Программа по предмету Русский язык и литература. Литература для специальностей СПО

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области

" Подольский промышленно-экономический техникум

имени А.В.Никулина"


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УМР Директор ГБПОУ МО "ППЭТ им. А.В.Никулина"

________Лебедь-Шарлевич М.Д. ________________ Ступин С.В.

"_____"_____________201__г. "_____"______________201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


"РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА.

ЛИТЕРАТУРА".


Специальности:

43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании;

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена:


43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании;

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта


Авторы:

Назарова Людмила Михайловна;

Садовникова Юлия Анатольевна.

Программа рассмотрена на заседании ЦМК

общеобразовательных дисциплин

Протокол № __ "____"_____________201__г.

Федеральный компонент реализован полностью.

Председатель ЦМК

__________________/ Мардасова Н.А/

г. Подольск

201__г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» разработана в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины "РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА" для профессиональных образовательных организаций. Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением "Федеральный институт развития образования" (ФГАУ "ФИРО" в качестве программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования

(Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.)

Научный руководитель:

Е.А.Рыкова,главный научный сотрудник
Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО», доктор педагогических наук, профессор, лауреат премии Президента РФ в области образования.

Авторы:

Г.А.Обернихина, зав. кафедрой преподавания русского языка и литературы Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки, кандидат педагогических наук, профессор;

Т. В. Емельянова,доцент кафедры преподавания русского языка и литературы Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, доцент;

Е. В.Мацыяка, доцент кафедры преподавания русского языка и литературы Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, кандидат педагогических наук, доцент;

К.В.Савченко, доцент кафедры преподавания русского языка и литературы Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, доцент.

Рецензенты:

С. В. Боброва, директор Ресурсного центра русского языка Московского государственного областного университета, кандидат педагогических наук;

Н. В.Серова, преподаватель литературы ГАПОУ «Московский образовательный комплекс им. В. Талалихина» г. Москвы, отличник профессионально-технического образования РФ.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,

предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература», и в соответствии с Рекомендациями

по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного

общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Организация-разработчик:

Государственное образовательное профессиональное учреждение Московской области "Подольский промышленно-экономический техникум им. А.В.Никулина".

Разработчики:

Назарова Л.М., преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ МО

"Подольский промышленно-экономический техникум им. А.В.Никулина";

Садовникова Ю.А., преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ МО

"Подольский промышленно-экономический техникум им. А.В.Никулина".


СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5-7

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


8-20

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины


21-22

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

23 - 24


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА.ЛИТЕРАТУРА»

1.1. Область применения программы.

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена:

43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании;

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих:

Учебная дисциплина «Русский язык и литература. Литература» является составной частью общеобразовательного учебного предмета «Русский язык и литература» обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях учебная дисциплина «Русский язык и литература. Литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины.

Содержание программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

• личностных:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • эстетическое отношение к миру;

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

  • метапредметных:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • предметных:

  • сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

  • сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

  • знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

  • владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет: - 175 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, - 117 часов;

внеаудиторная самостоятельная работа студентов - 58 часов.









2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

175

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:


практические занятия

16

контрольные работы

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

58


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины "Русский язык и литература. литература"

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические и самостоятельные работы обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4


Введение.

1


Тема 1.


Урок 1. Особенности развития литературы первой половины 19 века. Входной контроль.

1

1

Раздел 1. Развитие русской литературы и культуры первой половины ХIХ в.

8



Тема 1.1. Лирика А.С. Пушкина

Содержание учебного материала

3


Урок 2. Творческий путь А.С.Пушкина.

1

1

Урок 3. Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина

1

2

Урок 4. Практическая работа. Художественные особенности поэмы "Медный всадник" А.С.Пушкина.Философские мотивы лирики А.С.Пушкина.

1

2



Самостоятельная работа

  • Судьба Н.Н.Гончаровой,

  • Царскосельский лицей и его воспитанники.

2

3


Тема 1.2. М.Ю.Лермонтов

Содержание учебного материала

2


Урок 5. Творческий путь М.Ю.Лермонтова

1

2

Урок 6. Практическая работа. Особенности лирики М.Ю.Лермонтова.

1

3

Самостоятельная работа

  • Любовная лирика М.Ю.Лермонтова:

  • Кавказ в судьбе и творчестве М.Ю.Лермонтова.

2

3


Тема 1.3.

Творчество Н. В. Гоголя.




Содержание учебного материала

2


Урок 7. Творческий путь Н.В.Гоголя.

1

2

Урок 8. Особенности сатиры Н.В.Гоголя.

1

2

Урок 9. Зачет по теме "Литература первой половины 19 века".

1

2

Самостоятельная работа

  • Петербург в жизни и творчестве Н.В.Гоголя;

  • Н.В.Гоголь и русский театр.

2

3

Раздел 2. Художественные открытия второй половины ХIХ в.

45



Тема 2.1.


А.Н. Островский





Содержание учебного материала

5

2

Урок 10. А.Н.Островский - «Колумб Замоскворечья».

1

2

Урок 11.. Пьеса А.Н.Островского «Гроза». Трагическая острота конфликта.

1

1

Урок 12. Быт и нравы «тёмного царства» в драме А.Н.Островского "Гроза".

1

2

Урок 13 . Образ Катерины в драме А.Н.Островского "Гроза".

1

2

Уроки 14. Контрольная работа. Р/р Подготовка к сочинению по творчеству А.Н.Островского.

1

3

Самостоятельная работа

  • «Бесприданница». Трагическая значимость названия. Развитие темы гибельности красоты при столкновении с миром корысти ;

  • Экранизация произведений Н.А.Островского.

2

3


Тема 2.2.

И.А. Гончаров.

Содержание учебного материала

4

Урок 15. Творческий путь И.А.Гончарова.

1

1

Урок 16. Художественные особенности романа "Обломов" И.А.Гончарова.

1

2

Урок 17. Практическая работа. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России.

1

2

Урок 18. Практическая работа. Проблемы любви в романе " Обломов" И.А.Гончарова.


2

Самостоятельная работа .

  • И.А.Гончаров в воспоминаниях современников;

  • Теория литературы: социально-психологический роман.

2

3



Тема 2.3.

И.С. Тургенев.











Содержание учебного материала

5

Урок 19. И. С. Тургенев. Сведения из биографии.

1

2

Урок 20. Практическая работа Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Эпоха, отраженная в романе.

1

2

Урок 21. Смысл заглавия романа «Отцы и дети». «Конфликт двух поколений»

1

1

Урок 22. Испытание любовью. Трагическое одиночество Базарова.

1

1

Урок 23. РР Контрольная работа. Сочинение по роману «Отцы и дети»

1

3

Самостоятельная работа

  • Полина Виардо в жизни И.С.Тургенева;

  • Художественное своеобразие романа И.С.Тургенева "Рудин"

2

3

Тема 2.4

Н.Г.Чернышевский.





Тема 2.5.

Н.С. Лесков.

Урок 24. Творческая судьба Н.Г.Чернышевского.

1

1

Урок 25. Практическая работа. Своеобразие романа "Что делать?" Н.Г.Чернышевского.

1

2

Содержание учебного материала

3


Урок 26. Творческий путь Н.С.Лескова.

1

1

Урок 27. Особенности повести "Очарованный странник" Н.С.Лескова.

1

1

Урок 28. Образ Ивана Флягина в повести "Очарованный странник" Н.С.Лескова.

1

2

Самостоятельная работа

  • Праведники в творчестве Н.С.Лескова.

  • Художественный мир П. С. Лескова.

2

3



Тема 2.6.

М.Е. Салтыков-Щедрин.

Содержание учебного материала

4


Урок 29. Сведения из биографии М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1

1

Урок 30. «Сказки для детей изрядного возраста» . Гипербола и гротеск как способы изображения действительности.

1

2

Урок 31. Символика сказок "Медведь на воеводстве", "Коняга" М.Е.Салтыкова-Щедрина.

1

2

Урок 32. Роман М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города». Объекты сатиры и сатирические приемы.

1

2

Урок 33. Зачет по темам "Творчество Н.С.Лескова" ,"Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина"

1

3



Самостоятельная работа .

  • М.Е.Салтыков-Щедрин в редакциях журналов "Современник" и "Отечественные записки";

  • Сказки и сказочная фантастика М.Е.Салтыкова-Щедрина.

2

3


Тема 2.7.

Ф.М. Достоевский.

Содержание учебного материала

7


Урок 34. Сведения из биографии. Ф. М. Достоевский как мыслитель и художник.

1

1

Урок 35. Петербургский роман. Замысел и история создания романа «Преступление и наказание». Петербург Достоевского.

1

2

Урок 36.Образ Раскольникова.

1

2

Урок 37. Семья Мармеладова.

1

2

Урок 38. Практическая работа . Тема бунта и смирения в романе «Преступление и наказание»

1

2

Уроки 39. Крушение теории Раскольникова. Преступление и наказание Раскольникова.

1

3

Уроки 40. Контрольная работа по творчеству Ф.М. Достоевского

1

3

Самостоятельная работа .

  • Роман«Униженные и оскорбленные». Жанровое своеобразие романа.

  • Роман «Идиот». Философская глубина, нравственная проблематика романа.

2

3

Тема 2.8.

Л.Н.Толстой.

Содержание учебного материала

9


Урок 41. Своеобразие художественного мира Л.Н. Толстого. Этапы творческого пути.

1

1

Урок 42. Роман-эпопея «Война и мир». История создания романа. Жанровое своеобразие романа

1

2

Урок 43. Практическая работа .Изображение войны 1805-1807гг. в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения.

1

3

Урок 44. Образ Наташи Ростовой в романе "война и мир" Л.Н.Толстого

1

2

Урок 45. Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года. Тихон Щербатый.

1

3

Уроки 46 . Жизненный путь Пьера Безухова.

1

3

Урок 47. Значение образа Платона Каратаева. Гуманизм писателя.

1

2

Урок 48. Путь исканий князя Андрея Болконского. Истинный и ложный патриотизм в изображении Л.Н.Толстого.

1

2

Урок 49. Контрольная работа. : Письменная работа по творчеству Л.Н.Толстого

1

3

Самостоятельная работа .

  • Изображение войны в «Севастопольских рассказах;

  • Тема дома в романе "Война и мир ".

2

3


Тема 2.9.

А.П. Чехов.





Содержание учебного материала

3


Урок 50. А. П. Чехов. Жизнь. Творчество. Личность.

1

3

Урок 51. Особенности изображения "маленького человека" в рассказе "Человек в футляре"А.П.Чехова.

1

1

Урок 52. Практическая работа. Своеобразие конфликта и его решение в пьесе «Вишнёвый сад».

1

1

Урок 53-54. Контрольная работа по теме "Русская литература второй половины 19 века"

1

1

Самостоятельная работа.

  • Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.

1

3


Тема 2.110.

Зарубежная литература (обзор)


Содержание учебного материала

2

Уроки 55-56 . Особенности зарубежной литературы.

О. Бальзак «Евгения Гранде».

1

Раздел 3. Поэзия второй половины XIX века

7



Тема 3.1.

Ф.И. Тютчев.

Содержание учебного материала

1


Урок 57. Творческая судьба Ф.И.Тютчева.

2


Тема 3.2.

А.А. Фет.

Содержание учебного материала

1

1

Урок 58. Творческая судьба А.А.Фета.

2


Тема 3.3.

А.К. Толстой.

Содержание учебного материала

1


Урок 59. Творческая судьба А.К.Толстого.

1

Самостоятельная работа .

  • Дружба двух поэтов: Ф. И. Тютчев и Г. Гейне.

  • А. А. Фет - переводчик,

  • Концепция "чистого искусства" в литературно-критических статьях А. А.Фета,

3

3



Тема 3.4.

Н.А. Некрасов.







Содержание учебного материала

4

Урок 60. Творческий путь Н.А.Некрасова.

1

3

Урок 61. Практическая работа . Художественные особенности поэмы «Кому на Руси жить хорошо». «Пролог»

1

2

Урок 62. Многообразие крестьянских типов в поэме "Кому на Руси жить хорошо".

1

1

Урок 63. Контрольная работа. Письменная работа по творчеству Н.А.Некрасова.


3

Самостоятельная работа .

  • Некрасовский "Современник",

  • Образы детей и произведения для детей в творчестве Н. А.Некрасова,

2

3

Литература 20 века.




Раздел 4.

Русская литература на рубеже веков


9




Тема 4.1.

И.А. Бунин.


Содержание учебного материала

1

Урок 64. Практическая работа. И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика. Точность воспроизведения человека и природы.

1

3

Самостоятельная работа

  • Тема дворянских гнезд в творчестве А. П. Чехова и И. А.Бунина.

1

3


Тема 4.2.

А.И. Куприн.

Содержание учебного материала

1

Уроки 65. А. И. Куприн. Трагическая история любви и ее авторская оценка в повести «Олеся».

1

1



Самостоятельная работа

  • Решение темы любви и истолкование библейского сюжета в повести «Суламифь».

  • Обличительные мотивы в творчестве А. И. Куприна.Образ русского офицера в литературной традиции («Поединок»)

2

3


Тема 4.3.

А.М. Горький.

Содержание учебного материала

4

Урок 66. А.М. Горький . Жизнь. Творчество.

1

3

Уроки 67 . «Старуха Изергиль» М.Горького

1

2

Урок 68. Социально - философская драма «На дне». Гуманизм писателя.

1

2

Уроки 69. Контрольная работа. РР Письменная работа по творчеству А.М.Горького.

1

3



Самостоятельная работа

  • «Гордый человек» в произведениях Ф.М.Достоевскогои М.Горького»

1

3

Тема 4.4.

А.А. Блок.

Содержание учебного материала

3


Урок 70 . "Серебряный" век русской поэзии.

1

2

Урок 71. Творческий путь А.А. Блока. «Стихи о Прекрасной Даме».

1

1

Урок 72. Символика поэмы"Двенадцать"А.А.Блока.

1

2

Самостоятельная работа

  • Основные темы и мотивы поэзии В. Брюсова.

  • Основные темы и мотивы поэзии К. Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов.

  • Интуитивное постижение действительности в лирике А.Белого. Тема родины, боль и тревога за судьбы России.

  • Героизация действительности в поэзии Н.Гумилева, романтическая традиция в его лирике.

  • Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии И.Северянина, оригинальность его словотворчества.

  • Слово в художественном мире поэзии В.Хлебникова. Поэтические эксперименты.

6

3

Раздел 5. Особенности развития литературы 1920-х годов.

10


Тема 5.1.

С.А. Есенин.



Содержание учебного материала

2


Урок 73 . Идейно- художественное своеобразие поэзии Есенина. Философская лирика .

1

2

Урок 74 . Художественные особенности поэмы"Анна Снегина" С.Есенина.

1

3

Самостоятельная работа

  • Тема Родины в лирике С.Есенина.

1


Тема 5.2.

В.В.Маяковский.

Содержание учебного материала

2


Урок 75. В.В. Маяковский Дух бунтарства в ранней лирике. «А вы могли бы?», «Послушайте!»

1

2

Урок 76. Новаторство Маяковского. Маяковский и футуризм.

1

3

Самостоятельная работа

  • Сатира В.Маяковского

1


Урок 77-78. Зачет по разделу "Русская литература 1920 -х гг"

2

3


Раздел 5.

Особенности развития литературы 1930- начала 1940-х годов

14



Тема 5.3.


Литература 30-40-х

годов (обзор)


Содержание учебного материала

1

Урок 79. Произведения русской литературы о Гражданской войне

1

1

Самостоятельная работа

  • Поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского.

  • Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова.

  • Развитие драматургии в 1930-е годы.

3

3


Тема 5.4

М.И. Цветаева.

Содержание учебного материала

2

Урок 80. Сведения из биографии. Стихотворения М.Цветаевой.

1

2

Урок 81. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия М.Цветаевой как напряженный монолог-исповедь.

1

2

Самостоятельная работа:

  • Чтение стихотворений М.Цветаевой, выучить наизусть.

Сообщения:

  • М.И. Цветаева в воспоминаниях современников.

2

3


Тема 5.5

О.Э.Мандельштам.

Содержание учебного материала

2


Урок 82. Творческий путь О.Э.Мандельштама.

1

1

Урок 83. Особенности лирики О.Э.Мандельштама.

1

1

Урок 84. Зачет по творчеству М.Цветаевой, О.Мандельштама.

1


Самостоятельная работа

  • Теория поэтического слова О. Мандельштама.

1

3

Тема 5.6

А.П.Платонов

Содержание учебного материала

1


Урок 85. Творческий путь А.П.Платонова. Особенности повествовательной манеры.

1

1


Самостоятельная работа

  • Герои прозы А. Платонова

1

3

Тема 5.7

М.А.

Булгаков

Содержание учебного материала

3


Урок 86.Творческий путь М.А.Булгакова.

1

1

Урок 87. Многоплановость романа "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова.

1

2

Урок 88. Практическая работа по творчеству М.А.Булгакова.

1

2


Самостоятельная работа

  • Роман «Петр Первый» А.Н.Толстого - художественная история России XVIII века.

1

3

Тема 5.8

Михаил Александрович

Шолохов


Содержание учебного материала

3


Урок 89. Творческий путь М.А.Шолохова.

1

1

Урок 90. Образ Григория Мелехова в романе "Тихий Дон" М.А.Шолохова.

1

2

Урок 91. Женские судьбы на страницах романа М.А.Шолохова "Тихий Дон".

1

2

Урок 92. Зачет по разделу "Литература 30-40-х гг"

1

3


Тема 6.1.

Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Содержание учебного материала

1


Урок 93. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов.

1

2

Самостоятельная работа

  • Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова.

  • Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (, А. Сурков, М. Исаковский, , Ю. Друнина)

  • Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига в произведениях В. Некрасова.

3

3


Тема 6.2.

А.А.Ахматова.

Содержание учебного материала

1

Урок 94. Жизненный и творческий путь. Лирика Ахматовой.

1

2

Самостоятельная работа

  • Трагедия " стомильонного народа" в поэме А. Ахматовой "Реквием".

1

3


Тема 6.3.

Б.Л. Пастернак.

Содержание учебного материала

1


Урок 95. Жизненный путь Б.Пастернака. Лирика Б.Пастернака. Роман «Доктор Живаго» в контексте литературной традиции. (Обзор)

1

2

Самостоятельная работа

  • Анализ стихотворение Б.Пастернака ( по выбору).

1

3

Раздел 7. Особенности развития литературы 1950-1980-х годов


14



Тема 7.1.

Творчество писателей-прозаиков в 1950-1980-е годы

Содержание учебного материала

3


Урок 96. Основные направления и течения художественной прозы 1950-1980-х годов.

1

1

Урок 97. Практическая работа. Осмысление великой Отечественной войны в прозе В.Быкова.

1

2

Урок 98. Творческая судьба В.М.Шукшина. Обзор рассказов.

1

3

Самостоятельная работа

  • Художественные особенности романа В.Дудинцева «Не хлебом единым».

  • Проза Ю. Домбровского. «Факультет ненужных вещей».

  • Зарубежная литература. Э.Хемингуэй. Старик и море».

3

3

Тема 7. 2.

Творчество поэтов в 1950-1980-е годы.

Содержание учебного материала

4


Урок 99. Практическая работа. Лирика Н.Рубцова.

1

3

Урок 100. Лирика поэтов-шестидесятников.



Урок 101. Практическая работа. Поэзия Б.Окуджавы. Своеобразие лирического героя.

1

3

Урок 102. Практическая работа . Творческая судьба В.Высоцкого.

1

2

Самостоятельная работа :

  • Лирика Н.Заболоцкого.

  • Лирика Р.Гамзатова.

  • Лирика И.Бродского.

  • Лирика Т. Кибирова.

3

3

Тема 7.3.

А.Т.Твардовский

Содержание учебного материала

2


Урок 103. Творческая судьба А.Т.Твардовского.

1

3

Урок 104. Лирика А.Т.Твардовского

1

1

Тема 7.4.

А.И.Солженицын

Содержание учебного материала

2

2

Урок 105. Творческий путь А.И.Солженицына.

1

2

Урок 106 . Практическая работа. Отражение конфликтов истории в судьбе героев повести "Один день Ивана Денисовича" А.И.Солженицына.

1

2

Тема 7.5

А.В.Вампилов

Содержание учебного материала

2


Урок 107. Творческая судьба А.Вампилова.

1

2

Урок 108. Практическая работа. Своеобразие драмы "Утиная охота" А.Вампилова.

1

2

Урок 109. Зачет по разделу "Литература 1950-1980-х годов"

1


Тема 8.1

Русское литературное зарубежье 1920-1990-х годов

Раздел 8. Русское литературное зарубежье 1920-1990-х годов



Содержание учебного материала

2


Урок 110. Три волны эмиграции русских писателей.

1

1

Урок 111. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в творчестве писателей русского зарубежья.

1

2

Тема 9.1

Особенности развития литературы конца 1980-2000-х годов.

Раздел 9. Особенности развития литературы конца 1980-2000-х годов.



Содержание учебного материала

4


Урок 112.Общественно-культурная ситуация в России концаXX начала XXI века.

1

1

Урок 113. Проза В.Астафьева.("Прокляты и убиты")

1

2

Урок 114. Художественные особенности прозы В.Распутина.

1

1

Урок 115. Своеобразие художественной манеры В.Маканина в рассказе "Где сходилось небо с холмами".

1

1


Тема 10. Повторение и обобщение пройденного материала

Содержание учебного материала

2


Урок 116 - 117 Контрольная работа. РР Итоговая письменная работа

2

3

Всего

117


Самостоятельная работа

58


Итого

175


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета:

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству студентов;

-рабочее место преподавателя;

-комплект учебно-методической документации;

-наглядные пособия: демонстративные плакаты, раздаточный материал;

-видеотека по курсу;

- учебные фильмы по некоторым разделам дисциплины;

Технические средства обучения:

-компьютер, мультимедиа комплекс, интерактивная доска.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Литература: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ Г.А.Обернихина, И.Л.Вольнова, Т.В. Емельянова; под ред. Г.А.Обернихиной.- 11-е изд.- М.: Издательский центр "Академия", 2012.

2. Литература: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования: в 2 -х частях/ Г.А. Обернихина, А.Г.Антонова, И.Л.Вольнова/; под ред. Г.А.Обернихиной.- 5-е изд.-М.: Издательский центр "Академия", 2013.

Дополнительные источники:

  1. Архангельский А.Н. и др. Литература 10, Допущено Министерством образования РФ, издательство «Дрофа», 2007;

  2. Агеносов В.В., Голубков М.М., Корниенко Н.В. Литература 11, Допущено Министерством образования РФ, издательство «Дрофа», 2009;

  3. Голубков М.М.\ Под ред.Беленького Г.И. Литература 11, Допущено Министерством образования РФ, издательство «Мнемозина», 2010;

  4. Лебедев Ю.В. Литература 10, Рекомендовано Министерством образования и науки РФ, Москва «Просвещение», 2009;

  5. Обернихина Г.А. (под ред.) Литература. Книга для преподавателя (программа 2008г.) ОИЦ "Академия" 2011

  6. Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература 10, Допущено Министерством образования РФ, издательство «Русское слово», 2010;

  7. Сухих И.Н. Литература, учебник 10 класс, Рекомендовано Министерством образования и науки РФ, ОИЦ «Академия», 2009;

  8. Сухих И.Н.Литература, учебник11класс, Рекомендовано Министерством образования и науки РФ, ОИЦ «Академия», 2010.

  9. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература 11, Допущено Министерством образования РФ, издательство «Русское слово», 2010.


Интернет - ресурсы:

Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа:gramota.ru

Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа: rus.1september.ru

Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: alleng.ru

Электронный ресурс «Кабинет литературы». Форма доступа: ruslit.ioso.ru

Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: gramma.ru

Электронный ресурс «Литературоведческие словари». Форма доступа: slovari.ru






4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

эстетическое отношение к миру;

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

устный опрос, тестовые задания,

письменный опрос в форме сочинения

индивидуальные задания


  • метапредметных:

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

устный опрос, письменный опрос в форме сочинения, индивидуальные задания, тестовые задания, доклады, устные и письменные сообщения


  • предметных:

  • сформированность устойчивого интереса

  • к чтению как средству познания других

  • культур, уважительного отношения к ним;

  • сформированность навыков различных

  • видов анализа литературных

  • произведений;

  • владение навыками самоанализа

  • и самооценки на основе наблюдений

  • за собственной речью;

  • владение умением анализировать текст

  • с точки зрения наличия в нем явной

  • и скрытой, основной и второстепенной

  • информации;

  • владение умением представлять тексты

  • в виде тезисов, конспектов, аннотаций,

  • рефератов, сочинений различных жанров;

  • знание содержания произведений русской,

  • родной и мировой классической

  • литературы и их историко-культурного

  • и нравственно-ценностного влияния

  • на формирование

  • национальной и мировой культуры;

  • сформированность умений учитывать

  • исторический, историко-культурный

  • контекст и контекст творчества писателя

  • в процессе анализа художественного

  • произведения;

  • способность выявлять в художественных

  • текстах образы, темы и проблемы и

  • выражать свое отношение к ним в

  • развернутых аргументированных устных и

  • письменных высказываниях;

  • владение навыками анализа

  • художественных произведений с учетом их

  • жанрово-родовой специфики;

  • осознание художественной

  • картины жизни, созданной в литературном

  • произведении, в единстве эмоционального

  • личностного восприятия интеллектуального

  • понимания;

  • сформированность представлений о

  • системе стилей языка художественной

  • литературы.

устный опрос, письменный опрос в форме сочинения, индивидуальные задания, тестовые задания, доклады, устные и письменные сообщения

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ.

1. Примерная программа по учебной дисциплине «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА» ( ФГАУ "ФИРО", 2015)

2. Литература: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ Г.А.Обернихина, И.Л.Вольнова, Т.В. Емельянова; под ред. Г.А.Обернихиной.- 11-е изд.- М.: Издательский центр "Академия", 2012.

3. Литература: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования: в 2 -х частях/ Г.А. Обернихина, А.Г.Антонова, И.Л.Вольнова/; под ред. Г.А.Обернихиной.- 5-е изд.-М.: Издательский центр "Академия", 2013.

4. Обернихина Г.А. (под ред.) Литература. Книга для преподавателя (программа 2008г.) Издательский Центр "Академия" ,2011.

Интернет - ресурсы:

Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа:gramota.ru

Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа: rus.1september.ru

Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: alleng.ru

Электронный ресурс «Кабинет литературы». Форма доступа: ruslit.ioso.ru

Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: gramma.ru

Электронный ресурс «Литературоведческие словари». Форма доступа: slovari.ru







Программа разработана:

Организация-разработчик:

Государственное образовательное профессиональное учреждение Московской области "Подольский промышленно-экономический техникум им. А.В.Никулина".

Разработчики:

Назарова Л.М., преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ МО

"Подольский промышленно-экономический техникум им. А.В.Никулина"/___________/

Садовникова Ю.А., преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ МО

"Подольский промышленно-экономический техникум им. А.В.Никулина"/__________/




© 2010-2022