Методическая разработка урока по рассказу А. П. Платонова Юшка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Методическая разработка урока по рассказу А.П. Платонова ЮшкаМетодическая разработка урока по рассказу А.П. Платонова ЮшкаМетодическая разработка урока по рассказу А.П. Платонова ЮшкаМетодическая разработка урока по рассказу А.П. Платонова ЮшкаМетодическая разработка урока по рассказу А.П. Платонова ЮшкаМетодическая разработка урока по рассказу А.П. Платонова ЮшкаМетодическая разработка урока по рассказу А.П. Платонова ЮшкаМетодическая разработка урока по рассказу А.П. Платонова ЮшкаМетодическая разработка урока по рассказу А.П. Платонова ЮшкаМетодическая разработка урока по рассказу А.П. Платонова ЮшкаМетодическая разработка урока по рассказу А.П. Платонова ЮшкаМетодическая разработка урока по рассказу А.П. Платонова ЮшкаМетодическая разработка урока по рассказу А.П. Платонова ЮшкаМетодическая разработка урока по рассказу А.П. Платонова ЮшкаМетодическая разработка урока по рассказу А.П. Платонова ЮшкаМетодическая разработка урока по рассказу А.П. Платонова ЮшкаМетодическая разработка урока по рассказу А.П. Платонова ЮшкаМетодическая разработка урока по рассказу А.П. Платонова ЮшкаМетодическая разработка урока по рассказу А.П. Платонова ЮшкаМетодическая разработка урока по рассказу А.П. Платонова ЮшкаМетодическая разработка урока по рассказу А.П. Платонова ЮшкаМетодическая разработка урока по рассказу А.П. Платонова ЮшкаМетодическая разработка урока по рассказу А.П. Платонова ЮшкаМетодическая разработка урока по рассказу А.П. Платонова ЮшкаМетодическая разработка урока по рассказу А.П. Платонова ЮшкаМетодическая разработка урока по рассказу А.П. Платонова ЮшкаМетодическая разработка урока по рассказу А.П. Платонова Юшка

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №4»

Автор методической разработки

Богданова Олеся Ивановна

«Сердце в людях бывает слепое…»

(по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)

Цели урока, задачи:

  • Учебные: формирование умений определять тему, идею рассказа; характеризовать героев; кратко пересказывать эпизоды;

выполнение словарной работы, расширение кругозора обучающихся.

  • Развивающие: развитие мыслительной деятельности семиклассников, умения анализировать, делать выводы, сравнивать, обобщать; развивать художественные способности.

  • Воспитательные: обогащение нравственного опыта подростков, воспитание гуманного, толерантного отношения к людям; побуждение детей к милосердию и состраданию.

Ожидаемые результаты

Личностные:

- раскрыть понятия: «добро», «зло», «нравственный человек», «толерантность»;

-формировать уважительное отношение к людям, их мнению, действиям;

- развивать навыки общения со взрослыми и детьми;

- учить быть добрыми, милосердными, отзывчивыми.

Метапредметные:

- освоить способы решения проблем поискового характера;

- обнаружить противоречие между видимостью и сущностью героя;

- активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- определение общей цели и путей её достижения.

Предметные:

- помочь учащимся выявить нравственную основу платоновских героев, вызвать сочувствие, сострадание к герою рассказа «Юшка»;

- воспитывать милосердие, ответственность за свои поступки,

любовь и уважение к человеку.

Используемая технология: технология развития критического мышления (ТРКМ).

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Межпредметные связи: русский язык, психология.

Оснащение урока: портрет писателя, художественный текст, толковый словарь, рабочие тетради по литературе, карточки с заданиями, презентация, проектор.

Организационные формы урока: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Наш урок я хочу начать с психологического настроя. (Слайд №2) Поэтому:

Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть бодрого утра, тепло солнечных лучей, чистоту воздуха, позитивное настроение и доброжелательность. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» - вы откроете глаза. Окружающий вас мир - большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать то, что происходит в нём.

  1. Вступительное слово.

Психолог. В начале нашего урока проведём небольшой опрос.

-Посмотрите, пожалуйста, на слайд и ответьте на простые вопросы ( к каждому вопросу всего два варианта ответа):

  1. С кем легче найти общий язык?

  2. С кем приятнее общаться, дружить?

  3. Ты чаще всего, какой человек? (слайд №3 )

Ответы:

Вариант 1-злой; вариант №2-добрый.

-Какой тип человека вам ближе? Почему?

-Легко ли контролировать себя, свои эмоции? Почему?

Ученик 1. Ни для кого не секрет, что наша жизнь сложна, трудна. Может поэтому люди (взрослые и дети) ведут себя не так, как хочется нам, как требуют законы нравственности и совести. Очень часто по телевидению мы видим программы о негативных событиях (в семье, на улице, на работе, в школе). Люди ругаются, выясняют отношения, дерутся. (Слайд №4)

Психолог.

-Какие вы испытываете эмоции? Что вам хочется сделать в этот момент? Задумывались ли вы над вопросом: почему это происходит? Кто в этом виноват? И где можно найти ответы на наши вопросы? (Слайд №5)

Учитель литературы. Конечно, множество примеров конфликтов найдёте и в русской литературе. Можно посмотреть на сложившуюся ситуацию со стороны и поискать выход из неё.

-Как вы думаете, может ли небольшой рассказ заставить читателей стать добрей, милосердней, терпимей по отношению к окружающим?

- Вспомните, какие произведения и герои пробуждают в вас гуманные чувства? ( И.С. Тургенев «Муму», Короленко «В дурном обществе», Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», В.Г. Распутин «Уроки французского» . (Слайд №6 )

3. Актуализация темы.

Учитель литературы. Дома вы прочитали рассказ А.П. Платонова «Юшка». (Слайд №7)

- На что вы обратили особое внимание?
- Почему рассказ назван «Юшка»?

-Как вы считаете, какова основная тема, идея, проблема рассказа?
- Нужно ли нам читать такие произведения? Почему?

4. Определение темы. Целеполагание (совместно с обучающимися).

Учитель. Для того чтобы нам определиться с темой урока, давайте внимательно прочитаем фрагмент из рассказа.

Два семиклассника читают по ролям. (Слайд № 8)

Даша смеялась.
- У тебя сейчас кровь на щеке, а на прошлой неделе тебе ухо разорвали, а ты говоришь - народ тебя любит!..
- Он меня без понятия любит, - говорил Юшка. - Сердце в людях бывает слепое.
- Сердце-то в них слепое, да глаза у них зрячие! - произносила Даша. - Иди скорее, что ль! Любят-то они по сердцу, да бьют тебя по расчету.

Учитель. Как вы считаете, какая цитата наиболее точно выражает основную мысль рассказа? Обоснуйте свой ответ. (Слайд № 9 )

  1. «Ты говоришь - народ тебя любит!..»

  2. «Он меня без понятия любит…»

  3. «Сердце в людях бывает слепое»

  4. «Любят-то они по сердцу, да бьют тебя по расчету».

Психолог. Как вы понимаете выражение «Сердце в людях бывает слепое»? Как понять «слепое» или «неслепое» у человека сердце?

Учитель. Запишите, пожалуйста, тему урока и ту цитату, которую мы с вами выбрали и прокомментировали.

Формулировка семиклассниками цели урока.

Цель урока: выявить нравственную основу платоновских героев. (Слайд № 10 )

Психолог. Каждый из нас не раз задумывался над вопросом: зачем рождается на земле человек? И каким он должен быть?

Учитель. В рассказе «Юшка» тоже есть ответ на этот вопрос. Найдите отрывок и прочитайте.

Ученики читают по ролям. (Слайд № 11 )

- Лучше бы ты умер, Юшка, - говорила хозяйская дочь. - Зачем ты живешь?
Юшка глядел на нее с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить.
- Это отец-мать меня родили, их воля была, - отвечал Юшка, - мне нельзя помирать, и я отцу твоему в кузнеце помогаю.
- Другой бы на твое место нашелся, помошник какой!

Учитель. Можно ли по прочтённым диалогам охарактеризовать героев?

Задание 1. Распределение по рядам (Слайд 12):

1 ряд. Характеристика Юшки по плану:

- Описание внешности (портрет*).

-Поведение, поступки героя.

-Чувства, переживания, мысли.

- Речь - о чем и как говорит герой.

- Отношение героя к людям, окружающему, своему делу.

-Отношение к герою других действующих лиц. ( Слайд №13)

2 ряд. Отношение Даши, кузнеца, детей и взрослых к Юшке.(Слайд №14)

3 ряд. Ответить на вопрос: какую роль играет в рассказе девушка-врач? (Слайд № 15 ).

Проверка выполненных заданий.

Задание 2. Кому принадлежат слова (работа в парах с взаимопроверкой по шаблону). (Слайд № 16-17 ) :

  1. «Юшка! - кричали ... - Ты правда Юшка? (Дети)

  2. «Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?.. Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу» (Юшка)

  3. «Да что ты такой блажно́й, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное?.. Слов у тебя, что ли, нету, животное такое! Ты живи просто и честно, как я живу, а тайно ничего не думай! Говори, будешь так жить, как надо? Не будешь? Ага!.. Ну ладно!» (Взрослый человек)

  4. «Сердце-то в них слепое, да глаза у них зрячие! Иди скорее, что ль! Любят-то они по сердцу, да бьют тебя по расчету». (Даша)

  5. «Помер, - вздохнул ... - Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!..» (Столяр)

  6. «Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать» (Девушка-врач)

Замечательно, мы заслушали ответы. А теперь давайте обобщим вышесказанное и изобразим взаимоотношения героев при помощи схемы. Покажем отношение автора и читателей к героям рассказа. (Слайд № 18 )

Юшка





Девушка-врач





Автор

Читатель

Давайте уточним, почему у нас получилось два круга больших и одно маленькое( цвета тоже различны!) (Слайд № 18 )

Маленький чёрный круг-это герои со «слепыми сердцами». Их должно быть меньше в нашей жизни.

Большой красный круг- главный герой с большим добрым сердцем.

Большой зелёный круг- девушка-сирота . У этого человека большое светлое будущее, потому что она любит людей, не разделяя их на бедных и богатых, добрых и злых. Таких людей должно быть больше в нашем мире. И мы должны к этому стремиться.

Учитель. Мы на уроках русского языка и литературы обращаемся к мудрости нашего народа. Вспомните, пожалуйста, пословицы и поговорки о добре и зле.

Задание 3. Перепутаны части пословиц, необходимо соединить их и записать в тетрадь по литературе. Самостоятельная работа обучающихся. (Слайд № 19 )

Большая душа,

Доброе слово

Лучше самому терпеть,

Плох тот ветер,

Худо тому,

Язык держи,

доходит до сердца

как большой костер, - издалека видна.

кто добра не делает никому.

чем других обижать.

а сердце в кулак сожми.

который не приносит добра.

Проверка по слайду № 20. Выводы семиклассников.

Ученики. Инсценировка притчи (подготовленной заранее). (Слайд № 21,22 )

Однажды один старый мудрый индеец, вождь племени, разговаривал со своим маленьким внуком.

- Почему бывают плохие люди? - спрашивал его любознательный внук.

- Плохих людей не бывает, - ответил вождь. - В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - тёмный. Понимаешь?

- Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: - Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

5.Рефлексия.

Психолог. Теперь вам не будет сложно выполнить задание на карточках (работа в парах). (Слайд № 23 )

Закончи предложения:

Добро-это…

Зло-это…

Нравственный человек-это…

Сострадание -это..

Давайте проверим: обратите внимание на слайд (№24)

Подберите синонимы к слову ТОЛЕРАНТНЫЙ. (варианты ответов: мягкий, изысканный, невзыскательный, нетребовательный, нарядный, красивый, снисходительный, терпимый, хитрый) (Слайд №25)

Учитель.

-Смогли ли мы ответить на поставленные вопросы:
- Почему рассказ назван «Юшка»?

-Какова основная тема, идея, проблема рассказа?

-Почему «сердце в людях бывает слепое»?

-В чем же заключается нравственная основа героев?
- Нужно ли нам читать подобные произведения? Почему?

Хотелось бы закончить наш урок замечательным стихотворением.

Добро и Зло идут по жизни рядом.
Известно, что нет худа без добра.
Как хорошо, когда на смену злобе
Приходят к нам улыбка, доброта.
Когда в глазах людей, в их добром слове
Почувствуешь божественный тот свет,
То наполняешься огромным счастьем,
Способным оградить от разных бед.
О люди, улыбайтесь чаще!
Тепло души дарите каждый миг
И никогда не осушайте
Тот чистый, сказочный родник!

6.Домашнее задание (по выбору обучающихся).

1.Сочинение-рассуждение по теме «Нравственный человек».

2. Подобрать и выучить стихотворение по теме «Взаимопонимание и доброта».




© 2010-2022