Урок русского языка Личные местоимения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 6 В классе /учебно-методический комплекс под редакцией В.В.Бабайцевой/

Личные местоимения /1-ый урок /

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Цели:

образовательная: знакомство со значениями личных местоимений, их морфологическими признаками, синтаксической ролью, особенностями склонения, правописания с предлогами, употребления местоимений ты и Вы;

развивающие: развитие памяти, мышления, правильной устной и письменной речи, обогащение словарного запаса учащихся; обучение сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развитие творческие способности учащихся;

воспитательные: формирование умения коллективно работать над поставленной задачей, воспитание чувства уважения и любви к Родине, природе, чувства прекрасного.

Задачи:

приобрести новые знания о личных местоимениях, научить осмысленно читать текст (научный и художественный), овладеть умениями и навыками использования местоимений в речи, формировать способность к анализу и оценке языковых явлений, совершенствовать навыки устной и письменной речи, продолжить освоение компетенций - коммуникативной, языковедческой и культурологической.

Ожидаемые результаты: обучающийся должен

Знать: понятие местоимение; особенности местоимения как части речи; роль местоимений в речи.

Уметь: распознавать местоимения среди других частей речи, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; правильно употреблять местоимения в речи.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

В рамках «Стратегии смыслового чтения» применяется технология «Развитие критического мышления»: приём INSERT, приём «вопрос - ответ», приём сопоставления, приём исправления, приём дополнения, приём составления таблицы, приём интерпретации.

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство, литература.

С уважением к Вам учитель русского языка и литературы Воног Генриетта Викторовна



Ход урока

Этапы урока

Формиру-емые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организация начала занятия

Л

К

Р

Включение детей в деятельность (приветствие)

Включение в работу, самоопределение

2.Мотивация к учебной деятельности

К

Л

Р

Восстановите пропущенное слово в стихотворении:

Хорошо быть одиноким,
Если ты не одинок,
Хорошо, когда под боком
Есть и север, и восток,

Есть и запад осторожный,

Есть и теплый, тихий юг,
Когда рядом есть надёжный,
Бескорыстный, верный друг.

Какое грамматическое значение оно имеет, какое слово заменяет?

Важна ли в жизни взаимоподдержка? Как мы друг другу можем помочь в учебной деятельности?

Обучающиеся делают вывод о том, что пропущено слово «ты», указыает на…,может заменить …

Доклад о происхождении местоимений

  1. Постановка целей урока, определение темы урока

Р

К
П

Л

Какие местоимения вы узнали, прослушав отрывок из некогда популярной песни? «Я, ты, он, она - вместе целая страна». К какому разряду местоимений они относятся? Какова тема урока?

Что мы хотим узнать о личных местоимениях?

ДОКЛАД о происхождении местоимений.

Обучающиеся выделяют местоимения, определяют разряд местоимений, определяют, что важно знать о местоимении(грамма-тическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль).

  1. Открытие нового знания

П

К

Р

Работа с учебником теории (пар.123 + дополнительно 121) / INSERT /, запись вопросов.

Первичное чтение, маркировка, выявление затруднений на теоретическом уровне. Индивидуальная работа -> групповая работа-> фронтальный опрос.

П

К

Л

Грамматическое значение: выявление замены имён существительных.

Первый соловей

Тает, сияет луна в облаках.

Яблони в белых кудрявых цветах.

Зыбь облаков и мелка и нежна.

Возле луны голубая она.

В холоде голых, прозрачных аллей

Пробует цокать, трещит соловей.

В доме, уж тёмном, в раскрытом окне,

Девочка косы плетёт при луне.

Сладок и нов ей весенний рассказ,

Миру рассказанный тысячу раз.

И.А.Бунин

Обучающиеся находят местоимения, определяют грамматическое значение. Работа в парах.

Морфологические признаки: склонение местоимений в единственном и множественном числе (я, мы)

Обучающиеся, просклоняв местоимения, самостоятельно делают вывод о морфологических признаках. Индивидуальная работа, фронтальный опрос.

Синтаксическая роль:

определение, чем являются в предложении? УПР. 630

Обучающиеся находят местоимения, указывают их синтаксическую роль. Фронтальный опрос.

  1. Первичное закрепление.

Р

П

К

Подведение предварительных итогов.

Ответы на вопросы учителя. Фронтальный опрос.

  1. Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону

Р

П

К

Мини - тест. Задание на карточке.

Самопроверка по образцу. Индивидуальная работа.

  1. Творческое задание по художествен-ному тексту

Р

П

К

Задание на карточке. Задание: определить тему текста, основную мысль, найти ключевые образы ( что видит автор вокруг? кому задаёт вопрос автор?), найти местоимения, определить грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль. /Отрывок из стихотворения А.Твардовского/

Обучающиеся развёрнуто отвечают на поставленные вопросы. Групповая работа.

  1. Включение в систему знаний и повторение. Самостоятель-ная работа с взаимопровер-кой по эталону(А)

Р

Л

К

П

Задание А: исправить ошибки в употреблении личных местоимений.

Помощь - учебник теории.

Задание Б: определите, о какой речевой особенности употребления местоимений упоминает автор этого стихотворения? /Отрывок из стихотворения И.Северянина/

А: взаимопроверка по образцу. Работа в парах.

Б: беседа об особенности местоимений «ты» - «Вы» - фронтальный опрос, доклад о происхождении вежливой формы «Вы» - индивидуальная работа.

  1. Рефлексия

А (учебных действий)





Оценки за урок

Р

П

К

Л

Ответьте на вопросы:

Достигли ли мы сегодня нашей цели? (Ответили ли на вопросы, которые сами поставили?)

Каково грамматическое значение личных местоимений? Морфологические признаки? Синтаксическая роль?

Что ещё нового узнали о происхождении местоимений? Какие вопросы остались для дальнейшей работы?

Отметить работу каждого!


  1. Рефлексия Б

(психологическая)

Л

Р

К

Мне понравилось…

Я открыл для себя…

Я хочу узнать…

Высказыванием известного русского языковеда Александра Александровича Реформатского хотелось бы завершить урок: «Местоимения удобны. Они, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру другие слова»

Индивидуальные ответы

  1. Домашнее задание

§§121, 123, вариант: - лингвистическая сказка

или

упр. 634, 635











Тест

  1. Выберите правильный ответ:

А)Местоимение - самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что?

Б) Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на признак, количество, но не обозначает их.

В) Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не обозначает их, отвечает на вопросы: кто? что? какой? чей? сколько? где?

2. Какое местоимение является личным?

А) наш, Б) меня, В) так.

3. Укажите правильную морфологическую характеристику:

А) мне - Д.п., Б) их - Т.п., В) о тебе - Р.п.

4. Укажите правильную синтаксическую роль:

А) Я учусь в шестом классе. Я - дополнение.

Б) Люблю тебя, моя Россия… Тебя - дополнение.

В) Строят школу. Её возводят по новому проекту. Её - определение.

Ответы: 1 - в, 2 - б, 3 - а, 4 - б.

Исправьте ошибки:

  1. Мальчик снял шляпу с головы и подбросил ее вверх.

  2. Гусь среди их был самый старый и степенный.

  3. Из их никто не опоздал.

  4. К мене приходил одноклассник.

  5. Он всё время хвалит них.

  6. Мы с ими давно дружим.

  7. Они ждали него.

Исправленное:

  1. Мальчик снял с головы шляпу и подбросил ее вверх.

  2. Гусь среди них был самый старый и степенный.

  3. Из них никто не опоздал.

  4. Ко мне приходил одноклассник.

  5. Он всё время хвалит их.

  6. Мы с ними давно дружим.

  7. Они ждали его.



Тексты

<…>Апрельским ветром подунуло,

Запахли водой снега.

И дело своё задумала

Река, опершись в берега.

Ей грезится даль раздольная,

Её минута близка…

Грохочет крылечко школьное,

Едва дождавшись звонка.

Давай, начинай, разламывай

Натоптанный лёд рябой…

А что, если снова заново,

С начала самого

Начать нам жить с тобой?

А.Т.Твардовский

Весенний день горяч и золот, -

Весь город солнцем ослеплён!

Я снова - я: я снова молод!

Я снова весел и влюблён!

Душа поёт и рвётся в поле,

Я всех чужих зову на «ты»…

Какой простор! Какая воля!

Какие песни и цветы!<…>

И.Северянин

Первый соловей

Тает, сияет луна в облаках.

Яблони в белых кудрявых цветах.

Зыбь облаков и мелка и нежна.

Возле луны голубая она.

В холоде голых, прозрачных аллей

Пробует цокать, трещит соловей.

В доме, уж тёмном, в раскрытом окне,

Девочка косы плетёт при луне.

Сладок и нов ей весенний рассказ,

Миру рассказанный тысячу раз.

И.А.Бунин

Приложение.

1. Местоимения в речи.

Мир местоимений широк и разнообразен. Без местоимений нет языков. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают 3-е место (после существительных и глаголов). Существительных насчитывается около 4000, глаголов - около 2,5 тысяч, а местоимений - всего 69. Отсюда ясно, что при малом количественном составе, но высокой частоте употребления местоимения должны постоянно повторяться в нашей речи. Самые распространенные местоимения: я, что, он, это, ты, мы, этот, она, они, весь, все, свой, который.

Возникает законный вопрос: «А зачем нужно так часто повторять местоимения? Разве нельзя их заменить на другие части речи?» Нет, без местоимений обойтись нельзя, а в силу частого употребления и малого количества повторение их неизбежно, так как постоянно возникает необходимость указывать на предметы, события, явления, качества, о которых уже упоминалось ранее. Как длинна, как нудна была бы наша речь, если бы в ней не было местоимений. Мы вынуждены были бы повторять одни и те же существительные и прилагательные, а они, как правило, длиннее местоимений. Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство.

МЕСТОИМЕНИЕ на латыни звучало так - "pronomen". В дословном переводе это значит «вместо имени», - да-да-да, вместо тех самых имен-частей речи: ИМЕНИ существительного, ИМЕНИ прилагательного и ИМЕНИ числительного. То есть МЕСТОИМЕНИЯ - это слова, которые используют вместо существительных, прилагательных и числительных.

2. Как появилось местоимение ВЫ?

Называние собеседника местоимением Вы появилось в 18 веке. Происхождение его одни находят в периоде заката Римской империи, когда на троне было два императора (один в Риме, другой в Константинополе) и к ним следовало обращаться во множественном числе.

Другие считали, что Вы возникло как уважительное по аналогии к мы (в значении я), которым венчали себя императоры (Мы, Николай Второй) Сначала Вы закрепилось среди образованных дворян по отношению к неблизким людям. Ты в сравнении с Вы приобрело значение близости, а общение людей неблизких стало выражать социальное неравенство, общение сверху вниз. Ты говорили простолюдинам, слугам.

Уже в 18 веке в русской речи чётко противопоставлялились два типа обращения: почтительное обращение по имени и отчеству к высшему и обращение по имени к своему и низшему.

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Ты и Вы»:

Пустое ВЫ сердечным ТЫ

Она, обмолвясь, заменила,

И все счастливые мечты

В душе влюбленной возбудила.

Пред ней задумчиво стою,

Свести очей с нее нет силы;

И говорю ей: как Вы милы!

И мыслю: как Тебя люблю!

1828 год.






Определите тему текста (в отрывке говорится о…), основную мысль (автор хочет поделиться с нами …), найти ключевые образы (что?, кого? мы видим, кому задаёт вопрос автор?), найти местоимения, определить грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль.

<…>Апрельским ветром подунуло,

Запахли водой снега.

И дело своё задумала

Река, опершись в берега.

Ей грезится даль раздольная,

Её минута близка…

Грохочет крылечко школьное,

Едва дождавшись звонка.

Давай, начинай, разламывай

Натоптанный лёд рябой…

А что, если снова заново,

С начала самого

Начать нам жить с тобой?

А.Т.Твардовский

Определите тему текста (в отрывке говорится о…), основную мысль (автор хочет поделиться с нами …), найти ключевые образы (что?, кого? мы видим, кому задаёт вопрос автор?), найти местоимения, определить грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль.

<…>Апрельским ветром подунуло,

Запахли водой снега.

И дело своё задумала

Река, опершись в берега.

Ей грезится даль раздольная,

Её минута близка…

Грохочет крылечко школьное,

Едва дождавшись звонка.

Давай, начинай, разламывай

Натоптанный лёд рябой…

А что, если снова заново,

С начала самого

Начать нам жить с тобой?

А.Т.Твардовский

Определите тему текста (в отрывке говорится о…), основную мысль (автор хочет поделиться с нами …), найти ключевые образы (что?, кого? мы видим, кому задаёт вопрос автор?), найти местоимения, определить грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль.

<…>Апрельским ветром подунуло,

Запахли водой снега.

И дело своё задумала

Река, опершись в берега.

Ей грезится даль раздольная,

Её минута близка…

Грохочет крылечко школьное,

Едва дождавшись звонка.

Давай, начинай, разламывай

Натоптанный лёд рябой…

А что, если снова заново,

С начала самого

Начать нам жить с тобой?

А.Т.Твардовский

Определите тему текста (в отрывке говорится о…), основную мысль (автор хочет поделиться с нами …), найти ключевые образы (что?, кого? мы видим, кому задаёт вопрос автор?), найти местоимения, определить грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль.

<…>Апрельским ветром подунуло,

Запахли водой снега.

И дело своё задумала

Река, опершись в берега.

Ей грезится даль раздольная,

Её минута близка…

Грохочет крылечко школьное,

Едва дождавшись звонка.

Давай, начинай, разламывай

Натоптанный лёд рябой…

А что, если снова заново,

С начала самого

Начать нам жить с тобой?

А.Т.Твардовский


© 2010-2022