Языковой анализ «Бородино» М. Ю. Лермонтова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Языковой анализ

«Бородино» М. Ю. Лермонтова


  1. Определить, какое значение имеют слова изведал, ликовал в данных отрывках -

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.



  1. Найти в отрывках синонимы к слову БОЙ.

Выписать их и к каждому существительному привести глагол того же корня.

Найти в тексте устаревшие существительные и глаголы.

Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

Вам не видать таких сражений!



  1. Найти слова, которыми автор характеризует участников Бородинского сражения.

Дописать, какие ещё определения вы могли бы использовать в своём рассказе о подвиге русских воинов в Бородинском сражении.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри - не вы.



  1. Объяснить смысл следующих выражений:

- У наших ушки на макушке.

- Французы тут как тут.

- Уж мы пойдём ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За Родину свою.

  1. Сопоставить слова отдана и сдана.

Указать, как изменяют приставки значение этих слов.

Подумать, почему М. Лермонтов писал: «Не отдали б Москвы»?



  1. Объяснить значение выделенных слов.

Пользуйтесь толковым словарем.

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Полковник наш рождён был хватом,

Слуга царю, отец солдатам…

Да, жаль его: сражён булатом,

Он спит в земле сырой.



© 2010-2022