Рефлективный отчет о том, почему страны во всем мире реформируют систему образования и как это применимо к Казахстану и моей школе в частности

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филимонова Елена Рустамовна Портфолио учителя А

Группа №6 1 уровень

г. Талдыкурган 14.10.2014

Рефлективный отчет о том, почему страны во всем мире реформируют систему образования и как это применимо к Казахстану и моей школе в частности.

Сегодня, в XXI веке, процесс глобализации стал более ощутимым и для сферы образования, и встаёт проблема широкого доступа к качественному образованию.

Качество школьного образования - это проблема, которая связана с непрерывно и стремительно растущим объемом знаний человечества. Мы видим, что каждые 10 лет информационное поле неумалимо расширяется, и традиционное школьное образование, естественно, стало отставать и не удовлетворяет общество, а это и явилось причиной образовательных реформ.

Во Всемирном докладе ЮНЕСКО по образованию 1998 года отмечается, что новое поколение вступает в мир, который претерпевает изменения в научно-технической политической, экономической, социальной и культурной сферах. Возникновение «общества глобальной компетентности» изменяет как глобальную экономику, так и статус системы образования.

Быстрыми темпами в последнее десятилетие двигается процесс реформирования образования. Появляются аналитические данные, которые проясняют изменения, происходящие в средних школах разных стран.

Во всех странах Европы, а также Азии и Северной Америки (Канада, США) в настоящее время обсуждаются проблемы модернизации образования. По-разному строятся обсуждения и, следовательно, меры по реформированию также существенно различаются. Однако все страны сходятся к одному: необходимо обучение в жизненной перспективе, т.е. полученные знания учащиеся должны уметь применить на практике. Ценность же образования состоит в том, что школа должна побуждать молодежь занимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включенность в жизнь общества.

И в Казахстане стоит вопрос о реформировании образования. Жизнь меняется, не стоит на месте, и вопрос стоит не только о реформе образования, а что именно нужно сделать, чтобы быть на одном уровне с передовыми странами Европы и Азии.

27 января 2012 года в Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» Президент Н. Назарбаев четко озвучил задачу по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников 2.

Сегодня, в период вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира, данная задача становится наиболее приоритетной.

В условиях решения данной проблемы «главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение жизни» (Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050»).

В условиях реформирования образовательной системы в Казахстане, анализ лучших образцов мирового опыта с целью последующего применения является одним из условий успешного их использования.

Изучив систему образования разных стран, приоритет профессионалами отдается финской системе образования. Что же в ней нового, интересного, уникального, что ставит образование этой страны на первое место в мире?

В Финляндии все дети, даже граждане других стран, проживающие на территории страны, по закону получают знания на уровне девятилетней школы. В Казахстане всеобщее 11-летнее образование. Встаёт вопрос, который задают постоянно учителя себе и администрации школы, зачем учить тех детей, которые не имеют желания учиться, а желание лишь у их родителей, дать высшее образование ребенку любой ценой и для этого нужно закончить не 9 классов, а обязательно 11. В нашей республике достаточно колледжей и ПТШ, где бы эти ученики получили бы не только необходимые знания, но и приобрели профессию.

В школах Финляндии в течение первых шести лет детей обучает один учитель, а учителя-предметники последние три года. И, конечно же, особое внимание уделяется знаниям и умениям, необходимым в повседневной жизни. В казахстанских школах изучаются предметы, большая часть тем которых вряд ли пригодятся ученикам в дальнейшей жизни. Теория, полученная на уроках детьми, никак не связана с практикой. Лишь некоторые учителя пытаются связать темы уроков с повседневной жизнью.

В Финляндии не выдают по окончании школы диплома или аттестата о среднем образовании, но они получают право поступить в любое учебное заведение второй ступени, например, в профтехучилище или гимназию.

В нашей республике другая ситуация: по окончании 9 класса учащиеся сдают экзамены. А для отдельных учащихся, которых «тянут» из класса в класс, этот экзамен носит формальный характер. Лишь бы ученик сдал и ушёл быстрее со школы. А для подготовки в вуз учащиеся в течение двух лет изучают большое количество предметов , из которых 4 обязательных, а только один по выбору ученика.

Как пишет В.Загвоздкин, экзамены в вуз в Финляндии принимаются два раза в год - осенью и весной. Успешная сдача экзаменов дает право поступления в любые высшие учебные заведения . ( Владимир Загвоздкин. Секрет финского успеха.//Народное образование, 2006, №4, с.217)

В Казахстане же сдаётся ЕНТ, что служит проходным билетом в вуз. А если ребенок по каким-то причинам не захотел продолжать обучение в вузе, то на следующий год ему нужна опять обязательная аттестация по 5 предметам, чтобы поступить в другое высшее заведение.

Кроме того, Финляндия выделяет 6-7% госбюджета на образование. И этого хватает. У нас в стране выделено в 2013 г -18,6 % от госбюджета, но к уровню Финляндии мы не продвинулись ни на сантиметр.

Изучая образование в Финляндии, я обратила внимание на важных для нас, казахстанских учителей, фактор: профессия учитель является одной из самых престижных, по своей популярности она стоит только после профессии врача и пожарного, при этом к педагогу предъявляются самые высокие требования, главные из которых наличие высшего образования. В Казахстане быть учителем не престижно, так как основная причина этого - это не только заработная плата учителей, но и большая нагрузка как физическая, так и моральная, много бумажной, никому ненужной работы. Молодежь не приходит работать в школы, а если приходит, то только на полгода-год. На этом педагогическая деятельность молодого педагога заканчивается. Остаются старые «закаленные» кадры. Результат - старение пед.кадров. Например, в нашей школе из 100 учителей всего 5 молодых специалистов. Большая часть учителей имеют стаж от 20 и более лет.

В. Загвоздкин отмечает, что «в Финляндии учитель - одна из самых престижных профессий в их стране. Популярность профессии школьного учителя позволяет привлекать в школы талантливых молодых специалистов и проводить политику омоложения педагогических кадров. По числу работающих с учениками психологов и социальных работников финские школы занимают одно из ведущих мест среди европейских стран. Соотношение учитель - ученик для общеобразовательной школы составляет здесь 1 к 15, для гимназий - 1 к 18. Приоритет отдается обучению в малых группах» (Владимир Загвоздкин. Секрет финского успеха.//Народное образование, 2006, №4, с.217)

В нашей школе два психолога на 1300 учащихся и ни одного социального педагога. Работа психолога с полным охватом всех учащихся просто физически не возможна. Поэтому психологи работают с детьми девиантного поведения, с первоклассниками, отслеживая готовность к школе и адаптацию к обучению, проверяют также адаптацию 5-х классов и преемственность при переходе из младшего в среднее звено, с выпускниками 9-х классов - по профориентации и 11-х классов - при подготовке к ЕНТ. Охват учащихся очень большой, поэтому психологи испытывают затруднения в работе, естественно ни о какой групповой работе не может быть и речи.

«В Финской системе образования учителям предоставлено высокая степень свободы, гарантированная законом. Преподаватель сам выбирает, по каким учебникам и программам он будет вести обучение, но, конечно, с учетом национальных интересов. В отличие от Казахстана в Финляндии нет никаких инспекторских проверок и системы надзора. Учитель имеет свободу выбора методов и содержания образования» Владимир Загвоздкин. Секрет финского успеха.//Народное образование, 2006, №4, с.217

У нас в школах об интересах детей практически не интересуются. Например, в нашей школе учителю выделяются часы на факультативы или спецкурсы, определяется программа спецкурса и весь класс обязан ходить на данное дополнительное занятие. В школе многие дети хотели бы дополнительно заниматься изобразительным искусством, декоративным творчеством, дизайном, театром, хореографией и т.д., но ни факультативные, ни кружковые часы не даются. Большая часть дополнительных часов идет на подготовку к ЕНТ.

Одним из факторов их успеха финского образования является, безусловно, высокий образовательный уровень преподавателей. Такой высокий уровень подготовки позволяет им не только самостоятельно составлять учебные планы, но и выбирать методы обучения. В наших школах Учебный план и учебная программа спускается «сверху», учитель может поменять лишь 15 %, но опять же любая комиссия может возразить на этот счёт. Чего учителя и не делают.

Было интересно узнать, что финская школьная система построена на культуре доверия, а не принципе контроля. В финской школе учащихся учат самостоятельно, критически мыслить и решать проблемы. Учителя не заполняют головы учеников большим потоком информации, а развивают у них умения и навыки поисковой деятельности, творческого мышления. Очень важно, что учащиеся учатся самооценки своей работы и своих достижений. В нашей школе тоже есть учителя, которые учат учеников учиться, развивают самостоятельность в обучении. У таких педагогов учащиеся хорошо ориентируются в потоке информации, могут анализировать и синтезировать материал, умеют оценить работу и ответ одноклассника. На уроках применяется стратегия критического мышления и другие инновационные подходы.

Финляндия не просто заинтересована в сфере образования своей страны, она еще принимает активное участие в усовершенствовании образования, выведения его на более высокие уровни.

Мне понравился один аспект: в Финляндии «сильная школа» - та, котораяведет слабых и средних учеников на самый высокий уровень, до которого они способны подняться. У нас же среди школ постоянное соперничество: сколько отличников, медалистов, победителей олимпиад и т.д., хотя во всех этих конкурсах принимают участие одни и те же дети.

На сегодняшний день у нас в Казахстане по-прежнему традиционно используется как классно-урочная система передачи знаний, так и авторские методики преподавания, в основе которого лежит комплексное развитие, обучение, воспитание ребенка. В Финляндии же другой подход к методике преподавания. Главное, считают финны, научить ребенка думать и находить знания, привить ему самостоятельность. В нашей школе учителя, прошедшие курсы Первого, Второго и Третьего уровней, активно внедряют новые формы обучения, используя на уроке 7 модулей. Детям нравятся новые подходы в обучении, и в классах заметно повысилось качество знаний. Кроме того учителями используется стратегия критического мышления, задания на уроке даются не только на понимание и применение, но и на анализ, синтез и оценку по таксономии Б. Блума.

Изучая образовательную систему Финляндии, я обратила внимание на то, что очень в этой стране развито инклюзивное образование, которое с недавнего времени получает и популярность и в нашей стране. Школы для одаренных детей существовали у нас всегда. А как же быть детям-инвалидам? Они получали образование на дому или в специализированных школах. Некоторые из них по интеллекту совершенно не отличаются от здоровых детей, лишь физические возможности ограничены.

В нашей стране правительством выделяются средства для обеспечения данной категории детей компьютерной техникой, образовательными программами, не ограничивается их желания обучаться со своими ровесниками. Особое внимание в нашей школе уделяется инклюзивному образованию. В нашей школе 8 учеников, обучающихся на дому. Со стороны администрации школы и родителей этих учеников ведется постоянный контроль качества проведения уроков, над своевременным проведением занятий, над ведением тетрадей и дневников, обеспечением всеми учебниками, ведением дневников наблюдения за учащимися, рефлексивных дневников. У всех учащихся имеются компьютеры, выделенные государством. К сожалению, психолог не работает с этими детьми, т.к. не выделяются часы и, к сожалению, нет ставки логопеда и деффектолога в нашей школе. Но можно отметить один положительный момент: 3 учащихся перешли на классную систему обучения по рекомендации учителей, по желанию родителей и самих учеников. Кроме того 4 уч-ся с диагнозом ДЦП учатся в классах с самого начала обучения, т.е. с первого класса, имеют хорошую успеваемость и поддержку одноклассников и учителей. Такой эксперимент проводится в нашей школе с 2000 года.

Я думаю, что целесообразным было бы использование в Казахстане опыта реформы такой страны как Япония. В форме реформирования в нескольких странах был использован прием Lesson Study, который возник в 1870 годах в Японии. Первыми заинтересовались этим подходом усовершенствования школьной практики ученые США и Великобритании. Их заинтересовали высокие академические достижения японских учеников. В данное время Lesson Study активно внедряется и в школах ряда стран Восточной Азии. Главная особенность этого подхода - коллаборативность, т.е. сотрудничество, демократичность, креативность и научная точность. Сотрудничество предполагает работу группы учителей

(не меньше трех), демократичность заключается в доверительном отношении учителей как друг к другу, так и к учащимся, креативность проявляется в разработке новых подходов преподавания, а точность предполагает те конкретные данные (доказательства), подтверждающие результативность использованных подходов .

Исследования показали, что Lesson Study - продуктивный подход к преподаванию и обучению, в Казахстане он уже начал делать первые шаги, и нам, как будущим лидерам школ, необходимо активно инициировать его продвижение в своих школах.

Как же проходит оценка знаний в зарубежных школах? В Англии, например, существуют три подхода в оценке образовательных достижений. Первый подход - это ответ на вопрос: счастливы ли они? Готовят ли школы молодых людей к реальной жизни? Будучи классным руководителем могу с точностью сказать, что у детей постоянно возникает проблема того, что им несправедливо выставляют отметки за ответы. Как же решить эту проблему?

Система оценивания в Великобритании достойна того, чтобы ее взять на вооружение, и если ввести такую систему в казахстанских школах, то ученики научатся оценивать свои личные качества, будут отслеживать свои успехи, понимать цели, поставленные в обучении, поэтому реформирование системы оценивания нам, безусловно, необходимо. Можно казахстанским школам перенять и опыт британских учебных заведений по преподаванию специальных дисциплин при условии существенного изменения в разработке их содержания, необходимо учесть потребности детей и наличие необходимой материальной базы.

А как же решается в практике образования Англии проблема одаренных детей? В 1970-х годах в Великобритании наблюдалось движение «в защиту одаренности», в нем были активистами родители способных учеников и педагоги. В нашей школе очень трудно организовать работу с одаренными детьми. Нет дополнительных кабинетов, не даются часы на развитие одаренности учащихся. Это потому что не соблюдается НОТ учителя, неправильно составленное расписание, нет графика свободных кабинетов, не организована работа с одаренными детьми на базе всей школы. Вопрос этот постоянно поднимается учителями на итоговом педсовете, но проблема остается не разрешенной по сей день. Считаю, что преобразования необходимы моей школе и вполне приемлемы для нее. Ведь большим плюсом является тесный союз педагогов и родителей. Ежегодно в школе выделяются факультативные часы, работают творческие кружки, даны спецкурсы в гимназических классах, функционируют спортивные секции. Нам только надо организовать деятельность педагогов с одаренными детьми и создать условия для успешной работы.

Итак, все выше изложенное о мировом опыте в области образования, которое могло бы быть приемлемо как в Казахстане в целом, так и в нашей школе в частности, это пока только размышления и модулирование субъективного характера.

В условиях внедрения в Казахстан новых стандартов образования, связанных с необходимостью коренной перестройки всей школьной системы обучения, анализ лучших образцов мирового опыта для последующего использования является одним из условий успешного проведения реформ.

Использованная литература:

  1. Владимир Загвоздкин. Секрет финского успеха.//Народное образование, 2006, №4, с.217

  2. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050».

  3. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050».





7


© 2010-2022