Конспект урока по литературе в 9 классе «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Конспект урока по литературе в 9 классе



«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма











Тема урока: «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по содержанию, тематике, характеристике героев, нравственной проблематике, позиции автора повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Задачи:

обучающие:

- формировать умения видеть отличительные черты сентиментализма в произведениях искусства

развивающие:

- способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма развивать интерес к истокам русской литературы;

воспитательные:

- способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.

Тип урока: Урок закрепления.

Оборудование: портрет Н.М.Карамзина, иллюстрации к повести "Бедная Лиза", художественный текст повести «Бедная Лиза», учебник по литературе 9 класс под редакцией В.Я. Коровиной.

Методические приемы: словесные, наглядные, компьютерные технологии.

Ход урока.


Учебная ситуация

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Приветствие. Озвучивание темы урока.


Вступительное слово учителя

Беседа по вопросам

- Что такое сентиментализм?

- Назовите отличительные черты сентиментализма?









- Назовите представителей сентиментализма в литературе?

Литературное направление в литературе 2-й половины 18 века.

Само название «сентиментализм» указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство сентименталисты противопоставляли разуму классицистов. Сентименталисты декларировали культ чувств, воспевали простого человека, освобождение и совершенствование его естественных начал. Автор сочувствует героям, его задача - заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя. Особое внимание автор уделяет пейзажу. Основная идея - мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.

Представителями сентиментализма в России выступали Н.М.Карамзин, И.И.Дмитриев, В.В.Капнист, в ранний период творчества В.А.Жуковский.

Основная часть урока

















































Повесть «Бедная Лиза» написана и опубликована в 1792 году в «Московском журнале», редактором которого был сам Карамзин. В 1796 году «Бедная Лиза» вышла отдельной книгой и несмотря на то, что повесть написана в конце восемнадцатого века, но и сегодня она сохранила свою притягательную силу. В чём, по-вашему, успех этой небольшой по объёму книги?



  1. Что можно сказать о композиции повести?



  1. Присутствует ли автор в произведении?







  1. Какова ведущая сюжетная линия в повести?



  1. Какие проблемы подняты в повести?



Какую роль играет описание вида, открывающегося со стен Симонова монастыря? В какое время года представлена панорама Москвы?





Рассмотрим, как складывались отношения Лизы и Эраста.



  1. Ученице было дано задание: проследить по тексту изменение психологических состояний, через которые проходит Лиза. Она делится своими наблюдениями, а остальные ученики должны записать в тетрадь лексику, характеризующую эти состояния.























  1. Ученику было дано задание: проследить, какое изображение получает духовная жизнь Эраста. Остальные ученики записывают лексику, характеризующую духовную жизнь героя.





















  1. Карамзин сумел показать богатство души Лизы, глубину ее чувств. В любовных отношениях Эраста присутствует некая двойственность. Это следствие «доброго сердца» и пагубной окружающей среды. Карамзин на примере жизни Эраста убедительно показывает, какую большую роль играет чувство любви в формировании человеческой личности.

Образ Природы

Существуют, по Карамзину, высшие силы, которые выносят свой приговор человеку: Лиза обрекла себя на гибель физическую за то, что бездумно и безоглядно любила. Эраст обрек себя на гибель моральную за то, что не сдержал клятвы быть всегда с Лизой.

В каком образе представлены высшие силы?

Природа у Карамзина многолика в отношении к человеку: она сочувствует ему, может одобрять его или порицать, она способна предупредить его об опасности и обернуться врагом. И человек, и человечество могут находиться в гармонии с Природой, и они же могут превратиться в игрушку страшных, роковых сил.

-Что обозначают ландыши в руках Лизы?

-Почему ландыши Лиза бросает в Москву-реку?

-Иногда Природа точно осторожно «предупреждает» ее.. Когда?

-Выборочное чтение эпизодов повести.

-Но чувства Лизы столь чисты, прекрасны, что Природа «не может не разделить» ее радость: ведь Лиза любит и любима. Подтвердите цитатами.

-Природа «скреплена» с Лизой и в минуту ее беды - в минуту ее «заблуждения». Где? - Выборочное чтение эпизодов повести

-А связана ли Природа с Эрастом?

Подтвердите свой ответ цитатами.



В повести есть ещё один главный герой. Это рассказчик. Каков он?





В ней речь идёт о любви, т. е. о вечном, о том, что всегда волнует людей, особенно юных.

Это рассказ в рассказе, построенный по принципу кольцевой композиции: рассказчик открывает повествование и он же заканчивает его.

Да. Он присутствует не только во вступлении и эпилоге, но и там, где ведётся рассказ о трагической любви Лизы и Эраста. Часто он открыто обнаруживает свою симпатию или антипатию иногда бросает лишь замечание, позволяющее судить о его мнении, но при чтении повести мы постоянно ощущаем его присутствие.

История трагической любви Лизы и Эраста.

Их несколько: любовь-счастье, любовь- трагедия, рок и обстоятельства, природа и человек.

Читателю открывается великолепный пейзаж, красоту которого тонко чувствует и передает рассказчик, что свидетельствует о глубине и богатстве его души. Вместе с тем, противопоставляя город и деревню, автор готовит читателя к восприятию образов героев. Переход от летней панорамы Москвы к осенней настраивает на тревожное ожидание, создает грустное настроение.

Изображая поток чувств героини, Карамзин обнаружил истинное мастерство психолога. Это проявилось в особой передаче душевных переживаний Лизы, вызванных важнейшими в ее жизни событиями. Так первая встреча с Эрастом рождает в ее душе робость и смущение, которые, спустя некоторое время, сменяются волнением, предостережения матери вызывают ее слезы, но, не встретив молодого человека на другой день, Лиза грустит. Появляется Эраст - и сердце Лизы охватывает безумная радость. Ночью она не может спать, ее мучают печальные раздумья о том, что Эраст не «простой крестьянин», но признания его в любви приводят Лизу в восторг, появляется надежда на счастье с любимым человеком. Однако матушка строит планы замужества Лизы, не связывая их с Эрастом, и Лиза в тревоге говорит об этом своему другу. Он утешает ее и она, в упоении всё забывает. Забыла и себя... И тут же ей становится страшно. Узнав от Эраста о его предстоящем отъезде в армию, Лиза приходит в отчаяние. Дни без любимого становятся днями тоски и горести. Наконец, женитьба Эраста, его обман, деньги. Все это потрясает её душу, и она кончает жизнь самоубийством. Как мы видим, Лиза, полюбив, проходит через разные психологические состояния. За короткое время любви она испытала: робость и смущение, волнение, грусть, радость, печальные раздумья, восторг, надежду, тревогу, страх, отчаяние, тоску, потрясение, Все это проявление безграничной любви.

Изображая духовную жизнь Эраста, Карамзин и здесь выступает как истинный психолог, прекрасно знающий, что формирует человеческую личность и какую роль при этом играет чувство любви. Поэтому-то он и открывает читателю историю не жизни, а любви своего героя, его душу. Эраст от природы наделен добрым, но слабым и ветреным сердцем. От светских забав и чтения беспечных романов в душе его поселилась скука, душа жаждала непосредственных чистых чувств и ощущений. Любовь Лизы- это испытание героя, проверка его решения начать новую жизнь, проверка его сердца, глубины его чувств. Однако мы видим, что эгоизм Эраста побеждает. В нем одерживают победу низкие, привычные для него чувства. Он теряет интерес к Лизе, обманывает ее, изменяет своей клятве. Эраст не выдерживает испытания любовью. Это подтверждает и сам автор, позиция которого дана открыто: «Я забываю человека в Эрасте - готов проклинать его», - говорит он. Но из финала повести мы узнаем, что Эраст после смерти Лизы почитал себя убийцею, и что он часто посещает лизину могилу. Возможно, Эраст понял собственные ошибки и заблуждения. Так Карамзин на примере жизни Эраста убедительно показывает, какую большую роль играют чувства любви в формировании человеческой личности.















Можно сказать, что природа в повести всегда рядом с Лизой.

Весна, утро, солнце, ландыши, заря, птицы, тихая луна, гроза, молнии, дождь - все принимает участие в ее радостях и печалях, все говорит о гармонических отношениях, установившихся между Лизой и Природой.

В поведении Природы есть сочувствие, жалость к бедной Лизе, но нет проклятья, осужденья...

Мы видим: Природа включена во все основные события повести, поэтому она рядом с героями, видит их и оценивает их полно, достаточно эмоционально и в то же время справедливо.

Карамзин утверждает мысль, что Природа наделена разумом и не считаться с ее оценками невозможно.

Автор - человек тонко чувствующий природу, любящий природу, способный видеть красоту природы, ощущать гармонию с природой.

Автор не обвиняет своих героев, он объясняет их поведение, сочувствует Лизе, сожалеет о её гибели. В его позиции выражено гуманное отношение к человеку.

Подведение итогов

Все герои, стиль повести помогают нам осознать авторскую позицию как гуманистическую. Создавая свою повесть, Карамзин соединил категории «доброе» и «прекрасное» - нравственное и эстетическое.

В небольшом по объему произведении Карамзин воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее; он выступил за гармонию рассудка и чувства в любви; он пропагандировал гуманное отношение к человеку, порицая его за отступления от законов морали.

Нравственные уроки Карамзина достойны внимания и в сегодняшние такие сложные дни, тем более что это уроки человека, «твердый разум» которого, по словам В. А. Жуковского, «всегда смягчен был нежнейшим чувством».

Повесть пронизана уважением к человеку и воспитывает гуманность. Она открывает читателям их собственные души, будит сострадание и другие благородные чувства.


Домашнее задание

Написать сочинение на тему: «Какие нравственные ценности я извлёк(ла) из прочтения повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».




Цели:

1. На примере повести Карамзина «Бедная Лиза» познакомить учащихся с литературным направлением - сентиментализм

2. Развивать навык сотрудничества в группе

3. Способствовать воспитанию такого нравственного качества, как ответственность за свои поступки перед людьми.

Словарная работа: сентиментализм, сентиментальный, чувствительный, эмоциональный; демократичный; прогрессивный

Оборудование: Иллюстрации учащихся к повести Карамзина Н.И.

Музыка: Гайдн (звучит для создания эмоционального настроя в начале урока и во время работы в группе)

Ход урока:

I Обозначение темы, цели урока. Ожидаемые результаты

II. Подход к теме. Повторение материала предыдущих уроков.

Мы изучили творчество Фонвизина, Ломоносова, Державина. Что объединяет этих писателей?

(принадлежность к классицизму)

- Вспомните черты классицизма.

НА доске:

КЛАССИЦИЗМ

- Культ разума, долга

- Общественная и гражданская тематика

- Соблюдение литературных норм и правил

Дома вы читали повесть Карамзина «Бедная Лиза». Отвечает ли это произведение требованиям классицизма? Докажем это во время беседы.

III. Беседа по содержанию повести.

1. Кто герои произведения?

(Главная героиня - Лиза. Автор называет ее прекрасной, любезной, робкой. Отец ее был очень трудолюбивый человек, и семья жила в достатке. Но скоро он умер. Мать Лизы от горя слегла. Пришлось 15- летней Лизе взять все хлопоты о себе и матери на себя. Она ткала холсты, вязала чулки, собирала цветы, ягоды и продавала в Москве.

Эраст - довольно богатый дворянин, вполне умный и с добрым от природы сердцем, но слабый и ветреный. Вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах. Скучал и жаловался на судьбу. Он читал романы, идиллии, был мечтательным. Когда Эраст встретил Лизу, он решил оставить «свет».)

2. Как развивались их отношения?

(Лизе исполнилось 17 лет, когда она однажды встретилась с Эрастом. Он купил у нее цветы. На другой день он пришел к Лизе в дом и заверил старушку - мать, что будет сам покупать все, что продает Лиза. Мать была рада, так как это избавляло ее от волнения за Лизу, когда та уходила в город продавать.

На следующий день Лиза мечтала о новой встрече с Эрастом, сидя на берегу. Вдруг, как в сказке, действительно перед ней появился он. В этот день они признались друг другу в любви и стали встречаться всякий день. Любовь их разгоралась день ото дня.)

3.Какой момент повести вы считаете кульминационным и почему?

(Однажды Эраст объявил Лизе, что едет в поход. Через 2 месяца, Лиза неожиданно встретила его в Москве, куда приехала за лекарством для мамы. Она бросилась к нему. Он привел девушку в свой дом, в кабинет и сказал ей, что он должен жениться на другой, а она должна его забыть. Дал ей 100 рублей и велел слугам выпроводить.)

4. Как разрешается конфликт в повести?

(Лиза, потрясенная обманом Эраста, бросилась в озеро и утонула)

IV. Знакомство с литературным направлением «сентиментализм»

- Итак, можно ли считать, что в этом произведении присутствует культ разума? А что? (чувство) Подберем однокоренные слова (чувствительный). Синонимы к этому слову? (эмоциональный, сентиментальный)

- Какая тематика произведения? (любовная)

- Соблюдены ли литературные нормы? (нет)

- Таким образом, речь идет о литературном направлении - сентиментализм.

Заполняется вторая половина доски:

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

- Культ чувства

- Любовная тематика

- Нарушение литературных норм и правил классицизма

- Итак, на примере повести Карамзина мы можем говорить о новом литературном направлении - сентиментализме. Запишите вторую тему урока.

Откройте учебник на стр. 62 (Работа с учебником)

V. Работа в группе.

1. Задание группы выбирают сами

Решение проблемы: был ли сентиментализм прогрессивным явлением в литературе? Для этого надо вспомнить вновь черты классицизма и, опираясь на полученные знания, материал учебника и текст повести, ответить на вопросы:

Задание 1 группе

Задание 2 группе

Задание 3 группе

1. Каково социальное положение героев классицизма?

Кто герои произведений

Н.И. Карамзина? Каково их социальное положение?

Подумайте над вопросами, предложенными 1 и 2 группам

2. На какие 2 группы можно разделить героев произведений классицизма?

2. На какие 2 группы можно разделить героев Карамзина?

Выслушайте ответы товарищей.

3. Как показаны герои произведений классицизма?

3. Как показаны герои Карамзина?

Сделайте вывод о значении сентиментализма в развитии литературы

2. Ответ учащихся

VI Вывод учителя

Да, ребята, демократичность (от «демос» - народ - слово на доске) сентиментализма проявилась не только в том, что героями становятся люди из народа, а в том, что они являются носителями положительных качеств, нравственной чистоты. Те, кто огражден богатством и знатностью от труда, обязанностей, быстро утрачивают природную чувствительность, становятся грубыми и жестокими. Люди, привыкшие заботиться и думать не только о себе, сохраняют и развивают заложенную от природы доброту и чувствительность. В этом заключался прогрессивный характер сентиментализма

VII Тест. (уровневый)

I уровень:

1. По характерным признакам определите идейно-эстетическое направление художественного метода в русской литературе XVIII века:

1) Гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, конфликт между чувством и долгом.

2) Изображение единичной, частной обыденной жизни преимущественно «средней» личности в ее внутренней сущности, в ее повседневности, культ чувства, трогательность, чувствительность, искание идеального образа «жизни вне цивилизации»

А) сентиментализм б) классицизм

2. Каков жанр произведения Карамзина?

А) рассказ б) повесть в) роман г) быль

3. Возле какого монастыря находится место, связанное с именем Лизы из произведения Карамзина?

А) Раифского б) Зилантова в) Симонова

4. Какого цвета глаза у героини Карамзина?

А) голубые б) зеленые в) серые г) карие

5. Где произошло первое свидание Лизы и Эраста?

А) на берегу Москвы - реки б) на берегу озера в) на опушке леса г) в Москве

6. От какого лица ведется повествование?

А) от первого б) от второго в) от третьего

II уровень:

7. Какие эпитеты использует Карамзин, говоря о своей героине? _____________________

8. Чему научили отец и мать Лизу?_______________________________________________

9. Найдите фразу , в которой заключена главная черта сентиментализма?_______________

III уровень

10. Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? (дайте развернутый ответ)_____________________________________________________________

VIII. Подведение итогов урока

№ гр.

№ п/п Фамилия , имя учащегося

Иллюстрация

Ответы с места

Монолог. ответ

Работа В группе

Тест

Итого





IX Домашнее задание:

Подготовить сообщение о биографии Карамзина, его деятельности как публициста и историка

стр. 76, вопрос 3

Написать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении Карамзина (стр.76, вопрос 4)



Использованные ресурсы:



  1. proshkolu.ru/club/literature9/file2/1198384

  2. proshkolu.ru/club/literature9/blog/306394/

  3. zavuch.info/methodlib/157/78374/

  4. openclass.ru/node/172654



15


© 2010-2022