Урок литературы 5 класс Поговорим о нашей малой Родине

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 5 классе.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №8 г.Томмот

Сергеенко Людмила Вячеславовна.

Используемая технология: педагогическая мастерская.

Обучение по ФГОС ООО направлено на становление личностных характеристик выпускника - гражданина, который должен любить свой край и Отечество, уважать свой народ, культуру и духовные традиции, осознавать и принимать законы человеческой жизни, семьи, гражданского общества и человечества, т. е. должны быть сформированы духовно-нравственные ценности.

Принятию духовно-нравственных ценностей жизни учеником способствуют уроки, разработанные по технологии педагогических мастерских.

Деятельность в рамках педагогической мастерской подводит к пониманию важности формирования готовности к творчеству, самоорганизации, здоровьетворению, строительству ценностных отношений.
Главное условие мастерской - свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по-новому реагировать на происходящее, создание собственного продукта творчества, именно в этом и нуждается подросток.

ТЕМА: Поговорим о нашей малой Родине...

ЦЕЛЬ:

Предметная: научить ребят элементам творческой работы ,

Метапредметная: выработать умение самостоятельно мыслить, работать с моделями, рисунками, текстом; развитие ассоциативного мышления учащихся.

Личностная: воспитание любви к родному краю и бережному отношению ко всему, что нас окружает.

Личностные результаты:

- формирование в процессе работы нравственно развитой личности, любящей свою семью, свой край, свою Родину;

- развитие потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе работы;

Метапредметные результаты:

- формирование умения по освоению способов решения творческих задач в процессе урока;

- развитие умения осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;

- развитие умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- развитие готовности слушать собеседника и вести диалог;

Предметные результаты:

- воспитание творческой личности;

- совершенствование читательского опыта;

- развитие интереса к творчеству;

- развитие умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью;

Ход урока:

1.Саморегуляция. (проводит учитель)

- Сядьте поудобнее, прикройте глаза. Помните, что вы сегодня не на уроке , а в творческой мастерской. Я ваш мастер, а вы не просто подмастерья, а творцы. Расслабьтесь. Настройте себя на успех, активную работу. Мысленно повторяйте вслед за мной: « Все мои мышцы расслабились, я успокоился, я стараюсь как можно лучше понять и осмыслить, о чем пойдет речь. Я теперь могу легко выразить словами свои мысли. Я становлюсь интересным человеком. Меня все с удовольствием слушают…»

2.Индуктор ( мотивация творческой деятельности учащихся)

Вспомним песню « С чего начинается родина»…

Мы живем в Якутии. Якутия - это наша малая родина.

Произнесите медленно слово РОДИНА. Что вы видите, когда произносите это слово? Нарисуйте эту картину словами.

3.Составление учащимися ассоциативного ряда.

- При слове родина я вижу: …бесконечные просторы , цветы около дома, речку Алдан, своих друзей….

( учитель записывает на доске, а ребята у себя на листочках)

4.Набор словаря.

- Нарисуйте земной шар. Получится круг. Круг - это символ вечности, символ вечной жизни.

Разделите его пополам по горизонтали. В верхней половине запишите теплые (приятные) слова, связанные со словом «родина».

В нижней половине запишите холодные ( неприятные) слова к этому слову.

5.Социализация и обогащение.

- Прочитайте теплые слова по цепочке, дописывайте те, которых у вас нет.

Чувствуете, как согревают эти слова, от них так и веет теплом, светом, добротой, вечностью.

Холодные слова читать не будем.

6.Память.

- А теперь вспомните свой фотоальбом. Там обязательно найдется фотография, которая вам нравится больше всего, сделанная на фоне природы. Вспомните, при каких обстоятельствах и когда была сделана эта фотография. Запишите отдельными словами свои чувства, ощущения в этот момент. Как влияла природа на ваше состояние и настроение?

7.Читаем вслух и дополняем свои списки.

8.Этап сосредоточения.

- Нарисуйте свое сердце, представьте, что это карта России. Звездочкой отметьте место нахождения нашей малой родины.

Звездочка - символ удачи, счастья, света.

Всмотритесь в полученное изображение: в каждом сердце незримо живет образ малой родины - места, где человек родился, вырос, где находятся его корни. Эти корни удивительно крепки, они напоминают о единстве Земли и Человека.

А теперь сосредоточьте внимание на рисунке и вспомните, не приходилось ли вам быть врагом по отношению к своей звездочке?

Не обижали ли вы свою землю, растения, животных, птиц?

Мысленно ответьте честно своему сердцу и дайте себе слово не повторять такого никогда, а наоборот, научиться самому и научить других любить родную землю, относиться к ней бережно и с любовью. Так, как это делали ее поэты и писатели.

9.Поэтические образы.

Прочитать стихотворения о Якутии.

Семен Данилов - народный поэт Якутии. Нежно и мудро воспевал он родной край, просто и красиво выражал любовь и гордость и Якутией, и Россией.

Стихотворение « Подснежники».

Сквозь толщу вечной мерзлоты,

Как выстрел, выбившись наружу,

Неукротимые цветы

Стоят и в непогодь, и в стужу.

Ты мужество их оцени,

Взгляни, восторга не скрывая, -

Среди снегов цветут они,

Суровый край мой украшая.

- Какие чувства поэта выражены в этом стихотворении? Согласны ли вы с ним?

Стихотворение «Моя Якутия»

Нам хорошо средь вечной мерзлоты,

Поющим с леденящими ветрами.

Мы высекаем из морозов пламя

И не боимся зимней темноты.

Мы дышим вольным воздухом одним -

Якуты, чукчи, русские, эвены -

И никакой земли во всей вселенной

Иной, чем наша, вовсе не хотим.

- Какова основная мысль стихотворения?

Моисей Ефимов - современный поэт Якутии.

Стихотворение « Ода вечной мерзлоте»

Край таежный, край любимый мой,

Дивная якутская равнина!

Воздух здесь и летом, и зимой

Свеж, как нельмовая строганина.

Ну, а если все-таки за год

Наберется грязи и отбросов -

Все сметет весенний ледоход,

Смелет все - и никаких вопросов.

Ничего не смыслят в жизни те,

Кто твердит в досужие минуты:

Мол, живут на вечной мерзлоте

Эти разнесчастные якуты.

Да, земля суровая у нас,

Жизнь трудна и нелегка работа:

В недрах превращаются в алмаз

Пролитые нами капли пота.

Но одну заветную мечту

Берегу в душе, пока живу я:

Сохранить бы эту чистоту,

Молодость и свежесть вековую.

Задание: запишите слова и словосочетания, связанные с темой

« Якутия - моя малая родина», «Край любимый мой…»

10.Ситуация разрыва.

- Еще раз напишите слово «родина». Составьте слова из букв этого слова.

( Дина, Ира, Лора…)

Символично?

Родина - рождает, род…

11.Набор словаря.

- Подберите рифмы к данным словам:

родина - ромашка -

Алдан - Томмот -

Земля - снежок -

Березы - сосны

Ель - речка -

- А теперь проверим ваши рифмы.

12.Создание текста.

Раздаются карточки с началом творческих работ.

Есть на карте родины… Люблю я родину свою…

Мне хочется сказать о Томмоте… Есть такой уголок в России…

Мне в жизни повезло… Когда мне грустно….

Здравствуй, Алдан… Якутия - край золота и алмазов

( ребята выполняют работу в течение 10 минут)

13.Социализация.

Чтение работ учащихся.

14.Рефлексия.

Что нового для себя вы открыли на уроке?

Что было трудным на уроке?

Что было интересным?

Какое настроение было у вас на уроке?

О чем бы вы хотели поговорить на следующих мастерских?


© 2010-2022