- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Сборник Дидактические игры на уроках русского языка
Сборник Дидактические игры на уроках русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Нурпеисова К.С. |
Дата | 17.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Учитель русского языка
Кусаинова Сауле Ибрагимовна
Русский язык и литература выполняют особую роль в познании жизни и формировании готовности к творческому труду. Эти предметы в большей степени, чем другие, дают возможность слить воедино обучение и воспитание.
Но может ли современный урок быть радостным и интересным? Может ли он активизировать творческие силы ученика? Может ли он, наконец, не только давать знания, расширяющие кругозор учащегося, но и ставить его перед ситуацией нравственного выбора, принятия им самостоятельного решения? Ответ один - может и должен!
Как сделать урок русского языка интересным, увлекательным? Как привить ученикам любовное, разумное отношение к предмету?
Многолетний опыт показывает, что огромная роль в развитии и воспитании ученика принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности.
Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра для детей, прежде всего, увлекательное занятие. Игра - творчество. Игра - труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись игрой, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, пополняют запас представлений, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию. Игра развивает самостоятельность, инициативность, воспитывает чувство коллективизма. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Цель игры - помочь сделать серьезный напряженный труд занимательным и интересным для учащихся. Чтобы повысить интерес к урокам русского языка, создать психологическую готовность детей к речевому общению, используются различные игры.
Организатором игр на уроке, конечно же, является учитель. От его мастерства, от его знаний зависит активность учащихся на уроке. Думаю, что работа с занимательными играми на уроках русского языка обладает исключительными обучающими возможностями. Именно такая работа на уроках обеспечивает базу для формирования важнейших умений и навыков в области словообразования, грамматики, орфографии, фонетики.
В процессе работы с занимательными играми затрагивается не столько память, сколько интеллект ребенка, его аналитические возможности. В связи с этим у учащихся более активно развивается способность к языковой догадке.
На уроках русского языка применяются и дидактические игры. При их использовании решаются и воспитательные задачи - развитие терпения и терпимости, формирование аккуратности, умения доводить начатое дело до конца; в групповой работе - развитие умения работать сообща, терпимо относиться к критике в свой адрес; приобретение навыков публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра на уроке может стать очень серьезным занятием.
В этом случае за внешней кажущейся легкостью использования элементов игровых
технологий на уроке стоит кропотливая подготовительная работа учителя. Игровые моменты могут возникать практически на каждом этапе. Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его дидактическими задачами.
Кто быстрее?
Какой ряд быстрее найдет в приведенных словах звонкие (глухие) согласные?
Чудеса, кастрюля, ящик, вермишель, картина
Поле чудес
-
Это слово из 6 букв можно найти на полу. (паркет)
-
Отними одну букву, и оно уже в руках человека, возвращающегося из магазина (пакет)
-
Потерялась еще одна буква - ищи слово в дипломатических документах. (пакт)
-
При потере еще одной буквы, это слово известно каждому шахматисту (пат)
-
Но вот еще одна буква потеряна - слово закружилось в танце и стало легким (па)
Слово в словах
Сколько слов спряталось в слове «половодье»? Определите звуковой состав слов.
Кто больше?
За одну минуту записать как можно больше слов по схеме: С…Е…А. Определить количество букв и звуков.
Грамотеи
-
Определить количество букв и звуков в данных словах.
-
В данных словах твердые согласные подчеркнуть двумя чертами, а мягкие - одной.
Найди близнеца
Например, даны слова: портниха, иллюзия, повторение, абсурд, рецидив, швея, бацилла, комфорт, микроб, уют.
Нужно выбрать из этих слов ряды синонимов. При сомнении обращаться к словарю.
Стреляный воробей
Подобрать антоним к фразеологизму:
-
Держи ухо востро - ворон считать.
-
Желторотый птенец - стреляный воробей.
-
Молчать как рыба - чесать языком.
-
Не разлей вода - как кошка с собакой.
Назови одним словом
Выразить фразеологизм одним словом:
-
На скорую руку - наспех.
-
Рукой подать - близко.
-
Клевать носом - дремать.
-
Ни свет ни заря - рано.
Лесенка
Подобрать слова, начинающиеся с одной и той же буквы, увеличивая количество букв в каждом слове. Объяснить значение слов.
Яр
Яма
Ярмо
Ярлык
Ямайка
Ягодник
Много из одного
Из каждой буквы одного слова образовать слова-названия и определить склонение:
Я - ясень
Б - береза
Л - липа
О - осина
К - кедр
И - ива
Две буквы
-
Озеро в квартире с удвоенной Н? (ванна)
-
В каком языке две С?
-
Человек, выдающий и считающий деньги.
-
Спортивная обувь с удвоенной С?
-
Вид транспорта с удвоенной Л?
Допиши слово
Дописать предложение, используя слова на ЕЦ .
-
Горькое растение - перец
-
Школьная сумка - …
-
Торговал на Руси - …
-
Умный человек - …
-
Растет на грядке - …
-
Скрывается от полиции - …
Восстанови слово, фразу
Восстановить правильный порядок слов в словах, словосочетаниях, предложениях:
-
ТИВОНКР, КАРАМЕЛ, КОБТИНО (вторник, реклама, ботинок)
-
КУЧБЕНИ АН ЕСОТЛ. (учебник на столе)
-
У ЕСАЛ АН КЕШПУО АЛИЖ АМИЗ В КЕШБУЗИ. (У леса на опушке жила зима в избушке)
Мудрый ворон
^ На вопрос: Как кричит ворон? Ребята отвечают : «Кар!» Кто больше напишет слов, в которых содержится это буквосочетание. (макароны, карнавал, картон, карта, картридж и др.)
^ Угадай слово
Найти общее слово для группы слов: врач, шприц, палата, лекарства - БОЛЬНИЦА. Определить род и склонение слова.
Дидактические игры-упражнения
Перевертыши
-
Заменить в словосочетании главное слово, чтобы зависимое приобрело переносное значение (стальная балка, золотое кольцо, кудрявая девочка, колючий ёж, спящая красавица)
-
Замена в паре слов синонима - антонимом и наоборот (работать - трудиться - бездельничать; далеко - близко - рядом; мрак - темнота - свет; смельчак - храбрец - трус)
-
Заменить зависимое слово в словосочетании так, чтобы в них главные слова стали омонимами (зеленый лук, ружейная дробь, песчаная коса, городской парк, хлебный ток, хитрые лисички)
-
^ Заменить подлежащее так, чтобы сказуемое приобрело переносное значение (Птица поет. Собака воет. Дети играют. Бабушки шепчутся. )
«Собери пословицу»
Восстановить пословицы, расставив заново знаки препинания
-
Ремесло не коромысло: не научиш( )ся.
-
Бобы не грибы, хорош( ) собереш( ) хлеба на грош( ).
-
Не помучиш( ) ся, не посееш( ) и крыжовник.
-
Не удобриш( ) рож ( ), плеч( ) не оттянет.
Ответ: 1 - 4, 2 - 3, 3 - 1, 4 - 2.
«Эрудит» - активизирует мыслительную деятельность и расширяет кругозор.
-
К устаревшим словам подбери родственные слова, активно используемые в наши дни.
(Шелом - ошеломить; кика - кичиться; коло - круг, окружность (колесо, около, кольчуга, кольцо, околица); персты - наперсток, перчатки; чаять - ожидать (нечаянный); тщание - тщательный.
-
^ Угадай слово по его лексическому значению.
- Человек, который предан своему народу, Родине, любит свое Отечество (патриот)
- Отступ в начале строки (абзац)
- Сосуд с устройством, предохраняющий продукты от остывания или нагревания (термос)
- Устройство, обеспечивающее дыхание человека под водой (акваланг)
«Переводчики»
-
^ Найти иноязычные слова и заменить русскими:
- Он пишет мемуары.
- В сплаве обнаружено мизерное количество меди.
- Ваши аргументы убедительны.
- При проверке было выявлено немало дефектов.
2. Кто быстрее заменит все слова в предложении синонимами (кроме служебных)
- Доктор прописал пациенту инъекцию.
- Разъяренная вьюга замела тропинки.
- Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.
- Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
«Корректор»
-
Найди ошибку в выборе слова (В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты. В центре города построен памятник герою. Из передовой бригады он перешел в отсталую.)
-
Найти лишнее слово (Он написал свою автобиографию. Многие города были превращены в руины и развалины. Путь кораблю преградил ледяной айсберг. Собрание будет в декабре месяце. Миша ушиб колено ноги. Мужчина ослаб от недоедания пищи.)
«Угадай код»
Проводится в форме буквенного диктанта. Определить наклонение глаголов и записать буквами: изъявительное - И, условное - У, повелительное - П.
- Я решил бы, я сказал бы, поспешил бы, написал бы, если б не устал.
- Весенние ручьи журчат звонко.
- Любите книгу - источник знания, только знание спасительно.
Игровые разминки
-
Решить задачи:
-
Растворить белое в прозрачном: СВОАДХАРА
-
Отделить плод от растения: СОШИСНШАКА
-
Убрать горячее, оставить холодное: КИАЙПЯСТОБЕКРГ
-
Убрать ядовитый, оставить съедобный: ПООПГАНЕННОККА
-
Уберите врага, оставьте друга Буратино: МИБАЛЗЬВИИЛИНОА
-
Составить пожелание, выбрав лишь те буквы, которые не повторяются:
А О Б О О У А Д А
И П Ь Р Т П Е И Р
Э П В Ф Э С Ф П Е
В Ю Л Г В Д Л А Ю
Ж З С У У Ч Ж А З
О А С А О Т А Л О
Г Ц И Д В Г Ц Ы Д!
1. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм
Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка «Говорите по-русски правильно». В каких формах можно предложить задания детям? Вот лишь некоторые из возможных вариантов, которые могут подсказать учителю, как разнообразить задания.
«Составь текст и озвучь его»
Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)
Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал. (Слова содержатся в словарике «Произносите правильно», под ред. А.Ю. Купаловой «Русский язык.. Практика. 5-й класс».)
Вариант текста, составленного из предложенных слов.
Помощ[шн]ник шофёра снял телефонную трубку:
- Ты чего звонишь?
- На десятом километре трассы случилось происшествие. Из всех бригад шоферов мы находимся ближе всех. Собирайся в рейс. Помощ[шн]ник шофера положил трубку и начал сборы. Он взял средство от комаров, пучок щавеля, налил в те[тэ]рмос украинский борщ, приготовленный женой, надел свите[тэ]р, шине[и'э]ль, захватил ящик с инструментами и поспешил в гараж.
Подобное задание может быть несколько видоизменено: учитель предлагает учащимся тему (например, «Научное исследование» или «Меню»), учащиеся в течение определенного времени должны составить текст на эту тему, используя слова из орфоэпического словарика, включенного в учебник.
«Пригласи на обед»
Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).
«В эфире - новости»
Данный тип заданий предполагает составление текста со словами, представляющими определенные трудности произношения. Тематика текста: события, происходящие в мире (стране, области). Подобное задание позволяет не только отработать произносительные нормы, по и стимулировать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире, азначит, обеспечивают расширение кругозора. Как показывает опыт, систематическое применение подобного задания превращает школьников в зрителей новостных программ.
Вариантом данного задания может стать «Конкурс дикторов».
Задача участника - прочитать предложенный текст, обращая внимание на выделенный текст. «В Государственной Думе ведутся дебаты о путях выполнения поручений Президента. Намерение углубить социальные реформы, начатые несколько лет назад, конечно, оцениваются в обществе позитивно. Приведённые данные о процентах роста благосостояния граждан России вызвали ряд сомнений и претензий. Однако общая тенденция, прослеживающаяся в реформах, должна облегчить обсуждение спорных вопросов.
Было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, отправлялись на места по облегчённому варианту. За грамотное их использование руководителей регионов предполагалось премировать. Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с 3-й декады текущего месяца до конца квартала. Дебаты прошли без инцидентов».
2. Лексико-фразеологические игры
«Собери фразеологизм»
Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.
Ответы:
- Куда Макар телят не гонял.
- Как в воду канул.
- Ветер свистит в карманах.
- На языке вертится.
- В ежовых рукавицах.
«Угадай-ка»
Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», «собаку съел».
«Собери пословицу»
1. Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.
1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.
2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).
3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.
4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.
5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.
Ключ: правильно - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.
2. Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Раскрыть скобки.
1) Бояться (не)счастья - в лес (не)ходить.
2) (Не)другу поверить - словам твоим никогда веры (не)будет.
3) Волков бояться - друга обмануть.
4) (Не)плюй в колодец - стыдно (не)учиться.
5) Раз скажешь (не)правду - и счастья (не)видать.
6) (Не)стыдно (не)знать - пригодится воды напиться.
Ключ: правильно - 1 + 5; 2 + 3; 3 + 1; 4 + 6; 5 + 2; 6 + 4.
3. Восстановить пословицы, части которых соединены неправильно. Указать, какие предложения получились: сложносочиненные или простые с однородными членами.
1) Семь раз отмерь, а реч(?) короткая.
2) Без грамоты хоть плач(?) а корень свеж(?).
3) Веревка хороша длинная, а один раз отрсж(?).
4) Стар дуб, а с грамотой хоть вскач(?).
Ключ: правильно- 1 +3;2 + 4;3 + 1;4 + 2.
Акростих
Задача: К данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы.
К
Кануть в лету
О
Обетованная земля
С
Сорвать маску
М
Мозолить глаза
О
От доски до доски
С
Сбросить иго
3. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм
«Мягкая посадка»
При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.
Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и воз вращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.
«Третий лишний»
Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.
Например:
• лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный);
• горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);
• революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).
Игра «Я работаю волшебником»
Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например, превратить имена нарицательные в собственные.
Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).
Игра «Помоги Пете Ошибкину»
Например:
1) В слове вьюга Петя Ошибкин написал твердый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в- перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется твердый знак. Согласны ли вы с Петей?
2) В слове соленый Петя написал гласную а. «Проверочное слово - сало», -объяснил он. Правильно ли это?
3) Не был Петя Ошибкин написал слитно. «Это слово, - сказал он, - можно заменить синонимом без не - отсутствовал». Почему он неправ?
4) Ненавидел к тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами пишется раздельно», - заявил Ошибкин.
5) Шепот Петя написал с буквой о. «После шипящих под ударением пишется о», - объяснил он. Прав ли Петя?
6) Расчистил Петя написал с буквой з. Он рассуждал так: «Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не изменяются». Прав ли он?
7) Цыган Петя написал с и. «В конце слова после ц пишется и, я точно помню», - сказал Петя. Почему он неправ?
8) «Горечь пишется без мягкого знака, так как это слово второго склонения мужского рода», - услышали ребята на уроке, когда отвечал Ошибкин. Как его поправить?
9) Вырастили у Ошибкина написано с буквой о, рядом стоит проверочное слово -рослый. А как надо?
Игра «По щучьему велению»
Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.
Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой -тся-, -тъся- в глаголах» и др.