- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка Личные местоимения
Урок русского языка Личные местоимения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Воног Г.В. |
Дата | 24.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка в 6 В классе /учебно-методический комплекс под редакцией В.В.Бабайцевой/
Личные местоимения /1-ый урок /
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Цели:
образовательная: знакомство со значениями личных местоимений, их морфологическими признаками, синтаксической ролью, особенностями склонения, правописания с предлогами, употребления местоимений ты и Вы;
развивающие: развитие памяти, мышления, правильной устной и письменной речи, обогащение словарного запаса учащихся; обучение сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развитие творческие способности учащихся;
воспитательные: формирование умения коллективно работать над поставленной задачей, воспитание чувства уважения и любви к Родине, природе, чувства прекрасного.
Задачи:
приобрести новые знания о личных местоимениях, научить осмысленно читать текст (научный и художественный), овладеть умениями и навыками использования местоимений в речи, формировать способность к анализу и оценке языковых явлений, совершенствовать навыки устной и письменной речи, продолжить освоение компетенций - коммуникативной, языковедческой и культурологической.
Ожидаемые результаты: обучающийся должен
Знать: понятие местоимение; особенности местоимения как части речи; роль местоимений в речи.
Уметь: распознавать местоимения среди других частей речи, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; правильно употреблять местоимения в речи.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
В рамках «Стратегии смыслового чтения» применяется технология «Развитие критического мышления»: приём INSERT, приём «вопрос - ответ», приём сопоставления, приём исправления, приём дополнения, приём составления таблицы, приём интерпретации.
Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство, литература.
С уважением к Вам учитель русского языка и литературы Воног Генриетта Викторовна
Ход урока
Этапы урока
Формиру-емые УУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
-
Организация начала занятия
Л
К
Р
Включение детей в деятельность (приветствие)
Включение в работу, самоопределение
2.Мотивация к учебной деятельности
К
Л
Р
Восстановите пропущенное слово в стихотворении:
Хорошо быть одиноким,
Если ты не одинок,
Хорошо, когда под боком
Есть и север, и восток,
Есть и запад осторожный,
Есть и теплый, тихий юг,
Когда рядом есть надёжный,
Бескорыстный, верный друг.
Какое грамматическое значение оно имеет, какое слово заменяет?
Важна ли в жизни взаимоподдержка? Как мы друг другу можем помочь в учебной деятельности?
Обучающиеся делают вывод о том, что пропущено слово «ты», указыает на…,может заменить …
Доклад о происхождении местоимений
-
Постановка целей урока, определение темы урока
Р
К
П
Л
Какие местоимения вы узнали, прослушав отрывок из некогда популярной песни? «Я, ты, он, она - вместе целая страна». К какому разряду местоимений они относятся? Какова тема урока?
Что мы хотим узнать о личных местоимениях?
ДОКЛАД о происхождении местоимений.
Обучающиеся выделяют местоимения, определяют разряд местоимений, определяют, что важно знать о местоимении(грамма-тическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль).
-
Открытие нового знания
П
К
Р
Работа с учебником теории (пар.123 + дополнительно 121) / INSERT /, запись вопросов.
Первичное чтение, маркировка, выявление затруднений на теоретическом уровне. Индивидуальная работа -> групповая работа-> фронтальный опрос.
П
К
Л
Грамматическое значение: выявление замены имён существительных.
Первый соловей
Тает, сияет луна в облаках.
Яблони в белых кудрявых цветах.
Зыбь облаков и мелка и нежна.
Возле луны голубая она.
В холоде голых, прозрачных аллей
Пробует цокать, трещит соловей.
В доме, уж тёмном, в раскрытом окне,
Девочка косы плетёт при луне.
Сладок и нов ей весенний рассказ,
Миру рассказанный тысячу раз.
И.А.Бунин
Обучающиеся находят местоимения, определяют грамматическое значение. Работа в парах.
Морфологические признаки: склонение местоимений в единственном и множественном числе (я, мы)
Обучающиеся, просклоняв местоимения, самостоятельно делают вывод о морфологических признаках. Индивидуальная работа, фронтальный опрос.
Синтаксическая роль:
определение, чем являются в предложении? УПР. 630
Обучающиеся находят местоимения, указывают их синтаксическую роль. Фронтальный опрос.
-
Первичное закрепление.
Р
П
К
Подведение предварительных итогов.
Ответы на вопросы учителя. Фронтальный опрос.
-
Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону
Р
П
К
Мини - тест. Задание на карточке.
Самопроверка по образцу. Индивидуальная работа.
-
Творческое задание по художествен-ному тексту
Р
П
К
Задание на карточке. Задание: определить тему текста, основную мысль, найти ключевые образы ( что видит автор вокруг? кому задаёт вопрос автор?), найти местоимения, определить грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль. /Отрывок из стихотворения А.Твардовского/
Обучающиеся развёрнуто отвечают на поставленные вопросы. Групповая работа.
-
Включение в систему знаний и повторение. Самостоятель-ная работа с взаимопровер-кой по эталону(А)
Р
Л
К
П
Задание А: исправить ошибки в употреблении личных местоимений.
Помощь - учебник теории.
Задание Б: определите, о какой речевой особенности употребления местоимений упоминает автор этого стихотворения? /Отрывок из стихотворения И.Северянина/
А: взаимопроверка по образцу. Работа в парах.
Б: беседа об особенности местоимений «ты» - «Вы» - фронтальный опрос, доклад о происхождении вежливой формы «Вы» - индивидуальная работа.
-
Рефлексия
А (учебных действий)
Оценки за урок
Р
П
К
Л
Ответьте на вопросы:
Достигли ли мы сегодня нашей цели? (Ответили ли на вопросы, которые сами поставили?)
Каково грамматическое значение личных местоимений? Морфологические признаки? Синтаксическая роль?
Что ещё нового узнали о происхождении местоимений? Какие вопросы остались для дальнейшей работы?
Отметить работу каждого!
-
Рефлексия Б
(психологическая)
Л
Р
К
Мне понравилось…
Я открыл для себя…
Я хочу узнать…
Высказыванием известного русского языковеда Александра Александровича Реформатского хотелось бы завершить урок: «Местоимения удобны. Они, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру другие слова»
Индивидуальные ответы
-
Домашнее задание
§§121, 123, вариант: - лингвистическая сказка
или
упр. 634, 635
Тест
-
Выберите правильный ответ:
А)Местоимение - самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что?
Б) Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на признак, количество, но не обозначает их.
В) Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не обозначает их, отвечает на вопросы: кто? что? какой? чей? сколько? где?
2. Какое местоимение является личным?
А) наш, Б) меня, В) так.
3. Укажите правильную морфологическую характеристику:
А) мне - Д.п., Б) их - Т.п., В) о тебе - Р.п.
4. Укажите правильную синтаксическую роль:
А) Я учусь в шестом классе. Я - дополнение.
Б) Люблю тебя, моя Россия… Тебя - дополнение.
В) Строят школу. Её возводят по новому проекту. Её - определение.
Ответы: 1 - в, 2 - б, 3 - а, 4 - б.
Исправьте ошибки:
-
Мальчик снял шляпу с головы и подбросил ее вверх.
-
Гусь среди их был самый старый и степенный.
-
Из их никто не опоздал.
-
К мене приходил одноклассник.
-
Он всё время хвалит них.
-
Мы с ими давно дружим.
-
Они ждали него.
Исправленное:
-
Мальчик снял с головы шляпу и подбросил ее вверх.
-
Гусь среди них был самый старый и степенный.
-
Из них никто не опоздал.
-
Ко мне приходил одноклассник.
-
Он всё время хвалит их.
-
Мы с ними давно дружим.
-
Они ждали его.
Тексты
<…>Апрельским ветром подунуло,
Запахли водой снега.
И дело своё задумала
Река, опершись в берега.
Ей грезится даль раздольная,
Её минута близка…
Грохочет крылечко школьное,
Едва дождавшись звонка.
Давай, начинай, разламывай
Натоптанный лёд рябой…
А что, если снова заново,
С начала самого
Начать нам жить с тобой?
А.Т.Твардовский
Весенний день горяч и золот, -
Весь город солнцем ослеплён!
Я снова - я: я снова молод!
Я снова весел и влюблён!
Душа поёт и рвётся в поле,
Я всех чужих зову на «ты»…
Какой простор! Какая воля!
Какие песни и цветы!<…>
И.Северянин
Первый соловей
Тает, сияет луна в облаках.
Яблони в белых кудрявых цветах.
Зыбь облаков и мелка и нежна.
Возле луны голубая она.
В холоде голых, прозрачных аллей
Пробует цокать, трещит соловей.
В доме, уж тёмном, в раскрытом окне,
Девочка косы плетёт при луне.
Сладок и нов ей весенний рассказ,
Миру рассказанный тысячу раз.
И.А.Бунин
Приложение.
1. Местоимения в речи.
Мир местоимений широк и разнообразен. Без местоимений нет языков. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают 3-е место (после существительных и глаголов). Существительных насчитывается около 4000, глаголов - около 2,5 тысяч, а местоимений - всего 69. Отсюда ясно, что при малом количественном составе, но высокой частоте употребления местоимения должны постоянно повторяться в нашей речи. Самые распространенные местоимения: я, что, он, это, ты, мы, этот, она, они, весь, все, свой, который.
Возникает законный вопрос: «А зачем нужно так часто повторять местоимения? Разве нельзя их заменить на другие части речи?» Нет, без местоимений обойтись нельзя, а в силу частого употребления и малого количества повторение их неизбежно, так как постоянно возникает необходимость указывать на предметы, события, явления, качества, о которых уже упоминалось ранее. Как длинна, как нудна была бы наша речь, если бы в ней не было местоимений. Мы вынуждены были бы повторять одни и те же существительные и прилагательные, а они, как правило, длиннее местоимений. Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство.
МЕСТОИМЕНИЕ на латыни звучало так - "pronomen". В дословном переводе это значит «вместо имени», - да-да-да, вместо тех самых имен-частей речи: ИМЕНИ существительного, ИМЕНИ прилагательного и ИМЕНИ числительного. То есть МЕСТОИМЕНИЯ - это слова, которые используют вместо существительных, прилагательных и числительных.
2. Как появилось местоимение ВЫ?
Называние собеседника местоимением Вы появилось в 18 веке. Происхождение его одни находят в периоде заката Римской империи, когда на троне было два императора (один в Риме, другой в Константинополе) и к ним следовало обращаться во множественном числе.
Другие считали, что Вы возникло как уважительное по аналогии к мы (в значении я), которым венчали себя императоры (Мы, Николай Второй) Сначала Вы закрепилось среди образованных дворян по отношению к неблизким людям. Ты в сравнении с Вы приобрело значение близости, а общение людей неблизких стало выражать социальное неравенство, общение сверху вниз. Ты говорили простолюдинам, слугам.
Уже в 18 веке в русской речи чётко противопоставлялились два типа обращения: почтительное обращение по имени и отчеству к высшему и обращение по имени к своему и низшему.
Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Ты и Вы»:
Пустое ВЫ сердечным ТЫ
Она, обмолвясь, заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.
Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с нее нет силы;
И говорю ей: как Вы милы!
И мыслю: как Тебя люблю!
1828 год.
Определите тему текста (в отрывке говорится о…), основную мысль (автор хочет поделиться с нами …), найти ключевые образы (что?, кого? мы видим, кому задаёт вопрос автор?), найти местоимения, определить грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль.
<…>Апрельским ветром подунуло,
Запахли водой снега.
И дело своё задумала
Река, опершись в берега.
Ей грезится даль раздольная,
Её минута близка…
Грохочет крылечко школьное,
Едва дождавшись звонка.
Давай, начинай, разламывай
Натоптанный лёд рябой…
А что, если снова заново,
С начала самого
Начать нам жить с тобой?
А.Т.Твардовский
Определите тему текста (в отрывке говорится о…), основную мысль (автор хочет поделиться с нами …), найти ключевые образы (что?, кого? мы видим, кому задаёт вопрос автор?), найти местоимения, определить грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль.
<…>Апрельским ветром подунуло,
Запахли водой снега.
И дело своё задумала
Река, опершись в берега.
Ей грезится даль раздольная,
Её минута близка…
Грохочет крылечко школьное,
Едва дождавшись звонка.
Давай, начинай, разламывай
Натоптанный лёд рябой…
А что, если снова заново,
С начала самого
Начать нам жить с тобой?
А.Т.Твардовский
Определите тему текста (в отрывке говорится о…), основную мысль (автор хочет поделиться с нами …), найти ключевые образы (что?, кого? мы видим, кому задаёт вопрос автор?), найти местоимения, определить грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль.
<…>Апрельским ветром подунуло,
Запахли водой снега.
И дело своё задумала
Река, опершись в берега.
Ей грезится даль раздольная,
Её минута близка…
Грохочет крылечко школьное,
Едва дождавшись звонка.
Давай, начинай, разламывай
Натоптанный лёд рябой…
А что, если снова заново,
С начала самого
Начать нам жить с тобой?
А.Т.Твардовский
Определите тему текста (в отрывке говорится о…), основную мысль (автор хочет поделиться с нами …), найти ключевые образы (что?, кого? мы видим, кому задаёт вопрос автор?), найти местоимения, определить грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль.
<…>Апрельским ветром подунуло,
Запахли водой снега.
И дело своё задумала
Река, опершись в берега.
Ей грезится даль раздольная,
Её минута близка…
Грохочет крылечко школьное,
Едва дождавшись звонка.
Давай, начинай, разламывай
Натоптанный лёд рябой…
А что, если снова заново,
С начала самого
Начать нам жить с тобой?
А.Т.Твардовский