План-конспект Волк и ягненок

Цели:- познакомить учеников с творчеством великого русского баснописца И.А. Крылова на примере басни «Волк и ягнёнок»;-развивать в учениках способность размышлять, правильно с точки зрения нравственности оценивать тот или иной поступок персонажа, находить мораль в баснях Крылова;-Сегодня мы будем работать в группах (с зелёными карточками в 1-ю группу, с синими –во 2-ю, с жёлтыми – в 3-ю, с красными – в 4-ю) (у каждого участника группы индивидуальное задание)- На выполнение заданий каждой груп...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 5 классе

И.А. Крылов « Волк и ягнёнок».

Цели:

- познакомить учеников с творчеством великого русского баснописца И.А. Крылова на примере басни «Волк и ягнёнок»;

-развивать в учениках способность размышлять, правильно с точки зрения нравственности оценивать тот или иной поступок персонажа, находить мораль в баснях Крылова;

-воспитывать в учениках интерес к басне; способствовать воспитанию в учениках чувства справедливости, жалости к слабому и беззащитному.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, учебник.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: групповая

Ход урока.

1.Оганизационный момент

2. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с басней замечательного русского писателя, драматурга, журналиста и, наконец, баснописца начала 19 века- Ивана Андреевича Крылова.

- Какие басни Крылова вы знаете, назовите их.

Ученики перечисляют известные басни И.А. Крылова (« Стрекоза и муравей», «Лебедь , Щука и Рак», « Ворона и лисица», «Слон и Моська» и др.

Оформление тетрадей

Ученик: И.А. Крылов родился в 1768 году в семье армейского офицера. Отец его рано умер, поэтому с отроческих лет Иван Андреевич служил в Калязинском земском суде, затем в Тверском магистрате. Литературой Крылов начал заниматься с начала 80-х годов 18 века. Первые опыты его- драматургические( комическая опера» Кофейница»( 1782). Трагедии « Клеопатра», « Филомена», комедия и «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей» и др.( 1786- 1788).

С 1789 по 1793 год И.А. Крылов выпускал сатирические журналы, которые впоследствии были закрыты из-за цензуры. Басней Крылов начал заниматься с 1801 года. Его первые произведения в этом жанре-« Дуб и трость» и «разборчивая невеста»( переводы из Лафонтена)- были опубликованы в 1805 году. Иван Андреевич Крылов стоял у истоков реалистической басни. Примечательно и то , что в своих баснях Крылов использовал живой русский язык. Их новаторскими, отличительными чертами являются реалистическая убедительность образов, острота между требованиями нравственности и жестокостью, трусостью, лицемерием, корыстью, лестью и тщеславием.

Умер Крылов в 1844 году. Этот человек создал свыше двухсот басен. Во время Отечественной войны 1812 года Иван Андреевич создал целый цикл басен, в которых так или иначе была отражена война русского народа с Наполеоном. Главное же новшество басен Крылова- успешное создание литературного образа русского характера и передачи мудрости русского народа.

Учитель:

-Сегодня мы будем работать в группах (с зелёными карточками в 1-ю группу, с синими -во 2-ю, с жёлтыми - в 3-ю, с красными - в 4-ю) (у каждого участника группы индивидуальное задание)

- На выполнение заданий каждой группе по 10 минут

1- я группа исследователи

Задание:

1. Изучить статью учебника (стр 80-81 и дополнительный раздаточный материал и подготовить рассказ о басне.

Басня - очень древний литературный жанр. Один из самых известных баснописцев - Эзоп - жил в Древней Греции в VI веке до Рождества Христова. Басни Эзопа не были стихотворными.

В 18 веке во Франции при дворе короля Людовика 14 жил поэт Жан де Лафонтен. Он понял, что басни, которые писал Эзоп 23 столетия назад, продолжают оставаться важными, актуальными для людей и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Басни Лафонтена написаны стихами.

А в 19 веке в России жил поэт Иван Андреевич Крылов. Попалась ему как - то раз в руки книга с баснями Лафонтена, перевёл Крылов на русский язык несколько басен Лафонтена и понял, что басня - это его жанр литературы. Так Крылов стал самым известным, вслед за Эзопом и Лафонтеном, баснописцем мира.

Слайд 3 - Эзоп - горбатый мудрец. мраморная статуя, 6 век до н. э.

Эзоп - знаменитый древнегреческий баснописец. Жил в Древней Греции в 6 веке до нашей эры. О жизни его мало что достоверно известно. Безобразной наружности раб, происходивший из Фригии, он жил на острове Самос. Был отпущен на волю; возможно, жил при дворе последнего лидийского царя Креза, был сброшен со скалы в Дельфах.

Басни Эзопа много варьировались при пересказах и переписывании, вероятно, дополнялись рассказами других авторов. Собирать басни Эзопа начал Деметрий Фалерский около 300 года до нашей эры.

Басни Эзопа были переведены (часто переработаны) на многие языки мира, в том числе знаменитыми баснописцами Жаном Лафонтеном и Иваном Крыловым.

Эзоп сочинял басни потому, что он был раб и говорить прямо то, что он думал, было для него опасно. От имени Эзопа иносказательный язык получил название «эзопов язык».

По преданию, погиб Эзоп в Дельфах.

Дельфийцы кормились от жертв, приносимых в храм Аполлона всеми эллинами, боялись, что Эзоп разнесёт об этом молву по всему свету. Они подбросили Эзопу в мешок золотую чашу из храма и обвинили Эзопа в краже. Приговорили Эзопа к смерти и сбросили со скалы. За убийство Эзопа Дельфы постигла чума, а потом ещё много других бед. Долго пришлось расплачиваться дельфийцам за смерть баснописца.

Басни Эзопа написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Произведения фригийского раба или приписывавшиеся ему объединялись в сборники под названием Эзоповы басни. Их переписывали, изучали в школах, разучивали наизусть. Басни Эзопа стали одним из самых популярных произведений в античном мире.

басня Эзопа «Волк и Ягнёнок»

Случилось так, что пришел к водопою волк, который увидел там ягненка. Ягненок с виду был очень аппетитный, и волк тут же решил им позавтракать. Правда, чтобы сделатъ это, волк попытался вначале найти подходящий предлог. Прошел волк выше по течению реки и начал кричать на ягненка:

- Да какое же ты имеешь право мутить мою воду?

Ягненок был изумлен:

- Разве я могу мутить воду, если лишь слегка касаюсь ее губами, да к тому же вы стоите выше по течению?

Этот ответ заставил волка призадуматься. Требовалось быстро отыскать какое - нибудь другое объяснение своего желания. И вот что придумал волк:

- Постой, нахал! Но ведь это именно ты оскорбил моего отца?

И тут изумился ягненок:

- Простите, и этого я не мог сделать, так как меня еще и на свете - то не было.

Как не силился волк придумать еще какой - нибудь подходящий предлог, ничего не придумал, а потому попросту сказал:

- Да, хоть и умелец ты в оправданиях, но я все - таки хочу есть и непременно съем тебя!

Взял - и съел ягненка.

И какую же мораль можем мы вынести из этой басни? А вот какую: если уж кто - то решил заранее совершить какое - нибудь грязное, злое дело, никакие убеждения не смогут его остановить.

Какова мораль этой басни Эзопа? Прочитайте строки, в которых нашла отражение мораль басни.

1.Подготовить 5 тестовых вопросов по теме

2-я группа историки

Задание:

1.Прочитать басню «Волк и ягнёнок» (стр. 81-82) и дополнительный раздаточный материал (историческая справка про Кутузова и Наполеона)

Историческая басня И.А. Крылова «Волк на псарне». Ситуация, описанная в басне, воспроизводит события Отечественной войны 1812 года. Наполеон достаточно легко завоевал многие европейские государства так же, как Волк легко справляется с беспомощными овцами. Следующей в захватнических планах французов была Россия. Но на борьбу с войсками Наполеона поднялся весь российский народ: «Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню».
Каким образом сюжет басни связан с событиями Отечественной войны 1812 года? Басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк - это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне - это Кутузов.

4. Словарная работа.

  • закон - произошло (этимология) от слов начало, обычай, традиция;

  • тьма - много;

  • надобно - надо;

  • рыскать - бегать в надежде найти что-нибудь;

  • на добычу - на добычу;

  • светлейший - в царской России почётное обращение к князю;

  • донесть - донести, доложить, сказать, заявить;

  • в запрошлом лете - два года тому назад;

  • разведаться - рассчитаться, отомстить;

  • досуг - свободное время, здесь употреблено в значении "недосуг" - некогда, нет времени;

  • гневаться - сердиться, возмущаться;

  • дерзкий - 1) смелый, отважный, 2) оскорбительный, непочтительный.

1.Подготовить 5 тестовых вопросов по теме

3-я группа теоретики

Задание:

1.Прочитать басню «Волк и ягнёнок» (стр. 81-82) и дополнительный раздаточный теоретический материал (литературные термины) стр. 376 -словарь терминов) по плану: сюжет, композиция, мораль, аллегория, сравнение со сказками о животных (в виде таблицы)

4. Словарная работа.

  • закон - произошло (этимология) от слов начало, обычай, традиция;

  • тьма - много;

  • надобно - надо;

  • рыскать - бегать в надежде найти что-нибудь;

  • на добычу - на добычу;

  • светлейший - в царской России почётное обращение к князю;

  • донесть - донести, доложить, сказать, заявить;

  • в запрошлом лете - два года тому назад;

  • разведаться - рассчитаться, отомстить;

  • досуг - свободное время, здесь употреблено в значении "недосуг" - некогда, нет времени;

  • гневаться - сердиться, возмущаться;

  • дерзкий - 1) смелый, отважный, 2) оскорбительный, непочтительный.

1.Подготовить 5 тестовых вопросов по теме

4-я группа творческая

Задание

1.Прочитать басню «Волк и ягнёнок»

2.Подготовить чтение по ролям

3.Подготовить инсценировку

4.Создать иллюстрацию

Учитель: Время выполнения заданий закончилось, теперь каждая группа выступает, все внимательно друг друга слушают, фиксируют ключевые термины урока в тетрадь (слайды).



© 2010-2022