуты + 5 минут)

Слайд-шоу (4 минуты)

(4 слайда)

Цель: раскрытие темы урока.

Ученик у доски раскрывает тему урока классу

Описание урока:

Урок разработан для изучения темы в 6 классе с использованием активных методов обучения, причем структура урока не нарушена.

Учитель в ходе урока является тьютором- курирует деятельность обучающихся, не оказывая познавательного и металогического давления. Таким образом, обучающиеся имеют большое свободное пространство для собственной самореализации. Задания для обучающихся подобраны с учетом максимального раскрытия их творческих и познавательных способностей.

Домашнее задание носит развивающий характер.

Проведение: Обучающийся демонстрирует заранее подготвленный материал (слайд-шоу, фильм), в котором раскрывает понятие неологизм и приводит примеры.

Примерная информация:

Неологизмы («нео» - новый, «логос» - слово (греч.).

Неологизмы - это новые слова общенародного языка. Значительные события общественной жизни, научно-технические открытия способствуют порождению целых серий неологизмов. Эти слова воспринимаются как неологизмы до тех пор, пока ощущается их новизна, пока они не вошли в общий словарный состав.

Неологизмы не возникают из ничего, они создаются по образцу уже известных в языке слов. Вот некоторые примеры. По образцу слов пароход, теплоход создано слово атомоход. Слова пулемётчик, миномётчик, зенитчик послужили моделью для образования слова ракетчик. Слово приземлиться дало возможность появиться словам прилуниться, приводниться. Имиджмейкер, саммит, Интернет.

Создатель новых слов - народ.

Новым словом мы называем новый предмет, а иногда писатели по-новому называют что-то нам хорошо знакомое.

Авторские неологизмы - это слова, придуманные писателями с определённой целью и не получившие широкого распространения.

Интеллектуальная игра «Философия жизни» или «Мир един» (5 минут)

Цель: заинтересовать класс, дать почувствовать каждому обучающемуся важность изучения темы.

Участники-весь класс

Форма проведения: Дети становятся в круг. Им предлагается фраза, которую нужно продолжить. Один из учеников должен дать утверждение, а другой отрицание. На уроке будем использовать только утверждение.

«Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему неологизмы…» (продолжите фразу)

Варианты ответов детей:

- это очень интересно

- потому что мы должны знать русский язык

- она нам пригодится при сдаче экзамена

- она нам нужна для подготовки к контрольной работе

и т.д.

Если ученик затрудняется дать утверждение, он может пропустить свой ход!

3. Формирование ожиданий ученика (5 минут)

Метод «Список покупок»

Цель: выяснить, чего ожидают учащиеся от этого урока. Разбить класс на группы.

Весь класс

Проведение: учащимся предлагается выбрать на доске понравившийся стикер (цвет, форма). С помощью стикеров учащиеся образуют группу в соответствии с формой и цветом. Группа с красными стикерами, группа с зелеными стикерами и т.д. На стикере с одной стороны учащиеся пишут свои ожидания от урока. Стикеры сохраняются до конца урока на парте у каждого учащегося.

4. Интерактивная лекция (10 минут)

Мероприятие «Лабиринт»

Цель: с помощью проблемного обучения подвести учащихся к раскрытию темы.

Группы

Проведение: каждой группе дается ватман, на котором написаны разные по своему происхождению слова (архаизмы, историзмы, неологизмы, общеупотребительные, профессиональные, диалектизмы).

Например: рейтинг, сайт, бытовые понятия (корчма, лабаз, алтын, целковый)агнец (ягненок), скейтборд, ведать (знать), пирсинг, внимать (слушать), спонсор, врата (ворота), плейер, дизайн, глас (голос), секьюрити, грясти (идти), длань (ладонь), ворота, днесь (сегодня), старинная одежда и обувь (армяк, кафтан, камзол), дщерь (дочь), названия лиц по профессии, занятию (стрелец, стражник, ратник, приказчик), программист, зело (очень), снег, учреждения и должностные лица (вече, управа, воевода, исправник), заря, зреть (смотреть), кормчий (рулевой), названия старых мер длины, веса (аршин, вершок, сажень), сериал, кварки (элементарные частицы).

Из многообразия слов достаточно отобрать 10 и предложить обучающимся.

Ставим перед учениками задачу: отберите слова, которые возникли недавно. Учащиеся для отбора могут использовать фломастеры, зачеркивать или ставить крестики на словах, которые не нужны.

После выполнения задания перед группами ставим вопросы:

1. Почему вы отобрали именно эти слова?

(обучающиеся могут отобрать слова не новые, а уже устаревшие. Нужно каждое слово рассмотреть и объяснить его значение. Дети могут объяснить значение слова сначала сами, а затем при помощи Толкового словаря).

2. Зачем в речи нужны неологизмы?

3. Могут ли неологизмы устаревать?

4. Почему появляются новые слова?

5. Являются ли слова трактор, снег, субботник новыми? Почему?

5. Эмоциональная разрядка (3 минуты)

Игра «Найди друга»

Цель: физическая и эмоциональная разминка, развитие внимания.

Участники-весь класс.

Ход игры: учитель приглашает всех собраться в круг. Задание: слушать внимательно описание участника и быстро присоединиться к нему. Пример: у этого человека голубые глаза и светлые волосы (все «цепляются» руками за этого ученика.) Далее: у этого человека цветная пуговичка на левой стороне правого рукава. (В результате происходит тактильный контакт, в ходе которого дети могут почувствовать свою сопричастность к общему делу).

6. Проработка содержания темы (10 минут + 5 минут)

«Жужжание» групп (10 минут)

Цель: доказать учащимся, что новые слова появляются беспрерывно, каждая новая вещь требует нового названия.

Работа в группе

Проведение: учащимся раздаются карточки, на которых интересные, но непонятные иллюстрации.

Каждая группа должна придумать неологизм на каждую из иллюстрации.

Метод «Презентация» (5 минут)

Цель: презентовать свои получившиеся иллюстрации с неологизмами.

Группа

Проведение: каждая группа представляет свои иллюстрации и объясняет, почему дали такое название изображаемому.

После презентации обсуждаем вместе вопросы по теме:

1. Можно ли утверждать, что неологизмы - это иностранные слова?

2. Трудно ли было придумать названия для иллюстрации? Почему?

3. Смогли ли мы с вами придумать неологизмы?

7. Подведение итогов (1 минута)

Метод «Рефлексия»

Цель: узнать насколько познавательным и интересным был урок. Оправданы ли ожидания учащихся (предлагается еще раз сверить свои ожидания с теми, которые были в течение урока)?

Весь класс

Проведение: на стикерах, с другой чистой стороны, нарисовать смайлик веселый либо грустный и прикрепить на магнитную доску. Напомнить каждой группе, чтобы они выставили себе на стикерах рядом со смайликом оценку за урок.

8. Домашнее задание

Найти в газетах и журналах пять неологизмов, записать на отдельных листочках для дальнейшего рассмотрения на следующем уроке.

Цель: рассмотреть слова, которые нашли учащиеся в классе и определить, относятся ли они к неологизмам или нет. Придумать в классе предложения и словосочетания с данными словами.

Список использованной литературы:

Русский язык: 125 основных правил русской грамматики с упражнениями для школьников и поступающих в вузы/ П. А. Лекант, К. А. Войлова, Е.В.Клобуков и др.; Под ред. П. А. Леканта. - М.: Дрофа, 1999. - 448 с.



© 2010-2022