Урок русского языка на тему Сложное предложение с разными видами связи (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

Предмет: русский язык

Класс: 9

Уровень: базовый

Программа: В.В.Бабайцева Программа по русскому языку 5-9, 10-11 классы Москва, «Дрофа». 2009

Учебники: «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Авторы: В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова, Москва, «Дрофа», 2010.

«Русский язык. Практика. 9 класс». Под редакцией Ю.С.Пичугова, Москва, «Дрофа», 2011.

Тема: Сложные предложения с разными видами связи.

Цель: Обучающийся научится находить сложные предложения с разными видами связи.

Задачи:

1. Повторить изученное о сложном предложении, признаках деления предложений на группы.

2. Распределять предложения по структуре на простые и сложные, сложные по видам на сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.

3. Познакомить с понятием «сложные предложения с разными видами связи».

3. Находить сложные предложения с разными видами связи, составлять схемы сложных предложений с разными видами связи.

4. Составить памятку нахождения в тексте сложного предложения с разными видами связи.

Оборудование: документ- камера, рабочая тетрадь ученика.

Место урока: первый урок по теме.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемый результат

Сопровождение

1. Начало урока.

Создание проблемной ситуации. Задача: повторить изученное о сложном предложении, признаках деления предложений на группы.




1.Объясняет задание.

На партах рабочая тетрадь с заданием № 1. Прочитайте. Объясните, что будете делать.

1.Читают. Объясняют.

1.Определение признака деления предложений на группы

Дидактический материал: рабочая тетрадь (задание № 1)

2.Распределите предложения, прочитайте. Объясните, почему распределили именно так.


2.На листочках на местах выделяют основы, анализируют отношения простых предложений в сложных, определяют средства связи.

У доски один ученик составляет общую схему «Виды сложных предложений».

3.Проверяют схему, созданную учеником.

2.Распределение предложений по структуре на простые и сложные, затем сложные по видам на с/п, с/с, б/с

Составление схемы «Виды сложных предложений»

Листы с названиями видов сложных предложений, магниты. Приложение № 1

2.Поиск решения проблемной ситуации.

Задача: Распределять предложения по структуре на простые и сложные, сложные по видам на сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные

1.Какое предложение не вошло ни в одну группу? Почему?

2.Что нужно сделать, чтобы понять его структуру?

1.Читают сложное предложение с разными видами связи.

2.Записывают его.

3.Выделяют основы.

4.Анализируют средства связи.

5.Составляют схему.

6.Делают вывод.

(Один обучающийся работает у доски)

1.Схема сложного предложения с разными видами связи.

Приложение № 2 . Схема предложения с разными видами связи.

3.Определение темы и цели урока.

Задача: определить тему и цель урока.

1.О чем сегодня на уроке пойдет речь?

2. Какие задания можете предложить для изучения данной темы?

3. Сформулируйте цель урока.

1.Определяют тему урока. Предлагают формулировки. Записывают тему.

2.Формулируют задания.

3.Ставят цель

1.Формулировка темы.

2.Формулировки заданий.

3.Формулировка цели

4.Изучение темы. Задача: научиться находить сложные предложения с разными видами связи., составлять их схемы.

1. Прочитайте предложения в задании № 2

( У учащихся каждого ряда свои предложения.)

Выберите сложные с разными видами связи, запишите, составьте схемы.


1. Работают в парах.

Находят сложные предложения с разными видами связи, объясняют,

Записывают, составляют схемы.

По одному человека от каждого ряда составляют схемы у доски.

1.Найденные сложные предложения с разными видами связи, схемы.


Рабочая тетрадь: задание №2

(5 предложений)

2.Запишите в тетради формулировку понятия, которое является темой сегодняшнего урока и дайте истолкование.

3.Проверьте себя, найдя объяснение в учебнике.

2.Обсуждают в парах, формулируют, записывают понятие и интерпретацию.

3.Читают. Проверяют себя, находят недочеты, устраняют их. Проговаривают друг другу, что такое сложное предложение с разными видами связи.

2.Интерпретация понятия

Учебник. Теория

5.Закрепление материала.

Задача: составить памятку нахождения в тексте сложного предложения с разными видами связи.

1.Легко ли найти сложное предложение с разными видами связи?

2.Что может помочь при нахождении таких предложений?

3.Составьте памятку «Как найти в тексте сложное предложение с разными видами связи?»

1.Отвечают на вопрос

2.Работают в парах.

Составляют памятку., зачитывают.


1.Памятка

6.Рефлексия.

Задача: анализ результативности изучения темы, выход на новое незнание

1.Светофор

Поднимите красные карточки, кто отлично понимает, что такое сложное предложение с разными видами связи и легко может его найти.

Желтые, у кого есть еще сомнения.

Зеленые, кому пока это сделать нелегко.

2. Прочитайте предложение , выберите правильный вариант ответа. Поднимите соответствующую карточку.

3.Что вызывает затруднение?

1.Поднимают карточки



2.Выбирают, поднимают карточки

3.Отвечают на вопрос, формулируют тему следующего урока.

1.Оценка своих знаний



2.Определение проблемы.

3.Формулировка темы следующего урока.

Сигнальные карточки трех цветов.


Набор карточек с цифрами от 1 до 4

Рабочая тетрадь, задание № 3

7.Домашнее задание

1.Выпишите из произведений А. С. Пушкина (1 ряд), М. Ю. Лермонтова (2 ряд), Н. В. Гоголя (3 ряд) по 5 сложных предложений с разными видами связи, составьте схемы.

1.Записывают домашнее задание

Запись на доске

Рабочая тетрадь учащегося.

Задание № 1. Прочитайте и укажите , из каких частей состоят данные предложения и какие простые предложения входят в состав каждой части. Определите виды связи между простыми предложениями в каждой части. Перепишите, расставьте знаки препинания.

1.А ландыши растут на круче, где папоротники дремучи, где ели хмуры, бородаты, где заблудилась я когда-то.

2.Осторожно ветер из калитки вышел, постучал в окошко, пробежал по крыше, поиграл немного ветками черемух, пожурил за что-то воробьев знакомых.

3.И поля цветут, и леса шумят, и лежат в земле груды золота.

4.С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем, и так продолжалось часа два, потом иней исчез, солнце закрылось. И день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и ароматными лунными сумерками под вечер.

5.Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали.

Задание № 2.

1 ряд

  1. Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону все выше и выше; казалось, что конца не будет подъёму.

  2. Плакучие ивы купали в озере свои ветви, и кое- где берега поросли осокой, в которой прятались большие желтые цветы, покоившиеся на широких плавучих листьях.

  3. С первыми лучами солнца , когда по полю ещё тянулся волнистый розоватый туман, вторая эскадрилья поднялась вслед за своим командиром, и самолёты, не теряя дуг друга из виду, взяли курс на юг.

  4. Книг он, вообще сказать, не любил читать, если заглядывал иногда в гадательную книгу, так это потому, что любил встречать там знакомое, читанное уже несколько раз.

  5. Всякое мастерство нужно хорошо знать, если хочешь хорошо работать.

2 ряд

  1. Гром грохотал над крышей, гулко возрастая и разражаясь треском, когда мелькала красноватая молния; от нависших туч темнело.

  2. Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят.

  3. Лишь изредка, если вблизи замечалась лодка или что- нибудь подозрительное, скользил яркий луч прожектора, но через минуту- две он мгновенно исчезал , и тогда снова водворялась тьма.

  4. На сегодня нужно было отложить мысль об охоте : впору было только добраться перед грозой до ночлега , так как в чащах уже расползались сумерки.

  5. Едва зайдёт солнце и землю окутает мгла, как дивная тоска забыта, всё прощено, и степь легко вздыхает широкою грудью.

3 ряд

  1. Когда рассвело, туман еще не рассеялся; он был так густ, что в пяти шагах силуэт человека почти исчезал в молочно- белой тьме.

  2. Мальчики дёргали щуку за хвост, и Арсений Романович начал читпать наставление о том, почему нельзя класть палец щуки в рот, даже если она сонная.

  3. Кругом, теряясь в золотом тумане, теснились вершины гор, и Эльбрус на юге вставал белой громадой, , замыкая цепь ледяных вершин, между которыми уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока.

  4. Я строго рассчитал время, чтобы успеть на лекцию.

  5. Учись скромности у колоса: тот, как созреет, голову склонит.

Задание № 3

Карточки с номерами 1, 2, 3, 4

Расставьте знаки препинания в предложении.

Весной того года я окончил лицей (1) и (2) когда приехал из Москвы (3) я просто поражен был (4) как изменился наш угрюмый дом.

1) 1,3 2) 2,3 3) 3 4) 1,2,3,4

Приложение №1

ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СЛОЖНОПОДЧИНЕНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

Приложение №2.

Схема сложного предложения с разными видами связи.

Приложение № 3.

Сигнальные карточки трех цветов.



© 2010-2022