- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа кружка Занимательный русский язык
Рабочая программа кружка Занимательный русский язык
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Илларионова Ю.А. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа кружка
«Занимательный русский язык»
5 класс
Разработала: учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 24 имени В.Г. Столля»
Железнодорожный район г. Воронеж
Илларионова Юлия Александровна
Пояснительная записка
Кружковая работа - одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому языку.
В отличие от программы классных занятий программа кружка строится на основе интереса учащихся к предмету. Работа в кружке, расширяя и углубляя сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких-либо новых сведений, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в совершенно новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливают интересные аналоги, дают почувствовать, что языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен.
Тематическим стержнем работы кружка в 5 классе служит показ всестороннего богатства русского языка. Занятия включают историю письма, топонимику, этимологию некоторых слов и такие вопросы лексики, как многозначность, синонимия, омонимия, антонимы, фразеологизмы. Форма подачи материала - игры на языковом материале, вопросы занимательной грамматики, увлекательные рассказы учителя о жизни языка, сообщения учеников о наблюдениях над языковыми явлениями. Учащиеся знакомятся на доступных примерах с научной лабораторией языковеда, техникой и методикой лингвистического анализа (наблюдение над звучанием слов в русском, украинском, польском языках и др.). Формулировки тем занятия носят преимущественно характер интригующих вопросов, которые активизируют внимание.
Цель: возбудить интерес к речевым явлениям, поддержать свойственную школьникам пытливость ума, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку.
Обучающие задачи:
-
расширить и углубить программный материал;
-
развитие мотивации к изучению русского языка;
-
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
-
совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
-
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие задачи:
-
воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы, культуры обращения с книгой;
-
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие задачи:
-
развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
-
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
-
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
-
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Виды деятельности педагога и детей:
теоретические (рассказ, сообщение, беседа, лекция);
практические (тематические устные журналы, конкурсы, выставки, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, работа с книгой, словарём, справочной литературой, интернет-ресурсами; исследовательская деятельность, защита проектов, интерактивные занятия);
индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала по теме, составление кроссвордов, шарад, ребусов, участие в интернет-олимпиадах, конкурсах).
Основные методы и технологии: игровой, исследовательский, наглядно-демонстрационный, проблемный методы, технология развивающего обучения, технология обучения в сотрудничестве.
Метапредметные связи: литература, история, живопись, английский, латинский язык.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
-
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
-
чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
-
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-
интерес к изучению языка;
-
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-
пользоваться словарями, справочниками;
-
осуществлять анализ и синтез;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
-
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-
задавать вопросы.
Содержание программы
1 год обучения (34ч.) - 5 класс
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.
№ п/п
Название темы занятия
Кол-во часов
Задание для учащихся
1.
Устный журнал «Поговорим о языке». Какие страны мира изучают русский язык?
1
Поищи в книгах и журналах меткие изречения или стихотворения о русском языке. Одно выучи наизусть.
2.
Поэты и писатели о русском языке. Конкурс чтецов стихотворений и высказываний о русском языке «Живое слово»
1
3.
Можно ли писать без букв? (Заочная экскурсия по выставочным залам Эрмитажа «Культура Древнего Египта», «Культура Междуречья»).
2
Знакомство с книгой
М. Ильина «Черным по белому»
4.
Древние письмена
2
Знакомство с книгой
С.Я. Лурье «Письмо греческого мальчика», рассказом Эдгара По «Золото жук».
5.
Как возникла наша письменность?
1
6.
Кириллица или глаголица?
1
7.
Буквы понятные, потерянные, редкие и буквы когда-то страшные.
1
8.
Как рождаются звуки?
1
9.
Что такое орфографическая зоркость?
1
10.
Из чего строят слова?
1
11.
Исследовательская работа. Бывают ли у слов родственники?
1
12.
Словесные раскопки «Почему мы так называемся?» Интересные факты из истории возникновения слов.
2
13.
Удивительное около нас: «Как ожили названия городов, рек и озёр».
1
14.
Ты и твое имя
2
Проект «Улица, на которой я живу».
15.
Словари - наши добрые помощники. Энциклопедические и лингвистические словари. Знакомство и практическая работа с разными видами словарей.
2
16.
Тематическое занятие, посвященное В.И. Далю «Собирал человек слова»
1
17.
Пестрое семейство синонимов. Разговор о словарном запасе человека. Оттенки синонимов смысловые, эмоциональные. Важность правильности отбора слов в возможности создать яркие образные картины. Практическая работа со словарем синонимов. Лингвистическая игра «Лексическое лото»
2
18.
« Тезки наоборот». Продолжение разговора о словарном запасе человека. Многообразие антонимов. Решение занимательных лингвистических заданий.
2
19.
Слова-двойники. Омонимы. Богатство русского языка. Омонимы. Причины порождения неправильного понимания омонимов, использование их для составления шуток. Работа с толковым словарем
2
20.
Почему мы так говорим? (фразеологизмы)
2
21.
Игра «Знаешь ли ты пословицы?»
1
22.
Культура речи «Говори правильно!»
2
23.
КВН «Интеллектуальный марафон»
1
Итоговое занятие. Оформление газеты, в которой освещается, что сделано кружком за год, какие занятия понравились, что узнали о языке за год.
1
Что хотелось бы узнать о языке на занятиях кружка в следующем году.
Список литературы
-
Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: часть II. - М.: Просвещение, 1967 г.
-
Волина В. В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995 г.
-
Граник Г. Г. Секреты орфографии: Кн. для учащихся. - 2-у изд. - М.: Просвещение, 1994 г.
-
Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1966 г.