Урок по литературе «Васюткино озеро» 5 класс

Второй урок изучения произведения В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Тип урока: комбинированный      Программа  основного общего образования  по литературе ( 5-11 классы),     авторы Т.Ф.Курдюмова, В.Я.Коровина, В.П.Полухина, И.С.Збарский,                                         Е.С.Романичев.    Обучение осуществляется по учебнику «Литература» (учебник – хрестоматия в       2-х т.    Под редакцией В. А. Коровиной.  М.; Просвещение. 2008 год).Основные используемые методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.На уроке используются активные формы обучения: работа в парах постоянного состава, работа в парах с выходом на фронтальную работу.Вся работа на уроках сопровождается показом слайдов с применением информационно-коммуникативных  технологий. Это создаёт определ...   Учитель работает над формированием общих умений коммуникации, дети включены в эту работу первый год. Целью работы учителя  на протяжении учебного года является формирование умения «читать с пониманием».   Это умение включает в себя ряд микроумений:  ставить цель чтения; выделять в тексте ключевые слова; выделять непонятные слова; толковать непонятные слова (с помощью словаря, в контексте); выделять в тексте понятное и непонятное; формулировать вопросы к тому, что непонятно в тексте (вопрос на ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока


Автор: Кохонькова Татьяна Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №19

первая квалификационная категория.

Тема. В.П. Астафьев « Васюткино озеро». 5 класс. (Урок 2-ой.)

Цель. Изучить отрывок рассказа «Васюткино озеро» (Первая ночь в лесу)

Задачи. 1. Перечитать и обсудить содержание отрывка.

2. Создать условия для формирования уважительного отношения к природе через восприятие чувств и поведения главного героя в тайге.

3. Формировать умение определять основную мысль абзаца, умение задавать вопросы.

4. Объяснить значение непонятных слов.

Оборудование: портрет писателя, текст произведения, иллюстрации к рассказу, карточки с алгоритмом работы в паре, карточки со словами, значение которых нужно объяснить, карточки со значением непонятных слов, компьютер, проектор (слайдовая презентация).

Слова для объяснения: тенёта, валежина, хлипкий, переломка, харчи, картечь, оцепенение, отрешённый.

Ход урока.

Этапы урока

Форма работы

1. Орг.момент

Приветствие учителя, настрой на работу.

2.Актуализация знаний

Мы продолжаем знакомство с творчеством В.П. Астафьева. Дома вы прочитали отрывок его рассказа «Васюткино озеро» (стр.139-142 учебника литературы 5 класс) от слов «В лесу сделалось совсем тихо» до слов «Солнце было уже высоко»

Вопрос: Как вы думаете, что будем делать сегодня на уроке?

Ответы учащихся.

Я предлагаю в конце урока обсудить, что полезного для себя вы можете взять из описаний «злоключений» Васютки. (Слайд № 2)

Ф

3. Работа над изучаемым материалом

Словарная работа.

Перед вами лежат карточки со словами, которые встретились при чтении этого отрывка и карточки со значением этих слов.

Я вам предлагаю в паре соотнести слова и их значения.

(Приложение 1)

Самопроверка (Слайд № 3)

Рефлексия.Где мы можем применить полученные знания? (ответы учащихся)

П


Ф

Работа над текстом.

Перечитайте первый абзац.

Какая картина навела Васютку на мысль о том, что он заблудился?

Какое сравнение использует автор? Расскажите.

С чем автор сравнивает наступающую ночь?

И

Ф

Работа над определением основной мысли абзаца. В паре выполните работу по алгоритму.

(Приложение 2)

Самопроверка (Слайд № 4)

Рефлексия. Комфортно ли вам работалось в паре?

Какую работу мы сейчас проводили и для чего?

П

Работа над текстом.

Перескажите эпизод, в котором рассказывается, как Васютка разводил костёр.

- Опираясь на текст, составьте рекомендации по приготовлению на костре блюда из глухаря (письменная работа)

(один ученик зачитывает запись)

- Ответьте на вопросы, которые появятся на слайде:

  1. Где Васютка взял соль?

  2. Какое ружьё было у Васютки?

  3. Чего испугался Васютка ночью?

  4. Как он вёл себя при этом?

(Слайды № 5, 6, 7,8)

- Перечитайте текст на странице 142 до слов « Солнце было уже высоко», в паре придумайте вопрос по тексту.

(Пара задаёт свой вопрос другой паре)

Рефлексия. Трудно ли было составлять вопросы по тексту?

Чьи вопросы понравились больше?

Ф

И

Ф


П+Ф

4. Итог урока

Какова была цель нашей работы на уроке?

Что полезного для себя вы можете взять из описаний «злоключений» Васютки?

Ф

5. Домашнее задание

Страницы 142-148, прочитать, нарисовать иллюстрацию к прочитанному

(Слайд № 9)


Приложение 1.


  1. Карточки для словарной работы. ( Карточки разрезаны. Необходимо соотнести слово с его значением: найти пару)

Картечь

Ружьё с откидывающимся стволом

Харчи

Сухие сучья, деревья, упавшие на землю

Валёжина

Еда, пища

Хлипкий

  1. Сеть для ловли зверей

  2. То же, что паутина.

Тенёта

Крупная дробь для охотничьего ружья

Переломка

Слабый, хилый

Оцепененеть

Отчуждённый, погружённый в себя

Отрешенный

Становиться неподвижным, замирать под влиянием какого-нибудь сильного чувства

(Значение слов, записанных на карточках, соответствует содержанию словарной статьи толкового словаря Ожегова.)

Приложение 2.

Алгоритм работы в паре:


  1. Прочитайте друг другу отрывок:

Оцепенение длилось до тех пор, пока Васютка не услышал какой-то таинственный шорох в глубине потемневшего леса. Он вскрикнул и бросился бежать. Сколько раз он спотыкался, падал, вставал и снова бежал, Васютка не знал. Наконец он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви. Потом упал с валежин лицом вниз в сырой мох и замер. Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. «Будь что будет», - отрешенно подумал он.


  1. Отметьте знаком «+» верные утверждения:

- Таинственный шорох заставил Васютку побежать?

- Васютка пять раз спотыкался, падал и вставал.

- Васютка упал с валежин лицом вниз в мокрый мох.

- Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил.

3. Ответьте на вопрос:

- Какие действия мальчика говорят о том, что ему было очень страшно?

4. Сформулируйте основную мысль абзаца.

( Оцепенение сменилось отчаянием).



© 2010-2022