Вопросы олимпиады по русскому языку для 5 класса

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа    села Новокулево  муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан                                                                                                                                                                 Вопросы олимпиады по русскому языку для 5 класса.                                                                                                           Разра...   Вопросы олимпиады по русскому языку для 5 класса. I вариант 1.      Расставьте ударения в следующих словах.       Алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, случай,       хозяева. 2.      Подберите синонимы к словам смелый, ласковый, строгий. 3.      Иногда мы употребляем выражение от а до я, что означает «все на свете», «от начала до конца». Почему до реформы русской азбуки (1918 г.) в этом случае говорили от аза до ижицы? 4.      Какой частью речи могут быть сл...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I вариант

  1. Расставьте ударения в следующих словах.

Алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, случай,

хозяева.

  1. Подберите синонимы к словам смелый, ласковый, строгий.

  2. Иногда мы употребляем выражение от а до я, что означает «все на свете», «от начала до конца». Почему до реформы русской азбуки (1918 г.) в этом случае говорили от аза до ижицы?

  3. Какой частью речи могут быть слова покрой, жгут, стих, пила?

  4. Слова базар и рынок - синонимы, но в некоторых сочетаниях они отличаются друг от друга. Что означают выражения птичий базар и птичий рынок?

  5. Какое из данных слов является родственным слову нос? Носильщик, поднос, переносица, подношение, занос.

  6. Во что превратятся глаголы мели, окуни, пряди, соли, если перенести ударение с последнего слога на первый?

  7. В каком предложении неправильно определена грамматическая основа?

  1. Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника. 2) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М. Лермонтов) 3) Хмуро тянется непогожий день.

  1. Найдите однокоренные слова в следующем тексте. Как называется подобные явления в языке?

Дождик льет - кругом вода,

Мокнут столб и провода,

Мокнут кони и подвода,

Дым над крышами завода,

От бегущих быстрых вод

Задрожал водоотвод.

Протекает небосвод-

На земле водоворот,

А по лужам у ворот

Дети водят хоровод. (Л. Яхнин)

  1. Напишите слова, значение которых дано ниже.

  1. Место на реке, где ее можно перейти; 2) Наука о небесных светилах;

3) Место, где скрещиваются улицы; 4) Речь, произнесенная одним актером.

II вариант

  1. Расставьте ударения в словах.

Агент, верба, взяла, гнала, комбайнер, крапива, премирование, ракушка, магазин, свекла, средства, темно, цемент.

  1. Подберите антонимы к словам.

Недруг, близко, вверх, холодный, смелый, защита.

  1. У А. С. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» дед, возмущенный жадностью старухи, гневно говорит ей: «Что ты, баба, белены объелась?» Что это за белена и к кому в народе относят слова: «Он точно белены объелся»?

  2. Объясните разницу в значении слов абонент - абонемент, факт - фактор, болотный - болотистый, эффектный - эффективный. Как называются такие слова?

  3. Какие звуки выделены в следующих словах?

Яма, куль, роса, подъезд.

  1. Отгадайте загадку. Определите, сколько раз в ней встречается звук [с].

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а слышно там.

  1. Как правильно сказать?

У рыбов нет зубов,

у рыбей нет зубей

или - у рыб нет зуб?

  1. Окончился спектакль. Зал аплодировал. Вдруг сосед справа стал кричать «бис». Я объяснил ему, что так кричать нельзя. Почему?

  2. Прочитайте отрывок из рассказа И. Бунина «Антоновские яблоки». О чем он повествует? Найдите и выпишите словосочетания, с помощью которых автор описывает раннюю осень, укажите их структуру.

Вспоминается мне ранняя погожая осень. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести…

  1. В каком предложении неправильно определена грамматическая основа?

  1. Дети празднично украсили класс. 2) Вчера Коля купил тетрадь. 3) Отвели они девицу вверх во светлую светлицу. (А. Пушкин)

Ответы

I вариант

  1. Алфави′т, парте′р, сре′дства, шофе′р, положи′л, краси′вее, докуме′нт, киломе′тр, слу′чай, хозя′ева.

  2. Смелый - бесстрашный, храбрый, неустрашимый, безбоязненный, мужественный и т.д. Ласковый - любящий, нежный, умильный, приветный. Строгий - требовательный, суровый, жесткий.

  3. До реформы русской графики (1918 год) первой буквой в азбуке была буква аз, а последней ижица.

  4. Покрой, жгут, стих, пила - имена существительные, если отвечают на вопрос что? и обозначают предмет, например: прямой покрой, марлевый жгут, благозвучный стих, острая пила. Эти же слова могут быть формами глагола в зависимости от контекста, например: покрой (форма повелительного наклонения) голову; жгут листья; ветер стих; пила воду (форма изъявительного наклонения глагола).

  5. Птичий базар - место массовых птичьих гнездований на морском берегу; птичий рынок - место, где производится продажа животных и птиц.

  6. Переносица

  7. При переносе ударения с последнего слога на первый глаголы мели′, окуни′, пряди′, соли′ превратятся в имена существительные: ме′ли, о′куни, пря′ди, со′ли.

  8. Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника. - Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника.

  9. Вода, вод, водоотвод, водоворот - однокоренные слова. В словах провода, подвода, завод, небосвод, водят, хоровод наблюдается омонимия корней.

  10. Брод, астрономия, перекресток, монолог.

II вариант

  1. Аге′нт, ве′рба, взяла′, гнала′, комба′йнер, крапи′ва, премирова′ние, раку′шка, магази′н, свёкла, сре′дства, темно′, цеме′нт.

  2. Недруг - приятель, друг; близко - далеко; вверх - вниз; холодный - горячий, жаркий, знойный, теплый; смелый - трусливый, несмелый, робкий; защита - нападение, обвинение.

  3. Белена - ядовитое растение семейства пасленовых. Белены объелся - обезумел (связано с симптомами отравления беленой).

  4. Приведенные слова - паронимы. Это слова , сходные по строению, но имеющие разный смысл, образованные от одного корня с помощью разных аффиксов. Абонент - лицо, имеющее абонемент. Абонемент - документ, предоставляющий право на пользование чем-либо в течение определенного времени, а также само право на это. Факт - действительное событие. Фактор - движущая сила, причина события, явление. Болотный - относящийся к болоту. Болотистый - обильный болотами, топкий. Эффектный - производящий сильное впечатление. Эффективный - действенный, быстро приводящий к нужным результатам.

  5. Яма - [й'а], куль - [л'], роса - [а], подъезд - [й'э].

  6. Телефон. Звук [с] встречается в загадке 6 раз.

  7. У рыб нет зубов.

  8. Бис (франц.) - повторять. Весь спектакль или какое-то его действие повторить нельзя.

  9. И. Бунин рассказывает об осени. Для ее описания он использует словосочетания, в основном именные, построенные по схеме «прилагательное + существительное»: ранняя погожая осень; большой золотой сад; кленовые аллеи; тонкий аромат; антоновских яблок; осенней свежести. Однако есть словосочетания типа «существительное + существительное»: запах меда, запах яблок, аромат листвы.

  10. Вчера Коля купил тетрадь.- Вчера Коля купил тетрадь.


© 2010-2022