Правописание корней -лаг-, - лож-

Предмет русский язык Класс      5 Дата проведения  24.02.14 Тема Правописание корней -лаг-, - лож- Тип урока Урок  «открытия» новых знаний Планируемые результаты (УУД)                               Предметные:Знать о чередовании гласных е-и в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -лаг-,-лож-. Понимать, что корни с чередованием  вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова.   Метапредметные:        1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала;анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.   2. Регулятивные: ис... Основные понятия Чередование, корень Решаемые проблемы Что такое прямое значение слова?  На чем основано переносное значение слова? Что такое метафора? Что такое олицетворение? Деятельностный компонент урока Уметь: - находить орфограмму ; - научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной - пользоваться толковым словарем. Формы обучения Индивидуальная,  фронтальная, групповая.   Методы обучения По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный. По степени активности познавательной деятельности  учащихся: проблемный.   Приемы обучения Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания. Эмоционально-ценностный компонент урока Знакомство с произведениями художественной литературы. Оборудование ЭОР: презентация, компьютер, проектор. Бумажные: карточки с  заданиями, карточки для этапа рефлексии, учебник.       Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание Организационный момент   Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.                                                                                             Здравствуйте, ребята!                                                                                                                                  «Нам дан во владение самый богатый, меткий... Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.             1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности   Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание  условий  для возникновения внутренней готовности  включения в деятельность.                                                                 Организация учебного процесса на этапе 1      - Вставьте буквы карандашом в текст Караул! У меня незавидное пол_жение: сегодня пишем изл_жение! Текст надо изл_гать подробно. Все части распол_жить в соответствии с планом. Пол_гаться на товарища не могу, потому что распол_жился я как раз перед... Формулируют ответы на вопросы учителя.   Слайд 1 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности   Организация учебного процесса на этапе 2                                                                                               -- Какие буквы вы поставили? У всех одинаковая буква в одном слове? Почему так получилось? Что нам нужно сделать?   Отвечают на вопросы учителя.         3. Выявление  места и причины затруднения Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений. Организация учебного процесса на этапе 3 Итак, цель наша на сегодняшнем уроке какая? Тема урока? (фоомулируем, записываем) Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень. Почему в родственных словах разное написание корня?  ( происходит чередование)        Излагать, слагать, предлагать, предложить, слагаемое, изложить,...             Учащиеся обсуждают ситуацию.             Учащиеся  формулируют тему урока.   Слайд 2-4 4. Построение проекта выхода из затруднения   Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей. Организация учебного процесса на этапе 4 Чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий? -Ребята, давайте составим схему, чтобы легче  запомнить правило. ( Дети проговаривают  шаги алгоритма).     выделить корень; подчеркнуть согласную корня: в корне лаг \ лож перед  Ж  пишем О. перед Г  пишем А) –  В чём сходство между правилами о п... Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей   Составление учащимися плана действий. Слайд  5-7 5. Реализация построенного проекта - А теперь давайте вернемся к письму. Давайте расставим буквы правильно, сверяясь с алгоритмом. Сделайте вывод о чередовании гласных в корнях – лаг-,  -лож-.    Делают  вывод.   Анализируют, сопоставляют и обобщают. Слайд 8 Физкультминутка Я вижу, что вы уже засиделись,  давайте с вами проведем физкультминутку.1.     Если корень является главной значимой частью слова, то встали.+2.     Если окончание образует разные формы одного и того же слова, то хлопок.+3.     Если у существительных 3 склонения, женского рода после шипящих на конце слова пишется мягкий знак, то покачали головой.+4.     Если в слове мяч на конце пишется мягкий знак, то прыжок.- Выполняют упражнения   6. Первичное закрепление с проговариванием       во внешней речи   Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.   Организация учебного процесса на этапе 6 . Найдите четвертое лишнее: 1) сложение, положение, отложить, ложный; 2) предположение, сложение, слагаемое, изложить Учащиеся работают, выступают с сообщениями.     Слайд 9-10 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Организация учебного процесса на этапе 7  Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-. Говорить искренне, откровенно – …руку на сердце. (Положа) Ничего не делать, бездельничать – сидеть … руки. (Сложа) Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – … оружие. (Сложить) Погибнуть в сражении – … голову. (Сложить) Перестать боротьс... Проверяя упражнение, учащиеся отмечают  ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов.  Проводится анализ и исправление ошибок.      8. Включение в систему знаний и повторения Цель этапа: повторить и закрепить Организация учебного процесса на этапе 8      От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте существительные. Излагать – … Предлагать – … Предполагать – … Располагать – … Слагать – … Прилагать – … Заполняют таблицу, работают в парах   9. Рефлексия учебной деятельности на уроке   Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность. Организация учебного процесса на этапе 9           - Какие цели мы ставили на уроке?  Достигли их? Докажите. - В чём испытывали трудности?  - Что помогло нам их преодолеть? - Оцените свою деятельность на уроке.                                                                 Осуществляют  самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.   Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Составить словарную диктовку на изученную орфограмму. Графически обозначить орфограмму. Составить связный текст «Я изложил мысль», используя опорные слова: сложить, вложить, предположить, предлагать, переложить и.т.д. Записывают задание.    
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Предмет русский язык

Класс 5

Тема

Правописание корней -лаг-, - лож-

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Планируемые результаты (УУД)

Предметные: Знать о чередовании гласных е-и в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -лаг-,-лож-. Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова.

Метапредметные:

1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.

Основные понятия

Чередование, корень

Решаемые проблемы

Что такое прямое значение слова? На чем основано переносное значение слова? Что такое метафора? Что такое олицетворение?

Деятельностный компонент урока

Уметь:

- находить орфограмму ;

- научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной

- пользоваться толковым словарем.

Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.

Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.

Эмоционально-ценностный компонент урока

Знакомство с произведениями художественной литературы.

Оборудование

ЭОР: презентация, компьютер, проектор.

Бумажные: карточки с заданиями, карточки для этапа рефлексии, учебник.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. Здравствуйте, ребята!

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Паустовский К. Г.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.



1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 1

- Вставьте буквы карандашом в текст

Караул! У меня незавидное пол_жение: сегодня пишем изл_жение! Текст надо изл_гать подробно. Все части распол_жить в соответствии с планом. Пол_гаться на товарища не могу, потому что распол_жился я как раз перед учителем. А учитель читает предл_жение за предл_жением. Пол_гаясь на свои знания, я старательно все излаг_ю. Грамотно изл_женный текст - залог успеха. Отл_жить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное пол_жение.

Формулируют ответы на вопросы учителя.

Слайд 1

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Организация учебного процесса на этапе 2

-- Какие буквы вы поставили? У всех одинаковая буква в одном слове? Почему так получилось? Что нам нужно сделать?

Отвечают на вопросы учителя.


3. Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.

Организация учебного процесса на этапе 3

Итак, цель наша на сегодняшнем уроке какая? Тема урока? (фоомулируем, записываем)

Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень. Почему в родственных словах разное написание корня? ( происходит чередование)

Излагать, слагать, предлагать, предложить, слагаемое, изложить, сложить.


Напишите эти слова в два столбика - с буквой А и с буквой О, выделяя корень

А О

Излагать Предложить

Слагать Изложить

Предлагать Сложить

Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.)

- Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы? С.101 Корни -лаг--, -лож- это варианты одного корня.

Учащиеся обсуждают ситуацию.



Учащиеся формулируют тему урока.

Слайд 2-4

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.

Организация учебного процесса на этапе 4

Чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?

-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. ( Дети проговаривают шаги алгоритма).

выделить корень; подчеркнуть согласную корня:

в корне лаг \ лож перед Ж пишем О. перед Г пишем А) -

В чём сходство между правилами о правописании корней -лаг- //-лож- (написание безударных гласных корня зависит от последующих согласных)

Где его можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре). Обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение слова?

(Индивидуальное задание - находят и зачитывают значение в словаре С.И.Ожегова.)

- Полог - слово вошло в русский язык из народной диалектной лексики.

Значение слова полог - вы найдете дома по словарю.

Главное, что нужно запомнить:

Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!

А теперь сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают?

Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей

Составление учащимися плана действий.

Слайд 5-7

5. Реализация построенного проекта

- А теперь давайте вернемся к письму. Давайте расставим буквы правильно, сверяясь с алгоритмом. Сделайте вывод о чередовании гласных в корнях - лаг-, -лож-.

Делают вывод.

Анализируют, сопоставляют и обобщают.

Слайд 8

Физкультминутка

Я вижу, что вы уже засиделись, давайте с вами проведем физкультминутку.
1. Если корень является главной значимой частью слова, то встали.+
2. Если окончание образует разные формы одного и того же слова, то хлопок.+
3. Если у существительных 3 склонения, женского рода после шипящих на конце слова пишется мягкий знак, то покачали головой.+
4. Если в слове мяч на конце пишется мягкий знак, то прыжок.-

Выполняют упражнения

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Организация учебного процесса на этапе 6

. Найдите четвертое лишнее:

1) сложение, положение, отложить, ложный;

2) предположение, сложение, слагаемое, изложить

Учащиеся работают, выступают с сообщениями.

Слайд 9-10

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Организация учебного процесса на этапе 7

Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.

Говорить искренне, откровенно - …руку на сердце. (Положа)

Ничего не делать, бездельничать - сидеть … руки. (Сложа)

Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться - … оружие. (Сложить)

Погибнуть в сражении - … голову. (Сложить)

Перестать бороться, действовать - … руки. (Сложить)

Проверяя упражнение, учащиеся отмечают ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов. Проводится анализ и исправление ошибок.

8. Включение в систему знаний и повторения

Цель этапа: повторить и закрепить

Организация учебного процесса на этапе 8

От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте существительные.

Излагать - …

Предлагать - …

Предполагать - …

Располагать - …

Слагать - …

Прилагать - …

Заполняют таблицу, работают в парах

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 9

- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.

- В чём испытывали трудности?

- Что помогло нам их преодолеть?

- Оцените свою деятельность на уроке.

Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  1. Составить словарную диктовку на изученную орфограмму. Графически обозначить орфограмму.

  2. Составить связный текст «Я изложил мысль», используя опорные слова: сложить, вложить, предположить, предлагать, переложить и.т.д.

Записывают задание.



© 2010-2022