Сборник Дидактические игры на уроках русского языка

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра для детей, прежде всего, увлекательное занятие. Игра – творчество. Игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись игрой, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, пополняют запас представлений, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию. Игра развивает самостоятельность, инициатив...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Сборник Дидактические игры на уроках русского языка



Сборник Дидактические игры на уроках русского языка



Учитель русского языка

Кусаинова Сауле Ибрагимовна





Сборник Дидактические игры на уроках русского языка







Сборник Дидактические игры на уроках русского языка

Сборник Дидактические игры на уроках русского языка
Русский язык и литература выполняют особую роль в познании жизни и формировании готовности к творческому труду. Эти предметы в большей степени, чем другие, дают возможность слить воедино обучение и воспитание.
Но может ли современный урок быть радостным и интересным? Может ли он активизировать творческие силы ученика? Может ли он, наконец, не только давать знания, расширяющие кругозор учащегося, но и ставить его перед ситуацией нравственного выбора, принятия им самостоятельного решения? Ответ один - может и должен!

Как сделать урок русского языка интересным, увлекательным? Как привить ученикам любовное, разумное отношение к предмету?

Многолетний опыт показывает, что огромная роль в развитии и воспитании ученика принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности.

Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра для детей, прежде всего, увлекательное занятие. Игра - творчество. Игра - труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись игрой, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, пополняют запас представлений, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию. Игра развивает самостоятельность, инициативность, воспитывает чувство коллективизма. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Цель игры - помочь сделать серьезный напряженный труд занимательным и интересным для учащихся. Чтобы повысить интерес к урокам русского языка, создать психологическую готовность детей к речевому общению, используются различные игры.

Организатором игр на уроке, конечно же, является учитель. От его мастерства, от его знаний зависит активность учащихся на уроке. Думаю, что работа с занимательными играми на уроках русского языка обладает исключительными обучающими возможностями. Именно такая работа на уроках обеспечивает базу для формирования важнейших умений и навыков в области словообразования, грамматики, орфографии, фонетики.

В процессе работы с занимательными играми затрагивается не столько память, сколько интеллект ребенка, его аналитические возможности. В связи с этим у учащихся более активно развивается способность к языковой догадке.
На уроках русского языка применяются и дидактические игры. При их использовании решаются и воспитательные задачи - развитие терпения и терпимости, формирование аккуратности, умения доводить начатое дело до конца; в групповой работе - развитие умения работать сообща, терпимо относиться к критике в свой адрес; приобретение навыков публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра на уроке может стать очень серьезным занятием.
В этом случае за внешней кажущейся легкостью использования элементов игровых
технологий на уроке стоит кропотливая подготовительная работа учителя. Игровые моменты могут возникать практически на каждом этапе. Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его дидактическими задачами.


Сборник Дидактические игры на уроках русского языка

Кто быстрее?

Какой ряд быстрее найдет в приведенных словах звонкие (глухие) согласные?

Чудеса, кастрюля, ящик, вермишель, картина
Поле чудес

  1. Это слово из 6 букв можно найти на полу. (паркет)

  2. Отними одну букву, и оно уже в руках человека, возвращающегося из магазина (пакет)

  3. Потерялась еще одна буква - ищи слово в дипломатических документах. (пакт)

  4. При потере еще одной буквы, это слово известно каждому шахматисту (пат)

  5. Но вот еще одна буква потеряна - слово закружилось в танце и стало легким (па)

    Слово в словах

    Сколько слов спряталось в слове «половодье»? Определите звуковой состав слов.
    Кто больше?

    За одну минуту записать как можно больше слов по схеме: С…Е…А. Определить количество букв и звуков.
    Грамотеи

  1. Определить количество букв и звуков в данных словах.

  2. В данных словах твердые согласные подчеркнуть двумя чертами, а мягкие - одной.

Сборник Дидактические игры на уроках русского языка


Найди близнеца
Например, даны слова: портниха, иллюзия, повторение, абсурд, рецидив, швея, бацилла, комфорт, микроб, уют.

Нужно выбрать из этих слов ряды синонимов. При сомнении обращаться к словарю.
Стреляный воробей

Подобрать антоним к фразеологизму:

  1. Держи ухо востро - ворон считать.

  2. Желторотый птенец - стреляный воробей.

  3. Молчать как рыба - чесать языком.

  4. Не разлей вода - как кошка с собакой.

Назови одним словом

Выразить фразеологизм одним словом:

  1. На скорую руку - наспех.

  2. Рукой подать - близко.

  3. Клевать носом - дремать.

  4. Ни свет ни заря - рано.


Лесенка
Подобрать слова, начинающиеся с одной и той же буквы, увеличивая количество букв в каждом слове. Объяснить значение слов.

Яр

Яма

Ярмо

Ярлык

Ямайка

Ягодник

Сборник Дидактические игры на уроках русского языка




Много из одного

Из каждой буквы одного слова образовать слова-названия и определить склонение:

Я - ясень

Б - береза

Л - липа

О - осина

К - кедр

И - ива

Две буквы

  1. Озеро в квартире с удвоенной Н? (ванна)

  2. В каком языке две С?

  3. Человек, выдающий и считающий деньги.

  4. Спортивная обувь с удвоенной С?

  5. Вид транспорта с удвоенной Л?



Допиши слово

Дописать предложение, используя слова на ЕЦ .

  1. Горькое растение - перец

  2. Школьная сумка - …

  3. Торговал на Руси - …

  4. Умный человек - …

  5. Растет на грядке - …

  6. Скрывается от полиции - …

    Восстанови слово, фразу

    Восстановить правильный порядок слов в словах, словосочетаниях, предложениях:

  1. ТИВОНКР, КАРАМЕЛ, КОБТИНО (вторник, реклама, ботинок)

  2. КУЧБЕНИ АН ЕСОТЛ. (учебник на столе)

  3. У ЕСАЛ АН КЕШПУО АЛИЖ АМИЗ В КЕШБУЗИ. (У леса на опушке жила зима в избушке)



Мудрый ворон

^ На вопрос: Как кричит ворон? Ребята отвечают : «Кар!» Кто больше напишет слов, в которых содержится это буквосочетание. (макароны, карнавал, картон, карта, картридж и др.)
^ Угадай слово

Найти общее слово для группы слов: врач, шприц, палата, лекарства - БОЛЬНИЦА. Определить род и склонение слова.


Дидактические игры-упражнения
Перевертыши

  1. Заменить в словосочетании главное слово, чтобы зависимое приобрело переносное значение (стальная балка, золотое кольцо, кудрявая девочка, колючий ёж, спящая красавица)

  2. Замена в паре слов синонима - антонимом и наоборот (работать - трудиться - бездельничать; далеко - близко - рядом; мрак - темнота - свет; смельчак - храбрец - трус)

  3. Заменить зависимое слово в словосочетании так, чтобы в них главные слова стали омонимами (зеленый лук, ружейная дробь, песчаная коса, городской парк, хлебный ток, хитрые лисички)

  4. ^ Заменить подлежащее так, чтобы сказуемое приобрело переносное значение (Птица поет. Собака воет. Дети играют. Бабушки шепчутся. )


«Собери пословицу»

Восстановить пословицы, расставив заново знаки препинания

  1. Ремесло не коромысло: не научиш( )ся.

  2. Бобы не грибы, хорош( ) собереш( ) хлеба на грош( ).

  3. Не помучиш( ) ся, не посееш( ) и крыжовник.

  4. Не удобриш( ) рож ( ), плеч( ) не оттянет.


Ответ: 1 - 4, 2 - 3, 3 - 1, 4 - 2.
«Эрудит» - активизирует мыслительную деятельность и расширяет кругозор.

  1. К устаревшим словам подбери родственные слова, активно используемые в наши дни.


(Шелом - ошеломить; кика - кичиться; коло - круг, окружность (колесо, около, кольчуга, кольцо, околица); персты - наперсток, перчатки; чаять - ожидать (нечаянный); тщание - тщательный.

  1. ^ Угадай слово по его лексическому значению.


- Человек, который предан своему народу, Родине, любит свое Отечество (патриот)

- Отступ в начале строки (абзац)

- Сосуд с устройством, предохраняющий продукты от остывания или нагревания (термос)

- Устройство, обеспечивающее дыхание человека под водой (акваланг)

«Переводчики»

  1. ^ Найти иноязычные слова и заменить русскими:


- Он пишет мемуары.

- В сплаве обнаружено мизерное количество меди.

- Ваши аргументы убедительны.

- При проверке было выявлено немало дефектов.

2. Кто быстрее заменит все слова в предложении синонимами (кроме служебных)

- Доктор прописал пациенту инъекцию.

- Разъяренная вьюга замела тропинки.

- Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

- Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.


«Корректор»

  1. Найди ошибку в выборе слова (В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты. В центре города построен памятник герою. Из передовой бригады он перешел в отсталую.)

  2. Найти лишнее слово (Он написал свою автобиографию. Многие города были превращены в руины и развалины. Путь кораблю преградил ледяной айсберг. Собрание будет в декабре месяце. Миша ушиб колено ноги. Мужчина ослаб от недоедания пищи.)

«Угадай код»

Проводится в форме буквенного диктанта. Определить наклонение глаголов и записать буквами: изъявительное - И, условное - У, повелительное - П.

- Я решил бы, я сказал бы, поспешил бы, написал бы, если б не устал.

- Весенние ручьи журчат звонко.

- Любите книгу - источник знания, только знание спасительно.

Игровые разминки

  1. Решить задачи:

  1. Растворить белое в прозрачном: СВОАДХАРА

  2. Отделить плод от растения: СОШИСНШАКА

  3. Убрать горячее, оставить холодное: КИАЙПЯСТОБЕКРГ

  4. Убрать ядовитый, оставить съедобный: ПООПГАНЕННОККА

  5. Уберите врага, оставьте друга Буратино: МИБАЛЗЬВИИЛИНОА

  6. Составить пожелание, выбрав лишь те буквы, которые не повторяются:


А О Б О О У А Д А
И П Ь Р Т П Е И Р
Э П В Ф Э С Ф П Е
В Ю Л Г В Д Л А Ю
Ж З С У У Ч Ж А З
О А С А О Т А Л О
Г Ц И Д В Г Ц Ы Д!


1. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм

Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка «Говорите по-русски правильно». В каких формах можно предложить задания детям? Вот лишь некоторые из возможных вариантов, которые могут подсказать учителю, как разнообразить задания.

«Составь текст и озвучь его»

Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)

Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал. (Слова содержатся в словарике «Произносите правильно», под ред. А.Ю. Купаловой «Русский язык.. Практика. 5-й класс».)

Вариант текста, составленного из предложенных слов.

Помощ[шн]ник шофёра снял телефонную трубку:

- Ты чего звонишь?

- На десятом километре трассы случилось происшествие. Из всех бригад шоферов мы находимся ближе всех. Собирайся в рейс. Помощ[шн]ник шофера положил трубку и начал сборы. Он взял средство от комаров, пучок щавеля, налил в те[тэ]рмос украинский борщ, приготовленный женой, надел свите[тэ]р, шине[и'э]ль, захватил ящик с инструментами и поспешил в гараж.

Подобное задание может быть несколько видоизменено: учитель предлагает учащимся тему (например, «Научное исследование» или «Меню»), учащиеся в течение определенного времени должны составить текст на эту тему, используя слова из орфоэпического словарика, включенного в учебник.

«Пригласи на обед»

Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).

«В эфире - новости»

Данный тип заданий предполагает составление текста со словами, представляющими определенные трудности произношения. Тематика текста: события, происходящие в мире (стране, области). Подобное задание позволяет не только отработать произносительные нормы, по и стимулировать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире, азначит, обеспечивают расширение кругозора. Как показывает опыт, систематическое применение подобного задания превращает школьников в зрителей новостных программ.

Вариантом данного задания может стать «Конкурс дикторов».

Задача участника - прочитать предложенный текст, обращая внимание на выделенный текст. «В Государственной Думе ведутся дебаты о путях выполне­ния поручений Президента. Намерение углубить социальные реформы, начатые несколько лет назад, конечно, оцениваются в обществе позитивно. Приведённые данные о процентах роста благосостояния граждан России вызвали ряд сомнений и претензий. Однако общая тенденция, прослеживающаяся в реформах, должна облегчить обсуждение спорных вопросов.

Было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, отправлялись на места по облегчённому варианту. За грамотное их использование руководителей регионов предполагалось премировать. Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с 3-й декады текущего месяца до конца квартала. Дебаты прошли без инцидентов».

2. Лексико-фразеологические игры

«Собери фразеологизм»

Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.

Ответы:

- Куда Макар телят не гонял.
- Как в воду канул.
- Ветер свистит в карманах.
- На языке вертится.
- В ежовых рукавицах.

«Угадай-ка»

Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», «собаку съел».

«Собери пословицу»

1. Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.

1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.

2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).

3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.

4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.

5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.

Ключ: правильно - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.

2. Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Раскрыть скобки.

1) Бояться (не)счастья - в лес (не)ходить.

2) (Не)другу поверить - словам твоим никогда веры (не)будет.

3) Волков бояться - друга обмануть.

4) (Не)плюй в колодец - стыдно (не)учиться.

5) Раз скажешь (не)правду - и счастья (не)видать.

6) (Не)стыдно (не)знать - пригодится воды напиться.

Ключ: правильно - 1 + 5; 2 + 3; 3 + 1; 4 + 6; 5 + 2; 6 + 4.

3. Восстановить пословицы, части которых соединены неправильно. Указать, какие предложения получились: сложносочиненные или простые с однородными членами.

1) Семь раз отмерь, а реч(?) короткая.

2) Без грамоты хоть плач(?) а корень свеж(?).

3) Веревка хороша длинная, а один раз отрсж(?).

4) Стар дуб, а с грамотой хоть вскач(?).

Ключ: правильно- 1 +3;2 + 4;3 + 1;4 + 2.

Акростих

Задача: К данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы.

К

Кануть в лету

О

Обетованная земля

С

Сорвать маску

М

Мозолить глаза

О

От доски до доски

С

Сбросить иго

3. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм

«Мягкая посадка»

При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.

Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и воз вращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.

«Третий лишний»

Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.

Например:

• лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный);
• горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);
• революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).

Игра «Я работаю волшебником»

Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например, превратить имена нарицательные в собственные.

Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).

Игра «Помоги Пете Ошибкину»

Например:

1) В слове вьюга Петя Ошибкин написал твердый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в- перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется твердый знак. Согласны ли вы с Петей?

2) В слове соленый Петя написал гласную а. «Проверочное слово - сало», -объяснил он. Правильно ли это?

3) Не был Петя Ошибкин написал слитно. «Это слово, - сказал он, - можно заменить синонимом без не - отсутствовал». Почему он неправ?

4) Ненавидел к тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами пишется раздельно», - заявил Ошибкин.

5) Шепот Петя написал с буквой о. «После шипящих под ударением пишется о», - объяснил он. Прав ли Петя?

6) Расчистил Петя написал с буквой з. Он рассуждал так: «Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не изменяются». Прав ли он?

7) Цыган Петя написал с и. «В конце слова после ц пишется и, я точно помню», - сказал Петя. Почему он неправ?

8) «Горечь пишется без мягкого знака, так как это слово второго склонения мужского рода», - услышали ребята на уроке, когда отвечал Ошибкин. Как его поправить?

9) Вырастили у Ошибкина написано с буквой о, рядом стоит проверочное слово -рослый. А как надо?

Игра «По щучьему велению»

Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.

Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой -тся-, -тъся- в глаголах» и др.

© 2010-2022