Урок русского языка в 5 классе по теме: Правописание безударных гласных в корне слова

В данном плане-конспекте урока русского языка даётся обобщение изученного по правописанию безударных гласных и различные способы их проверки.В данном плане-конспекте прослеживаются чётко все этапы урока.Используются нестандартные виды работ игрового характера, что соответствует возрастным особенностям пятиклассников, это и работа с "сигнальными ракетками", и разноуровневые карточки по типам орфограмм, и игры:"словесный мяч","слово заблудилось".Кроме того,используются и те стандартные виды работ,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ №6 г.Грязи Липецкой области


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 классе по теме:

«Правописание безударных гласных в корне слова»



Учитель

русского языка

и литературы I

квалификационной

категории

Шемякина Л.В



5 класс

Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне

слова».

Цели урока:

1. Образовательная:

отработка навыка проверки безударных гласных в корне слова при подборе

однокоренных слов и выборе гласной в корне; учиться определять вид

орфограммы (гласной) в корне слова; сопоставление разделов «Синтаксиса»,

«Пунктуации» и «Орфографии» при обучении уч-ся родному языку;

формирование орфографической зоркости уч-ся;

2. Развивающая:

развитие логического мышления, внимания, речи при доказательном *

объяснении правописания слов на определенный вид орфограммы, при

отыскивании групп орфограмм в тексте, при корректировке ошибок

заданного вида;

3. Воспитательная:

воспитывать наблюдательность во время работы над словом, текстом при

выявлении групп орфограмм; привитие интереса к урокам русского языка.



План урока:

I. Оргмомент;

II. Сообщение темы и цели урока;

III. Полётное повторение (фронтальный опрос);

IV. Устная орфографическая минутка (работа с «сигнальными ракетками»);

1 у доски выявляет неточности при подборе проверочных слов на заданную

орфограмму;

V. Комментированное письмо;

(В это же время 1 учащийся работает у доски «Вставь пропущенную букву»;

3 учащихся из класса (по одному с каждого ряда работают с

разноуровневыми карточками));

VI. Синтаксическая минутка;

(Синтаксический разбор предложения, 1 - у доски, остальные - в тетрадях);

VII. Физкультминутка (пальчиковая гимнастика «капустка»);

VIII. Игра «Словесный мяч»;

IX. Работа с текстом (по упражнению №433);

(1 у доски получает задание «Исправь ошибку»);

Х. «Слово заблудилось»

(устная коллективная работа по видам орфограмм); . Итог урока;

XI. Выставление оценок.

Домашнее задание.

Ход урока:

I. Оргмомент;

II. Сообщение темы и цели урока;

- Запишите число. Классная работа. Тему урока.

На этом уроке русского языка мы с вами продолжим работу над различными

типами орфограмм и поработаем над правописанием безударных гласных в

корне слова.

III. Полётное повторение (фронтальный опрос);

- Ребята, обратите внимание на данное высказывание (читаю). Как вы его

понимаете? Согласны ли вы с данным утверждением? (На доске запись:

Грамотное письмо - признак культурного человека. Чтобы грамотно

писать, нужно знать орфографические правила).

- Давайте вспомним, что такое орфограмма. Чтение стихотворения

учителем.

В жизни трудящихся звуков

Разное может случиться:

Могут они оказаться

В слабой и сильной позиции.

Гласные и согласные

Бывают такие опасные!

Звук очень ясно слышится,

А буква другая пишется.

Проникнув в тайны фонемы,

Осилим мы эти проблемы.

- В каких случаях возникает ошибкоопасное место или орфограмма? (Когда

звук находится в слабой позиции);

- А для гласных какая позиция является слабой?

- А когда гласные попадают в сильную позицию?

- А для согласных какая позиция является сильной?

- А слабой?

- Какой раздел науки о языке изучает орфограммы?

- Какие два вида орфограмм по правописанию безударной гласной в корне слова вы знаете

IY. Устная орфографическая минутка (работа с «сигнальными ракетками»);

- А сейчас внимание, отправляемся в космос. Приготовили свои

«сигнальные ракетки». Просигнальте мне, сообщите свой ответ, какую

безударную гласную в корне слова вы записали бы в следующих словах... Но

один из вас не полетит в космос, он останется на земле, чтобы

контролировать наш полёт.

(«Землянина» - одного учащегося из класса вызываю к доске, он должен

проверить, верно ли подобраны проверочные слова. Вычёркивает те пары

слов, в которых проверочное слово подобрано неверно):

число-чистый белизна - белый

травить-травы лепить - лепка

волна-вел спешить - спешка

ползти-польза v

- Итак, в путь. Просигнальте свои ответы.

Стволы, измерять, лесничий, звезда, опоздал, движение, слеза, роскошный,

отдалённый, объяснить, дождевик, заминировать, лошадиный, выходить, болельщики, лентяй, грозовой, землянка, светить, связать, разглядел, долина.

- А сейчас приведите примеры слов с безударной гласной Q в корне слова, проверяемой ударением. Кто больше? С безударной гласной Я. Кто быстрее?

- На какую орфограмму встречались слова за время нашего «полёта»?

- А какие вы знаете способы проверки безударных гласных, проверяемых ударением?

- Какие слова мы называем однокоренными?

- А сейчас обратим внимание на доску. Ваш полёт оказался удачным, а вот как справился землянин со своим заданием. (Проверяем работу у доски).

- Почему именно эти пары слов вычеркнуты? Все согласны с данным ответом?

- Что важно учитывать при подборе проверочного слова с безударным гласным в корне слова, проверяемым ударением? (Чтобы слова были однокоренными).

V. Комментированное письмо.

- А сейчас вспомним различные типы орфограмм, в том числе безударную

гласную в корне слова, проверяемую ударение и не проверяемую ударением.

Записать словосочетания с проговариванием и объяснением орфограмм, указать способ проверки безударных гласных, проверяемых ударением. (В это же время у доски 1 учащийся из класса вставляет пропущенные буквы в слова, записанные на доске и выделяет орфограммы. А трое учащихся из класса (по одному с ряда), сидя за партами, работают с разноуровневыми карточками (около 7 минут), пока выполняется комментированное письмо).

Для работы у доски:

Сп...сибо, б... бл... отека, агр...ном, к...мбайн, п...ртрет, ф...милия, т...л...фон, отм...розить, ...ккуратный, ф...нтастика, к...питан, ф...нтан, к...смический, ...лф...вит, п...хота, г...зета, р...цензия.

Для комментирования:

Приласкать собаку, лечебное голодание, посветить фонариком, дорогой подарок, посмотрел вокруг, родная сторона, золотистой листвою, удивительный слонёнок, происходят над землёй, обливаться водой, показались повсюду, слезать с крыши, слизать сметану, отварить картофель, примерять костюм, в долине реки.

(Оцениваю ответ).

- А сейчас выпишите предпоследнее словосочетание (I вариант) и последнее словосочетание (II вариант) и произведите их синтаксический разбор (с/р).

- Давайте проверим, как разобрали словосочетания?

- Проверим работу у доски. Верно ли вставлены пропущенные буквы? Кто не согласен?

- На какую орфограмму эти слова? Можно ли к ним подобрать проверочные слова? А как же быть, чтобы не ошибиться в написании подобных слов?

(Работа по карточкам завершается).

VI. Синтаксическая минутка

(1 учащийся у доски, остальные - в тетрадях)

- Запишите предложение. Выделите все орфограммы в словах данного предложения. Произведите его синтаксический разбор.

СУШ- пред. сущ. предл. сущ. мест. Глаг.

Весной в саду после дождя всё зеленеет. (Повеств., невоскл., прост., двусост., распростр., не осложн.)

- Какие орфограммы в корне слова встреч, в словах этого предложения?

- Какие способы проверки использовали?

VII. Физкультминутка (пальчиковая гимнастика «Капустка»),

- Мы капустку рубили, рубили (движения прямыми ладонями вверх - вниз);

- Мы капустку солили, солили (поочерёдное поглаживание подушечек пальцев);

- Мы капустку трём, трём (потирание кулачком о кулачок);

- Мы капустку жмём, жмём (сжимание и разжимание кулачков).

VIII. Игра «Словесный мяч» (устная работа с орфограммой).

- Поиграем в словесный мяч.

Я вам кидаю слово «новинка», а вы в ответ бросаете ..., кидаю «местечко» -

отбиваете ...

Далеко, объяснить, накормить, низина, тяжёлые, спортивные, сердечный,небеса, испаряться, насмехаться, утешение, сожаление, усмирять, заменить,поварёшка.

IX. Работа с текстом (по упр. №433 (П).

В это же время первого учащегося вызываю к доске по заданию «Исправь

ошибку».

Трапинка прохадила па просике всасновом лису . Напаляне около апушки

разглидел синие цвиты.

-Обратимся к тексту упражнения №433. Я читаю.

Как вы думаете, о чём текст? Как бы вы его озаглавили?

- Внимательно посмотрите в текст. Какие предложения здесь встречаются по цели высказывания? А по эмоциональной окраске?

- Объясните пунктограммы в предпоследнем предложении.

- А сейчас работа по вариантам.

В тексте тоже встречается немало слов с безударной гласной в корне слова. Выпишите 5 слов с проверяемой безударной гласной в корне слова, орфогр. выделите (I в.) и 5 слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова, орфогр. выделите (II в.).Проверка с/р учащихся.

X. «Слово заблудилось» (устная разминка по типам орфограмм).

- Внимательно посмотрите на доску. Работаем по группам (рядами)

Какое слово в строке заблудилось, какое лишнее по типу орфограмм?

Докажите свою точку зрения.

Матрос, космонавт, циркач, рецензент. (I)

Жокей, карнавал, жонглёр, жюри. (II)

Лесной, нарядить, лечили, жёлудь. (III)

XI. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?

- А что делать со словом, в котором встречается непроверяемая безударная гласная в корне слова?

Выставление оценок.

Домашнее задание:

Составить словарный диктант из 10 слов на проверку безударных гласных в

корне слова, проверяемую:

I способом проверки -1 ряд;

II способом проверки - II ряд;

III способом проверки - III ряд.

«5» - творческое задание: сочинить грам. сказку с использование безударных

гласных в корне слова на тему:

«Приключения безударных гласных в корне слова».

«Похождения ударения к безударным гласным»









© 2010-2022