Рабочая программа по литературе (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 49

Рекомендовано на заседании Составлена на основе государственной

методического объединения программы и требований стандарта

Протокол № ___от 28.08.2014г. образования

_________/С.А.Дегтярева/

Принято на заседании

педагогического совета

Протокол № ___от 29.08.2014г.

Утверждено руководителем

образовательного учреждения

Приказ № ___от ____.____.2014г.

Подпись____________/М.В.Тихонова/

М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ.

7 КЛАСС.


Составитель: Гильфанова О.И.




Ижевск 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного среднего образования, опубликованного в сборнике нормативных документов по литературе для общеобразовательных учреждений.

Данная рабочая программа составлена для обучающихся 7 класса. Расчет часов сделан на основе федерального базисного учебного плана, в котором на изучение литературы в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Программа соответствует федеральному государственному стандарту. Программа отражает обязательный минимум содержания образования для средней школы. Количество часов в учебном плане соответствует базисному учебному плану 2004 года на основании приказа МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года с изменениями в соответствии с приказами МО и Н России № 241 от 20.08.2008г.

Предмет литература входит в образовательную область «филология. Главная цель школы - подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.

Цель литературного образования - способствует духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Цель литературного образования определяет характер определенных задач, которые решаются на уроках литературы.

Учащиеся должны сформировать представление о художественной литературе, как искусстве слова, освоить теоретические понятия, которые способствуют глубокому постижению художественных произведений; воспитывать культуру чтения; сформировать потребность в чтении; совершенствовать устную и письменную речь.

Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, навыки. Логика данного процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика.

В 7 классе особое внимание уделяется проблеме рода и жанра. Модель курса помогает увидеть сложную жизнь искусства слова. Два момента определяют логику работы в этом классе: наблюдение за конкретными жанрами и их особенностями и наблюдение за неразрывной связью между временем и формами искусства слова.

Первую задачу решает анализ каждого конкретного произведения, вторую - специальные разделы, посвященные истории некоторых жанров.

Большое значение имеет межпредметная связь, возможное обращение к другим учебным предметам. Особое внимание следует уделять осуществлению связей предметов эстетического цикла. Опираясь на имеющиеся у учащихся знания и представления, надо устанавливать взаимосвязь произведений искусства, на основе общности их тематики, проблематики, идейно эстетических позиций авторов. (Русский язык - прямое и переносное значение слова. Изобразительное искусство - А. Опекушин. Памятник А.С. Пушкину; В. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина; О. Кипренский Портрет А.С. Пушкина. Музыка «Украинские народные песни и танцы». Русский язык - подробное и выборочное изложение текста публицистического характера, сочинения-рассуждения на морально-эстетическую тему).

Необходимо использовать учебник - хрестоматию «Литература», автор Т. Ф. Курдюмова. Приказ МО и Н РФ от 19.12.2012г. № 1067 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательном учреждении, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год». Книга направлена на воспитание ученика как образованного и вдумчивого читателя, способного понять художественную ценность произведений, определить их место в историко-литературном процессе. В хрестоматии раскрывается жанровая структура литературных произведений, приводятся сведения об истории развития некоторых жанров.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Цель:

Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют

Задачи обучения:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Программа ориентирована на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.

Программа предусматривает овладения знаниями и умениями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) - небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5-9 классах.

Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 7 классе.













КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№/№

Раздел, тема

Кол-во часов

(всего)

Из них

изучение нового и закрепление

Зачет

1

Введение

1

1

0

2

Фольклор

3

3

0

3

Литература 19в.

34

33

1

4

Литература 20в.

30

29

1

Всего

68

66

2



№ уч. недели

№ ур. в году

№ ур. в раз.

Содержание

Форма урока

Основные единицы (отдельно отразить работу в рамках программы «Одаренные дети»)

Формы контроля

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

1

1

1

Введение. Роды и жанры художественной литературы.

Лекция

1.Знакомство с учебником.

2.Роды и жанры литературы.

3.Судьба эпоса, лирики, драмы в литературе разных народов.

4.Постоянное обновление жанров. Новое содержание и старые формы.

5.ТЛ: роды и жанры литературы.

Беседа. Викторина. Работа со словарями. Ответы на вопросы.


Фольклор (3ч)

1

2

1

Жанры фольклора. Былина «Садко-купец, богатый гость».

Практикум

1. Жанры фольклора. Живые жанры УНТ.

2. Былина как один из самых распространенных жанров устного народного творчества.

3. Анализ былины.

4. ТЛ: былина, гипербола.

Выразительное чтение статьи учебника и художественный пересказ.

Ответы на вопросы.

Анализ произведения.

2

3

2

Художественные особенности сатирической драмы «Барин». Детский фольклор.

Деловая игра

  1. Жанр драмы - пьеса-игра.

  2. Детский фольклор.

  3. ТЛ: пьеса

Выразительное чтение текста.

Беседа по вопросам.

Ролевое чтение.

2

4

3

В/чтение. Детский фольклор.

Лекция

Углубление понятия о жанрах детского фольклора, развитие навыков устной речи.

Устный ответ по теме урока.




Литература 19 века (34ч)

3

5

1

Жанры классической литературы XIX века. История басни.

Путешествие

  1. Жанр басни.

  2. История басни. Басня в античной литературе. Басни Эзопа, Лафонтена, русская басня XVIII века Сумарокова, басня начала XIX века. Басни Козьмы Пруткова.

  3. Биография И.А.Крылова.

  4. ТЛ: басня и притча.

О.Д.: составление басни.

Выразительное чтение басен.

Ответы на вопросы о характерах героев.

Подбор цитат.

3

6

2

Викторина по басням И.А.Крылова

Викторина

  1. Викторина.

  2. Чтение басни наизусть.

Викторина.

Выразительное чтение басни наизусть..

4

7

3

Из истории баллады. В.А.Жуковский. Баллады «Рыбак», «Перчатка».

Диалог

  1. .Биография В.А.Жуковского

  2. Истоки жанра баллады.

  3. Теория стихосложения.

  4. Выразительное чтение и анализ баллад.

  5. ТЛ: баллада.

Ответы на вопросы. Выразительное чтение и анализ баллад.

4

8

4

Дж. Г.Байрон. Жизнь поэта- властителя дум и его творчество.

Беседа

знакомство с личностью Байрона; введение русской поэзии в контекст мировой (Пушкин, Лермонтов)

выразительное чтение стихотворений Пушкина, Лермонтова, посвященных Байрону

5

9

5

Романтический герой в лирике Байрона.

Беседа

знакомство с понятием «романтический герой» на примере стихотворений Байрона

развернутый ответ на вопрос

5

10

6

Богатство и разнообразие жанров лирики и прозы А.С.Пушкина. Лирика.

Исследование

  1. Биография А.С.Пушкина.

  2. Выразительное чтение и анализ лирических произведений А.С.Пушкина.

  3. Богатство тематики и разнообразие лирических и эпических жанров в творчестве писателя.

Сообщения учащихся.

Беседа по вопросам.

Выразительное чтение.

Элементы анализа текста.

6

11

7

Выразительное чтение стихотворений Пушкина наизусть.

Конференция

чтение наизусть


Выразительное чтение наизусть стихотворений, обсуждение

6

12

8

Особенности жанра и композиции повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».

Лекция

  1. Роль автора и рассказчика в «Повестях Белкина».

  2. Особенности жанра и композиции повести «Барышня-крестьянка».

  3. Характеристика героев произведения

  4. ТЛ: повесть

Беседа по вопросам.

Комментированное чтение.

Художественный пересказ.

Анализ произведения.

7

13

9

В/чтение. «Повести Белкина» в оценке критики и литературоведения

Диалог

Показать роль автора и рассказчика в «Повестях Белкина», оценку критики и литературоведения.

О.Д.: составление повести.

Написание отзыва

7

14

10

История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский». Сюжет, композиция, герои романа.

Беседа

  1. Из истории романа. Расцвет жанра романа, богатство вариантов этого жанра, споры о его роли в современной литературе.

  2. История создания романа.

  3. Незавершенный роман «Дубровский».

  4. Особенности сюжета.

  5. Характеристика некоторых героев.

  6. ТЛ: роман.

Анализ произведения.

Беседа по вопросам.

8

15

11

Главный герой романа А.С.Пушкина «Дубровский».

Лекция

  1. Образ Владимира Дубровского.

  2. Изображение автором чувств, переживаний героя.

  3. Мотивы поступков героя.

  4. Авторское отношение к героям.

  5. Слияние признаков социального и любовного романов.

Составление плана.

Выразительное чтение.

Анализ текста.

Характеристика героев.

8

16

12

Дубровский и Маша Троекурова. Судьба героев романа. Сочинение по роману.

Лекция

  1. Герои романа и их судьбы.

  2. Вывод об авторском отношении к героям, об идее романа.

  3. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

Пересказ текста.

Беседа по вопросам.

Характеристики героев.

Выводы.

Сочинение.

9

17

13

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Смерть поэта» и его история. Жанры лирики.

Лекция

1. Творческий путь писателя

2. Богатство жанров лирики Лермонтова.

3. Роль стихотворения «Смерть поэта» в судьбе автора.

4. Особенности композиции стихотворения.

Выступления учащихся.

Выразительное чтение.

Беседа по вопросам.

Элементы анализа текста.

9

18

14

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». История создания.

Беседа, практикум

  1. Особенности образа романтического героя и романтического конфликта в поэме.

  2. Рифма в лирике и поэме.

  3. ТЛ: поэма, романтический герой.

Комментированное чтение.

Элементы анализа поэтического текста.

10

19

15

Сюжет, композиция, герои поэмы Лермонтова «Мцыри».

Беседа

  1. Своеобразие сюжета и композиции поэмы Лермонтова.

  2. Герой поэмы и его исповедь.

  3. Особенности романтического пейзажа.

Пересказ.

Беседа о прочитанном.

Выразительное чтение.

Комментированное чтение.

Составление цитатного плана.

10

20

16

Н.В.Гоголь. «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией.

Лекция

1. Биография писателя.

2. История создания комедии.

3. Россия XIX века в сюжете и героях комедии.

4. ТЛ: комедия, афиша, реплика, ремарка.

О.Д.: составление комедии.

Выразительное чтение.

Чтение по ролям.

Беседа по вопросам.

11

21

17

Характеристика героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Беседа

  1. Сила обличения социального зла в комедии.

  2. Городничий и чиновники города N. Хлестаков.

  3. Женские образы комедии.

  4. Мастерство композиции и речевых характеристик.

  5. Авторские ремарки в пьесе.

  6. Гоголь в комедии.

  7. «Хлестаковщина».

  8. Сценическая история комедии (театр, кино).

Выразительное чтение по ролям.

Комментированное чтение.

Групповая характеристика героев.

11

22

18

Характеристика героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

исследование

  1. Сила обличения социального зла в комедии.

  2. Городничий и чиновники города N. Хлестаков.

  3. Женские образы комедии.

  4. Мастерство композиции и речевых характеристик.

  5. Авторские ремарки в пьесе.

  6. Гоголь в комедии.

  7. «Хлестаковщина».

  8. Сценическая история комедии (театр, кино).

Выразительное чтение по ролям.

Комментированное чтение.

Групповая характеристика героев.

12

23

19

Инсценирование эпизодов комедии Гоголя «Ревизор».

мультимедиа

  1. Инсценирование эпизодов комедии.

  2. Викторина

Инсценирование эпизодов комедии.

Выразительное чтение по ролям.

Беседа по вопросам.

Викторина.

12

24

20

Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Сочинение

Сочинение.

Написание сочинения.

13

25

21

Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Сочинение

Сочинение.

Написание сочинения.

13

26

22

И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе». Общая характеристика жанра.

Лекция

1. Творческий путь писателя.

2. Особенности жанра стихотворения в прозе.

3. Философский смысл и нравственный пафос стихотворений.

4. «Русский язык» - выражение преданной и безграничной любви к Родине.

5. Соотнесение личной судьбы с судьбой страны.

6. ТЛ: стихотворения в прозе.

Индивидуальные выступления учащихся.

Выразительное чтение.

Чтение наизусть стихотворений в прозе.

Анализ текста.

14

27

23

И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе». Общая характеристика жанра.

Беседа, практикум

1. Творческий путь писателя.

2. Особенности жанра стихотворения в прозе.

3. Философский смысл и нравственный пафос стихотворений.

4. «Русский язык» - выражение преданной и безграничной любви к Родине.

5. Соотнесение личной судьбы с судьбой страны.

6. ТЛ: стихотворения в прозе.

О.Д.: чтение стихотворения наизусть дополнительно.

Индивидуальные выступления учащихся.

Выразительное чтение.

Чтение наизусть стихотворений в прозе.

Анализ текста.

14

28

24

Н.А.Некрасов. Жанры лирики. Сюжет и герои стихотворения «Размышления у парадного подъезда».

Беседа

1. Творческий путь писателя.

2. Гражданская лирика писателя.

3. Судьба народа в лирических и лироэпических произведениях Некрасова.

4. «Размышления у парадного подъезда» как отклик на самые острые вопросы современности.

5. Идея и пафос стихотворения.

6. Особенности лирического героя.

7. Автор в лирике поэта.

Фронтальный опрос.

Выразительное чтение.

Чтение наизусть.

15

29

25

Н.А.Некрасов. Жанры лирики. Сюжет и герои стихотворения «Размышления у парадного подъезда».

Лекция

1. Творческий путь писателя.

2. Гражданская лирика писателя.

3. Судьба народа в лирических и лироэпических произведениях Некрасова.

4. «Размышления у парадного подъезда» как отклик на самые острые вопросы современности.

5. Идея и пафос стихотворения.

6. Особенности лирического героя.

7. Автор в лирике поэта.

Фронтальный опрос.

Выразительное чтение.

Чтение наизусть.

15

30

26

Творчество Н.С.Лескова. Сказ «Левша». Особенности жанра сказа.

Беседа

  1. Творчество Лескова.

  2. Жанр сказа, сюжет и герои сказа.

  3. Необычность повествования.

  4. ТЛ: сказ как жанр эпоса.

Доклады учащихся.

Выразительное чтение.

Беседа по вопросам.

16

31

27

Характеристика героев сказа «Левша».

исследование

  1. Выборочная характеристика героев.

  2. Анализ произведения.

Выборочная характеристика.

Выразительное чтение.

Беседа по вопросам.

16

32

28

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

мультимедиа

1. Творческий путь писателя.

2. Особенности жанра сказки, герои сказок и их сюжеты.

3. Сатирический пафос сказки.

4. Анализ текста.

5. Характеристика героев.

6. ТЛ: литературная сказка, сатира и гротеск.

Индивидуальная работа учащихся.

Анализ произведения.

Беседа по вопросам.

Выразительное и комментированное чтение.

Работа с планом.

17

33

29

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

путешествие

1. Творческий путь писателя.

2. Особенности жанра сказки, герои сказок и их сюжеты.

3. Сатирический пафос сказки.

4. Анализ текста.

5. Характеристика героев.

6. ТЛ: литературная сказка, сатира и гротеск.

Индивидуальная работа учащихся.

Анализ произведения.

Беседа по вопросам.

Выразительное и комментированное чтение.

Работа с планом.

17

34

30

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Конференция

  1. Творчество писателя.

  2. Рассказ «Как я …» как памфлет.

  3. Особенности сатиры Твена.

  4. Сюжет, герои и приемы изображения, гротеск как прием.

  5. Анализ произведения.

О.Д.: составление газеты.

Фронтальный опрос.

Анализ произведения.

Беседа по вопросам.

18

35

31

А.П.Чехов. Ранние рассказы.

Викторина

1. Творческий путь писателя.

2. Комическое в литературе.

3. Выразительность юмористических характеристик героев, забавный набор реплик, безудержный юмор и жизнелюбие повествования.

Анализ произведения.

Беседа по вопросам.

Работа с учебником.

Чтение по ролям.

18

36

32

Сочинение-описание портрета героя одного из художественных произведений.

Сочинение

  1. Искусство портрета в творчестве писателей XIX века.

  2. Портрет в эпических, лирических произведениях, портрет в поэме, портрет в искусстве слова и в других видах искусства.

  3. Знания по теории литературы.

  4. Творческое сочинение.

Написание сочинения.

19

37

33

Артур Конан Доиль. Рассказы о Шерлоке Холмсе. «Пляшущие человечки».

Диалог

  1. Биография писателя.

  2. Детективный рассказ как жанр.

  3. Специфика детективного рассказа, сюжет и герои.

  4. Анализ произведения.

Выразительное чтение.

Анализ произведения.

Беседа по вопросам.

19

38

34

Зачет по теории литературы.

Зачет

Зачет

Написание зачета




Литература 20века (30ч)

20

39

1

Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях XX века. Творчество В.Я.Брюсова.

Путешествие

  1. Особенности жанров эпоса, лирики и драмы XX века.

  2. Отражение духовных поисков человека XX века в лирике.

  3. Роль Брюсова в поэзии начала XX века.

Комментированное чтение. Беседа по вопросам.

Выразительное чтение.

Анализ текста.

20

40

2

Жанры лирики К.Д.Бальмонта.

Исследование

  1. Знакомство с лирикой Серебряного века.

  2. Анализ поэтического текста.

Выразительное чтение.

Элементы анализа поэтического текста.

21

41

3

Активность поисков новых жанров в лирике И.Северянина.

Викторина

  1. Богатство творческих поисков Серебряного века.

  2. Анализ текста.

Выразительное чтение.

Беседа по вопросам.

Элементы анализа поэтического текста.

21

42

4

Два перевода стихотворения Р.Киплинга «Если…».

Беседа

  1. Особенности разных переводов одного стихотворения.

  2. Нравственная проблематика в лирике XX века.

  3. Идея стихотворения.

  4. Анализ текста.

Выразительное чтение.

Анализ произведения.

Сопоставительный анализ стихотворения.

22

43

5

Из истории сонета.

Диалог

  1. Особенности жанра сонета.

  2. Развитие жанра.

  3. Взаимосвязь западноевропейской и русской литератур.

  4. ТЛ: сонет.

Индивидуальные выступления учащихся.

Беседа по вопросам.

Словарная работа.

Элементы анализа поэтического произведения.

22

44

6

Из истории сонета.

Диалог

  1. Особенности жанра сонета.

  2. Развитие жанра.

  3. Взаимосвязь западноевропейской и русской литератур.

  4. ТЛ: сонет.

Индивидуальные выступления учащихся.

Беседа по вопросам.

Словарная работа.

Элементы анализа поэтического произведения.

23

45

7

М.Горький. «Старуха Изергиль». Сюжет и герои легенды о «Данко»

Диалог

  1. Творческий путь писателя.

  2. Романтизм, романтический герой.

  3. Сочетание в рассказе реалистического повествования и легенд о Данко и Ларре.

  4. «Легенда о Данко» как утверждение подвига во имя людей. Сюжет легенды и его место в произведении «Старуха Изергиль».

  5. Романтический сюжет и романтический образ Данко.

  6. ТЛ: романтизм, романтический герой.

Беседа по вопросам.

Элементы анализа текста.

Комментированное чтение.

23

46

8

М.Горький. «Старуха Изергиль». Сюжет и герои легенды о «Данко»

конференция

  1. Творческий путь писателя.

  2. Романтизм, романтический герой.

  3. Сочетание в рассказе реалистического повествования и легенд о Данко и Ларре.

  4. «Легенда о Данко» как утверждение подвига во имя людей. Сюжет легенды и его место в произведении «Старуха Изергиль».

  5. Романтический сюжет и романтический образ Данко.

  6. ТЛ: романтизм, романтический герой.

О.Д.: составление легенды.

Беседа по вопросам.

Элементы анализа текста.

Комментированное чтение.

24

47

9

М.Горький. «Старый Год».

Викторина

1. Основная идея произведения.

2. Анализ произведения.

Комментированное чтение.

Беседа по вопросам.

24

48

10

М.Горький. «Старый Год».

Диалог

1. Основная идея произведения.

2. Анализ произведения.

Комментированное чтение.

Беседа по вопросам.

25

49

11

В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Беседа

1. Биография писателя

2. Оригинальность, значение личности поэта и его произведений.

3. Проблема творчества в произведении. Поэт и Солнце.

4. Новаторство Маяковского. Мир Маяковского - мир гипербол.

5. «Необычайное приключение …» как гимн творчеству.

6. Сатирические гимны поэта. Новое оформление старых жанров. Особенности стиха Маяковского.

7. ТЛ: футуризм, гипербола.

Индивидуальные выступления учащихся.

Выразительное чтение.

Беседа по вопросам.

25

50

12

В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Исследование

1. Биография писателя

2. Оригинальность, значение личности поэта и его произведений.

3. Проблема творчества в произведении. Поэт и Солнце.

4. Новаторство Маяковского. Мир Маяковского - мир гипербол.

5. «Необычайное приключение …» как гимн творчеству.

6. Сатирические гимны поэта. Новое оформление старых жанров. Особенности стиха Маяковского.

7. ТЛ: футуризм, гипербола.

Индивидуальные выступления учащихся.

Выразительное чтение.

Беседа по вопросам.

26

51

13

М.А.Булгаков. «Ревизор с вышибанием».

Исследование

1. Творческий путь писателя.

2. «Ревизор с вышибанием» - сатира на злобу дня и на невежество героев «новой постановки».

3. Необычная связь эпиграфа с текстом.

4. Роль в сценке текста Н.В.Гоголя.

5. ТЛ:

Комментированное чтение по ролям.

Беседа по вопросам.

26

52

14

М.А.Булгаков. «Ревизор с вышибанием».

Лекция

1. Творческий путь писателя.

2. «Ревизор с вышибанием» - сатира на злобу дня и на невежество героев «новой постановки».

3. Необычная связь эпиграфа с текстом.

4. Роль в сценке текста Н.В.Гоголя.

5. ТЛ:

Комментированное чтение по ролям.

Беседа по вопросам.

27

53

15

К.Г.Паустовский. «Рождение рассказа».

путешествие

1. Поэтическая проза Паустовского.

2. Мир героев писателя и мир его творчества.

3. Герой рассказа и его мучительные поиски творческого подъема, вдохновения.

4. Природа и окружающие люди как причина возникновения творческого импульса.

О.Д.: составление рассказа.

Комментированное чтение.

Составление плана.

Беседа по вопросам.

27

54

16

Рецензирование одного из изученных произведений.

Исследование

1.Закрепление понятия о жанрах и их подвижности.

2. Жанр рецензии.

Самостоятельное написание рецензии.

28

55

17

М.А.Шолохов. «Они сражались за Родину».

Викторина

1.Биография писателя.

2. Битва за Родину в первые месяцы войны. Трагические события отступления армии.

3. Эпизоды боев в южных степях страны.

4. Стойкость и героизм участников сражений.

5. Описание событий войны по их живым следам.

Художественный пересказ.

Анализ произведения.

Беседа по вопросам.

Комментированное чтение

28

56

18

М.А.Шолохов. «Они сражались за Родину».

Беседа

1.Биография писателя.

2. Битва за Родину в первые месяцы войны. Трагические события отступления армии.

3. Эпизоды боев в южных степях страны.

4. Стойкость и героизм участников сражений.

5. Описание событий войны по их живым следам.

Художественный пересказ.

Анализ произведения.

Беседа по вопросам.

Комментированное чтение

29

57

19

Жанры лирики Твардовского.

Диалог

  1. Биография писателя.

  2. Богатство тематики Твардовского.

  3. Тема ВОВ и мировых трудовых, будней.

  4. Лирические раздумья поэта. Картины родной природы. Природа и человек.

Беседа по вопросам.

Выразительное чтение.

Элементы анализа поэтического произведения.

29

58

20

В.Г.Распутин. «Уроки французского».

Диалог

1. Творчество писателя.

2. Трудные годы страны на страницах рассказа.

3. Любознательность юного героя.

4. Душевная теплота учительницы, ее умение помочь мальчику.

5. Значение названия рассказа.

6. Гуманизм рассказа.

Индивидуальные выступления учащихся.

Беседа по вопросам.

Комментированное чтение.

30

59

21

В.Г.Распутин. «Уроки французского».

Диалог

1. Творчество писателя.

2. Трудные годы страны на страницах рассказа.

3. Любознательность юного героя.

4. Душевная теплота учительницы, ее умение помочь мальчику.

5. Значение названия рассказа.

6. Гуманизм рассказа.

Индивидуальные выступления учащихся.

Беседа по вопросам.

Комментированное чтение.

30

60

22

Из истории эссе. К.Г.Паустовский. «Радость творчества».

конференция

  1. Особенности жанра эссе.

  2. Популярность жанра эссе в литературе.

  3. ТЛ: эссе.

О.Д.: написание эссе.

Выборочный пересказ.

Беседа по вопросам.

Выразительное чтение.

Написание эссе.

31

61

23

Ф.А.Абрамов. «О чем плачут лошади»

Викторина

1. Эстетические, нравственные и экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе.

2. Логика истории и развития связей природы и человека.

3. Важность и актуальность выдвинутой проблемы.

Выразительное чтение.

Словарная работа.

Беседа по вопросам.

31

62

24

А.В.Вампилов. «Несравненный Наконечников».

Беседа

1. Творческий путь писателя.

2. Водевильное решение проблемы выбора призвания.

3. Герои произведения.

4. Психологическая точность и юмор диалогов. Мастерство ремарок.

5. Серьезные проблемы веселого жанра.

6. Замысел незавершенного водевиля.

7. ТЛ: водевиль.

Анализ произведения.

Фронтальный опрос.

Выразительное чтение по ролям.

Беседа по вопросам.

32

63

25

Роберт Шекли. «Запах мысли».

Беседа

  1. Знакомство с творчеством автора.

  2. Жанр рассказа в научно-фантастической литературе.

  3. Особенности юмора в фантастическом произведении.

Беседа по вопросам.

Комментированное чтение.

32

64

26

Из истории пародии.

Исследование

  1. Пародия как жанр критико-сатирической литературы.

  2. Пародия разных эпох и ее роль в истории литературы.

  3. Современная пародия. Пародия и карикатура. Пародия и шарж.

  4. ТЛ: пародия. Фельетон. Шарж.

Выразительное чтение.

Сопоставительный анализ текстов.

33

65

27

В/чтение. Фантастический мир Р.Бредбери

Исследование

Знакомство с творчеством

Р. Бредбери

Чтение

33

66

28

В/чтение. Фантастический мир Р.Бредбери

Лекция

Знакомство с творчеством

Р. Бредбери

Презентации

34

67

29

ИКР, Итоговый зачет по теории литературы.

Зачет

Зачет.

Выполнение зачета.

34

68

30

Подведем итоги.

Беседа

  1. Итоги чтения за год и анализ составляющих его жанров.

  2. Рекомендации по самостоятельному чтению во время каникул.

Беседа по вопросам.

Перечень учебно-методического обеспечения для учителя и для учащихся:


  1. Литература. 7 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений /автор-составитель Т.Ф.Курдюмова. - М.: Дрофа,2003

  2. Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.А.Холодкова. - Литература в 7 классе. Урок за уроком. - М.: Русское слово, 2007

  3. И.И.Аркин. Уроки литературы в 7 классе. - М.: Просвещение, 2007

  4. В.Я.Коровина. Литература. 7 класс. Методические советы. - М.: Просвещение, 1997

  5. Литература 7 класс. Поурочные планы. (По учебнику В.Я.Коровина). Составитель: Скоркина Н.М. - Волгоград, Учитель - АСТ, 1999

  6. Охременко Н.В., Федина О.В. Итоговые работы по литературе. 5-11 класс. - М.: Аквариум, 1997

  7. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. - М.: Дрофа, 1996

  8. По следам школьных учебников. Рабочая тетрадь. ЛИТЕРАТУРА-7. - М.: Айрис-пресс, 2000

  9. Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)»: пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1990

  10. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению литературы: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985

  11. Панов Б.Т. Внеклассная работа по литературе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980







© 2010-2022