Выступление на научной конференции

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие литературного творчества учащихся при осуществлении проектной деятельности

На фоне происходящих в отечественном образовании изменений отношение к литературе как к школьному предмету достаточно неопределённое. К сожалению, многие школьники полагают, что урок литературы ничего полезного для современного молодого человека не даёт, ведь так необходимый сегодня для успеха портфолио достижений можно собрать и без любви к литературе.

Так ли это на самом деле? Главный редактор журнала «Русская словесность» А. И. Княжицкий, наоборот, именно литературу называет самым прагматичным предметом, утверждая, что «художественная литература открывает ребёнку главную тайну жизни - он не одинок в этом мире: то, что заботит его, заботило его предков, заботит его современников, будет заботить его детей и внуков». Понять вопросы, которые задаёт человеку мир, понять не просто умом и, пусть иногда подсознательно, всем ходом своей жизни ответить на них - вот вполне конкретная, в высшей степени прагматичная задача, которую ни один из школьных предметов, кроме литературы, не решит.

Невольно соглашаешься с А.И.Княжицким и в том, что «…настоящий учитель литературы отвечает за то, что происходит не только при нём, у него на уроке, но и после него, спустя годы и десятилетия. Литературное образование рассчитано не только на школьные годы, литературное образование даётся на всю жизнь. И очень часто его качество по-настоящему можно оценить спустя много лет».

Но жизнь меняется, и ничего не менять в преподавании предмета литературы нельзя. Я думаю, что из всех нововведений в образовании проектная деятельность на уроках литературы в большей степени:

- позволяет этот школьный предмет приблизить к жизни, помогает познать всё многообразие литературных сокровищ, мотивировать ребят на осознанное чтение совершенно различных произведений;

- позволяет повысить интерес к уроку литературы, готовит к дальнейшим творческим поискам, расширяет опыт исследовательской деятельности, учит позитивно организовывать совместную работу внутри группы единомышленников.

Китайская мудрость гласит: «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь». Такую возможность как раз даёт проектная технология, которая личностно ориентирована, в ней осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Она предполагает самостоятельную деятельность учащихся, использование исследовательских приёмов, наличие проблемы, требующей интегрированных знаний. Огромную роль при этом играет постоянное общение с учителем, советы и консультации которого способствуют становлению и развитию ученика как исследователя.

Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учащихся. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной - в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду.

При всем разнообразии в основе любого проекта лежит идея обеспечения максимальной самостоятельности ребенка в его продуктивной деятельности.

Исследование может быть организовано на всех этапах обучения литературе: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.

Изучать литературу в 5 классе мы начинаем со сказок. Следует заметить, что работа с литературной и фольклорной сказками - благоприятная почва для реализации различных проектов. В этой связи в педагогической деятельности практикую следующие проекты: «Образ яблока в русских народных сказках»», «Тема дороги в русских народных сказках», «Тема добра и зла в сказках», «Образ Бабы Яги в русских сказках» и др.

Литература тесно связана с другими видами искусства. А это дает учителю простор для реализации творческих и художественных проектов. С обучающимися 5-7 классов приходилось не раз рассматривать литературу в связи с другими видами искусства: музыкой, живописью, театром.

Работая с драмой А. С. Пушкина «Борис Годунов», ребята ведут исследования на материалах искусствоведов, иллюстрациях известных русских художников.

Учебный проект, который возможно предложить обучающимся 8 класса, - сборник работ, объединенный названием "История моей семьи в истории Родины".

Большой интерес у восьмиклассников вызвала работа над проектом «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха». Это был групповой проект, в котором мы пытались показать, как в различных жанрах литературы (драме «Борис Годунов», поэмах «Медный всадник» и «Анджело», «Сказке о золотом петушке») Пушкин глубоко и всесторонне рассмотрел историческое прошлое России, показал свое отношение к царской власти.

В 9 классе самая значимая и объемная тема - "Жизнь и творчество А. С. Пушкина", а любимое произведение - «Евгений Онегин». Поэтому и предложила ребятам работу над проектом «Я к Вам пишу…» (роль писем в романе). Ребята должны были сравнить письма Татьяны и Онегина и представить их как ключ к пониманию образов главных героев и как принцип создания структуры романа.

Но самым удачным проектом, на мой взгляд, стал проект - «Тема Малой родины в творчестве А. Т. Твардовского». Цель работы - выяснить, как через употребление имен собственных представлена Смоленщина в лирике поэта и в поэме «Василий Теркин».

Работая над проектом, ребята проделали огромную работу: все стихи распределили по тематическим группам, составили словарь онимов, подсчитали, сколько онимов и словоупотреблений использовал поэт в каждый период творчества, сравнили результаты, сделали выводы. Итогом исследования стал альбом-экскурсия «По местам Малой Родины А. Т. Твардовского».

В зависимости от объекта исследования ученические проектные работы по литературе в старших классах, которые выполняли мои ученики, можно разделить на следующие виды:

- монопроекты, в которых проводился анализ текста одного художественного произведения: например, «Рождение ребенка как путь к постижению Бога» (по повести Алексея Варламова «Рождение);

- проекты, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений: например, «Она не погибла, Россия» (война в творчестве Л. Н. Толстого в «Севастопольских рассказах» и в романе «Война и мир») или «Нет более тяжелого суда, чем суд собственной совести» (тема совести в творчестве В. Ф. Тендрякова в повестях «Расплата», «Ночь после выпуска», «Шестьдесят свечей», рассказ «Хлеб для собаки»);

- межпредметный проект, предполагающий интеграцию литературы, социологии и кино: «Тема детства в книге П. Санаева «Похороните меня за плинтусом» и в одноименном фильме С. Снежкина». Авторы сравнили одно и то же произведение в литературе и кино и посмотрели на проблему воспитания, семьи, детства с точки зрения социологии.

- разновозрастные проекты: «Тема чести и бесчестия в произведениях русской литературы 19 века». Учащиеся 8 класса с позиций заявленной темы рассматривали повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», 9 классники - роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», 10 классники - роман Л. Н. Толстого «Война и мир». И проект «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастна по-своему» (учащиеся 8 класса анализировали рассказ Платонова «Юшка», 10 - пьесу Островского «Гроза», романы Толстого «Война и мир», «Анна Каренина»,11 - роман Шолохова «Тихий Дон» и рассказ Солженицына «Матренин двор»)

Проектной деятельностью я занимаюсь с ребятами много лет. Ежегодно мы принимаем участие в работе НОШ. Защищая проекты, становимся часто победителями и призерами. Много раз становились победителями и призерами Городских литературных чтений. В прошлом году стали призерами Областных Твардовских чтений и Международной научной конференции школьников.

Наш опыт показал, что проектная деятельность, аккумулируя все знания, умения и навыки учащихся, выводит их на принципиально новую ступень познания и творчества, способствует самоопределению личности.

Резюмируя сказанное, следует отметить, что, во-первых, умение создавать проекты это не дань моде, а требование ФГОС. Во-вторых, проектная деятельность доказала свою эффективность в процессе осуществления системно - деятельного подхода.



© 2010-2022