Сложное предложение

Урок русского языка на первом курсе в финансово-экономическом колледже в группах с русским языком обучения.Повторение темы «Синтаксис сложного предложения». Используется основная литература:учебник Русский язык – Ф.Г. Брулева, Г.Ф. Булгакова, В.К. Павленко- Учебник для 11 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ, а также дополнительная литература:Грамматика русского языка (в таблицах и схемах) для старших классов- Каменова С.К.- Москва, «Лист» , 1996 г. Учебные таблицы 5-11 классы по русскому языку-  Малюшкин А.Б.Москва. Творческий центр «Сфера» , 2004 г
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта (план) урока


Группа

Дата











Дисциплина: Русский язык и литература

Тема раздела Синтаксис простого предложения

Тема урока Сложное предложение

Тип урока: комбинированный

Вид урока: повторение изученного материала

Требования, предъявляемые к уровню подготовленности обучающихся

Базовые компетенции

Использовать разнообразные средства устной и письменной коммуникации на русском языке для решения задач в конкретных жизненных ситуациях;


Профессиональные компетенции


Специальные компетенции



Цели урока

обучающая

повторить материал о союзном сложном предложении, уметь находить союзные сложные предложения в устной и письменной речи и правильно ставить в них знаки препинания.

воспитательная

формирование у учащихся интереса к книге, к историческим личностям; формирование нравственных позиций учащихся;

развивающая

развитие культуры речи, самостоятельности мышления, исследовательских умений.


Межпредметные связи

Обеспечивающие

Русский язык

Обеспечиваемые

Русская литература

Оборудование урока

Наглядные пособия


Раздаточный материал

Лекционный материал, карточки с текстом,

Технические средства обучения


Литература: основная

Русский язык - Ф.Г. Брулева, Г.Ф. Булгакова, В.К. Павленко- Учебник для 11 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ

Дополнительная

Грамматика русского языка (в таблицах и схемах) для старших классов- Каменова С.К.- Москва, «Лист» , 1996 г.

Учебные таблицы 5-11 классы по русскому языку- Малюшкин А.Б.Москва. Творческий центр «Сфера» , 2004 г



Содержание урока

№ эле-мента

Элементы урока, учебные вопросы,

формы и методы обучения

Дополнения, изменения

1.

Орг.момент


2.

Проверка домашнего задания:

А) Письменный опрос

Словарный диктант с грамматическим заданием.

Негде отдохнуть, никогда не забуду, не у кого спросить, ни у кого просить не буду, ни во что не верю, не во что теперь верить, некуда пойти, никуда ходить не надо, никто не забыт, не читал книгу, нет покоя ни днем, ни ночью


Б) Задание: написать 5 пословиц и поговорок о значении книги в жизни человека

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает

Без книги, как без солнца, и днем темны оконца

Книга - твой друг, без нее как без рук

Книга мала, а ума придала

С книгой поведешься - ума наберешься

Будешь книги читать -будешь все знать

Библиотеку не посещаешь - много знаний потеряешь

Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость

В книге ищи не буквы, а мысли

Книга подобна воде: дорогу пробьет везде

Книга поможет в труде, выручит в беде

Сказанное слово - было да нет, а написанное живёт век

Кто много читает, тот много знает


3

А) Словарная работа

Подготовленные дома слова и их значение (к уроку готовит студент)

Б) Составьте с этими словами простые предложения.


4

Эпиграф к уроку

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Дени Дидро

В эпиграфе урока подчеркните главные члены предложения Дени Дидро, французский философ (1713-1784).

5

Актуализация сведений, полученных в школе о главных членах предложения

Любимая книга не изменит и вернется в ту минуту, когда человек особенно нуждается в поддержке. Книге предназначено быть спутником человека, книге свойственно особое постоянство.

Книге предназначено быть спутником человека, поэтому ей свойственно особое постоянство. Любимая книга не изменит и вернется в ту минуту, когда человек особенно нуждается в поддержке.
-Прочитайте предложения. Что в них общего и в чем их отличия?
(Во всех предложениях речь идет о книге. Все предложения повествовательные, невосклицательные. Первое предложение - сложное, второе и третье - простые. В первом предложении есть однородные члены, а в остальных - нет)

Творческое задание. Продолжим предложение.
Полезнее всего те книги, которые …
Ваши варианты.


А вот, что говорил Т. Паркер: « Полезнее всего те книги, которые больше других заставляют вас думать.»
Объясните постановку знаков препинания:


Теодор Паркер (Theodore Parker; 24.08.1810 - 10.05.1860) - американский писатель, проповедник и политический деятель. Один из лидеров движения за отмену рабства. В 1845 году основал Бостонское общество конгрегационалистов - религиозную организацию, противостоявшую американскому унитаризму. Паркер выдвигал требования социально-политических преобразований, реформу образования и введение сухого закона.

6

Работа с материалом лекции

Синтаксис. Сложное предложение

§1. Сложное предложение. Общие понятия

Сложное предложение - это единица синтаксиса.

Сложными называются предложения, состоящие из двух и более грамматических основ, связанных в единое целое по смыслу, грамматически и интонационно.
От простого предложения сложное отличает то, что в простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном - более одной. Сложное предложение, таким образом, состоит из частей, каждая из которых оформлена как простое предложение.
Но сложное предложение - это не случайный набор простых предложений. В сложном предложении части связаны между собой по смыслу и синтаксически, с помощью синтаксических связей. Каждая часть, будучи оформлена как предложение, не обладает смысловой и интонационной завершённостью. Эти признаки характерны для всего сложного предложения в целом.

Сложные предложения, как и простые, характеризуются по цели высказывания. Они могут быть невосклицательными и восклицательными.

В отличие от простого предложения сложное требует определения, из скольких частей оно состоит, и какой связью соединены его части.

§2. Виды синтаксической связи частей сложного предложения

Синтаксическая связь между частями сложного предложения может быть:

  • союзной

  • бессоюзной

Союзная связь - это вид синтаксической связи, выраженной с помощью союзов.

Союзная связь может быть:

  • сочинительной

  • подчинительной

Сочинительная синтаксическая связь - это вид синтаксической связи с равноправным отношением частей. Сочинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: сочинительных союзов.

Гроза прошла, и выглянуло солнце.

Подчинительная синтаксическая связь - это вид синтаксической связи с неравноправным отношением частей. Части сложного предложения с подчинительной связью различны: одна - главное предложение, другая - подчинённое предложение. Подчинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: подчинительных союзов и союзных слов.

Мы не пошли гулять, потому что началась гроза.

(Мы не пошли гулять - главное предложение, а потому что началась гроза - придаточное предложение.)

Бессоюзная синтаксическая связь - это связь по смыслу. Части сложного предложения соединены только пунктуационно. Ни союзы, ни союзные слова для выражения бессоюзной синтаксической связи не используются. Пример:

Тренер заболел, занятие перенесено на следующую неделю.

Характер синтаксической связи между частями сложного предложения - это важнейший классификационный признак сложных предложений.

§3. Классификация сложных предложений

Классификация сложных предложений - это классификация по синтаксической связи между его частями. Сложные предложения делятся:

на 1) союзные и 2) бессоюзные, а союзные, в свою очередь - на 1) сложносочинённые и 2) сложноподчинённые.

Следовательно, выделяются три типа сложных предложений:

  • сложносочинённые

  • сложноподчинённые

  • бессоюзные

Каждый из этих типов подлежит дальнейшей классификации по значению.


7

Закрепление материала

Синтаксический разбор предложений у доски

Надо пользоваться не красотой книг и не их количеством, но их речью и всем, что в них написано.

Лукиан

Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души.

Цицерон

Величайшее сокровище - хорошая библиотека.

Белинский В. Г.

Когда книга сталкивается с головою и при этом раздается глухой пустой звук, разве всегда виновата книга?

Лихтенберг Г.

Есть книги, которые надо только отведать, есть такие, которые лучше всего проглотить, и лишь немногие стоит разжевать и переварить; иначе говоря, одни книги следует прочесть лишь частично, другие - без особого прилежания и лишь немногие - целиком и внимательно.

Бэкон Ф.

Люди делятся на две категории: на тех, кто читает книги, и тех, кто слушает тех, кто читает.

Бернард Вербер


Классической называется та книга, которую все хвалят и никто не читает.

Марк Твен т

тех, кто читает.

Книги нужны, чтобы напоминать человеку, что его оригинальные мысли не так уж и новы

Авраам Линкольн








Лукиан - древнегреческий писатель

Марк Ту́ллий Цицеро́н (лат. Marcus Tullius Cicero; 3 января 106 до н. э., Арпинум - 7 декабря 43 до н. э., Формия) - древнеримскийполитик и философ, блестящий оратор.

Гео́рг Кри́стоф Лихтенбе́рг (нем. Georg Christoph Lichtenberg; 1 июля 1742, Обер-Рамштадт - 24 февраля 1799, Гёттинген) - выдающийся немецкий учёный и публицист. Современному читателю Лихтенберг более всего известен своими афоризмами, опубликованными посмертно

Фрэ́нсис Бэ́кон; 22 января 1561 - 9 апреля 1626 - английский философ, историк, политический деятель

 Берна́р Вербе́р - современный французский писатель, философ.Википедия

Родился: 18 сентября 1961 г. (52 года), Тулуза, Франция

Марк Твен - американский писатель, журналист и общественный деятель. Его творчество охватывает множество жанров - юмор, сатиру, философскую фантастику, публицистику и другие

Авраа́м Ли́нкольн - американский государственный деятель, 16-й президент США и первый от Республиканской партии, освободитель американских рабов, национальный герой американского народа. Входит в список 100 самых изученных личностей в истории.

8

Упр.письменно №152

индивидуально - упр №151


9

Домашнее задание. § 11 упр 154 , придумать 5 связанных по смыслу предложений тема «Книга в моей жизни»

10

Оценивание


Преподаватель __________ Рахматулина Р.М


© 2010-2022