Рабочая программа кружка Занимательный русский язык

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа кружка

«Занимательный русский язык»

5 класс

Разработала: учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 24 имени В.Г. Столля»

Железнодорожный район г. Воронеж

Илларионова Юлия Александровна

Пояснительная записка

Кружковая работа - одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому языку.

В отличие от программы классных занятий программа кружка строится на основе интереса учащихся к предмету. Работа в кружке, расширяя и углубляя сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких-либо новых сведений, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в совершенно новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливают интересные аналоги, дают почувствовать, что языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен.

Тематическим стержнем работы кружка в 5 классе служит показ всестороннего богатства русского языка. Занятия включают историю письма, топонимику, этимологию некоторых слов и такие вопросы лексики, как многозначность, синонимия, омонимия, антонимы, фразеологизмы. Форма подачи материала - игры на языковом материале, вопросы занимательной грамматики, увлекательные рассказы учителя о жизни языка, сообщения учеников о наблюдениях над языковыми явлениями. Учащиеся знакомятся на доступных примерах с научной лабораторией языковеда, техникой и методикой лингвистического анализа (наблюдение над звучанием слов в русском, украинском, польском языках и др.). Формулировки тем занятия носят преимущественно характер интригующих вопросов, которые активизируют внимание.

Цель: возбудить интерес к речевым явлениям, поддержать свойственную школьникам пытливость ума, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку.

Обучающие задачи:

  • расширить и углубить программный материал;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие задачи:

  • воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы, культуры обращения с книгой;

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие задачи:

  • развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Виды деятельности педагога и детей:

теоретические (рассказ, сообщение, беседа, лекция);

практические (тематические устные журналы, конкурсы, выставки, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, работа с книгой, словарём, справочной литературой, интернет-ресурсами; исследовательская деятельность, защита проектов, интерактивные занятия);

индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала по теме, составление кроссвордов, шарад, ребусов, участие в интернет-олимпиадах, конкурсах).

Основные методы и технологии: игровой, исследовательский, наглядно-демонстрационный, проблемный методы, технология развивающего обучения, технология обучения в сотрудничестве.

Метапредметные связи: литература, история, живопись, английский, латинский язык.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.





Содержание программы


1 год обучения (34ч.) - 5 класс

Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.

№ п/п

Название темы занятия

Кол-во часов

Задание для учащихся

1.

Устный журнал «Поговорим о языке». Какие страны мира изучают русский язык?

1

Поищи в книгах и журналах меткие изречения или стихотворения о русском языке. Одно выучи наизусть.

2.

Поэты и писатели о русском языке. Конкурс чтецов стихотворений и высказываний о русском языке «Живое слово»

1

3.

Можно ли писать без букв? (Заочная экскурсия по выставочным залам Эрмитажа «Культура Древнего Египта», «Культура Междуречья»).

2

Знакомство с книгой

М. Ильина «Черным по белому»

4.

Древние письмена

2

Знакомство с книгой

С.Я. Лурье «Письмо греческого мальчика», рассказом Эдгара По «Золото жук».

5.

Как возникла наша письменность?

1

6.

Кириллица или глаголица?

1

7.

Буквы понятные, потерянные, редкие и буквы когда-то страшные.

1

8.

Как рождаются звуки?

1

9.

Что такое орфографическая зоркость?

1

10.

Из чего строят слова?

1

11.

Исследовательская работа. Бывают ли у слов родственники?

1

12.

Словесные раскопки «Почему мы так называемся?» Интересные факты из истории возникновения слов.

2

13.

Удивительное около нас: «Как ожили названия городов, рек и озёр».

1

14.

Ты и твое имя

2

Проект «Улица, на которой я живу».

15.

Словари - наши добрые помощники. Энциклопедические и лингвистические словари. Знакомство и практическая работа с разными видами словарей.

2

16.

Тематическое занятие, посвященное В.И. Далю «Собирал человек слова»

1

17.

Пестрое семейство синонимов. Разговор о словарном запасе человека. Оттенки синонимов смысловые, эмоциональные. Важность правильности отбора слов в возможности создать яркие образные картины. Практическая работа со словарем синонимов. Лингвистическая игра «Лексическое лото»

2

18.

« Тезки наоборот». Продолжение разговора о словарном запасе человека. Многообразие антонимов. Решение занимательных лингвистических заданий.

2

19.

Слова-двойники. Омонимы. Богатство русского языка. Омонимы. Причины порождения неправильного понимания омонимов, использование их для составления шуток. Работа с толковым словарем

2

20.

Почему мы так говорим? (фразеологизмы)

2

21.

Игра «Знаешь ли ты пословицы?»

1

22.

Культура речи «Говори правильно!»

2

23.

КВН «Интеллектуальный марафон»

1


Итоговое занятие. Оформление газеты, в которой освещается, что сделано кружком за год, какие занятия понравились, что узнали о языке за год.

1

Что хотелось бы узнать о языке на занятиях кружка в следующем году.


Список литературы


  1. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: часть II. - М.: Просвещение, 1967 г.

  2. Волина В. В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995 г.

  3. Граник Г. Г. Секреты орфографии: Кн. для учащихся. - 2-у изд. - М.: Просвещение, 1994 г.

  4. Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1966 г.



© 2010-2022