- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Языковой анализ «Бородино» М. Ю. Лермонтова
Языковой анализ «Бородино» М. Ю. Лермонтова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пыстина Л.М. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Языковой анализ
«Бородино» М. Ю. Лермонтова
-
Определить, какое значение имеют слова изведал, ликовал в данных отрывках -
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
-
Найти в отрывках синонимы к слову БОЙ.
Выписать их и к каждому существительному привести глагол того же корня.
Найти в тексте устаревшие существительные и глаголы.
Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Вам не видать таких сражений!
-
Найти слова, которыми автор характеризует участников Бородинского сражения.
Дописать, какие ещё определения вы могли бы использовать в своём рассказе о подвиге русских воинов в Бородинском сражении.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
-
Объяснить смысл следующих выражений:
- У наших ушки на макушке.
- Французы тут как тут.
- Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За Родину свою.
-
Сопоставить слова отдана и сдана.
Указать, как изменяют приставки значение этих слов.
Подумать, почему М. Лермонтов писал: «Не отдали б Москвы»?
-
Объяснить значение выделенных слов.
Пользуйтесь толковым словарем.
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Полковник наш рождён был хватом,
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражён булатом,
Он спит в земле сырой.