Урока по литературе на тему Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести

Данная разработка урока по литературе направлена на систематизацию изученного материала по образу Маши Мироновой, раскрытию смысла названия повести. Вступительное слово учителя о литературном герое, составление плана учащихся по выбранной теме, аналитическая беседа побуждает обратиться к различным источникам информации, выявить отношение к прочитанному произведению. В ходе урока путём постановки тщательно продуманной системы вопросов учитель настраивает учеников на мыслительную деятельность,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Образ Маши Мироновой.

Смысл названия повести.

Класс 8

Цели:

- систематизировать изученный материал по образу Маши Мироновой;

- раскрыть смысл названия повести.

Тип урока:

Обобщающий

Методы и приёмы:

Слово учителя, аналитическая беседа, индивидуальная работа учащихся, метод комментированного чтения, метод изучения проблематики литературного произведения, метод определения авторской позиции, расширение словарного запаса учащихся.

Оборудование:

репродукция картин С.Герасимова, иллюстрация к повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», карточки с индивидуальными заданиями, портрет А.С.Пушкина.

Ход урока

"… нельзя было ее узнать и не полюбить".
А. С. Пушкин "Капитанская дочка"

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания (составить план по выбранной теме)

3. Вступительное слово учителя

С особенной теплотой в повести нарисован образ Маши Мироновой , внешне ничем особенно непримечательной девушки, скромной, застенчивой и даже робкой, «трусихи» по определению матери. Чтобы привести в систему знания следует ответить на такие вопросы:

- Каково первое впечатление рассказчика о Марье Ивановне?

- Какие качества характера проявляются в Маше Мироновой во время мирной жизни в крепости, в отношении к родителям, к Швабрину, к Гринёву?

- Какие черты раскрываются в Марье Ивановне в истории её любви к Гринёву?

- Отношение к Марье Ивановне других действующих лиц.

- Как она борется за спасение своего жениха?

- Как дополняет образ Маши Мироновой эпизод её поездки в царское село и встреча с императрицей?

- Почему образ Маши Мироновой является связующим звеном всей повести?

- Как относится автор к Марье Ивановне?

- Почему повесть А.С.Пушкина называется «Капитанская дочка» ?

4. Работа над образом Маши Мироновой

- Беседа по вопросам:

- Почему к главам, в которых появляется Маша Миронова, даны эпиграфы, взятые из народных песен, пословиц?

- Какие качества характера героини раскрываются в эпизоде, где она отказывается выйти замуж без благословения родителей Гринёва?

5. Сообщение учащегося (индивидуальное задание).

«Любовная история Гринёва и Маши Мироновой».

6. Самостоятельная работа (индивидуальные задания по карточкам)

Задание 1.

Используя анкетные данные Маши Мироновой, составьте рассказ о её жизни.

Задание 2.

« Впервые у Пушкина появилась героиня, борющаяся за счастье. И борьба эта была эгоистического начала. Поэтому Пушкин и назвал свою повесть именем Маши Мироновой - « Капитанская дочка». ( Г.П.Макогоненко)

- Вспомните героиню романа Пушкина « Дубровский» Машу Троекурову. Боролось ли она за своё счастье? Как борется за счастье Маша Миронова?

Задание 3.

Как вы поняли, почему именно образ Маши Мироновой становится центром лирического сюжета произведения Пушкина? Согласны ли вы с тем, что Маша «является настоящим ангелом, образцом душевной чистоты»? Аргументируйте свой ответ.

7. Подведение итогов

Задание 1.

Назовите героев повести А.С.Пушкина « Капитанская дочка». Кто из героев является историческим лицом, а кто вымышленным?

Задание 2.

Споры о жанре « Капитанской дочки» среди литературоведов не смолкают. Найдите в произведении особенности исторического романа, повести, мемуаров, семейных записок, хроники. Определите жанр этого произведения, обоснуйте свою точку зрения.

Задание 3.

Исследователи считают, что эпиграфы в « Капитанской дочке» играют роль своеобразных конспектов каждой главы.

- Докажите верность или ошибочность этого мнения. Определите по эпиграфу название главы. Обоснуйте свой ответ.

Как у нашей яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек;

Как у нашей у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить-то её некому, благословить-то её некому.

Задание 4.

« Для Пушкина в « Капитанской дочке» правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы подняться над « жестоким веком», сохранить в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни других людей». ( М.Ю.Лотман)

- Как вы думаете, кто из героев «Капитанской дочки» сумел подняться над «жестоким веком», сохранить в себе гуманность, человеческое достоинство?

- Как, по мнению А.С.Пушкина, должен вести себя человек на «крутых поворотах истории? Согласны ли вы с ним?

8. Вывод по теме урока

Несомненно, А.С.Пушкина привлекает образ Марьи Ивановны. Поэтому одним из средств поэтизации образа служит привлечение в качестве эпиграфов, относящихся к Марье Ивановне, прекрасных народных песен, по содержанию своему отвечающих той или иной ситуации, которая поставлена ходом событий героиня романа. Тихая, робкая капитанская дочка стала победительницей в сложнейших жизненных ситуациях. Она победила свою горькую судьбу, спасла будущее Петра Гринёва, его честь, его семью.

Честность, нравственность, чистота - основные черты характера Марьи Ивановны. Неслучайно повесть носит такое название « Капитанская дочка». Марья Ивановна - любимый женский образ А.С.Пушкина.

Домашнее задание:

- подготовить фактический материал к написанию сочинения о Маше Мироновой;

- собрать по всей повести материал о Пугачёве.

При подготовке урока использовалась литература:

1. А.С. Пушкин. Капитанская дочка.

2. В.Я. Коровин, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Учебник-хрестоматия 8 класс.

3. И.В. Золотарёва, Т.А. Крысова. Поурочные разработки по литературе 8 класс.

4. О.А. Еремина. Поурочное планирование по литературе 8 класс.

5. С.Б. Шадрина. Литература 8 класс. Поурочные планы.



© 2010-2022