От урока словесности - к итоговой аттестации

Ведь не секрет, что у большинства девятиклассников, которые поступают учиться в колледж, нет элементарных знаний по русскому языку; у них крайне низкая культура речи, культура поведения. Вот проблема, вот вопрос, который требуется словесникам  во что бы то ни стало решить (и решить с профессиональным достоинством!): при крайне маленькой учебной нагрузке по русскому языку на первом курсе и при полном ее отсутствии на последнем подготовить подопечного к успешной сдаче ЕГЭ. И как е планировать свою...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

,От урока словесности - к итоговой аттестации Департамент образования города Москвы

Государственное Образовательное Учреждение

среднего профессионального образования

Политехнический колледж № 8

имени дважды Героя Советского Союза И.Ф. Павлова

(ГОУ СПО ПК №8 им. И.Ф. Павлова)

_______________________________________________________________

Отделение «Савеловское»


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


тема:

От урока словесности - к итоговой аттестации





СОГЛАСОВАНО

На заседании ПЦК

«_________________»

Протокол №_____

От « » марта 2010 года. Автор: преподаватель Короткова С.Р.


Москва, 2010 год


План.

I. Научно-методическое обоснование выбранной темы.

II. Описание личного опыта работы:

- «грамматические цепочки», опорные таблицы - наикратчайшие пути освоения орфографических, пунктуационных, грамматических правил;

- мини-изложение - одна из ступенек, тестовая основа для формирования практической функциональной грамотности;

- работа с текстом - один из путей эффективного обучения русскому языку и качественной подготовки к ЕГЭ.

III. Список использованной литературы.








Научно-методическое обоснование выбранной темы.

Каждому словеснику, работающему со студентами колледжей, хорошо известны (в это я уверена!) все трудности в обучении и воспитании будущих специалистов, достойных граждан нашей страны: в течение одного (!) первого учебного года нужно суметь с ними повторить весь школьный курс русского языка, расширить, углубить их знания по этому предмету, научить правильно строить свою, как устную, так и письменную речь, выработать умение писать творческие работы… И все перечисленное должно быть одновременно подчинено одной важной сегодня цели: качественной подготовке студентов к сдаче ЕГЭ, который им предстоит выдержать лишь в конце учебы в колледже, на 3-м курсе.

Ведь не секрет, что у большинства девятиклассников, которые поступают учиться в колледж, нет элементарных знаний по русскому языку; у них крайне низкая культура речи, культура поведения. Вот проблема, вот вопрос, который требуется словесникам во что бы то ни стало решить (и решить с профессиональным достоинством!): при крайне маленькой учебной нагрузке по русскому языку на первом курсе и при полном ее отсутствии на последнем подготовить подопечного к успешной сдаче ЕГЭ. И как е планировать свою работу? Назову лишь некоторые пути решения этой проблемы, методические приемы из практики своего преподавания учебной дисциплины «Русский язык».

Первое - в целях качественного повторения отдельных забытых студентами теоретических правил, в целях расширения, упрочения их знаний, создания системы при изучении предмета планирую рассмотрение отдельных тем блоками типа:

прилагательное


причастие


определение


приложение


обособление

Такая логическая связь лингвистических терминов, понятий, знание теоретического материала просматривается и в содержании заданий ЕГЭ (часть «А», часть «В»), охватывающих практически весь курс основной и старшей школы. Практика работы со студентами по выполнению таковых заданий позволила мне сделать вывод: очень плохие результаты обнаруживают они, выполняя часть «В». Оно и естественно: если нет у выпускников прочных знаний «по узнаванию» частей речи, то отыскать в перечне нескольких предложений то, которое содержит обособленное определение (тем более - обособленное приложение), они не смогут… А большое количество заданий и ограниченное время выполнения работы ЕГЭ требует от выпускника очень высокой мобильности, умения переключаться с одной темы на другую, повышения концентрации внимания, умения «удерживать задачу» (то есть такие умения, к которым выпускников специально не готовили и которых никто никогда раньше не требовал).

Считаю, что умениям «удерживать задачу» в какой-то мере научат студентов блоки, лингвистические цепочки и опорные таблицы типа:

Примыкание

(зависимые слова)

н/ф глагола наречия деепричастия

Изучение тех или других тем русского языка в единстве морфологии - синтаксиса способствует продвижению, упрочению знаний студентов.

Всем из нас, преподающим русский язык и литературу, известно, что наибольшую сложность при подготовке к ЕГЭ по русскому языку представляет часть «С», сочинение по предложенному авторскому тексту. Плохо, что многие из обучаемых во время проведения диагностических работ часто даже не планируют приступить к творческой части: они просто не умеют, не знают, как это делать. Поэтому необходимо, где это возможно на уроках, формировать у студентов навыки работы с текстом, давать им рекомендации по методике написания этой части, шаг за шагом объяснять, как пишется сочинение.

Как я это делаю при нехватке учебного времени? Во-первых, на уроке провожу мини-изложение. Например, предлагаю студентам очень хороший с точки зрения их воспитания текст «Истинное величие» (См. приложение № 5). Определяю задание:

1) передать текст близко к тексту, сохранив в нем диалог;

2) после написания текста дать ответ на вопросы (К кому из героев относится название текста «Истинное величие» и почему?)

Первая часть задания обнаруживает умения студентов оформлять диалог. А вторая - как каждый из них понял авторскую позицию и сумел сформулировать свое мнение о прочитанном, какие аргументы привел.

Вот один из примеров размышления над поставленными вопросами студентки колледжа группы 14 ДОУ Яровой Анастасии:

«Я считаю, что название «Истинное величие» относится к мальчику. Ведь велик тот человек, который может заботиться о других, не требуя ничего взамен. Мальчик, так и оставшийся для нас безымянным, не ждет ни благодарности от звезд, ни похвалы от человека, он просто благороден! И пусть он не сможет спасти сколько-нибудь существенное количество из этих бедных морских звезд, мальчик пытается спасти столько, сколько сможет. Он не думает о том, сколько времени, сил, труда займет у него эта глупое времяпрепровождение с точки зрения взрослого человека. Мальчик же, жалея эти морские звезды, пытается им помочь изо всех сил, что само по себе уже поступок…

Мальчик действительно велик, и когда он вырастет, я верю, он станет хорошим человеком».

Что можно сказать о сочинительной части работы этой ученицы? Она дала полный, исчерпывающий, аргументированный ответ на поставленные вопросы к тексту; ее позиция совпадает с авторской; написано грамотно, с использованием разных синтаксических конструкций. Мы же знаем, что художественные тексты с использованием диалога представляют особую трудность. В них несколько мнений и авторская позиция не столь явно выражена. Она может совпадать с позицией одного из героев, а может отличаться от всех утверждений, данных в диалогах. Выявить ее можно, сопоставляя идеи, анализируя сюжет и художественные детали: содержание работы ученицы позволяет сделать вывод: она умеет это делать. А это очень важно…

В плане развития творческих способностей студентов и их умений успешно выполнять задания ЕГЭ очень полезно работать с такими текстами, которые требуют «влезания в шкуру» автора, на определение его позиции и цели. К числу подобных я отношу «Масайские законы» (см. приложение № 6).

Предлагаю ученикам письменно ответить на вопросы:

1) Можно ли догадаться, откуда взят этот текст?

2) Почему вы так решили?

3) Была ли у автора этого текста какая-то стратегия?

4) Он просто излагал материал или хотел добиться еще какого-то эффекта?

Подобные вопросы побуждают студентов естественным путем принять точку зрения другого человека, перестать быть читателем и на минуту «превратиться» в автора, посмотреть на текст его глазами. Диалог с автором - то, что необходимо выстраивать на уроках словесности. И если это будет в системе, то такой диалог будет возникать сам по себе.

В беседе по содержанию текста приходим к выводу, что автор хотел не только сообщить информацию - ему важнее было другое: эмоционально воздействовать на читателя, «задеть» его, заинтересовать. И в смысле самой острой точкой текста становится сообщение о единственной попытке, данной ребенку для проверки, и о жестокой каре тому, кто попытку эту провалил.

Опыт моей долголетней работы убеждает меня в том, что в старших классах заниматься только отработкой материала, проверяемого в тестовой части и по критериям К7 - К10, недостаточно. Необходимо обязательно на каждом из уроков предлагать студентам тексты, тексты, которые имеют большое познавательное значение, содержат высокий воспитательный потенциал. Нельзя не согласиться с мнением авторов статьи С. Волкова, В. Шенкман («Первое сентября» Литература №03/2010 год, стр. 19-21), считающих, что «орфографические или иные навыки автоматизируются в условиях творческой работы. Не в диктанте, не в списывании, не в грамматических разборах, а в творческом письме».

Да и тематические контрольные диктанты, которые мы проводим со студентами, должны быть очень интересными, привлекательными, содержательными (см. Приложение № 1,2,3,4): один из них о том, в чем самая большая цель в жизни каждого человека, другой - о чуде книги, помогающей стать образованным, третий - о том, что учение - тот же спорт и что необходимо вырабатывать усилия, чтобы уметь учиться, четвертый «Слово к молодым» - это программа, каким должен быть молодой человек…

Таким образом, все перечисленные выше поиски эффективных путей подготовки студентов к сдаче ЕГЭ формирует у них сознательное отношение к русскому языку и убеждение в том, что эта дисциплина - не сухой перечень совсем неинтересных и ненужных правил, а живой предмет, так необходимый в жизни.







Приложение № 5

Истинное величие.


Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке - миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.

-Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

- Но это просто глупо! - закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

- Нет, мои попытки изменят очень многое…для этой звезды.

(из книги Г.Т. Егораевой. ЕГЭ. Русский язык.

Выполнение задания части 3 («С»),

изд-во «Экзамен», Москва, 2007 г.)












Приложение № 6.

Каждый юноша африканского племени масаи, достигший совершеннолетия, мечтает стать воином или равноправным членом мужского союза. Далеко не все взрослые мужчины удостаиваются такой чести. Чтобы стать воином, юноша должен пройти обряд инициации, то есть выдержать ряд испытаний - уметь переносить голод, жажду, страх, боль…

Испытания также сопряжены с крайне болезненными операциями на теле, и горе тому, кто проявит хоть малейшую слабость - вскрикнет или застонет. Несчастных без малейшего сожаления отволокут с места церемониальных действий, он уже никогда не станет воином или настоящим мужчиной, не сможет получить достойное место в масайском обществе. Тот, кто не выдержал испытаний, навсегда остается неполноценным. Его и его семью ждет позор и презрение окружающих.

Шанс испытать счастья дается только один раз в жизни. Масайские законы жестоки, но жизнь племени требует постоянного риска, смелости и силы.

(По книге М. Бутовской

«О дохлой кошке и живых котятах»

из «Детского проекта Людмилы Улицкой»).








Список использованной литературы.

1. А.И. Власенков, Р.М.Рыбченкова. Учебник. «Грамматика. Текст. Стили речи». Изд-во « Просвещение»2002 год

2. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык. 9-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Русское слово, Москва, 2006 год.

3. Б.Г. Меркин, Л.Г. Смирнова. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Дидактические и справочные материалы. Тесты. - М.: Русское слово, 2007 год.

4. Е. С. Антонова, Т.М. Воителева. Русский язык и культура речи. Учебник. Москва, издательский центр «Академия», 2007 год.

5. Е. Т. Егораева «ЕГЭ. Русский язык. Выполнение заданий части 3 (С). Изд-во «Экзамен», М, 2007год.























Рецензия

на методическую разработку преподавателя ГОУ СПО ПК №8

имени И.Ф. Павлова Коротковой Л.П.


Данная методическая разработка по теме «», составленная преподавателем русского языка и литературы Коротковой Л.П., написана в соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку. Главное внимание уделено в ней важнейшей единице речи - тексту, его стилистическим особенностям. В Приложении работы включено достаточное количество текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа, необходимых для выработки умений и навыков у студентов анализировать содержание и проблему предложенных отрывков из произведений, комментировать проблемы исходного текста, позицию автора, выражать и аргументировать собственное мнение, распознавать изобразительно-выразительные средства, последовательно и логично излагать свои мысли. Вышеперечисленные умения и навыки студентов особенно необходимы при выполнении задания «С» Единого государственного экзамена.

Особенно ценно в данном методическом труде, что теоретический языковой материал предъявляется студентам не в виде изолированных языковых примеров (слов, словосочетаний, предложений), а на материале извлечений из художественных произведений современных писателей. Это дает возможность преподавателю расширять знания студентов, связанные с изучением русской литературы 19-20 веков.

Студенты учатся коммуникативно оправданно пользоваться средствами языка в разных жизненных ситуациях при восприятии и создании высказываний с соблюдением русского речевого этикета, расширять и обогащать свой активный словарь, необходимый для содержательного повседневного общения.

«____»____________ 2010 год

___________________________________

(___________________________________)








11

© 2010-2022