Статья на тему: Развитие творческих способностей учащихся через активные формы обучения русскому языку и организацию внеклассной деятельности

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческих способностей учащихся через активные формы обучения русскому языку и организацию внеклассной деятельности

Школа - это мир юности, надежд, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Критический период детского творчества наступает в школьные годы. Следовательно, именно в это время как никогда нужна ребёнку помощь педагога, чтобы преодолеть кризис и обрести возможность для самореализации.

В рамках личностно-ориентированных технологий как самостоятельные выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, которым в своей педагогической практике я отдаю предпочтение. Да и как иначе? Именно эти технологии отличаются гуманистической сущностью, они «исповедают» идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку, оптимистическую веру в его творческие силы.

Значение разработки данной проблемы в наше время определяется тем, что в современной дидактике наметился отход от воспитания конформистских личностей, не имеющих собственных убеждений, не умеющих отстаивать своё мнение, безразличных к творческой деятельности.

Важность развития творчества школьника, его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех является сейчас очевидной. Поэтому свою практическую деятельность я направила на развитие творческих способностей учащихся.

На начальном этапе обучения (5класс) строю занятия в форме игры, чтобы поддержать естественное желание детей узнать что-то новое и необычное в правилах правописания и произношения, а самое строгое грамматическое правило сделать интересным. А в шестом и девятом классах в 2009 - 2010 учебных годах было организовано углублённое изучение русского языка, что дало возможность расширить границы и содержание обучения русскому языку. Девятый класс оказался слабым (ни одного хорошиста), поэтому передо мной остро встали вопросы: как работать с классом, чтобы знания, полученные ранее при изучении языка, нашли бы своё применение; как помочь детям, знания которых слабее; как организовать занятия, чтобы ребята работали с увлечением и интересом. Это побудило меня к использованию в практике преподавания предмета методов, ориентированных на развитие творческих способностей учащихся и их самостоятельную деятельность по приобретению и использованию знаний. Развитию творческих способностей учащихся, через активные формы обучения русскому языку и литературы, помогает выбранная мною тема самообразования «Изучение творчества писателей и поэтов Владимирского края».

Как умело сочетать воспитание и обучение? Какие формы и методы использовать? Я считаю, основной же формой учебных занятий является урок, такой урок, который позволяет формировать ценные познавательные свойства личности: активность, самостоятельность, интерес к знаниям.

Главное на таком уроке - постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать - в этом вижу один из путей интенсификации обучения. Помогать каждому, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно без посторонней помощи не может преодолеть познавательной трудности, - в этом, считаю, назначение учителя.

Ввожу в практику такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но и были бы доступны и интересны каждому ребёнку, а таких форм немало: это лекции, заочное путешествие по местам жизни писателей, путешествие по малому Золотому кольцу, урок-встреча с Т. Фиминой, посиделки… У них всех есть объединяющая основа. Это - игра.

Что же она собой представляет? Учебно-педагогическая игра - это групповое упражнение для усвоения программной темы в искусственно созданных условиях, которые имитируют возможную обстановку из будущей трудовой жизни школьников. Игра, будучи органически присущей детскому, подростковому возрасту, ускоряет и оживляет многие педагогические процессы. Она стимулирует учащихся к творчеству, осмыслению проблемных ситуаций. Обучение в форме игры обеспечивает высокий уровень познавательной активности учащихся, в мыслительную деятельность включаются такие обычно незадействованные факторы, как воображение, эмоции, особенно на уроках литературы.

Одним из используемых видов творческой игры на уроке русского языка стала игра «Лишнее слово» или «Четвёртое лишнее». Суть её в том, что из целого ряда слов ученикам надо убрать одно лишнее слово, обосновав свой ответ. Так, при изучении в 5 классе темы «Правописание приставок, оканчивающихся на з(с)» предлагаю детям задание - вычеркните «четвёртое лишнее»:

1. Росчерк, россказни, розвальни, роспись.

2. Разминировать, рассмеяться, разговориться, раззадориться.

3. Рассвет, рассердиться, рассмотреть, расхохотаться.

4. Бездействовать, безобразие, безынтересный, безымянный.

5. Здравствуйте, здешний, сдержать, здоровье.

6. Воздействовать, восклицать, восполнить, восход.

Эта игра полезна тем, что ученикам невольно приходится сравнивать предложенные слова по разным признакам: лексическому значению, морфемному составу, грамматическим признакам и т.д., - что ведёт к обработке перечисленных понятий. Такие игры провожу при изучении любой темы и на любом этапе урока, главное, чтобы игра соответствовала целям и органично вписывалась в структуру урока и пробуждала интерес к теме.

Помогает мне поддерживать интерес к предмету нестандартное начало урока (загадка, чтение стихотворения, рифмованного правила), а развитию воображения способствует использование грамматических сказок и рассказов. Так, при повторении и систематизации пунктуационных правил, изученных в 5 классе, на этапе мотивации предлагаю учащимся стихотворение Б.Заходера «Где поставить запятую».

Очень-очень странный вид:

Речка за окном горит

Чей-то дом хвостом виляет

Пёсик из ружья стреляет

Мальчик чуть не слопал мышку

Кот в очках читает книжку

Старый дед влетел в окно

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

- Вот что значит запятая.

Учитывая в своей работе природные особенности детского возраста - любознательность, стремление к самостоятельному поиску, творческое начало, ищу на уроке такие моменты, которые дают ученику ощущение самостоятельности, открытия. Для этого предлагаю нестандартные задания, которые нередко представляют собой проблемные ситуации, т.е. «ситуации, вызывающие у учащихся затруднения, путь преодоления которого следует творчески искать». Затруднения в заданиях, включающих проблемные ситуации, обусловлены наличием противоречия или несогласованности либо во внутренней структуре подобного задания, либо в системных связях данной структуры с другими явлениями языка. Приведу несколько заданий такого рода.

1.Почему качественные прилагательные могут иметь степени сравнения (хотя нет их ни у относительных, ни у притяжательных)? Выполняя задание, ученики сталкиваются с соотношением - несогласованностью - между общим определением имени прилагательного как части речи, где данный признак не указан, и утверждением о его наличии у качественного прилагательного. Наблюдается и ещё одно противоречие: наличие этого признака у качественных прилагательных и отсутствие у относительных и притяжательных.

2.Постройте словообразовательную цепь, учитывая, что далее её компоненты даны вперемешку, если какой-нибудь компонент, необходимый для непрерывности цепи в приведённом наборе цепи отсутствует, установите его и поставьте на соответствующее место. Слова для создания цепи: наследство, наследственность, наследовать. Есть немало заданий подобного плана:

1.Какие части речи наиболее часто поясняются наречиями, какие редко и какие не могут поясняться? Почему?

2.Почему для различения разделительных Ъ и Ь нужно знать состав слова?

3.Сколько корневых групп в словах горе, гореть, пригореть, пригорок, горюшко, горный, горевать, гористый, горец, выгореть?

Думается, что такие задания делают урок и интересным, и познавательным.

Применение в обучении проблемной ситуации, возникающей в результате побуждения школьников к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений, несомненно, способствует развитию мышления и творческой активности учащихся. Являясь сложным приёмом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, сравнивать, оценивать, определять понятия. Работа ума - это не только создание умозаключений, но и деятельность воображения, которая реализуется через написание сочинений лингвистического плана. Обобщать, объединять знания, развивать творческие способности помогают сочинения на лингвистические темы с элементами вымысла, со сказочными сюжетами, а также сочинения - рассуждения, сочинения - миниатюры и др. Работы учащихся показывают, что грамматические понятии, пропущенные не только через логическое мышление, но и через воображение, усваиваются более прочно, становятся настоящим достоянием школьника.

В классах среднего звена организую уроки-размышления. Практика убедила в том, что урок, на котором грамматика изучается на содержательном текстовом материале, обеспечивающем воспитательную функцию урока, развивающем воображение, оставляет в памяти учащихся более глубокий и долговременный след, а навыки правописания, сформированные на нем, бывают обычно осознаннее и прочнее. Воспитательные задачи обязывают отобрать для каждого урока тот текстовой материал, содержание которого помогает учителю в формировании личных качеств школьника, гражданственности. Дидактический материал обращает внимание учащихся на достижения страны или города, на факты жизни выдающихся людей, на процессы воспитания воли, трудолюбия, на высокие нравственные качества. Подбирая материал к уроку, помню, что при малом объёме текст должен: а) быть максимально насыщен необходимым грамматическим материалом (и для повторения правил орфографии, и для работы с соответствующими синтаксическими конструкциями); б) помогать ученику в развитии воображения, создании зрительного образа; в) отвечать требованиям перспективы в обучении (разнообразие стилей речи, возможность наблюдать за экспрессией речи и т.д.); г) расширять словарный запас учащихся.

Так, к обобщающему уроку «Двоеточие в бессоюзном сложном и простом предложениях» (9 класс) был подобран текстовой материал на тему «Руки человека». Он использовался в различных видах деятельности: 1.Запись под диктовку с последующей проверкой постановки знаков препинания при характеристике предложений.

Встречается сутулый человек,

И думаешь: в труде он прожил век.

А, может, стал таким не оттого:

Поклоны спину сгорбили его?

Кто в том виной: подхалимаж иль труд?

Взгляни на руки: руки не соврут.

(М.Сазонов)

2.Конструирование предложений по заданной ситуации (используется иллюстративный материал). Руки в труде - прекрасные руки: они у людей, не знающих покоя, добрых и щедрых. Всё под силу рабочим рукам: дом построить, хлеба вырастить, космос освоить, недруга сокрушить.

3.Упражнение в распознании простого и сложного предложений с двоеточием (для чтения и анализа через мультимедиопроектор даётся текст: Всем известно: руки труженика - характеристика его нравственной силы, неустанного стремления вперёд. Золотыми народ называет руки искусных мастеров: агронома и сталевара, скульптора и исследователя, хирурга и композитора).

4.Грамматический разбор: Хлеб сам не родится - его выращивают золотые руки сеятеля, выращенный таким образом хлеб сам становится золотом редчайшего достоинства.

Урок оставил заметный след в сознании учащихся, в качестве творческого задания писали сочинения-миниатюры «Мамины руки», «Золотые руки».

Целесообразность проведения таких уроков-размышлений мне видится в том, что они, безусловно, способствуют формированию и воспитанию личности, развитию её морально-нравственных качеств, и, как показывают наблюдения, пробуждают интерес к предмету, а главное - желание детей поделиться своими размышлениями, впечатлениями, переживаниями. Именно после таких уроков с радостью читаешь живые работы своих учеников, где есть желание осмыслить мир по-своему, где пробивается детская самостоятельность. Ведь ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нём нашли отражения чувства, мысли ребёнка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.

С целью развития креативных возможностей школьников большое место отвожу урокам развития речи, предваряющим творческую работу. Считаю, что основа любого сочинения - эмоциональный настрой класса: ведь тему надо так предложить, чтобы дети её подхватили, чтобы осознали, что работу создают не для учителя, а по собственному желанию, когда самому хочется высказаться.

Считаю целесообразным обращение к работам малой формы - миниатюрам. Признаками такого создаваемого текста являются, во-первых, небольшой объём, во-вторых, характер содержания: обычно это впечатление, быстрый отклик на что-то. Предполагаемый результат подобных творческих работ - повышение уровня языковой и речевой компетенции учащихся. Для уроков, на которых школьники пишут сочинения малой формы, характерен более широкий познавательный фон: ориентирую детей на пристальное внимание к окружающей жизни, иногда рекомендую посетить музей, выставку, библиотеку или прочитать книгу. Стимулом для создания выразительного текста могут стать впечатления от природы, картин, литературного произведения. К тому же уроки подготовки и написания сочинений обеспечивают и ролевое разнообразие школьников, так как при работе над текстом миниатюры роли учащихся постоянно меняются: когда они пишут свою работу - они творцы, писатели; слушают сочинение товарища - слушатели; читают сочинение соседа по парте - читатели; рецензируют творческую работу одноклассника - критики, аргументированно излагающие свою оценку.

Не упускаю случая обратить внимание детей на то, что в современных условиях умения и навыки самостоятельного создания текста необходимы любому взрослому человеку, какой бы профессиональной деятельностью он ни занимался. Каждый человек сегодня, не замечая этого, живёт среди текстов и сам то и дело вынужден их создавать. Тексты буквально преследуют нас: реклама в автобусе и на стенке вагона метро, информация по радио и доклад на собрании, заявление о приёме на работу и статья в газете или журнале, сообщение, отправленное по мобильному телефону или через Интернет. Одним из творческих заданий в шестом и девятом классах было сочинение - рассуждение на тему: «СМС сообщение - вред или польза?».

Логическим продолжением уроков развития речи являются уроки-погружения, на которых дети учатся всматриваться и вслушиваться в текст. Полагаю, что комплексный анализ текста помогает учащимся справляться с самостоятельным конструированием текстов. Это важно для сдачи ГИА.

Анализ текста - обязательный вид работы при подготовке старшеклассников к итоговой аттестации, так как он помогает до конца понять текст и его особенности, а такая задача как раз и ставится перед учениками при написании экзаменационного изложения и сочинения, при выполнении тестовых заданий ГИА.

Если в классах среднего звена используем фрагменты комплексного анализа текста, то в 9 классе использую элементы урока-исследования. Перед тем как приступить к анализу текста на уроке, даю школьникам задание прочитать текст дома и предварительно проанализировать его по плану. Каждый ученик имеет на руках как дома, так и во время классной работы и текст, и памятку «План анализа текста». Замечу: это - примерный (но не единственно возможный!) план. Комплексный анализ текста - исследовательская, творческая работа, жёсткие рамки и железный порядок здесь неуместны: каждый классический художественный текст неповторим, своеобразен. После анализа текст обязательно читается повторно: необходимо восстановить цельность восприятия его.

Такая работа над текстом - это не только «погружение» учащихся в стихию родного языка, но и своеобразное его «исследование», а задача педагога - научить школьников наблюдать, анализировать, исследовать. Именно исследовательский подход, внимание к тому, как употребляются языковые средства в речи, в текстах разных стилей, внимательное, вдумчивое отношение к слову при работе над сочинениями, изложениями, докладами, рефератами может стать прочной основой для совершенствования знаний, умений и навыков учеников. Несомненно, этот вид работы развивает интерес к родному языку и побуждает детей к творчеству.

Использую на уроках групповые технологии. Такие формы деятельности требуют временного разделения класса на группы для совместного решения определённых задач. Наиболее распространёнными и традиционными стали уроки-практикумы, уроки-путешествия.

Творческую деятельность школьников на уроке можно представить так:

Класс

Формы урока

Творчество учащихся

5

Игра

КВН

Да - нетка

творческое списывание,

сочинение по пословице;

подготовка вопросов по заданной теме

загадывается нечто (литературный герой, предмет), ученики ищут ответ, задавая вопросы учителю

6

Игра

Проблемная ситуация

редактирование текста, сочинение по опорным словам;

составление словаря терминов по темам русского языка; составление

словосочетаний и предложений.

7

Проблемный урок

разработка кроссвордов,

сочинение на лингвистическую тему.

9

Урок-размышление

Урок-лекция

поиск текстов по заданной теме к тематическому уроку,

составление плана лекции, составление вопросов товарищам, ответы на заранее поставленные вопросы.

Ведение мною факультативных курсов по русскому языку связано со стремлением расширить и углубить знания учеников по предмету, дать им дополнительный материал, повысить интерес к лингвистической науке.

Можно с уверенностью сказать, что проводимая мной работа по развитию творческих способностей учащихся в урочное и внеурочное время помогает приобщить ребят к творчеству, привлечь наиболее активных и увлечённых учеников к написанию исследовательских работ, способствует воспитанию творчески активной личности.









9 класс Урок-размышление «Третье ратное поле» (к 60-летию Курской битвы)

Тема: Сложноподчинённые предложения с различными видами придаточных предложений.

Цель: 1.Повторить сведения о сложноподчинённых предложениях с различными видами придаточных; углубить знания учащихся о СПП и их отличительных признаках.

2.Развивать навык комплексного анализа текста, а также устного высказывания на заданную тему; совершенствовать пунктуационные навыки расстановки знаков препинания в СПП.

3.Способствовать воспитанию у учащихся чувства любви к своему отечеству, стремления знать и изучать героическое прошлое родного края.

Оборудование: стенд с иллюстрациями «Третье ратное поле»

Ход урока

Й. Оргмомент.

Мы привыкли жить сегодняшним днём. Но нет-нет, какие-то события, даты возвращают нас в героическое прошлое нашей страны, нашего края, в то прошлое, без которого не было бы сегодняшнего настоящего. Таким событием для белгородцев, да и всех россиян стала Курскя битва.

Пусть поэтическим эпиграфом к нашему уроку станут строки Григория Медведовского из поэмы «Курская дуга»:

Поля, поля

под серым зимним небом,

Под призрачным покровом

тишины...

Кто думать мог,

что здесь пора настанет

Великое сражение вершить,

И маленькая Прохоровка

станет

Судьбой России -

жить или не жить?

Сообщение темы и задач урока.

(Вспомним особенности каждого вида придаточных предложений, будем отрабатывать умение составлять схемы СПП, обратимся к комплексному анализу текста, основной темой в нашей работе будет тема Курской битвы).

Запись учащимися темы урока в тетрадь.

ЙЙ. Тренировочные упражнения.

  1. Комплексный анализ текста (карточки с текстом лежат на столах у учеников).

О Русская земля!..

Что это? Вздох древнего летописца при виде княжеской междоусобицы перед полымем вражеского нашествия? Или голос поэта в годину новой беды, когда фашистские танки лавиной подминали под себя просторы Родины?

Или это раздумья сегодняшнего молодого человека, предчувствующего, какую ответственность возлагают ему на плечи история и современность, какие тревоги и победы суждено ещё пережить его отечеству? (А.Прокофьев)

1. Докажите, что это текст.

2. Определите стиль, обоснуйте своё мнение.

3. Какие языковые средства помогают автору выразить своё настроение?

4. Объясните значение слов полымя, година, древний.

5. Найдите СПП, определите вид придаточных предложений.

6. Какие синонимы к слову родина используются в тексте?

7. Произведите морфемный разбор слов возлагают, современность.

2. Сравнительно-сопоставительный анализ предложений (по вариантам).

Продолжить предложения, записать, определить вид придаточных:

I вариант: 1) Сражение было такое, что...

2) Русский солдат воевал так мужественно, что...

3) Мне стало известно, что...

II вариант: 1) Он вспоминал, где...

2) Мы побывали там, где...

3) В нашем городе есть музей, где...

3. Работа с текстом. Задание: прочитайте текст.

Красавец-храм

Прохоровское сражение, что решило исход Курской битвы, произошло 12 июля 1943 года, в день святых апостолов Петра и Павла.

Белгородцы давно стремились увековечить память воинов, погибших в Прохоровском сражении. И вот 3 мая 1995 года зазвонили колокола над Прохоровкой, разнося благую весть об открытии новой духовной святыни. В этот день был освящён Петропавловский храм, построенный на народные средства в память о павших на Курской дуге.

Храм, на стенах которого золотом написаны тысячи имён погибших за Родину, построенный всем миром, стал центром духовного возрождения, символом огромной благодарности и вечной памяти.

4. Проверка творческого задания, предложенного детям ранее.

Вам предложено было поразмышлять о грозном событии 1943 года на Курской дуге, о земле пережившей страшную битву. Прочитайте, пожалуйста, свои сочинения («О чём молчишь, русское поле?»)

5. Самостоятельная работа по карточкам контроля (два варианта)

6. Итог урока.

7. Задание на дом: найти поэтические строки о ВОВ.


© 2010-2022