Конспект урока по русскому языку Имя существительное как часть речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

Дементьевой Мариям Сабырхановны,

учителя русского языка и литературы

МОУ СОШ п. Новый Урал.

Класс: 5

Предмет: русский язык

Учебник: Русский язык: 5 класс: в 2 ч. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.,

Тростенцова Л.А.

Название раздела, темы: Морфология. Имя существительное.

Тема урока: «Имя существительное как часть речи»

Тип урока: открытие нового знания

Планируемые результаты (УУД):

Предметные: развить у учащихся умение распознавать имя существительное; определять лексическое значение имён существительных, определять синтаксическую роль существительных в предложении.

Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; воспитывать умение работать в коллективе, развивать самостоятельность и дисциплинированность.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно давать оценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения приходить к общему решению в совместной деятельности, но и учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь выражать свои мысли и овладевать диалогической формой речи.

Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, построение речевых высказываний.

Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная, совместная учебная работа, работа в парах, учебно-исследовательская деятельность, контрольно - оценочная и рефлексивная деятельность.

Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:
· Прием рефлексивной деятельности
· Метод конкретизации целей обучения
· Метод открытого обсуждения новых знаний
· Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, карточки с заданиями и домашним заданием, лучики для солнца (для рефлексии), стойки (для имён).





Ход урока.

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала урока

Личностные: внимание, уважение к окружающим;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

Регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

Учитель:

-Добрый день, ребята!

Я очень рада видеть всех вас сегодня!

Мы с вами немного волнуемся, поскольку видим друг друга впервые, поэтому пока вы не сели, я предлагаю глубоко всем вдохнуть и выдохнуть!

Надеюсь, ваше волнение улетучилось! Садитесь.

Меня зовут Мариям Сабырхановна, имя у меня не самое запоминающееся, и если вы посмотрите на доску, то сможете прочитать его.

У вас у всех есть беджи, и это прекрасно! Однако я вам честно признаюсь, я не ищу в жизни сложных путей, поэтому прошу вас взять в ручки фломастер и на стойках, которые стоят у вас на столах большими буковками написать своё имя так, как вы бы хотели, чтобы я к вам обращалась! Ну, а теперь с хорошим настроением приступаем к работе.

Оценивание готовности к уроку.

Мотивация к учебной деятельности

Личностные: понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Учитель:

Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику - удача, учителю - радость!» (на доске)

Запишите эти слова после числа и классной работы в тетради, оставив пустую строчку для темы, название которой вы сами сформулируете немного позже.

Напоминаю, у нас сегодня пятнадцатое февраля, запишите, классная работа, будьте внимательны с орфограммами в числе и классной работе.

И, пропустив одну строчку, запишите фразу, которую видите на доске «Ученику - удача, учителю - радость!»

А теперь вопрос тем, кто быстрее справился с записями, как вы думаете, что обозначает наш девиз? (Если ученикам сопутствует удача, учитель от этого счастлив)


Записывают число, «Классная работа», предложение.

Анализируют смысловое содержание предложения.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности



Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.



Определение темы и цели урока.

Ребятки, работаем непосредственно с нашим девизом.

1.Хлопните в ладоши, если знаете, какой частью речи является первое слово в этой фразе. 2.Топните, если узнали часть речи второго слова. 3.Поднимите правую руку те, кто узнал часть речи третьего слова. 4.Поднимите левую руку те, кто знает, что за часть речи последнее слово в предложении.

Молодцы!

Надпишите над словами часть речи. Что же мне надписать? (Имя существительное)

Кто-то догадался, какова тема нашего урока сегодня?

Да, вы правы, запишите в пустой строке тему: «Имя существительное как часть речи».

Запишите тему урока в строке, которую мы пропустили.

Ребята, определите, пожалуйста, цели нашего урока при помощи глаголов: ВСПОМНИТЬ и УЗНАТЬ.

(Вспомнить, что такое имя существительное и его признаки, узнать какими ещё признаками обладает эта часть речи).

Про себя вы уже можете смело говорить, что с существительными вы на «ты», ведь они вам хорошо знакомы с начальных классов.

А, кто из вас может сказать мне, какой раздел науки о языке изучает части речи?

У вас на партах есть небольшая подсказка! Найдите карточку №1 и выполните быстренько задание!

Правильно - Морфология.

Ребята, поскольку первая цель - вспомнить, что такое имя существительное, я предлагаю вам составить кластер, который поможет нам легко узнавать имя существительное в речи, и запишем его в тетради.

Посередине записываем определение - имя существительное и вспоминаем, что мы о нём знаем!

1.На какие вопросы отвечает. (Кто? Что?)

2.Обозначает (предмет)

3.Какие неизменяемые признаки имеет (род и склонение)

4.Как изменяется (число и падеж).

5. Каким членом предложения является (подлежащее)

Молодцы, вы очень хорошо справились с этой работой.

Ребятки, вторая и наиболее важная цель нашего урока - узнать новые признаки имени существительного.

Задание классу:

Прежде чем обратимся к признакам. Необходимо удостовериться, что вы умеете отличать имя существительное от других частей речи.

Смотрим на доску. Перед нами ряд слов.

Задание:

Подчеркните существительные на доске, используя при рассуждении данный кластер:

(на доске)

Один к доске, остальные записывают существительные в тетради.

Ветер, буря, солнечный, снится, волшебство, смех, мирились, радость, легко, быстрый, заря.

(При затруднении учитель обращает внимание обучающегося на признаки существительного)

Отвечают на вопросы.

Методом мозгового штурма составляют кластер «Имя существительное»





Организация деятельности по закреплению и применению знаний и умений по образцу и в измененной ситуации с целью их безошибочного применения


Открытие нового знания

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Работа с карточками.

Работа в парах.

Ребята, начнём изучать новые признаки имени существительного с его значения, а точнее с того, что существительное обозначает.

В начальной школе вы узнали о том, что существительное обозначает предмет, и мы это именно это и поместили в кластер! Но вы знаете, это общее грамматическое значение всех имён существительных.

Эта часть речи имеет более широкий ряд значений. И мы сейчас с вами в этом убедимся.

Поработаем с карточками! Работаем в парах с соседом по парте.

Найдите у себя карточку №2, на ней обозначен номер вашей группы. Итак, слова представлены на слайде.

Прочитайте внимательно слова и выпишите только те, которые обозначают указанные названия именно вашей карточки.

Итак, повернулись к соседу по парте, и спокойно шёпотом обсуждаем, давая возможность высказываться каждому, работаем. Сначала подчеркните существительные в карточке, а затем запишите в тетрадь.

Закончили?

Работаем с самопроверкой, внимание на экран. Найдите номер своей группы и проверьте правильность выполнения работы.

Все справились с заданием?

Какой, ребята, мы можем сделать вывод о значении имени существительного?

(Имя существительное, кроме предмета может ещё обозначать названия лиц, вещей, веществ, живых существ и организмов, действия, географические названия, названия признаков, фактов, событий и явлений).





Решение проблемной ситуации.

Самостоятельная дифференцированная работа по вариантам

(выполнение заданий, самооценка, коллективный контроль )



Делают вывод о значениях по результатам работы в группах.

Физ. Минутка (пауза релаксации)

Физкультминутка

Ребятки, мы с вами немного устали, согласитесь?

1. Проведём минутку отдыха. Сыграем в маленькую игру, которая называется

«Путаница»

Вы все должны внимательно следить за моими движениями, но при этом выполнять то, что я скажу.

Посмотрите все дружно (показываю на окно) на нос соседа!

А теперь (показываю жест подъёма) все дружно крикните «Ура»!

Все справились? Умнички!

2. И напоследок небольшая разминка -Зажмите руки в замочек, вытяните вперед, теперь вверх, потянитесь к солнышку. Отлично! Продолжаем работать.

Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Мы остановились на том, что существительное может иметь множество лексических значений.

Послушайте отрывок из стихотворения Александра Шибаева «Слова, слова, слова»

Всему название дано -

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных - нету!

И всё, что может видеть глаз -

Над нами и под нами,-

И всё, что в памяти у нас,-

Означено словами.

Ребятки, какие названия здесь перечислены? Устно приведите, пожалуйста, примеры существительных, которые дают названия зверям, предметам и вещам.

Запишите, пожалуйста, этот отрывок в тетради.

(Дети записывают, попутно объясняя орфограммы).

Найдите в этом стихотворении существительные и подчеркните их как члены предложения. Напомните, какие члены предложения бывают?

(Главные и второстепенные: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение и обстоятельство).

(Дети находят существительные фронтально, подчёркивают их).

Ребятки, давайте сделаем вывод, какими членами предложения могут быть существительные, кроме подлежащего, как вы учили в начальной школе.

(дополнением и обстоятельством)

Работают с текстом


Домашнее задание

Ребятки, дома вам необходимо будет поработать с правилом на стр. 46 для заучивания наизусть. И в Карточке №3.

Составить опорный конспект по ключевым фразам.

Записывают

задания в дневники.

Рефлексия

Регулятивные УУД: рефлексия; соотношение целей и результатов своей деятельности; выработка критериев оценки и определения успешности работы.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ребятки, я урок подходит к концу, поэтому обратимся к этапу рефлексии.

Ответьте на вопрос, что Нового вы сегодня узнали об имени существительном? (Что оно кроме значения Предмет, имеет ещё множество лексических значений, а также, что существительное, часто бывает в предложении не только подлежащим, но и дополнением и обстоятельством).

И, напоследок, я попрошу вас оставить свои впечатления от урока! У вас на партах лежат лучики солнца, напишите на них свои чувства и эмоции, которые испытываете на этот момент и приклейте лучики к солнышку! Спасибо за урок. До встречи!

Дают развернутый ответ на вопрос






Методом мозгового штурма создаётся кластер на доске и в тетрадях обучающихся:

Конспект урока по русскому языку Имя существительное как часть речи












Карточка №1.

Соотнесите буквы и цифры.

2

3

4

6

3

1

3

8

5

7











Л

М

О

Р

И

Ф

Я

Г

1

2

3

4

5

6

7

8

Карточка №1.

Соотнесите буквы и цифры.

2

3

4

6

3

1

3

8

5

7











Л

М

О

Р

И

Ф

Я

Г

1

2

3

4

5

6

7

8

Карточка №1.

Соотнесите буквы и цифры.

2

3

4

6

3

1

3

8

5

7











Л

М

О

Р

И

Ф

Я

Г

1

2

3

4

5

6

7

8

Карточка №2.


1-я группа - названия лиц

Мужчина, Амур, лопата, доброта, мука, девочка, бег, акула, девушка, шкаф, наводнение, дверь, молоко, краснота, Россия, стрельба, бактерия, сливки, диалог, свежесть, прыжок, собака, Эверест, концерт.

Карточка №2.

2-я группа - названия вещей

Мужчина, Амур, лопата, доброта, мука, девочка, бег, акула, девушка, шкаф, наводнение, дверь, молоко, краснота, Россия, стрельба, бактерия, сливки, диалог, свежесть, прыжок, собака, Эверест, концерт.

Карточка №2.

3- группа - названия веществ

Мужчина, Амур, лопата, доброта, мука, девочка, бег, акула, девушка, шкаф, наводнение, дверь, молоко, краснота, Россия, стрельба, бактерия, сливки, диалог, свежесть, прыжок, собака, Эверест, концерт.

Карточка №2.

4 -я группа - названия живых существ и организмов

Мужчина, Амур, лопата, доброта, мука, девочка, бег, акула, девушка, шкаф, наводнение, дверь, молоко, краснота, Россия, стрельба, бактерия, сливки, диалог, свежесть, прыжок, собака, Эверест, концерт.

Карточка №2.

5-я группа - название действий

Мужчина, Амур, лопата, доброта, мука, девочка, бег, акула, девушка, шкаф, наводнение, дверь, молоко, краснота, Россия, стрельба, бактерия, сливки, диалог, свежесть, прыжок, собака, Эверест, концерт.

Карточка №2.

6-я группа - географические названия

Мужчина, Амур, лопата, доброта, мука, девочка, бег, акула, девушка, шкаф, наводнение, дверь, молоко, краснота, Россия, стрельба, бактерия, сливки, диалог, свежесть, прыжок, собака, Эверест, концерт.

Карточка №2.

7 -я группа - названия признаков

Мужчина, Амур, лопата, доброта, мука, девочка, бег, акула, девушка, шкаф, наводнение, дверь, молоко, краснота, Россия, стрельба, бактерия, сливки, диалог, свежесть, прыжок, собака, Эверест, концерт.

Карточка №2.

8 -я группа - названия фактов, событий, явлений

Мужчина, Амур, лопата, доброта, мука, девочка, бег, акула, девушка, шкаф, наводнение, дверь, молоко, краснота, Россия, стрельба, бактерия, сливки, диалог, свежесть, прыжок, собака, Эверест, концерт.


Карточка №3

Домашнее задание.


Опорный конспект

1. Имя существительное - отвечает на вопросы…

Обозначает …

2. Морфологические признаки: собственное и …, одушевлённое и …, род…, склонение.

3. В предложении является…

Карточка №3

Домашнее задание.


Опорный конспект

1. Имя существительное - отвечает на вопросы…

Обозначает …

2. Морфологические признаки: собственное и …, одушевлённое и …, род…, склонение.

3. В предложении является…

© 2010-2022