Интеграция литературы с различными видами искусства в целях формирования духовно развитой личности

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИНТЕГРАЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ.

ИНТЕГРАЦИЯ (лат. integratio - восстановление, восполнение, от integer - целый), сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Процессы И. могут иметь место как в рамках уже сложившейся системы - в этом случае они ведут к повышению уровня её целостности и организованности, так и при возникновении новой системы из ранее несвязанных элементов. Отд. части интегрированного целого могут обладать различной степенью автономии. В ходе процессов И. в системе увеличивается объём и интенсивность взаимосвязей и взаимодействии между элементами, в частности надстраиваются новые уровни управления.

Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся. Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись, музыка и литература, тесно взаимосвязаны. Такие уроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Выявляется интерес детей к искусству в целом. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать.

Самое главное - у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек - это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.

Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира. Возникновение интеграции - результат высокого уровня реализации межпредметных связей, предполагающих не просто контакты, коммуникацию предметов, чаще всего в какой-либо одной области знаний, а установление связи глубинной, поскольку она основывается на общих для нескольких предметов научных идеях, концепциях, дающих целостное представление о человеке, мире, культуре.

Интегративные процессы на уровне конкретных учебных предметов в отечественной школе, начиная с 30-х гг. и вплоть до 80-х гг., осуществлялись через систему межпредметных связей. В 70-80 гг. им уделялось огромное значение, даже в учебных программах появился специальный раздел "Межпредметные связи". В нем выделялись опорные понятия, факты, указывались темы, которые предполагали межпредметную связь данного предмета с материалом других, чаще всего смежных учебных дисциплин. К сожалению, этот ценный опыт в последнее время стал все меньше использоваться, но в начале 90-х гг. в связи с общенаучными интеграционными поисками в педагогике на новом качественном уровне заговорили о содержательной и дидактической интеграции.

В последние десятилетия все настойчивее ведется поиск научной интеграции отраслей знаний и наук (М.Д. Ахундов, С.В. Благоцкий, М.В. Голубева, Ю.И. Дик, Б.М. Кедров, Э.С. Макарян и др.), которая рассматривается как единство, объединение в целое разрозненных частей, элементов или восстановление утраченного единства. Основные отличительные характеристики любой интеграционной модели - системность, комплексность, целостность, синтез и гармония. При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения отдельного предмета. Интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия - единство мира и человека, живущего в нем и его познающего. Государственный образовательный стандарт по русскому языку ориентирован не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умение грамотно думать и хорошо говорить и писать в разных условиях общения. Поэтому естественной становится интеграция русского и литературы и создание русской словесности, предмета, синтезирующего знания учащихся по языку с проникновением в мир художественной литературы. Такие уроки дают замечательную возможность закреплять знания, полученные на уроках русского языка, и углублять мотивацию к учению. В основе таких уроков - интересный текст, способствующий духовному развитию ученика, соответствующий возрастным особенностям школьника, вместе с тем содержащий что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане насыщенный орфографически, грамматически, пунктуационно и по возможности актуальный на момент использования.

Уроки литературы, посвященные пейзажной лирике, « Словом, музыкой, кистью…» предполагают знакомство не только с творчеством поэтов, но и художников, композиторов. Описывая природу, художник использует краски, поэт - слова и образы, композитор - ноты.

Как правило, все учащиеся получают задание приготовить сообщение о художниках, композиторах, чьи произведения будут представлены на уроке. При этом достигаются следующие цели: расширение кругозора, развитие у детей образного мышления, эстетического вкуса, умения сравнивать и анализировать. Решается и коммуникативная задача - воспитание умения слушать собеседника, формирование умения работать в группах, умения прислушиваться к мнению других.

Используя такую форму работы, удаётся провести аналогии в тематике художественных произведений и произведений живописи, показать, как представлена одна и та же тема в литературе и живописи, музыке.

План-конспект интегрированного урока по литературе в 5 классе «Золотая осень».

Цель урока:

Ознакомление с образным миром русских поэтов и художников 19 века, с особенностями восприятия окружающего мира.

Задачи:

обучающие:

обучать выразительному чтению стихотворений;

актуализировать знания о приемах выразительности в лирических произведениях;

формировать умение понимать образность, выразительность слова;

развивающие:

развивать познавательный интерес к предмету, познавательные способности обучаемого к предмету за счет наглядности, доступности материала;

развивать устную и письменную речь учащихся в работе над анализом поэтического текста;

обогащать словарный запас и грамматический строй обучаемого;

выработать навыки анализа текста путем конструирования предложений по образцу.

воспитательные:

воспитывать любовь к родной природе и русскому слову;

воспитание культуры общения;

воспитание интереса к литературе через вдумчивое чтение художественного произведения,

Устанавливаются межпредметные связи:

1) Информационные технологии, которые используются для проведения

уроков литературы.

2) Взаимосвязь литературы и других видов искусства ― живописи, музыки.

3) Знакомясь с текстами художественных произведений, обучаемый учится говорить правильно,

пополняет словарный запас, учится выражать свои мысли, сравнивает художественные произведения с творениями других видов искусства.

На уроке использовались следующие методы:

частично-поисковый,

репродуктивный,

наблюдения и анализа языковых единиц.

Тип урока ― урок-исследование.

На уроке используется мультимедийная презентация с целью повышения качества образования: усиления мотивации, познавательного интереса ученика к уроку, развития воображения, внимания, памяти.

1 Организационный момент Организационный момент. Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.

Учитель приветствует ученика и проверяет готовность к совместной деятельности. Приветствие учителя

2 Определение темы и цели урока.

Мотивация ученика Слайд 1.

Сообщение темы урока, постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися. Сегодня мы проводим урок литературы на базе презентации. Ты будешь смотреть её на моем экране. Наш урок называется «Золотая осень». Его цель - ознакомление с образным миром русских поэтов и художников 19 века.

Отсюда вытекают задачи: актуализировать знания о приемах выразительности; формировать умение понимать выразительность слова; развивать устную и письменную речь в работе над анализом текста и воспитывать любовь к родной природе и русскому слову. 3 Вступительное слово учителя. Россия и её просторы, родная природа - одна из главных тем в творчестве русских поэтов 19 века. Лирика о родине всегда пронизана искренней теплотой, сыновней преданностью неброскому пейзажу среднерусской полосы, восхищением красотой отчего дома.

4 Литературоведческая разминка Слайд 2-4.

Посмотри на фамилии известных поэтов 19 века. Послушайте отрывки из стихотворений о природе и родине и определи автора стихотворения.

5 Повторение изобразительно-выразительных средств Чтобы понять, каким образом автор выражает свое отношение к природе, необходимо повторить изобразительно-выразительные средства. Для этого нужно выполнить упражнение «Закончите предложение». Задание: подбери определения к выразительным средствам.

6 Переход к теме урока. Сегодня мы вспомним такое замечательное время -золотую осень. Многие творческие личности России не могли не отозваться на это явление и посвятили ему свои работы. На уроке мы рассмотрим творения поэтов, художников и композиторов, посвященных осени, и выясним, что они хотели донести до нас, людей 21 века.

7 Чтение стихов и выполнение заданий Слайд 5.

Давай посмотрим, как поэты 19 века выражали свое восхищение золотой осенью. Выразительно прочитай стихотворение А.С. Пушкина. Что хотел выразить поэт в этом стихотворении? Ученик выразительно читает стихотворение и отвечает на вопросы. 2

8 Чтение стихов и выполнение заданий Слайд 6.

Послушай стихотворение Николая Огарева «Осень». Какой художественный приём является главным в композиции стихотворения?

Перечисли приёмы художественной выразительности, которые помогли нам увидеть картину природы, поднять настроение лирического героя.

9 Чтение стихов и выполнение заданий Слайд 7.

Выразительно прочитайте стихотворение Федора Ивановича Тютчева. Какое настроение передает эта картина? Что мы видим на ней? Какой художественный приём чаще всего повторяется в стихотворении?

10 Чтение стихов и выполнение заданий Слайд 8.

Послушайте стихотворение Ивана Бунина «Листопад». Как выражает поэт своё отношение к осени? Проанализируйте его по плану, используя речевые клише.

11 Золотая осень на полотнах русских живописцев Слайды 9-11.

Русские художники тоже передавали впечатления от золотой осени, но только на полотнах. Сегодня мы рассмотрим пейзажи художников: Исаака Ильича Левитана «Золотая осень», Федора Александровича Васильева «Болото в лесу. Осень», Ильи Семеновича Остроухова «Золотая осень». Ученик описывает картины русских художников. 3

12 Зарядка для глаз А сейчас сделаем зарядку для глаз.

13 Просмотр фильма и ответ на вопрос. Слайд 12.

Посмотри фильм и послушай музыку П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь». Какие картины природы ты представляешь, слушая эту музыку?

14 Проверка домашнего задания . К этому уроку ты должен был написать стихотворение об осени. Прочитай его, пожалуйста.

15 Написание санквейна. Слайд 13.

Выражать своё отношение к золотой осени можно с помощью санквейна.

Он пишется так.

16 Домашнее задание. Дома тебе надо написать сочинение «Чем мне нравится золотая осень».

Выставление отметки. Ты сегодня хорошо отвечал. Я ставлю тебе отличную отметку.

Завершение урока.

Давай вспомним, чем мы занимались на этом уроке. Для ответа нужно продолжить предложения на 15 слайде.

Живопись и музыка является частью урока литературы. Литературу и живопись объединяет повествовательность художественных картин. Содружество живописи и литературы обостряет восприятие произведений искусства учениками. Живописный образ так же, как и словесный, воссоздает не точную картину действительности, а лишь ее копию, правдивую иллюзию жизни. Живопись так же, как и литература, в силу условности художественного образа способна воспроизвести всю полноту и многообразие окружающего мира.

П. Валери писал: «Живопись позволяет увидеть вещи такими, какими были они однажды, когда на них глядели с любовью».

Конечно, проводниками в мир живописи должны стать специфические понятия: композиция, колорит, гармония, цвет. Б. Неменский писал: «Человек оказывается беспомощен перед лицом художественного произведения, пытаясь уловить смысл картины помимо формы».

Возможные этапы работы над живописным произведением:

Рассказ о художнике, особенностях его творчества.

История создания полотна.

Нахождение точек соприкосновения, ассоциативных связей картины и литературного произведения.

Выборочное чтение художественного текста, передающее изображаемое явление, событие, объект, сцену и т. п.

Определение идеи, настроения, колорита полотна в сравнении с текстом.

Выявление характерных деталей, помогающих выразить идею картины. «Иллюстрация» - изображение, сопровождающее, наглядно разъясняющее и дополняющее текст. Это могут быть рисунки, гравюры, репродукции, фотографии и т.п. Как область искусства, иллюстрация дает изобразительное толкование произведения», - говорится в словаре-справочнике «Мировая художественная культура».

Иллюстрация - своего рода изобразительный комментарий литературного произведения, она зависима от художественного текста в отличие от живописного полотна. Иллюстрации способны обогатить литературное произведение, но могут и обеднить его, если ослабляют впечатление от него или дают ему другую трактовку. Они имеют огромное значение для нравственного и эстетического воспитания детей, которые живо воспринимают заложенные в произведениях книжной графики элементы человеческой культуры в виде знаний о людях и окружающем их мире, добре и зле, безобразии и красоте.

Русские педагоги, в частности, К. Д. Ушинский, В.Сухомлинский , считали иллюстрацию в детской книге одним из важнейших средств воспитания и обучения детей, подчеркивая её познавательную ценность.

Интеграция позволит разнообразить анализ произведения, приобщить школьников к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся. Поэтому я разработала перечень иллюстраций художественных произведений и репродукций картин, которые я использую на уроках литературы.

Интеграция литературы с различными видами искусства в целях формирования духовно развитой личности.Интеграция предметов в современной школе находится в постоянном поиске новых педагогических решений. В словаре Ожегова: «Интегрировать - объединять в одно целое». Следовательно, интеграция - объединение всех частей в единое целое, качественно новое.Интеграция литературы и живописи осуществляется и в проектной деятельности учащихся. При создании проектов по русскому языку и литературе учащиеся используют репродукции картин, иллюстрации изучаемых произведений. Например, в проекте «Эпитеты, способы их выражения и роль в рассказах А.П. Чехова и И.А. Бунина» ученик использует в презентации портреты писателей и иллюстрации из изучаемых произведений. В проект «Говорящие фамилии в русской литературе 19 века» ученик вставляет иллюстрации анализируемых произведений, при создании электронной книги-сказки ученик 5 класса в качестве иллюстраций использует репродукции картин русских художников на сказочную тематику.

Литература - нравственно-этический и эстетический курс. Она позволяет каждому ученику воспринимать мир в его единстве. Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства. Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись.

Музыка выражает человеческие чувства. Согласно теоретическим положениям художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, музыка - это простой и эффективный канал передачи информации ребёнку, который принимает её на чувственном уровне. Музыкальные произведения открывают ученикам огромную возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном. Музыка воспитывает тонкость, эмоциональность, способность к сопереживанию. Чем чаще на уроках задействованы музыкальные произведения, тем больше ученики стремятся к творчеству. Музыкальные произведения благоприятно влияют на развитие творческого воображения, особенно если привлекаются на уроки литературного чтения. По мнению А.Л. Готсдинера, музыка глубоко и многообразно воздействует на чувства, мысли и волю людей, благотворно сказывается на их созидательном труде и опыте, участвует в формировании личности. Описать конкретные события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Интеграция помогает глубже развивать эстетические особенности детей. Не секрет, какое место в нашей жизни занимает музыка: кто-то любит рок, кому-то ближе лёгкая музыка. Но есть «вечная» музыка, которую называют классической. Ребята, слушая эти произведения, параллельно с темой урока усваивают и музыкальные ценности. Музыка должна быть неотъемлемой частью урока литературы Литературу и живопись объединяет повествовательность художественных картин.

Являясь одним из древнейших видов искусства, театр художественно осваивает мир через драматическое действие, осуществляемое актерами на глазах у зрителей. Сиюминутность действия и рождение сценического образа - главная отличительная черта театрального искусства. Читая книгу, слушая музыку или стоя перед полотном, мы не видим творца.

А в театре встреча с творцом становится реальной. Процесс творчества происходит у нас на глазах, мы становимся его соучастниками. Искусство театра - искусство синтетическое. Оно включает в себя музыку, танец, живопись, скульптуру, архитектуру (декорации), прикладное искусство (реквизит, костюм). В.Г. Белинский писал: «Что же такое театр, где это могущественная драма облекается с головы до ног в новое могущество, где она вступает в союз со всеми искусствами, призывает их на свою помощь и берет у них все средства, все оружия?.. О, это истинный храм искусства!» Связь литературы и театра органична, поскольку драматургия - основа театра. Без пьесы нет спектакля. Чем интереснее пьеса, тем глубже образы, острее проблематика, тем больший резонанс получит у публики спектакль. Пьеса, будучи самостоятельным литературным произведением, все же учитывает особенности театра. Главная из них - предназначенность для исполнения на сцене. Это подчеркивали многие выдающиеся драматурги. Н.В. Гоголь писал: «Драма живет только на сцене, без нее она как душа без тела». А.Н. Островский подчеркивал: «Только при сценическом исполнении драматургический вымысел автора получает вполне законченную форму и производит именно то моральное действие, достижение которого автор поставил себе целью».

Литературу и кино объединяет изображение жизни во времени и пространстве, но словесные образы при чтении рождаются благодаря нашему воображению, а образы кино непосредственно предстают перед нами на экране. Неслучаен поэтому афоризм, что «кино - это видимая литература». Но есть между этими двумя видами искусства и существенная разница. Она в средствах и способах создания художественного образа. В литературе, как известно, это слово, а в кинематографе художественный образ возникает на основе всех видов искусств: литературы, фотографии, живописи, музыки, архитектуры и т.д. Идею синтеза искусства как основу кинематографа подчеркивал С.М. Эйзенштейн, говоря, что «важнейшие выразительные средства кино были ранее открыты в прозе и поэзии, живописи и графике». Великий режиссер однажды доказал собравшимся, насколько «кинематографична» поэма А.С. Пушкина «Полтава», прочитав ее как сценарий кинофильма.

Интеграция позволит разнообразить анализ произведения, приобщить школьников к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся.

Школа призвана развивать творческие способности учеников, а этого можно достичь путём интеграции предметов гуманитарного цикла.

Интеграция предметов в современной школе находится в постоянном поиске новых педагогических решений. В словаре Ожегова: «Интегрировать - объединять в одно целое». Следовательно, интеграция - объединение всех частей в единое целое, качественно новое.

Список литературы


  1. . Боярчук В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. - Вологда, 1988,-202 с.

  2. Ващенко В. Инновационность и инновационное образование.//-М., 2000.- "Вестник высшей школы" №6, 23 с.

  3. Головинская Е., Лазарев Д. Опыт ведения интегрированного курса естественных наук.// Перспективы.-1986.- №8.-С.25-28.

  4. Грищенко Н.В. Интегрированные уроки - одно из средств привития интереса к учебным предметам // Начальная школа. -1995.- №11.-С. 21-28

  5. Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система// Педагогика. .-1997.- №4.-С. 24-28.

  6. Коложвари И., Сеченникова Л. Как организовать интегрированный урок. // Народное образование. -1996г.- №1.-С.87-89.

  7. Колягин Ю.М., Алексеенко О.Л. Интеграция школьного обучения. // Нач. школа.-1990. - №9. - С.28.

  8. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции. -СПб.: Образование, 1998.- 47 с.

  9. Лялина В.Н. Интегрированные уроки - одно из средств развития интереса к учебным предметам. // Нач. школа. - 1995. - №11.-С. 21-25.

  10. Монахова Г.А. Образование как рабочее поле интеграции // Педагогика, 1997.- №5.- С. 52-55.

  11. Неусыпова Н.М. Работа над языковыми понятиями на интегрированном уроке. - М.: 1981.-191 с.



© 2010-2022