Урок по русскому языку в 11 классе

Опыт подготовки и проведения ЕГЭ по русскому языку показал, что основная трудность для учеников заключена в написании сочинения- рассуждения (части С). Поэтому урок был построен с точки зрения помощи  в подготовке к написанию сочинения. На уроке формируются  коммуникативные  компетенции  путем использования приемов технологии развития критического мышления     Тема «Подготовка к  написанию сочинения (часть С) в 11 классе».   Цели: - Продолжить работу над написанием сочинения (частьС) - Совершенствовать навыки написания сочинения -Воспитывать патриотизм, любовь к русскому языку.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок по русскому языку в 11 классеУрок по русскому языку в 11 классеУрок по русскому языку в 11 классеУрок по русскому языку в 11 классеУрок по русскому языку в 11 классеУрок по русскому языку в 11 классеУрок по русскому языку в 11 классеУрок по русскому языку в 11 классеУрок по русскому языку в 11 классеУрок по русскому языку в 11 классеУрок по русскому языку в 11 классеУрок по русскому языку в 11 классеУрок по русскому языку в 11 классеУрок по русскому языку в 11 классеУрок по русскому языку в 11 классеУрок по русскому языку в 11 классеУрок по русскому языку в 11 классеУрок по русскому языку в 11 классеУрок по русскому языку в 11 классеУрок по русскому языку в 11 классеУрок по русскому языку в 11 классеУрок по русскому языку в 11 классеУрок по русскому языку в 11 классе






Тема «Подготовка к написанию сочинения

(часть С)



урок показан на районном семинаре заместителей директора по

учебно - воспитательной работе.

март 2014 год.

Урок по русскому языку в 11 классе

Аннотация:

Опыт подготовки и проведения ЕГЭ по русскому языку показал, что основная трудность для учеников заключена в написании сочинения- рассуждения (части С). Поэтому урок был построен с точки зрения помощи в подготовке к написанию сочинения. На уроке формируются коммуникативные компетенции путем использования приемов технологии развития критического мышления

































































Тема «Подготовка к написанию сочинения (часть С) в 11 классе».



Цели:
- Продолжить работу над написанием сочинения (частьС)

- Совершенствовать навыки написания сочинения

-Воспитывать патриотизм, любовь к русскому языку.

Оборудование: 1) раздаточный материал (текст публицистического стиля);

2) алгоритм написания сочинения-рассуждения;

3) памятка «Клише для создания сочинения»;

4) медиапроектор;

5) мультимедийная презентация.



  1. Орфографическая разминка Тесты № 352-356

(Самопроверка)

Девиз.

Послушай - и ты узнаешь,
посмотри - и ты поймешь,
сделай - и ты научишься.

1i. Стадия вызова. В Библии сказано: «Вначале было Слово…». Какое это было слово? Что такое язык? Для чего он необходим? (Что значит для народа утрата родного языка?) Б.Ахмадуллина пишет: «Единственное мне принадлежащее сокровище - это русская речь. Это русский язык. Лишь этим определяется принадлежность человека к определенному месту земли, которое он величает Родиной». Согласны ли вы с этим мнением?

►Группы составляют кластер по теме «Русский язык - это…» (приложение 1).

Русский язык

Национальный язык русского народа

Язык русской культуры, науки, техники

Один из самых богатых языков мира

Государственный язык в РФ

Средство межнационального общения

Один из общепризнанных мировых языков

-Целеполагание

Как вы думаете, будет звучать тема нашего урока? Цели?

Беседа. На государственном уровне огромное значение придается языку. В России 2007 год указом президента В.В.Путина был объявлен Годом русского языка.

Народ немыслим без языка. Главное назначение языка состоит в том, чтобы объединять людей.

Русский язык - это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык общения 160 народов и национальностей России.

Это один из шести рабочих языков ООН.

Русский язык - это язык великой русской литературы, и поэтому он так популярен в мире. Первые слова в космосе были произнесены на русском языке, это первый язык общения в космосе.

Это язык матери и отца. Через родной язык осуществляется духовная связь поколений.

Ш.Чтение уч-ся наизусть

1. Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Русский язык»

2. А.Ахматова «Мужество»

___Как мы должны относиться к русскому языку?

IV. Работа с текстом

1.Чтение текста (приложение 2).

► Создание «корзины» «толстых» и «тонких» вопросов.

- Какие из названных вами вопросов помогают определить позицию автора?

- Отметьте в тексте предложения или словосочетания, которые, по вашему мнению, являются отражением проблемы текста и авторской позиции.

►Приём «Верные/неверные утверждения».

Дано 4 утверждения. Какое из них соответствует позиции автора, выраженной в тексте?

  1. Человек, не знающий слова «благородный», не может проявлять благородство.

  2. Незнание родного языка мешает добиться успеха в какой бы то ни было области деятельности.

  3. Люди, не владеющие родным языком, теряют то, что объединяет их в народ.

  4. Военно - патриотическое воспитание в школе не имеет смысла.

V. Психологическая разгрузка Песня « С чего начинается родина?- видеоролик

С чего начинается Родина.mp4

2. Стадия осмысления. Приём инсерта (приложение 3).

Прочитайте текст. Отметьте значками в тексте нужную информацию: «V» - знаю; «?» - непонятно, хочу узнать больше; «+» - согласен; «!» - это главное; «-» - вызывает сомнение.

После работы с текстом занесите краткие записи в таблицу:

V

?

+

!

-


Можно ограничиться разметками в тексте в целях экономии времени на уроке.

Составление схемы с помощью ключевых слов и предложений (приложение 4).

►Проверка: группы зачитывают свои варианты выполнения задания.

►Составление «месива проблем»:

- Какие проблемы имеют место в современном состоянии русского языка?

▪ Обеднение языка

▪ Засорения языка

▪ Сужение словарного запаса

▪ Недостаточное знание языка

▪ Недостаточное использование богатства русского языка

- Какие проблемы были выявлены в ходе анализа текста?

▪ Падение престижа русского языка

▪ Обеднение народа как нации

▪ Разобщение людей, говорящих на русском языке

▪ Потеря интереса к чтению

Какова проблема текста? (Проблема сохранения русского языка, сохранения его чистоты и богатства, тесной связи понятия «патриотизм» с уважением и любовью к своему родному языку.)

3. Стадия рефлексии (приложение 1).

Возвращение к кластеру. Что было? Что нового узнали из текста? Соотнесите свои представления (данные в кластере, зафиксированные на этапе ВЫЗОВА) и полученную информацию. (Заполняем кластер ключевыми словами из текста.)

Родина

Семья

Народ



Русский язык

Культура

Литература



Общение

Вывод. Мы, русские люди, носители языка, должны беречь его, делать все возможное для его развития и сохранения. Бережно относиться к родной речи - это гражданский долг каждого из нас, ибо в слове отражаются национальная история и культура, духовный талант и сила народа.

- Обсудите в группе, почему нам, носителям русского языка, необходимо беречь его.

1.Русский язык - это душа народа. Удивительно, но раньше слово «язык» означало «народ». Не случайно автор данного текста цитирует Пушкина: «И назовет меня всяк сущий в ней язык». 2. Это язык матери и отца. Через родной язык осуществляется духовная связь поколений. 3. Выражение любви к родному языку - это проявление нашего патриотизма.4. Небрежное отношение к родному языку не может не оскорбить человека, искренне любящего свою Родину.5. Из отношения к родному языку рождается отношение к Родине.

► Составление синквейна (приложение 5).

Язык

Родной, близкий

Исчезает, сокращается, уходит

Без языка нет Родины

Народ



IV. Практическая часть. Создание сочинения



Алгоритм написания сочинения-рассуждения (приложение 6).

1. Вступление.

2. Формулировка одной из проблем исходного текста.

3. Комментарии к сформулированной проблеме.

4. Формулировка позиции автора.

5. Аргументы "за" или "против" авторской позиции (один - из литературных источников). 6. Заключение.

► Используется памятка «Клише для создания сочинения» (приложение 7).

V. Рефлексия. Дискуссия по результатам совместной деятельности.

VI. Д/з дописать сочинение

C:\Users\user\Desktop\Приложения к уроку русского языка в 11 классе.docx



















Приложение 1

Текст для чтения

(1) Помнится, в мои школьные годы патриотическое воспитание неизменно писалось через дефис с «военно» и предполагало довольно ограниченный набор мероприятий…(2) Между тем сегодня назрела необходимость не столько отделить первую часть от второй, сколько разобраться со значением слова в целом.

(3) По мне, пусть «патриотизм» будет «военным»: нужно только оговорить, с кем или, лучше, за что «воевать». (4) А «воевать» сегодня, на мой взгляд, нужно прежде всего за язык. (5) Русский язык. (6)Не боясь быть банальной, процитирую хрестоматийное: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». (7) Мы же теряем его, пользуясь военно-поэтической терминологией, пядь за пядью.

(8) Речь не о том, чтобы научить детей говорить «метко», а о том, чтобы сделать нас народом. (9)Напомню еще более хрестоматийное:

«И назовет меня всяк сущий в ней язык…».

(10)Но русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит как вода в песок. (11) Почему? (12)Чтобы найти ответ, нужно вспомнить, откуда язык приходит: из общения и чтения. (13)Но дети и родители сегодня разобщены. (14) Что касается чтения, то тут и говорить нечего. (15)И сегодня «воевать» за русский язык - значит бороться и за литературу, на нем написанную.

(16)В песне нашего детства на вопрос «С чего начинается Родина?»- давался ответ: «С картинки в твоем букваре».(17)Не знаю, какая именно картинка имелась в виду - Красная площадь или белая береза, думаю, что это не так важно. (18)Важно, что Родина, по моему глубокому убеждению, начинается именно с букваря. (По И. Кабыш)





























Приложение 2

Составление кластера



Русский язык - это…











































Приложение 3

МАРКИРОВКА ТЕКСТА

Прочитайте текст. Отметьте значками в тексте нужную информацию:

«Y» - знаю;

«?» - непонятно, хочу узнать больше;

«+» - согласен;

«!» - это главное;

«!» - вызывает сомнение

После работы с текстом занесите краткие записи в таблицу:

Y



?



+



!



-














Приложение 4

Составление схемы с помощью ключевых слов и предложений

ТЕЗИС











АРГУМЕНТЫ

























ВЫВОД







Приложение 5

СИНКВЕЙН

Одно существительное: «Тема»

Два прилагательных (причастия)

Три глагола

Фраза (личное отношение к теме)

Одно слово-синоним (для обобщения или расширения смысла темы)

































Приложение 6

Алгоритм для написания сочинения-рассуждения

1. Вступление ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2..Проблема__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Комментарии к проблеме

____________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Позиция автора _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Собственная позиция (аргументы "за" или "против" авторской позиции) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Заключение ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 7

Памятка «Клише для создания сочинения»

1. Как написать вступление…

«Именительный темы»

1. Пишу ключевое слово проблемы.

2. Ставлю многоточие.

3. Пишу ассоциации, связанные с этим словом.

4.Формулирую проблему, используя клише («Именно этой проблеме…»).

«Вопросы-стимулы»

1. Пишу 2-3 вопроса, созвучных проблеме.

2.Использую клише «Именно ответам на эти вопросы посвящает свой текст автор…»).

«Картина»

1. Пишу 2-3 назывных (в них есть только подлежащее) распространенных предложения, которые бы рисуют картину по проблеме.

2. Заявляю проблему.

«Название»

Я назвал бы этот текст ……., потому что проблема, поднятая …….., посвящена…….

2. Формулируем проблему.

Именно эта проблема - в центре внимания писателя…

Именно эти вопросы волнуют писателя…

Или: …Именно над проблемой заставляет задуматься писатель.

Типовые конструкции:

1.В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания…(кого?)….. актуальная проблема…….(чего?).

2. Предложенный текст посвящен проблеме…..

3. Комментируем проблему.

Комментарий - это «переходный мостик» от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по заявленной проблеме.

Типовые конструкции для передачи действий автора

Автор: обращает наше внимание, выделяет, замечает, высказывает интересное предположение, особо останавливается на…….., анализирует, подробно комментирует, затрагивает, касается, ссылается на, приводит примеры…

4. Формулируем авторскую позицию

Автор относится к поднятой проблеме …

- положительно, отрицательно, неоднозначно

- двойственно, скептически, иронически

Позиция автора по затронутым вопросам очевидна….

Типовые конструкции для выражения авторской позиции:

Автор…

иронизирует над кем \ чем?

осуждает кого \ что?

разделяет мнение …

возражает кому \ в связи с чем?

опровергает что?

критикует, обвиняет, разоблачает кого?

отстаивает что?

доказывает что?

убеждает кого в чем?

призывает к….

открыто заявляет о своей гражданской позиции…

5. Высказываем своё мнение.

С мнением, позицией, доводами автора трудно не согласиться…

Нельзя не согласиться с мнением автора…

Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения…

Я разделяю позицию автора…

Оценивая авторскую позицию, можно сказать…

Размышляя над позицией автора, хочется отметить…

Разделяя точку зрения автора, хочется добавить…

Приведем пример…

Сошлемся, например, на…

Возьмем в качестве примера… Сравним… Сопоставим…

Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда…

Никто не будет отрицать, что…

Никто из нас не будет возражать против того…

Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции. Во-первых,…

Ярчайшими примерами тому могут служить не только…, но и…

ИСПОЛЬЗУЕМ:

1. Реальные факты из жизни окружающих, достойные подражания или крайнего осуждения.

2. Свои собственные наблюдения и выводы.

3. Предположительные примеры (что могло бы быть при определенных условиях).

4. Пословицы, поговорки, афоризмы, отражающие традиционно-исторический опыт народа, его мудрость. В этом случае деточка не просто приводит пословицу, ведь это еще не аргумент, а раскрывает, комментирует её, объясняет её связь с тезисом.

5. Примеры из художественной, исторической, научно-популярной литературы.

6. Примеры из художественных фильмов, периодической печати, теле- и радиопередач.

7. Свои суждения, почерпнутые при изучении школьных предметов, н-р, истории, права, обществознания.

6. Пишем заключение.

В заключение хочу подчеркнуть…

В заключение хотелось бы отметить…

В заключение хотелось бы ещё раз обратить внимание на…

Обобщая сказанное, можно сделать вывод…

Итак,…

Следовательно,…

Таким образом,…

Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать…

Амантурлиева Балкия Шотовна- учитель русского языка и литературы МОАУ «Ветлянская средняя общеобразовательная школа» Соль- Илецкий район Оренбургская область


© 2010-2022