Исследовательская работа Паспорт слова Патриотизм

 В настоящее время назрелапотребность  в понимании  общества к отношению каждого из нас к патриотизму, к Родине, к стране. В данной исследовательской работе совместно с учащимися 6-х классов мы пытались ответить на вопрос : " Отношение к патриотическому воспитанию в школах".Объект исследования: учащиеся 6-х классов школы, учителя, родители.Цель проекта: составить паспорт слова «патриотизм», то есть  рассмотреть его с разных сторон.    Задачи: 1.Определить происхождение слова «патриотизм». 2.Проа...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Всероссийская научно-социальная программа

для молодежи и школьников «Шаг в будущее»



IV районный конкурс исследовательских работ

обучающихся 2-7 классов «ЮНИОР»








Паспорт слова «патриотизм»















Автор:

Никифорова Ксения,

МБОУ «Лянторская СОШ №5»,

6 а класс

Научный руководитель:

Байрамгулова Гульфия Шакирьяновна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Лянторская СОШ №5»





Сургутский район

2014 год

Содержание

I.Введение:

тема, актуальность, проблема, объект и предмет исследования 4

,цели и задачи, методы, гипотеза

II. Теоретический обзор.

Раздел 1.Этимология слова 5 Раздел 2.Значение слова «патриот» 6

Раздел 3.Преимущества патриотизма, как развивать в себе патриотизм,

крылатые выражения о патриотизме 6

Раздел 4.Патриотизм в лирике М.Ю. Лермонтова,

патриотизм в лирике А.С. Пушкина. 7

III.Практическая часть:

-собственно исследование 7

-результаты исследования 8

-анализ исследования 8

VI. Выводы.

V. Список использованной литературы.














I. Введение

Вы когда-нибудь заглядывали в паспорт человека? В нём очень много сведений: где и когда родился его обладатель, как его зовут, есть ли у него семья, где он проживает. Паспорт - основной документ гражданина России.
Паспорт имеют не только люди. Например, есть паспорта у автомобилей - в них указываются важнейшие технические характеристики автомашин. Прилагаются паспорта и к бытовым приборам, аудио­ и видеотехнике: в них рассказано, для чего предназначено то или иное устройство, как им правильно пользоваться.
Каждому слову языка тоже можно выдать свой паспорт. Что же будет в нём написано? Во-первых, можно указать происхождение слова. Какие­-то слова живут в языке давно, они родились в нём и принадлежат ему (их называют исконными), какие­-то пришли из других языков (это - слова заимствованные).
Во-вторых, слово имеет возраст. Есть слова - ­пенсионеры (устаревшие слова), а есть только недавно появившиеся на свет слова­ - малолетки (их называют неологизмами).
В-третьих, у слов могут быть различные области употребления. Одни слова знают все, они всем понятны (их называют общеупотребительными словами). Другие известны только жителям какой­-либо территории (диалектизмы) или людям одной определённой профессии (термины и профессионализмы).
Наконец, слова могут иметь определённую стилистическую окраску. Какие-­то слова встречаются только в разговорной речи (они так и называются разговорные слова), какие-то услышать можно редко, поскольку употребляются они в основном в книгах (книжные слова).
Если суммировать всю информацию про слово, то мы и получим его паспорт. Однако чтобы правильно указать тот или иной признак слова, нужно провести большую предварительную работу Каждое слово уникально. Даже слова служебных частей речи имеют множество значений и оттенков. В обыденной жизни мы не задумываемся над каждым отдельно взятым словом, а воспринимаем их в совокупности. Есть в языке слова, которые ранят, обижают. Есть в речи слова, которые поддерживают нас в трудную минуту, есть слова, которые вдохновляют на благородные поступки и даже подвиги.

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Я буду исследовать слово « патриотизм»

Актуальность. В настоящее время назрела потребность в понимании общества к отношению каждого из нас к патриотизму, к Родине, к стране.

Проблема: отношение к патриотическому воспитанию в школах.

Объект исследования: учащиеся 6-х классов школы, учителя, родители.

Предмет исследования: исследование понимания и отношения к патриотизму

Цель проекта: составить паспорт слова «патриотизм», то есть рассмотреть его с разных сторон.

Задачи:

1.Определить происхождение слова «патриотизм».

2.Проанализировать семантические свойства данного слова.

3.Значение слова патриотизм в словарях.

4.Выявить слова, родственные слову «патриотизм», синонимы слову «патриотизм».

5.Проверить, как слово употребляется в литературе.

6.Провести социологическое исследование (анкетирование) среди учеников . среднего звена школы с целью определения: отношения учащихся к патриотизму. Методы исследования:

Анкетирование учащихся, учителей, родителей школы.

Гипотеза:

Я предполагаю, что слово патриотизм недостаточно знакомо учащимся, они будут затруднятся в понимании этого слова. Тезис: каждому слову можно дать паспорт. Сделать это можно только после проведения тщательного лингвистического анализа.





Теоретический обзор

Раздел I.

Этимология слова

Слово заимствовано непосредственно из французского языка или через немецкий язык в значении человека преданного и любящего свою Родину Время заимствования определяется по-разному. По одним источникам - XVI век. По другим - значительно позднее - у Петра I, во времена которого идея служения отечеству и, прежде всего военного была особенно сильна. Поэтому в самом начале патриотизм как черта патриота имел значение военного патриотизма.

Истоки - в латинском слове patriota. Оно восходит к греческому - patriōtēs - patria потомки, родственники, земля отцов. Поэтому исходный пункт всей этимологической цепочки - patēr- отец. В д ругих источниках отмечается, что, попав в латынь из древнегреческого, оно имело значение и "земляк".

Главное производное слово от слова "патриот" - патриотизм. В наше время оно означает любовь к своему Отечеству, преданность ему и народу, готовность к жертвам и подвигам во имя интересов Отечества. Появились и переносные значения - преданность чему-либо, горячая любовь к чему-либо.

Раздел 2.Значение слова патриот



Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

патриот

патриотка, любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм м. любовь к отчизне. Патриотический, отчизненный, отечественый, полный любви к отчизне. Патримониальный, отеческий, отний, отчий, отчиный.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

патриот

патриота, м. (греч. patriotes - земляк). человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины. Советские патриоты зорко охраняют границы родной страны. Большевики, разоблачая роль социал-патриотов в войне 1914-1918 гг., указывали, что они, социал-патриоты, социалисты на словах и патриоты империалистического отечества на деле. Квасной патриот - человек, преисполненный квасного (см.) патриотизма.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

патриот

-а, м.

1.Человек, проникнутый патриотизмом. Истинный п.

2.перен., чего. Человек, преданный интересам какого-н. дела, глубоко привязанный к чему-н. П. своего завода.

ж. патриотка, -и.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

патриот

м.

  1. Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

  2. разг. Тот, кто предан чему-л., горячо любит что-л.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

добровольная организация патриотов

подпольная комсомольско-молодежная группа в Великую Отечественную войну в с. Алексеевка Запорожской обл. в 1942 (ок. 40 чел.). Большинство участников казнено фашистами.

союз польских патриотов

СОЮЗ ПОЛЬСКИХ ПАТРИОТОВ (СПП) массовая антифашистская организация в 1943-46. Основан В. Василевской, А. Лямпе, А. Завадским и др. Организатор (1943) Войска Польского. В 1944 члены СПП вошли в Польский комитет национального освобождения.

союз русских патриотов

в 1943-48 (после 1946 - советских патриотов), создан русскими эмигрантами и их детьми во Франции (один из руководителей - Г. В. Шибанов); участники Движения Сопротивления. После 1945 сыграли активную роль в реэмиграции.

Синонимы

Отчизнолюбие, верноподданство, верноподданность, верноподданничество.

Родственные слова

Патриот, патриотка,патриотизм, патриотик, патриотически, патриотический,патриотичнейший, патриотично, патриотичность, патриотичный,

Раздел 3.

Преимущества патриотизма

Патриотизм придаёт силы - от осознания того, что за спиной человека незримо стоят сотни поколений его предков.

Патриотизм даёт радость - от осознания достоинств и успехов своей страны.

Патриотизм даёт ответственность - за семью, народ и Родину.

Патриотизм даёт уверенность - за счет чувства сопричастности к судьбе страны.

Патриотизм даёт свободу - действовать во благо своей стране.

Патриотизм даёт уважение - к истории, традициям и культуре страны.

Проявления патриотизма в повседневной жизни.

1.Освободительные войны. Именно патриотизм, как основа сплоченности перед лицом неприятеля, помогал народам выигрывать самые страшные войны в случае, если они не были захватническими.

2.Военная служба. Готовность защищать Родину от внешнего врага - неотъемлемый признак патриотизма; человек, выбравший военную службу - проявляет патриотизм.

3.Национальные обычаи, традиции. Примером «бытового» проявления патриотизма могут служить неповторимые национальные костюмы разных народов.

Как развить в себе патриотизм

1.Семейное воспитание. Родители, проявляющие любовь и уважение к своей стране, и прививающие эти чувства детям - воспитывают детей патриотами.

2.Интерес к национальной культуре и традициям. Для того чтобы любить свой народ - его необходимо знать; осознанно изучая историю своего народа, человек воспитывает в себе патриотизм.

3.Информированность. Патриотизм предполагает гордость за достижения своей страны; интерес к информации, связанный со всеми сторонами жизни общества и страны - создает базу для развития и проявления патриотизма.

4.Путешествия по своей стране. Лучшее средство узнать и полюбить свою Родину.

Крылатые выражения о патриотизме

Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины.

- Джон Кеннеди -

Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу.

- Патриарх Алексий II -

Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ.

- Николай Чернышевский -

Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные

- Александр Пушкин -

Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё.- Теодор Рузвельт

- Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись; горе тому, кто это думает, двойное тому, кто действительно без нее обходится.

Тургенев И. С.

Нет счастья вне родины, каждый пускай корни в родную землю.

Тургенев И. С.

Чужбина родиной не станет.

Гёте И.

Высочайший патриотизм - страстное беспредельное желание блага родине.

Чернышевский Н. Г.

Любовь к родине - не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры.

Толстой А. Н.

В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро,- сколько возможно больше и сколько возможно лучше.

Добролюбов Н. А.

Раздел 4.

Патриотизм в лирике М.Ю. Лермонтова

Одним из главных произведений Лермонтова, где проявляется патриотизм это стихотворение «Родина».
«Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой».
В этих строчках автор пишет о истинном патриотизме к своей Родине. Именно под словами «но странною любовью» и понимается скрытый патриотизм, который должен быть в каждом человеке.
Стихотворение «Родина» стало одним из шедевров не только лирики М.Ю. Лермонтова, но и всей русской поэзии. Ничто, кажется, не дает такого умиротворения, такого ощущения покоя, даже радости, как это общение с деревенской Россией. Именно здесь отступает чувство одиночества. М.Ю. Лермонтов рисует Россию народную, светлую, торжественную, величавую, но, несмотря на общий жизнеутверждающий фон. Почему любовь к своей родной стране носила у поэта столь противоречивый характер? Прежде всего, с одной стороны, для него Россия - его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию М.Ю. Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю, а значит и патриотизм, потому что народная воля это и есть патриотизм. М.Ю. Лермонтов выдвигает нечто настолько по тем времена необычное, что приходится несколько раз подчеркнуть эту необычность: "Люблю Отчизну я, но странною любовью", "но я люблю - за что, не знаю сам", "с отрадой, многим незнакомой". Это какая-то исключительная любовь к России, до конца как будто не понятая и самим поэтом. Ясно, однако, что любовь эта проявляется по отношению к России народной, крестьянской, к ее просторам и природе.

Патриотизм в лирике А.С. Пушкина.

Многие произведения А.С.Пушкина «наполнены» огромным патриотизмом к своей родине.
Так чему же учит нас великий поэт? Я думаю, что в первую очередь - любви к своей родине, большой и малой. Одной из главных черт творчества Пушкина был патриотизм. Каждая строчка его стихотворений проникнута горячей любовью к России, к Родине. Вот строки Пушкина, посвященные Москве:
Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось,
Как много в нем отозвалось.
Родина для Пушкина - это и неприметные рябины, растущие у дома, и покосившийся забор:
Люблю печальный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор.
Картины родной природы присутствуют почти во всех главах «Евгения Онегина». Это рощи, луга и поля, среди которых протекает жизнь Татьяны Лариной. Меня поражает то, как понимает, как чувствует дворянин Пушкин русские народные песни, как проникают в душу весельчака и оптимиста их грустные мелодии: «Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика». Для Пушкина исключительно велика роль впечатлений, связанных с Отечественной войной 1812 года.
В 1814 году он пишет одно из самых замечательных стихотворений лицейского периода «Воспоминания в Царском Селе». Главная его тема - недавняя победа России над Наполеоном. О, как гордится молодой Пушкин своей родиной, своим народом!

Практическая часть.

Методы исследования:

1. Анкетирование учащихся 6 классов в октябре.

С целью исследования понимания и отношения к патриотизму нами был проведен опрос. Была разработана анкета ,содержащая одиннадцать вопросов, семь из которых предполагали простой ответ « да» или « нет», остальные четыре вопроса, требовали к себе вдумчивого отношения.

Текст анкеты приводится ниже.

1.Знакомо ли Вам слово «патриотизм»?

2.Что обозначает слово «патриотизм?

3.Как вы думаете, патриотизм - это обязательное качество для каждого человека или его нужно воспитывать?

4.Если Вы считаете, что патриотизм нужно воспитывать, какими способами , на Ваш взгляд, это нужно делать?

5.Как вы считаете, велика ли роль школы в воспитании патриотизма?

6.Считаете ли вы себя патриотом?

7.Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

8.Хотели бы вы уехать из России?

9.Гордитесь ли тем, что живете в России?

10.Верите ли вы в возрождение России?

11.Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

12.Национальные обычаи, традиции народов России имеют влияние на формирование патриотического отношения?



Результаты работы:

Анкетирование проводили у 71 ученика.

1.Знакомо ли Вам слово «патриотизм»?

«да» - ответили 41учащийся, «нет» - ответили 30 учащихся.

2.Что обозначает слово «патриотизм?

Часто повторяющимися ответами были: «любовь к Родине», «человек гордится своей страной», «служит его интересам», «любит страну», « делает страну лучше», « работает на свою страну».

3.Как вы думаете, патриотизм - это обязательное качество для каждого человека или его нужно воспитывать?

«да» - ответили 50 учащихся, «нет» - ответили 15 учащихся, « не знаю» - 6 учащихся.

4.Если Вы считаете, что патриотизм нужно воспитывать, какими способами , на Ваш взгляд, это нужно делать?

«да» - ответили 40 учащихся, «нет» - ответили 5 учащихся, «не знаю»-26 учащихся

Ответы были следующие :«рассказывать о России», «приучать к ответственности», говорить детям «Россия- лучшая страна в мире», «помогать окружающим», «служить Родине», «идти в армию»…

Ответов в ином ракурсе не было.

5.Как вы считаете, велика ли роль школы в воспитании патриотизма?

«да» - ответили 49учащийся, «нет» - ответили 22 учащихся.

6.Считаете ли вы себя патриотом?

«да» - ответили 41учащийся, «нет» - ответили 30 учащихся.

7.Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

«да» - ответили 43учащийся, «нет» - ответили 21 учащихся., «не знаю»-7 учащихся.

8.Хотели бы вы уехать из России?

«да» - ответили 11учащихся, «нет» - ответили 60 учащихся.

9.Гордитесь ли тем, что живете в России?

«да» - ответили 67 учащийся, «нет» - ответили 4 учащихся.

10.Верите ли вы в возрождение России?

«да» - ответили 63 учащийся, «нет» - ответили 8 учащихся

11.Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

«да» - ответили 61учащийся, «нет» - ответили 10 учащихся.

12. .Национальные обычаи, традиции народов России имеют влияние на формирование патриотического отношения к своей стране?

«да» - ответили 61учащийся, «нет» - ответили 10 учащихся.

Есть учащиеся, которые принимают участие в организации национальных концертов и праздников и гордятся этим: Сенгепова Людмила, национальный ансамбль «Пимочки»

VI.Выводы.

В ходе проделанной работы я сумела собрать очень много информации о теоретическом значении слова «патриот».

Конечно, недостаток ресурсов, а главное - опыта не позволили проделать всю работу самостоятельно: приходилось обращаться к работам лингвистов, а также прибегать к помощи Интернет - ресурсов. В итоге мне удалось составить паспорт слова «патриотизм». Это не вся информация о слове, но как и в любом паспорте, в этом будут чистые страницы, которые я со временем надеюсь заполнить.

Выводы:

Большинство учащихся понимают значение слова «патриотизм», гордятся ,что живут в России, чтут национальные традиции , верят в возрождение и процветание России .Наша гипотеза не подтвердилась.






Список литературы:

1. С.Г.Бархударов. «Русский язык в 6 кл.», М.: Просвещение, 2007.
2. В.В.Виноградов. Русский язык. М.: «Высшая школа», 1972.
3. Э.А.Вартаньян. «Путешествие в слово», М.: Просвещение, 1982.
4. Б.А.Ларин. «История русского языка и общее языкознание», М.: «Просвещение», 1977.

5. С. И. Львова, В.В. Львов «Русский язык в 6 кл.», М.: Мнемозина 2009.
6 . Д.Э.Розенталь. Современный русский язык. М.: «Высшая школа» 1976.

7.Шмелёв А. Д. Сквозные мотивы русской языковой картины мира //Русское слово в мировой культуре. СПб., 2003.

8.Шмелёв А. Д. Дух, душа и тело в свете данных русского языка //Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М.: Языки славянской культуры, 2005, с. 134-135, 143, 148-150.

9.Шмелёв А. Д. Сквозные мотивы русской языковой картины мира //Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М.: Языки славянской культуры, 2005, с. 452-453.

Справочная литература:

ru.wikipedia.org›Патриотизм

dic.academic.ru›Патриотизм

otvet.mail.ru›question/39810417

xapaktep.net›virtues/russian/patriotism/desc.php

aphorism.ru›Патриотизм

insai.ru›slovar/patriotizm-1

4egena100.ru›rusege/tvorchestvo-lermontova-21.html











































© 2010-2022